Методическая работа: «Повышение мотивации учебной деятельности на уроках истории» (из опыта работы)
методическая разработка по истории (9, 10, 11 класс) на тему

Ёлкина Ольга Ильинична

   Где же истоки учебной мотивации? На какие «кнопочки» нужно нажимать, к каким внутренним источникам активности ребенка подключаться, для того чтобы побуждать его к учебному труду? Вашему вниманию я предлагаю перечень таких источников, не претендующий на безусловную полноту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       

                                                                 

                                             

                                                    Методическая работа:

           «Повышение мотивации учебной деятельности

                         на уроках истории» (из опыта работы)

                                                                                        Выполнила учитель истории

                                                                                      МОУ Большекарайская СОШ

                                                                                                            им. Н. Ф. Сосина                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                   Ёлкина О. И.

                                                     

                                                              декабрь 2017

                                               СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение …………………………………………    стр. 3
  2. Этапы учебной деятельности: ………………………..  4
  1. Ориентировочно-мотивационный;……………….   4
  2. Операционный:

     предоставление свободы выбора; ………………… 5

                групповая и парная работа; ………………………. 5

                игровая деятельность  ……………………………   7

                проектная деятельность …………………………..  8

                использование КТ   …………………………………8

  1. Рефлексивный   …………………………………….. 9
  1. Заключение   …………………………………………... 10

Используемая литература ………………………… 11

Приложение …………………………………………12

     

                                                  

 Введение.

   При организации учебной деятельности ничто так сильно не интересует и не заботит опытного педагога, как учебная мотивация школьников,

так как по справедливому наблюдению психологов, результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта, и на 70-80% –от мотивов.

    Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний? Есть много способов внешней мотивации.  Но успешность учебной деятельности и в конечном счёте качество образования зависят от внутренней мотивации.

  От чего должна зависеть успешность учебной деятельности?        

  Для того, чтобы быть успешной, учебная деятельность должна соответствовать основному требованию - быть как для обучающегося, так и для обучаемого разносторонне мотивированным процессом.

   Еще Ушинский говорил – «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей».

   Где же истоки учебной мотивации? На какие «кнопочки» нужно нажимать, к каким внутренним источникам активности ребенка подключаться, для того чтобы побуждать его к учебному труду? Вашему вниманию я предлагаю перечень таких источников, не претендующий на безусловную полноту:  

  • Интерес к информации (познавательная потребность).
  • Интерес к способу действия.
  • Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нем.
  • Потребность в самовыражении и (или) самопрезентации.
  • Потребность в самообразовании  и (или) самовоспитании.
  • Актуализация творческой позиции.
  • Осознание значимости происходящего для себя и других.
  • Потребность в социальном признании.
  • Избегание наказания (физического или морального).
  • Получение материальных выгод и преимуществ.

   Особое внимание в своей деятельности уделяю позициям с 4-ой по 8-ую.  Именно данные потребности я стараюсь развивать на уроках.  

В своей деятельности я реализую идеи профессора, доктора педагогических наук Третьякова Петра Ивановича.

   В основе учения Третьякова П.И. – учение о психодидактике -  науке о взаимосвязи и взаимодействии психологических учений и дидактических принципов. В процессе психического развития осуществляется творческое развитие, при грамотном использовании дидактических приемов, развиваются такие умения ученика, как самоанализ, самопланирование, самоконтроль, самокоррекция.

                             

Этапы учебной деятельности.

Учитель и ученик в учебной деятельности проходят 3 этапа:

  1. ориентировочно-мотивационный
  2. операционно-исполнительный
  3. рефлексивно- оценочный

Чему учу своих учеников

  1. ориентировочно-мотивационный

учащийся должен сам сформулировать для себя цель и основную учебную задачу

  1. операционный

ученик планирует совместно с учителем свои действия  и возможности в решении этой задачи

     3. рефлексивный

ученик умеет оценить свою деятельность, произвести самооценку полученного результата

                   

   

На 1 этапе ученик ставит сам цель урока и учебную задачу.

  1. ориентировочно-мотивационный

учащийся должен сам сформулировать для себя цель и основную учебную задачу

      Некоторые темы не вызывают затруднений у учащихся. Например, тема урока «Нашествие монголо-татар».  Учащиеся говорят, на уроке мы должны узнать, о походах монголо-татар на Русь, о борьбе русского народа с монголо-татарами, о последствии для Руси монголо-татарского нашествия.  

   Я усложняю деятельность учащихся на этом этапе урока – необычно обозначив тему урока, например, «О, русская земля!  Уже ты за холмом», или использую прием «Верите ли Вы, что …», начинаю урок с занимательной истории.

  Цель учащиеся записывают в тетрадь, и в конце урока ученики сами определяют, удалось ли достичь цели урока, подводят  итоги на  3 этапе.

 У каждого учителя накоплен достаточно большой арсенал поддержания познавательного интереса учащихся занимательными историями и проблемами.

 И если у ребенка возникнет познавательная потребность или потребность в  самообразовании – будет облегчен второй этап учебной деятельности – операционный.

 2 этап - самый трудный этап и требующий огромных затрат учителя.

операционный

ученик планирует совместно с учителем свои действия и возможности в решении задач

   Предоставление свободы выбора.  Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты. В моем арсенале имеется разнообразие форм и методов организации деятельности учащихся, где учащимся предоставляется свобода выбора. 

   Например, по теме урока «Экономическое развитие СССР в 30 годы» учащимся предлагаются задания на выбор - составление конспекта темы по учебнику, подготовка тестовых заданий по теме, работа по модулю, работа с документами, решение проблемного вопроса. Таким образом, создается ситуация выбора при изучения нового материала.

   Контроль знаний будет осуществляться при помощи разноуровневых заданий.

Первый уровень – обязательный минимум (тест). Главное свойство этого задания: оно должно быть посильно любому ученику. Первый уровень будет обязателен для всех.

   Второй уровень – тест с элементами логического мышления. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и проявляют интерес к предмету.

  Третий уровень - это творческое задание (сочинение, работа с документами, логические задания). Обычно оно выполняется на добровольных началах.

Возможно и другое применение разноуровневых заданий -  учащиеся сами выбирают уровень, и могут отказаться от первого уровня.

 История России. 9 класс. Дидактические материалы. Разноуровневые задания. ФГОС Необходимым подспорьем при осуществлении контроля являются дидактические материалы «История России. 9-11 класс. Разноуровневые задания» под редакцией Чернова Данилы Ивановича: Москва «ВАКО» 2015 г.

  Большими возможностями обладает групповая и парная работа.

  Главное правило групповой деятельности - не расслаивать учеников на сильных и слабых, а организовать взаимообучение детей.

  Необходимые условия групповой работы – состав группы - 3-5 человек (к сожалению, в малокомплетных классах условия иные), добровольность создания групп, четкое распределение ролей в группе.

  Функциональные роли в группе определяются перед началом выполнения задания, а коммуникационные роли после выполнения задания.

- функциональные роли: организатор, генератор идей, исполнитель идей, эрудит, критик, эстет, эксперт,

 - коммуникационные роли: лидер, организатор, адвокат, судья, посредник, оптимист, пессимист, конформист, воспитатель.

   Групповая работа способствует формированию коммуникативных компетенций, т.к. учащимся приходится работать в группе, выполнять разные роли: быть лидером, ведомым, организатором, исполнителем; афишировать результаты деятельности группы, выступая перед классом. Учащиеся отмечают, что благодаря таким занятиям «научились выступать публично», «дискутировать», «быстро думать».

    Групповая работа используется мною и на лабораторных занятиях.

Группа учащихся работает над пакетом документов по определенной тематике или вопросу. Например, в 10-м классе проводится лабораторное занятие по теме «Внутренняя политика Николая 1», группы ребят работают по темам «Личность Николая 1», «Русское общество в эпоху Николая 1»,  «Система государственного управления (военные и чиновники)»,  «Система государственного управления III отделение»,  «Крестьянский вопрос».

В конце занятия делаются выводы.

    В 10-ом классе проведено лабораторное занятие «Быт и развлечения дворян 18 века».

Данное занятие требовало большой подготовки.  Учащимся был дан алгоритм работы:

1. План усадьбы, внешний вид дома и хозяйственных построек.

 2. Интерьер господского дома.

3. Предметы в доме.

4. Мода во второй половине XVIIIв.

5. Прически, предметы туалета.

6. Питание в XVIII в.

7. Развлечения русских дворян столичные и деревенские

    Мною широко используется парная работа. Использую метод «Перекрёстный огонь» - состязание в знаниях между двумя парами учащихся. На одни и те же вопросы (устно) отвечают две пары учащихся.

   Другой вариант две пары учащихся состязаются в знаниях и умении составлять вопросы.

   В классе в паре учащиеся работают над историческими документами, творческими заданиями, например, составлением ребусов, исторических  задачек, плакатов, кроссвордов.

   Групповая работа используется как при изучении нового материала, так и вовремя повторительно-обобщающих или уроков-игр: (дидактических и ролевых).

   Игровая деятельность мобилизует творческие силы личности, её воображение, пробуждает её искать новые, ещё неосвоенные способы решения игровых проблем, соблюдая предписываемые игровой ролью правила и нормы поведения и отношений. Педагогический потенциал игры в созидании человека включает: социализирующие возможности игры, позволяющие ребёнку осознавать себя частью большого общества, постигать нормы и традиции этнокультурного бытия, интегрировать социокультурный опыт предшествующих поколений и осваивать способы его трансляции потомкам; развивающие возможности игры, активизирующие, актуализирующие природные, сущностные резервы человеческого организма, дающие толчок совершенствованию его интеллекта, воли, эмоциональной сферы; дидактические возможности игры, облегчающие вхождение ребёнка в мир знаний, постижение им основ наук, приобщение к социокультурному наследию; диагностические возможности игры, позволяющие отслеживать динамику интеллектуального, деятельного и эмоционального роста человека, проявляющуюся в отношениях к людям, культуре, самому себе.

   Во всякую задачу-игру входит, как непременное её условие, умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет собой совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений. Она является первой школой мысли для ребёнка». Фантазия, логика, воображение, интуиция, реактивность – всё это из игры. Одна из высочайших ценностей участия в играх – обогащение эмоциями. Игра заставляет находить неожиданные, правильные, неправильные и потому часто особенно интересные решения.

Охарактеризуем подробно виды игр, применение которых эффективно на уроках истории и обществознания.

Игры - путешествия совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: историка, экономиста, топографа и т.д. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих

письменных документах деловое изложение материала сопровождается

домыслом.

  Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности школьников, их свободной фантазией.

   Группа игр, которая используется как средство развития познавательной

активности детей –это игры с готовыми правилами, называемые дидактическими. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель.

   Интеллектуальные – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности,

тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит,

побуждают их познавательную активность. Используя в своей работе все виды игровой деятельности, имею огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Сюда следует отнести и развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д. Дидактические игры вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает познавательную активность.

   Как часто я провожу уроки, основанные на игровой технологии? Во-первых, необходимо выделять игровые моменты на уроке и уроки, построенные на игре полностью. Игровые моменты можно применять на уроках практически постоянно, на разных этапах урока. Уроки, основанные на игровой технологии, требуют от учителя значительной подготовки, поэтому их проведение на каждом уроке ограничено. Приведу пример включения игровой технологии в тематическое планирование (Приложение 1.)

      Таким образом, мы видим, что игру или игровой элемент можно использовать практически на любом уроке, достаточно только правильно спланировать урок и придумать что-то оригинальное и необычное.  

                                     

                                          Проектная деятельность.

       С 2007 года мои ученики работают над проектами, самостоятельно готовят презентации. Например, изучая тему «Внешняя политика во 2 пол. 19 века»,  группы ребят работали над проектами по темам «Европейское направление внешней политики России во 2-ой пол. 19 века», «Политика России в Средней Азии», «Дальневосточная политика», «Сравнительная характеристика политики Александра 2 и Александра 3», «Балканский кризис во 2-ой половине 19 века».

Заканчивая изучать курс истории в 10-ом классе – учащиеся готовили презентации по основным вехам, изученным в 10-м классе  - «Деятельность Ивана Грозного», «Смутное время в России», «Первые Романовы», «Петр 1 – то академик, то герой то мореплаватель, то плотник», «Эпоха дворцовых переворотов», «Екатерина Великая».

      Подготовка учениками презентаций к урокам позволило создать целую их коллекцию.

                                               

                                                     Использование КТ.

В своей работе я использую возможности интернета, (в моём арсенале кабинетный и личный компьютер) – учащиеся имеют возможность работать в паре в своём темпе, режиме, выбирая соответствующие задания. Так, в этом учебном году был проведен повторительно-обобщающий урок «Россия в 18 веке».

   Наиболее интересным домашним заданием для увлекающихся историей ребят  является «Поиск в Интернете противоречивых точек зрения». Конечно сайты, где можно взять этот материал я сама указываю ребятам. А дальше – идет самостоятельная исследовательская работа учащихся.

 

3-ий этап- рефлексивный.

     3. рефлексивный

ученик умеет оценить свою деятельность, произвести самооценку полученного результата

   Этап важен для психологически грамотной организации мотивации учебы. Я ориентирую своих учеников при обучении на индивидуальные достижения.  Поощряю и подкрепляю достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат - оптимальная мотивация и успешная учеба.

Нужно было продолжить предложения: «Я сегодня сделал для себя вывод…», «Я сегодня понял…», «Я сегодня задумался…».  

Оценить свою работу на уроке по 5-балльной шкале, отвечая на вопросы.

Вопросы:

«5»

«4»

«3»

1. Как я усвоил материал?

 

 

 

2. Как я работал?

 

 

 

3. Со всеми заданиями справился на

 

 

 

                       

                        Оцени свою деятельность, ответив на вопросы да, нет

Вопросы:

да

нет

 1. Получил прочные знания

 

 

2. Мало, что понял, необходимо поработать

 

 

3. Со всеми заданиями справился сам

 

 

 4. Работа была неинтересная

 

 

   

                                                     

     Заключение

    Общая идея такова: с учетом разных начальных условий для каждого конкретного ребенка, включенного в процесс обучения, существует свой, индивидуальный уровень развития, который он сможет достичь при условии наиболее благоприятной для него организации учебного процесса. Только оптимальное сочетание всего многообразия форм урока, может способствовать успешному развитию личности учащихся.  Найти и создать эти условия – задача каждого педагога.

Литература

1.        Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы    педагогики   индивидуальности:    Учеб.    пособие /О.С.Гребенюк, Т.Б.Гребенюк, Калинингр. ун-т. - Калининград, 2000;

2.        Грекова В.А.. Психология учебной мотивации обучающихся. Учебная мотивация: основные теории и подходы // Северо-Кавказский психологический вестник 2008. - №6/3;

3.        Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л.И.Божович, Л.В.Благонадежиной. – М.:Педагогика;

4.        Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы/ Е.П.Ильин – СПб.: Питер, 2002;

5.        Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия/Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.В.Фаликман. – М.: АСТ: Астрель, 2009;

6.        Ромусик, Н.А. Методика диагностики мотивации учебной деятельности личности в юношеском возрасте //Психологический журнал, 2007. - №1;

7.        Скрипкин, И.Н. Формирование положительной мотивации у школьников к учебной деятельности на основе дифференциации образовательного процесса: научно – методическое издание /И.Н.Скрипкин. – Липецк, 2010;

8.        Мотивация персонала в современной организации: Учебное пособие /Под общ. ред. С. Ю. Трапицына. – СПб.: ООО «Книжный Дом»

 

 

                                                                                                      Приложение 1.

Раздел курса. 
Тема урока 

                      Урок - игра 

Игровые моменты 
Этап урока 

Ролевая игра 

Дидактическая игра 

Жизнь первобытных людей 

1. Древнейшие люди 

2. Родовые общины охотников и собирателей 

Ролевая игра 
« Поиск сокровищ древнего человека» 

3. Возникновение искусства и религиозных верований 

Начало истории человечества 

Дидактическая игра «Конкурс эрудитов» 

Древний восток 

1. Государство на берегах Нила 

Словесное домино - закрепление 

2. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

3. Жизнь египетского вельможи 

Ролевая игра «Конкурс Мюнхаузенов» 

4. Военные походы фараонов 

Дидактическая игра 
«Слепая карта» 

5. Религия древних египтян 

Кроссворд – опрос домашнего задания 

6. Письменность и знания древних египтян.

Турнир любознательных 

7. Древнее Двуречье 

Ролевая игра «Путешествие в Месопотамию» 

8. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы 

Сюжетная игра «Аналитик» 

9. Финикийские мореплаватели 

Словесное домино- изучение нового материала

10. Повторительно – обобщающий урок 

Ролевая игра «Путешествие в загадочную страну» 

11. Библейские сказания.

Интеллектуальный марафон 

12. Древнееврейское царство 

13. Ассирийская держава

Что бы это значило – изучение нового материала

14. Персидская держава 

Найди ошибку – опрос домашнего задания 

15. Природа и люди Древней Индии 

Путешествие в картинках

16. Индийские касты 

Пресс-конференция 

17. Чему учил мудрец Конфуций 

Игра «Аналитик» 

18. Первый властелин единого Китая 

Головоломки на всех этапах урока 

Древняя Греция 

1. Греки и критяне 

Путешествие в вечную тайну античности 

2. Микены и Троя 

3. Поэма «Илиада» 

По страницам древней книги 

4. Поэма «Одиссея» 

5. Религия древних греков 

Ролевая игра «Бюро находок» 

6. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу 

Найди ошибку в тексте – изучение нового материала

7. Зарождение демократии в Афинах 

Ролевая игра «Афинское собрание» 

8. Древняя Спарта 

Программа воспитания настоящего современного спартанца 

9. Греческие колонии 

10. Олимпийские игры 

Сюжетно-ролевая Игра «Олимпийские игры в Древней Элладе» 

11. Победа греков над персами в Марафонской битве 

Игра «Стратег» 

12. Нашествие персидских войск на Элладу 

Ролевая игра «Путешествие по залу греко-персидских войн» 

Наведи порядок (россыпь) 

13. В гаванях афинского порта Пирей 

Пиктограмма -закрепление 

14. В городе богини Афины 

Экскурсия по древнему городу 

15. В афинских школах и гимнасиях 

Одушевлённая картинка 

16. В театре Диониса 

Головоломка – закрепление 

17. Афинская демократия при Перикле 

Игра «Эксперт» 

18. Повторительно – обобщающий урок 

Конкурс знатоков истории 

19. Города Эллады подчиняются Македонии

Люди и события (россыпь) 
повторение изученного 

20. Поход Александра Македонского на Восток 

Игра «Ты – полководец» 

21. Повторительно-обобщающий урок 

Турнир любознательных 

Древний Рим 

1. Древнейший Рим 

Клуб путешественников 

2. Завоевание Римом Италии 

Слепая карта - 
изучение нового 

3. Устройство римской республики 

Кроссворд «Устройство республики» объяснение нового материала 

4. Вторая война Рима с Карфагеном 


Игра «Стратег» 

5. Установление господства Рима во всём Средиземноморье 


Слепая карта 

6. Рабство в Древнем Риме 


«Летописец» 

7. Земельный закон братьев Гракхов 

Игра «Народное собрание» 

8. Восстание Спартака 

Телепередача «Восстание Спартака» 

9. Единовластие Цезаря 

Узнай исторического деятеля- закрепление 

10. Установление империи 

11. Повторительно-обобщающий урок 

Конкурс интеллектуалов 

12. Соседи Римской империи 

Чайнворд - закрепление 

13. В Риме при императоре Нероне 

Урок-суд «Осуждая Нерона» 

14. Первые христиане и их учение 

15. Расцвет империи во 2-м веке 

Кроссворд повторение домашнего задания 

16. «Вечный город» и его жители. 

Путешествие по Риму 

17. Римская империя при Константине 

Иллюстрированная викторина –закрепление 

18. Взятие Рима варварами. 

Экспонаты несуществующего музея 

Итоговое повторение 

Путешествие по странам Древнего мира 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии на уроках истории ( из опыта работы)

представлен опыт работы с использованием ИКТ на уроках истории...

«Технологии, методы и приёмы личностно – ориентированного подхода в обучении на уроках истории» (Из опыта работы).

В работе показаны основные технологии, методы и приемы личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках истории....

Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории (из опыта работы учителя).

Проектно-исследовательская деятельность на уроках являлась до недавнего, времени, педагогическим новаторством. Преимущество отдавалось традиционным урокам. Конечно, нельзя говорить о том, что на совре...

Игровые технологии на уроках истории (из опыта работы)

Материал предназначен для учителей истории, работающих в 5-7 классах...

Тестирование на уроках истории. Из опыта работы

Представлен материал   о  применении  и проведении тестирования в ходе проверочной, самостоятельной и контрольной работ, а также с целью контроля и проверки качества знаний  учащих...

Формирование учебной мотивации школьников на уроках биологии(из опыта работы

Каждый учитель желает, чтобы его ученики хорошо учились, с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является о...

Формирования исходной мотивации обучающихся на уроках истории (из опыта преподавания)

Аннотация. В статье представлено описание одного из приемов формирования исходной мотивации обучающихся на уроке истории.Ключевые слова: мотивация, исходная мотивация, формирующее оценивание, этапы ур...