Сердце православной России
творческая работа учащихся по истории (8 класс) по теме

Цель исследовательской работы - раскрыть историческую значимость Троице-Сергиевой Лавры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon serdtse_rossii.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Республиканский конкурс-фестиваль научно-исследовательских и творческих работ «Великие сыны России – Человек и Общество»

Религия и церковь как институт общественного развития России

« Сердце православной России»

                                                                                     

                                                                                          подготовила

                                                                                          ученица 8Б класса

                                                                                          МБОУ «СОШ» №9

                                                                                          г. Чебоксары

                                                                                           Бесчастнова Мария

                                                                                           Михайловна

                                                                                           Научный руководитель:

                                                                                           Семенова Елена Сергеевна

Чебоксары, 2017

Содержание

Введение..................................................................................................................3

Первая Лавра России..............................................................................................4

Роль Свято-Троицкой Лавры в истории Российского государства......................5

Выводы.......................................................................................................................9

Список литературы..................................................................................................10

                                Введение

        В этом году исполняется 1155-летие со дня образования российской государственности и 680-летие образования Троице-Сергиевой Лавры.

        Цель моей исследовательской работы - раскрыть историческую значимость Троице-Сергиевой Лавры.

        Для достижения данной цели перед нами были поставлены следующие задачи:

1.Рассмотреть историю возникновения Троице-Сергиевой Лавры, жизнь и деяния ее основателя.

2. Определить роль Троице-Сергиевой Лавры в истории России.

3. Рассмотреть образ Сергия Радонежского в церковной жизни  нашего города.

        В последнее время замечается повышение интереса к жизни святых, жизни церкви, в связи с этим данная тема является актуальной.

        В ходе работы мы пользовались историческими трудами Авраамия Палицына, а так же Е.Голубинского, И.О. Тюменцева, которые подробно рассматривали осаду Лавры, однако нами преследуется цель - охватить весь период истории российского государства. Также нам стало интересно, как образ Сергия Радонежского отражается в церквях нашего города.

        Первая Лавра России

        Лавра Сергиева Посада по праву считается одной из самых важных православных святынь в России. Ее почитают и называют сердцем православного мира, так как на протяжении всей своей истории эта обитель показывала несгибаемую силу духа и веру. На сегодняшний день тут находится самый крупный православный мужской монастырь.

        Лавра- часть города, населенная местность, обнесенная оградой и стеной. Еще в глубокой древности название Лавра применялось к многолюдным и важным монастырям.                                                                                         До того, как святой Сергий Радонежский пришел на холм Маковец, место это было хорошо известно окрестным жителям. Те, кому случалось заночевать в лесу, рассказывали, будто бы наблюдали яркий свет, струящийся над землей, некоторые видели даже языки пламени, а иные явственно ощущали разлившееся в воздухе благоухание.                                         Возникновение Троице-Сергиевой Лавры уходит в далекую глубь времен, а именно к 1337 году, когда близ города Радонеж двое братьев Варфоломей и Стефан выстроили келью и небольшую церквушку. Через некоторое время Стефан решил перебраться в Богоявленский монастырь, а Варфоломей остался. Последний принял постриг и стал называться именем Сергий. В одиночестве отшельник был около двух лет, мудро сочетая молитву и труд, псалмопение и чтение божественных книг, но постепенно в Радонеже узнали об отшельнике. Близ его кельи стали селиться те, кто желал получать наставления. Всего насчитывалось двенадцать келий, которые через некоторое время были обнесены заборчиком, а также поставлены ворота.                                         Через некоторое время был назначен игуменом Митрофан, который пробыл на этом посту до 1344 года. После должность перешла самому Сергию Радонежскому. Он ревностно следил за соблюдением порядка служения, приучил иноков строго соблюдать порядок повседневного служения. Семь раз в день собиралась братия в храме для общей молитвы[4, 3].                                          Не принесши из мира в пустыньку никакого имущества, преподобный вряд ли помышлял о благолепном храме и процветании монастыря. Но архимандрит Симон вручил ему на монастырское благоустройство все свое состояние. На эти средства построили большой деревянный храм и привели в порядок кельи, расположившиеся теперь четырехугольником вокруг храма

         Роль Свято-Троицкой Лавры в истории Российского государства

        Рассмотрим, какую роль играла Лавра на протяжении всей истории.

        Важной вехой в истории России стало татаро-монгольское иго. Это было тяжелое время для всех. Мамай вел полки на разорение земли русской, великий князь Дмитрий, готовясь выступить в поход, просил благословения и молитвы у Радонежского игумена, почитая того как своего духовного отца.  В день Рождества Пресвятой Богородицы, 8 сентября 1380 года, со смертельного поединка троицкого инока Александра Пересвета и татарского богатыря Челубея началась битва на поле Куликовом. Все время, пока шла жестокая сеча, преподобный стоял с иноками на молитве, непостижимым образом следя за ходом битвы и сразу поминая павших по именам.

         В 1392 году будущая Лавра Сергиева Посада потеряла преподобного Сергия. Он отошел в мир иной, перед кончиной заповедав братии хранить чистоту православной веры. Его преемником стал Никон.

        В Едигеево нашествие на Москву, случившееся в конце 1408 года, Никон был во сне предупрежден преподобным Сергием о напасти и увел братьев в безопасное место. Однако монастырь был выжжен  дотла.  Вернувшийся Никон отстроил его заново, теперь деревянные строения заменялись на каменные.

        Большой интерес составляет  период в жизни монастыря, когда он осаждался поляками и литовцами. Обитель осаждалась огромным войском, а защитников было в 15 раз меньше. В это время вся Лавра Сергиева Посада стояла на молитве. Объяснить, как 16-месячная осада закончилась для поляков поражением, невозможно. Многие чудеса, явленные в дни осады, описаны келарем монастыря Авраамием Палицыным в его сочинении о Смуте «История в память предъидущим родом».

        По словам историков, Троице-Сергиеву лавру осаждало польско-литовское войско гетмана Яна Сапеги, усиленное отрядами их русских союзников-тушинцев и казаков под командованием полковника Александра Лисовского. По мнению Е.Е.Голубинского, Сапега мог и не захватывать монастырь, но поляка привлекла слава о великих богатствах монастыря, а взятие его казалось легким делом. Был еще один мотив - если бы удалось захватить лавру, то для осажденной Москвы прервалось бы сообщение с северными городами, что ухудшило бы положение царя.
        
Историки пишут, что С 13 на 14 октября был первый приступ. Успешно отражая приступы врагов, осажденные позволили себе делать и вылазки на них. Первая такая вылазка имела место 19 октября, или через 16 дней от начала бомбардировки монастыря. Затем, в течение осады защитниками также неоднократно делались вылазки.
На зимнее время осада была прекращена, но защитников постигло другое страшное бедствие. От монастырской тесноты, грязи, плохой пищи и воды началась в монастыре эпидемия цинги. От страшной болезни ежедневно умирало по двадцать и по тридцать, по пятьдесят и даже, по мнению Палицына, по сто человек. Болезнь свирепствовала не только всю зиму, но почти и всю весну – до 10–15 мая следующего, 1609 года [2, 5].
        
И.О.Тюменцев пишет о состоянии защитников монастыря к лету 1609 года: из 300 монахов Троицкого и Подольного монастырей в живых осталось только 40; из 2,5 тыс. воинов в строю находилось только 200 человек.
        Весной 1609 года поляки возобновили военные действия только 27 мая. Сапега очень хорошо знал, до какой степени уменьшилось в монастыре число его защитников, и он надеялся, что покончит все дело одним приступом. Число защитников было мало, в защите участвовали даже женщины. Приступ начался вечером и закончился для поляков неудачно (защитники хорошо оборонялись: били их в подошвенный бой из многих пушек и пищалей, кололи их в окна, бросали в них камни и бревна, лили на них вар с калом, зажигали и бросали в них серу и смолу и засыпали им известию глаза), так что утром поляки отступили. Оставшиеся у стен и во рвах поляки были убиты или взяты в плен.
Третий и последний приступ был 31 июля 1609 года. Поляки хотели взять монастырь хитростью, сказав, что Москва уже покорилась самозванцу и что царь Василий с боярами уже в его руках, но защитники не поверили. 12 января 1610 года, поляки получив ложную весть о движении к монастырю князя Михаила Шуйского со всем войском, чего у Троицы ждали, внезапно снялись из-под монастыря и с беспорядочной быстротой побежали по направлению к Дмитрову. Так кончилась шестнадцатимесячная осада Троицкого монастыря поляками[3, 7].
        
Палицын описывает, как во время псалмопения внезапно  ядро пробило железные двери с южной стороны у церкви живоначальной Троицы и пробило доску местного образа великого чудотворца Николы выше левого плеча подле венца; за иконой же ядра не оказалось». В тяжелые моменты обороны Лавры  случались необычные вещи, поляки захватывали Лавру, но стены ее были нерушимы, кроме этого защитники Лавры видели образ преподобного Сергия, который вдохновлял их, и словно само чудо помогло им  победить врагов[1,17].           После снятия осады настоятелем монастыря стал архимандрит Дионисий. Помощь раненым, уход за больными и предоставление крова бездомным были тогда основными занятиями троицких иноков. Когда московские купцы, воспользовавшись разрухой, неимоверно подняли цены на хлеб, преподобный Дионисий вывез на рынки все монастырские запасы пшеницы и цены сбил, сохранив таким образом жизнь тысячам людей.                                                  С Дионисием связано и окончание Смуты. Вместе с Авраамием Палицыным он разослал во все концы России грамоты, призывавшие к борьбе. Незадолго до этого благочестивому горожанину Кузьме Минину трижды являлся преподобный Сергий Радонежский с призывом собирать войско и идти на освобождение Москвы. Вскоре стараниями Минина и нижегородцев было собрано ополчение, возглавленное князем Димитрием Михайловичем Пожарским.

        Троице-Сергиева Лавра в свое время не раз служила убежищем для царственных особ. Первый раз, в 1682 году, царевна Софья с братьями Петром и Иоанном полтора месяца скрывались в нем от злоумышлявших против них стрельцов.  Через семь лет Петр оказался там, но уже спасаясь от заговора. Именно сюда пришли на подмогу будущему царю его “потешные” полки, которые и позволили ему справится с заговорщиками. С этого монастыря и начинается новая история правления Петра I. В 1742 году в монастыре открыли семинарию, а через два года обитель получила статус Лавры.

        В те времена богатство монастыря составляли вотчины, коих у Лавры было несметно. Но даже после отъема монастырских земель в 1764 году обитель не оскудела. В Отечественную войну 1812 года монастырь пожертвовал на военные нужды 70 тысяч рублей ассигнациями, 2500 рублей серебром (по тем временам огромные деньги) и больше пяти пудов серебра. А когда наполеноновские отряды рыскали по окрестностям, ни один француз почему-то так и не наткнулся на богатую обитель.  

        Во время становления советской власти Лавра претерпела изменения. Было конфисковано многочисленное имущество обители. В ноябре 1919 года всех монахов из обители выселяют и отправляют в Гефсиманский скит, а в мае 1920 года ее полностью опечатали и закрыли.

         Возобновление богослужений произошло в 1946 году на Пасху. Возвратили некоторые мощи святых, а также открыли духовную семинарию и академию. Это была одна из немногих действующих обителей в то нелегкое для православия время.  Сейчас в монастыре находится около трехсот монахов[4, 13].

        Еще 8 сентября 1862 года в Великом Новгороде был открыт памятник «Тысячелетие России». Другого такого монумента в мире нет. Всего памятник содержит 128 фигур. Композиционно состоит из трех ярусов. Это символизирует триаду «православие, самодержавие, народность». Среди просветителей в памятнике увековечен Сергий Радонежский как основатель самой почитаемой общерусской святыни.                                                         В связи с этим нам стало интересно, помнит и знает ли молодое поколение основателя первой в России Лавры. В результате опроса 45%  подростков от 12 до 16 не знают о роли Сергия Радонежского в становлении российского государства. Так же мы изучили, как образ Сергия Радонежского раскрывается в наших церквях и храмах. Мы посетили  Чебоксарский Спасо-Преображенский женский монастырь и пришли к выводам, что находящиеся на территории храма  настоятельские покои с домовой церковью во имя преподобного Сергия Радонежского (1909) - единственный сохранившийся в Чебоксарах  образец каменно-деревянной постройки с обильным резным декором. Поставленный на крутом склоне горы, высокий трехэтажный дом расположен таким образом, что его внушительные объемы можно оценить лишь с одной, северо-западной, стороны.  Несмотря на сравнительно небольшой объем помещения церкви, в ней находилось до 40 икон. Сейчас в этой церкви проходит пострижение в монашеский чин.

        В храме хранятся святыни – частицы мощей святых, в том числе прп. Сергия игумена Радонежского и его родителей - Кирилла и Марии. Также мы мы познакомились с иконой Сергию Радонежскому, которую около 8 лет назад настоятельница игумения Сергия заказала в "Софрино". А лавра прп. Сергия благословила частицу мощей к этой иконе.                                                         В Введенском Кафедральном соборе особо заинтересовал нас  правый придел, который был  освящен архиерейским чином  в 1944 году в честь преподобного Сергия Радонежского.  

Выводы

        В ходе исследования мы пришли к выводам, что  Троице-Сергиева лавра имела огромное влияние и могущество. Скромная пустынь, братии, которой часто не хватало еды, стала богатейшим российским монастырем. Она всегда помогала российскому государству, была опорой для людей в самые тяжелые  времена.                                                                                                Так же мы выяснили, что главой администрации города Чебоксары А. Ладыковым  было подписано постановление о планируемом строительстве храма в честь преподобного Сергия Радонежского. И нам кажется, что строительство  храма Сергия Радонежского в Чебоксарах  содействовало бы тому,  чтобы люди помнили об основателе монастыря, который был в решающие моменты истории для страны примером верности православию, силы духа и любви к Отечеству. 

Список литературы:

  1. Авраамий Палицын. Сказание Авраамия Палицына С.-Петербург. 1909

    http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Palicyn/text.phtml?id=1058

    2. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. Сочинение Е. Голубинского. М.,1909.

    http://www.stsl.ru/lib/book7/xiii.htm#p355

    3. И.О.Тюменцев. Страницы истории Троице-Сергиевой лавры: осадное сидение 1608-1610 годов // Историко-археологический альманах. Вып. 2. стр. 217-218. Армавир, 1996 г.

    http://www.russiancity.ru/hbooks/h003.htm

4. А.Сорокин. Троице-Сергиева Лавра  // Православные монастыри. Путешествие по святым местам. Вып. 1 стр. 3-15. Москва, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«УМ С СЕРДЦЕМ НЕ В ЛАДУ». ПУТЬ ЧАЦКОГО К «СУМАСШЕСТВИЮ».. (ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ КОМЕДИИ А.ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА».)

Авторский инновационный взгляд на главного героя комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" - Чацкого....

Дни православной книги «Благодать с беспокойным сердцем»

Беседа «Православные традиции и обычаи: о православных праздниках и постах»...

Сценарий мероприятия для старшеклассников, посвященного Дню православной книги «Сердцу полезное слово…»

Сценарий мероприятия для старшеклассников, посвященного Дню православной книги «Сердцу полезное слово…»...

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ «Православная Россия в слове мастера художественной прозы И. С. Шмелева»

Этот урок посвящен двум прекрасным мастерам слова и кисти: Ивану Сергеевичу Шмелеву и Борису Михайловичу Кустодеву. И.С. Шмелев написал роман "Лето Господне". Содержание некоторых глав используется на...

Сердце православной России

Цель исследовательской работы - раскрыть историческую значимость Троице-Сергиевой Лавры...

ВОСПИТАНИЕ СЕРДЦА - ПРАВОСЛАВНАЯ ГОСТИНАЯ. Авторы: учитель истории Аврамова И.Н., учитель русского языка Капитанова У.А., МАОУ "Гимназия № 24", г. Магадан

Православная гостиная  - это удивительная, уникальная совместная встреча взрослых и детей. Это маленькие островки творческого вдохновения и эмоционального подъёма, где на равных делятся своими пе...

«Основы духовно-нравственной культуры народов России» по разделу «Православное искусство России» 7 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКУРСА«Основы духовно-нравственной культуры народов России»                                ...