Конспект урока "Первая русская революция 1905 - 1907 гг."
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Бондарович Ирина Леонидовна

материал к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx485.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Цель урока:  Раскрыть причины возникновения революции 1905-1907гг, охарактеризовать этапы  и основные события революции. Через просмотр видеоролика и работу с документами помочь учащимся прочувствовать настроения людей и способствовать сопереживать людям.

План урока

  1. Причины  революции
  2. 9 января 1905г. – кровавое воскресение.
  3.  Манифест 17 октября
  4.  Монархисты и либералы
  5.  Деятельность I и II Государственных Дум.
  6. Итог революции.

Ход урока

Орг.момент.

Проверка Д/З

Давайте вспомним, какие события или настроения могли вызвать волнения в России.

  1. Причины революции 1905-1907 гг.

1900 - 1903 гг.- экономический кризис

  1904 - 1905 гг.- русско-японская война

  Нерешённость крестьянского вопроса

  Эксплуатация рабочих

  Буржуазия не имела силы и не являлась оппозицией самодержавию

  1. 9 января 1905 года – «Кровавое воскресение»

3 января 1905 г. В ответ на увольнение нескольких рабочих вспыхнула забастовка на Путиловском заводе. Эту забастовку поддержали рабочие других предприятий Петербурга.  Возник план организации мирного шествия к Зимнему дворцу для подачи царю петиции о нуждах рабочих. Мирную демонстрацию возглавлял священник Гапон. Несколько тысяч жителей Петербурга в нарядных одеждах с иконами и изображениями царя шли к Зимнему дворцу чтобы просить защиты у царя-батюшки от произвола чиновников. Но  начальник городской полиции приказал открыть огонь по демонстрантам. Расстрел мирной демонстрации получил широкий резонанс и в тот же день возникли массовые беспорядки.

Просмотр видео ролика.

Какие чувства вызывает у вас этот ролик? Что вы можете сказать о действиях властей? О настроениях людей?

Работа с документом Из Петиции рабочих.

Петиция рабочих

Меры против нищеты народной:

Передача земли народу и отмена выкупных платежей;

 Отмена косвенных налогов, замена подоходным;

 Прекращение войны по воле народа.

Меры против бесправия русского народа:

Возвращение пострадавших за политические и религиозные убеждения;

 Предоставление прав и свобод  личности;

 Всеобщее обязательное народное образование;

 Равенство перед законом.

Меры против гнёта капитала над трудом:

Отмена института фабричных инспекторов;

 Учреждение постоянных комиссий выборных рабочих;

 Восьмичасовой рабочий день и нормальная рабочая плата.

 Как вы думаете, мог ли пойти на такие уступки император? Почему?

Выделяется 3 этапа революции:

I этап. (9 января - сентябрь 1905 г.) – начало и развитие революции.

II этап. (октябрь-декабрь 1905 г.) – высший подъем революции

III этап. (январь 1906-3 июля 1907 гг.) – поражение революции.

I  этап (9 января - сентябрь 1905 г.) – начало и развитие революции.

9 января 1905 г. – расстрел мирной демонстрации рабочих. Массовые беспорядки в Петербурге. Вслед за ними забастовки объявили рабочие Москвы, Риги и ряд других городов Украины, Закавказья

весна 1905 г. – волна первомайских стачек (600 тыс. человек). Наиболее крупной стала стачка в Иваново – Вознесенске (72 дня), в ходе которой избран Совет рабочих уполномоченных, ставший органом власти в городе

лето 1905 г. – армия и флот охвачены революционным движением. 14 июня 1905 г. восстали матросы на броненосце  «Князь Потемкин Таврический».

II этап (октябрь-декабрь 1905 г.) – высший подъем революции

октябрь 1905 г. – всеобщая октябрьская политическая стачка (2 млн. человек). Крестьянскими волнениями          охвачено     1/3 уездов России. Николай II издает        указ о прекращении взимания выкупных платежей                    за землю.

17 октября 1905 г. -  император подписал Манифест

10-19 декабря 1905 г. – вооруженное   восстание в Москве (6 тыс. человек).

В ответ на усиливающиеся беспорядки и боевые действия, Николай II подписал указ, который получил в истории название как «Манифест 17 октября 1905 года».

  1. Манифест 17 октября 1905 года.

Работа с текстом. (см. приложение)

Какие права получило российское население?

Какой новый орган государственной власти был обещан в Манифесте?

Какими полномочиями он наделялся?

Оцените значение манифеста.

Итак. Сделаем вывод, что согласно манифесту 17 октября царь шел на уступки в отношении ограничения собственной власти, так как соглашался с созданием государственной думы и признавал законное существование оппозиции, т.е. политических партий. Манифест гарантировал населению свободу слова, совести, вероисповеданий, выбора., а так же вводил всеобщее избирательное право, но равным ли было это право?

Таким образом, формируются три основные партии: либеральные, монархические, социалистические. Они имели свои взгляды по различным вопросам.

1 гос дума была распущена императорам, так как в ней не было согласия и она только распаляла огонь  внутри страны. Сравните соотношений представителей различных партий. Эта дума не могла решить крестьянского вопроса и нужд населения.

Приложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кризис империи: русско-японская война и революция 1905-1907 гг.

мультимедийное сопровождение урока. Основные участники - учащиеся 11 класса с докладами на заданные темы...

Первая русская революция 1905 - 1907 гг.

Проблемный урок, посвященный событиям Первой русской революции...

Первая русская революция 1905-1907 гг. 11 класс. Проверочная работа. 4 варианта.

Проверочная работа направлена на выявление теоретического и фактического знания учащихся по теме: Первая русская революция 1905-1907 гг. Представлено 4 разных варианта. Оба задания предполагают развер...

Презентация к теме "Первая русская революция 1905-1907"

Авторская презентация "Первая русская революция 1905-1907"...

Конспект по теме "Революция 1905-1907 гг."

Конспект по теме "Революция 1905-1907 гг."...