Гуситское движение
материал по истории (6 класс) на тему

Харисова Ризида Хафизовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_gusitskoe_dvizhenie_gotov.docx43.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

(МАОУ ДПО ИПК)

Урок истории в 6 классе

ТЕМА: Гуситское движение в Чехии

Выполнил: ФИО, должность, ОУ,

слушатель курсов № 16

Харисова Р.Х.

Проверил:  Перова Т. Ю., канд. пед. наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики общего образования

Новокузнецк,  2017



Тема: : Гуситское движение в Чехии

Класс:6  класс

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: схема

Цели

Цель учителя: формировать представления о причинах,  ходе и результатах гуситского движения, показывать роль Яна Гуса в истории Чехии

Цель учащихся:

- узнать причины, ход, результат гуситского движения

- показывать роль Яна Гуса в истории Чехии

Планируемые результаты:

Личностные: мотивация к познанию, учебе; осознавать себя гражданином России, знать свои обязанности, ориентируются на основные моральные нормы, проявляют уважение к чувствам других людей, Проявляют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные:  определять и формулировать цели и проблему урока, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения, соотносят свои действия с планируемыми результатами, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, осознавать необходимость нового знания; делать анализ, выводы, извлекать  информацию, владеют приёмами запоминания различного по характеру учебного материала, осуществляют поиск необходимой информации в тексте, выбирает основания для сравнения объектов, выстраивает  логическую цепь рассуждений, проводят анализ текстовой информации

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач, доносить свою позицию до других; аргументировать свою точку зрения ,выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют  высказывание, представляют информацию,

  1. Метапредметные:

- регулятивные УУД: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем

- познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию в тексте

- коммуникативные УУД: организовывать учебное взаимодействие, отстаивать свою точку зрения, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью

2.Предметные:

-  Проводят описание Чехии в XIV веке, характеризуют место действия, обстоятельства, участников гуситского движения; оценивают деятельность Яна Гуса, различают исторический факт и его описание; читают историческую карту с опорой на легенду, называют последствия гуситского движения в Чехии, умеют работать с исторической информацией.



                                        

Технологическая карта урока (3)

Дидактическая структура

урока*

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению   планируемых результатов

Планируемые

результаты

1.        Организационный момент 

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе;

Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

2.Актуализация знаний.

Предлагает учебно-познавательная задачи:

Организует работу по карте

Организует беседу

Отвечают на вопросы:

Отвечают на вопросы

рассматривают карту.

Заслушиваются варианты ответов уч-ся.

-  К какой ветви славянских народов относятся чехи?

- Вспомнить, когда появилось Чешское государство

- Каким цветом на карте обозначена территория Чешского королевства в начале XIV в.?

-В состав какой империи входило Чешское королевство в XIV в.?

Столица Чехии – город …?

. Опережающее задание -  ученица рассказывает  о Чехии XIV века

Учащиеся пользуются следующими УУД:

П:: Поиск и выделение необходимой информации, , анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждения

К.:: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач,

Р.: Самостоятельно определяют причины своего успеха/неуспеха

Л.: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие учебно-познавательного интереса к предмету

3. Постановка учебной проблемы.

Учебная задача

 Организует беседу.

Подводит к формулировке целей

На основе высказываний учащихся составляет  план изучения темы:

А) Причины гуситских войн.

Б) Жизнь Яна Гуса.

В) Основные события.

Г) Итоги и значение гуситских войн

Затрудняются ответить на вопрос.

Записывают тему урока.

Формулируют учебную задачу, высказывают предположения.

Прочитайте тему урока. Что понимается под Гуситским движением?

- Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке и чему научиться?

(Узнать причины движения, ход, итоги. Высказываются о том, что им знакомо и что надо узнать.)

Составляют вместе с учителем примерный план изучения материала:

- почему войны названы «гуситскими»;

- кто с кем воевал (какие группы населения);

-какие события,  сражения происходили;

- какие личности;

- каковы итоги войн и т.д.

Учащиеся формулируют свое незнание в теме урока.

Учащиеся для достижения данного результата пользуются следующими УУД:

П.: строят рассуждения на основе сравнения понятий, делают  выводы на основе действий анализа

Регулятивные:  определяют  и формулируют  цели и проблему урока, определяют затруднения для решения учебно-познавательной задачи

4. Введение нового знания.

 Организует работу с таблицей №1

Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы:

Беседует  по вопросам.

Работа учащихся с таблицей: «Гуситское движение в Чехии»

(Таблица лежит перед каждым учеником на парте).

Приложение №1

 - Против кого было направлено недовольство всего народа?

- Против кого – недовольство крестьян и горожан (бедноты)?

П: ориентируются  в своей системе знаний, осознают необходимость нового знания; делают анализ, выводы

К: доносят  свою позицию до других; аргументируют свою точку зрения

Рассказывает   о жизни Яна Гуса (иллюстр. материал, презентация)

Организует работу  учащихся с историческими источниками  Организует беседу по прочитанным документам

Организует работу  по  учебнику о Констанцском соборе, беседа:

– Почему церковники вынесли такой приговор?

– Почему Ян Гус, несмотря на предложение своих друзей – поберечь свою жизнь и не ехать на собор, принял решение на соборе быть? Какие черты характера он проявил? Почему не отрёкся от своих убеждений?

Конечно, нет, люди стали собираться, уходить в горы и слушать последователей Гуса, которые называли себя гуситами. (Записать: гуситы – последователи Яна Гуса)

Знакомятся с фактами из жизни Яна Гуса по рассказу учителя

Работают с историческими источниками, читают высказывания Гуса и отвечают на вопросы задания

 Находят в тексте информацию о процессе  Констанцского собора и его итогах, определяют свое отношение к поступку Гуса

Записывают:

1415 год – казнь Яна Гуса

Знакомиться с историческими источниками , отбирают нужную информацию, отвечают на вопросы к документам (см. приложение №2)

- Кто, по мнению Яна Гуса, должен был управлять чехами?

- Что в деятельности церкви не нравился Яну Гусу?

- Что обещал император Сигизмунд Яну Гусу? осуществляют поиск необходимой информации в тексте

- Что произошло на соборе с Яном Гусом?

П:  осуществляют поиск необходимой информации в тексте для решения учебно-познавательной задачи.

Л.: ориентируются на основные моральные нормы, проявляют уважение к чувствам других людей

Р. Соотносят свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Гуситские войны.

Организует работу с таблицей  №2 «Гуситы»

Организует работа с исторической картой «Гуситские войны» с. 205

Организует работу с учебником (п.7, с.207)

- Прочитайте п. 7 и запишите в тетрадь последствия гуситского движения в Чехии

Обобщающее слово учителя.

Сравнивают и отвечают на вопросы

Изучают карту, выполняют задания по карте

Работают с учебником, выписывают в тетрадь последствия гуситского движения в Чехии

-сравните состав таборитов и умеренных

-сравните против каких видов гнета выступали умеренные и табориты

- сравните цели таборитов и умеренных

- найдите на карте территории, куда совершали походы табориты

- предположите, с какими целями предпринимались эти походы?

- в чем секрет успеха побед гуситов?

- каковы итоги и значение гуситских воин?

Познавательные:

Выбирает основания для сравнения объектов, выстраивает  логическую цепь рассуждений, Проводят анализ текстовой информации

Регулятивные:

соотносят свои действия с планируемыми результатами, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Коммуникативные: формулируют  высказывание, представляют информацию

5. Первичное закрепление. Цель: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи

Организует работу по выполнению заданий

Придумывают вопросы и записывают их в тетрадь

Предлагает придумать пять вопросов к тексту параграфа так, чтобы они начинались со слов «что», «когда», «где», «почему», «как».

Регулятивные:

вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

6.Контроль

Организует работу учащихся по выполнению  задания для контроля- текст с ошибками  «Лови ошибку2

Выполняют самостоятельную работу, находят ошибки

Текст с ошибками читаю вслух: В 14 веке Чехия была слабой и неразвитой страной. В то время процветала только католическая церковь. Она была самым крупным собственником земли. Это была одна из причин недовольства народных масс.  Проповедник Ян Гус яростно обличал церковь в ее грехах. За это он был сожжен в 1420 году.  А народ поддержал обвинения церкви. Последователи Гуса начали вооруженную борьбу. Папа Римский объявил крестовый поход во главе с Яном Жижкой на гуситов. Поэтому гуситы потерпели поражение. Последняя битва состоялась в 1430 году

 Познавательные:

 осознавать необходимость нового знания;

 Регулятивные:

 Оценивать свою или деятельность других

7. Рефлексия деятельности на уроке. Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности

 

Итоги урока

Организует рефлексию

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке

- Закончите предложения:

-Самым интересным на уроке для меня было…

- Мне понравилось…

- Я хотел бы узнать подробнее…

- я считаю, что моя работа на уроке была…

- Сегодня я не понял…

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние.

Личностные:

Проявляют способность к самооценке на основе критерия успешноси учебной деятельности.

Задает вопросы.

Оценивает работу класса в целом.

Отвечают на вопросы.

- Как назывались последователи Яна Гуса?

- В каком году Гус был сожжен?

- В каком году вспыхнуло восстание в Праге?

- Как называлось течение более решительных восставших?

- В каком году восставшие потерпели поражение?

.

Ресурсный материал к уроку. Приложение1

ТАБЛИЦА №1: «Гуситское движение в Чехии»

Какие слои населения участвовали в этом движении?

Чем они были недовольны?

К чему стремились?

Крестьяне

- Росли феодальные повинности, денежный и натуральный оброк.

- Крестьяне:

- должны были давать ночлег и пропитание воинам короля, строить мосты, возводить укрепления;

- платить королевский налог и другие повинности в пользу государства;

- зависели от произвола пана. В каждом феодальном замке был свой суд, тюрьма и палачи. Крестьянам запрещено жаловаться в королевский суд на своих господ.

- Уничтожить феодальную собственность, феодальные повинности и налоги.

- Утвердить равенство и правление народа.

Рыцари (мелкие и средние феодалы)

- Немецкие феодалы, монастыри и папы отбирали у них земли.

- Рыцари вынуждены были либо заложить или продать свой замок и искать службы в наемной армии, либо заниматься грабежом на дорогах

- Отнять у церкви и панов земли.

- Захватить военную добычу.

- Ослабить могущество католической церкви, отобрать у нее земельные владения.

Горожане (купцы и ремесленники)

Против засилья немецких купцов и мастеров. Чешские мастера и купцы не участвовали в управлении городов.

- Изгнать немцев.

- Добиться управления городами Чехии.

Приложение № 2. Работа с историческими документами

(лежат на партах перед учащимися):

ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

- Прочитайте отрывки из высказываний и проповедей Яна Гуса и ответьте на вопросы к данному тексту.

ВЫСКАЗЫВАНИЕ ЯНА ГУСА О ЧЕШСКОМ НАРОДЕ

Я говорил и говорю, что чехи в королевстве Чешском по закону… и по требованию природы должны быть первыми в должностях, так же, как французы во Франции и немцы в своих землях, - чтобы чех умел управлять своими поданными…

ИЗ ПРОПОВЕДИ ЯНА ГУСА

Клир не учит, а портит народ своим развратом, связанным с богатством. Так надо отнять у него богатство! Преемники Христа должны быть бедны, как апостолы. А они, наоборот, только о том и думают, как бы еще увеличить свои богатства, для чего рассылают продавцов индульгенций и хищных монахов, которые… устраивают никому неизвестные празднества, выдумывают чудеса и грабят бедный народ…

ОХРАННАЯ ГРАМОТА ИМПЕРАТОРА СИГИЗМУНДА

Мы, Сигизмунд… король римлян (и т.д.), принимаем достопочтенного магистра Гуса, бакалавра богословия и магистра искусств, под наше и Священной империи покровительство и защиту; поэтому предписываем всем, чтоб ему было дозволено проехать в Констанц, оставаться там и свободно возвратиться, причем для охраны его и сопровождающих его лиц должно давать проводников…

ПРОТЕСТ ЧЕХОВ ПРОТИВ ЗАТОЧЕНИЯ ЯНА ГУСА (февраль 1415 г.)

Князья и вельможи, богатые и бедные удивляются дерзости папы, заточившего без причины человека невинного и праведного, который поехал на Констанцский собор, чтоб оправдаться в клевете, возведенной на него и на весь чешский народ.

ЯН ГУС НА КОНСТАНЦСКОМ СОБОРЕ

…Наступила тишина. Тогда Гус начал говорить следующее:

«Я не могу отречься ни от одного положения, написанного мною или же проповеданного. Но я отметаю от себя все то, что лживо высказали и представили против меня все эти свидетели. Присяга – их – основа всего зла; все высказанное ими не имеет и тени правды – знает бог!»

…Все были столь разгорячены, что ломали столы и бросали обломками их. Во время этого шума государь удалился. Мог бы удалиться и Гус, если бы захотел. Он, однако, возвратился в свою тюрьму. Когда в храме никого уже не было, противники Гуса хватились его. Они распорядились ударить в набат и сторожить городские ворота, чтобы он не мог убежать из города. Однако, войдя в тюрьму, они нашли Гуса стоящим на коленях и усердно молящимся. Стражи не заперли даже дверей тюрьмы и любовались благородством души Гуса.

ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТАМИ:

- Кто, по мнению Яна Гуса, должен был управлять чехами?

(Управлять чехами должны чехи).

- Что в деятельности церкви не нравился Яну Гусу?

(Богатства церкви, продажа индульгенций, ограбление народа).

- Что обещал император Сигизмунд Яну Гусу?

(Он обещал ему покровительство и защиту в период работы церковного собора).

- Что произошло на соборе с Яном Гусом?

(Он был заточен без всякой причины).

- Какие черты характера проявил Ян Гус на Констанцском соборе?

(Он был верен своим взглядам и идеям христианства до конца, он был благородным человеком).

 Приложение №3. ТАБЛИЦА №2: «Гуситы»

Табориты

(место собраний – гора Табор)

Умеренные (чашники) (символ восставших – чаша для причастия)

Состав

-крестьяне;

- ремесленники;

- городские бедняки;

- часть разорившихся рыцарей.

- зажиточные мастера и торговцы;

- большинство чешских феодалов.

Против каких видов гнета выступали?

Феодального, религиозного и национального.

Против немецкого засилья и католической церкви.

Какие цели перед собой ставили?

  1. Переустройство церкви.
  2. Отобрать земли у епископов и монастырей.
  1. Переустройство церкви.
  2. В Чехии должна быть своя церковь.

- СРАВНИТЕ СОСТАВ ТАБОРИТОВ И УМЕРЕННЫХ.

- СРАВНИТЕ ПРОТИВ КАКИХ ВИДОВ ГНЕТА ВЫСТУПАЛИ ТАБОРИТЫ И УМЕРЕННЫЕ?

- СРАВНИТЕ ЦЕЛИ ТАБОРИТОВ И УМЕРЕННЫХ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Причины и начало гуситского движения в Чехии"

урок по истории средних веков в 6 классе по теме "Причины и начало гуситского движения в Чехии" содержит сравнительные таблицы, материал для самостоятельной работы учащихся...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС

ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ     ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ    ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И  ИСТОРИЧЕСКИМ  ЗНАЧЕНИЕМ. ...

Тема:«Начало гуситского движения».

6 класс. История средних веков.  Урок по теме: "Начало гуситского движения"....

открытый урок по истории: "Гуситское движение в Чехии"

Данный материал предназначен для открытого урока по истории в 6 классе...

Тема урока: Гуситское движение в Чехии

Гуситское движение в Чехии, последователи Яна Гуса...