План-конспект урока по истории России 10 класс Начало царствования Александра I
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Цель урока: Задачи: Образовательная: создать условия для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных преобразований в стране в начале царствования Александра I; выяснить причинно-следственные связи между социально-политической ситуацией в стране и неудачами этих начинаний. Развивающаяся: развивать коммуникативные навыки, умение работать с различными видами источников, навыки исторического анализа. Воспитательная: создать условия для осознания и принятия учащимися либеральных ценностей, уважение к историческому прошлому страны, формирование активной жизненной позиции. Оборудование урока: 1.Учебник 2. Дополнительный материал об Александре I. 3. Портреты Александра I и М.М. Сперанского. 4. Задания для работы в группах. 5. Высказывания о Александре I.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_aleksandr_pervyy.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Начало царствования Александра I

Цель урока:

Задачи:

Образовательная: создать условия для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных преобразований в стране в начале царствования Александра I; выяснить причинно-следственные связи между социально-политической ситуацией в стране и неудачами этих начинаний.

Развивающаяся: развивать коммуникативные навыки, умение работать с различными видами источников, навыки исторического анализа.

Воспитательная: создать условия для осознания и принятия учащимися либеральных ценностей, уважение к историческому прошлому страны, формирование активной жизненной позиции.

Оборудование урока:

1.Учебник 2. Дополнительный материал об Александре I. 3. Портреты Александра I и М.М. Сперанского. 4. Задания для работы в группах. 5. Высказывания о Александре I.

                                           

                                                     Ход урока:

  1. Организационный момент – тренинг.
  2. Изучение нового материала:

   1 этап. Вызов.

Учитель: В 1801 году – молодой император Александр начал своё правление. Его жизнь и дела вызывали разноречивые суждения. Пожалуйста, подтвердите это теми высказываниями, которые вы подготовили как домашнее задание.

Ученики: каждый читает высказывание и прикрепляет их к доске.

Учитель: Он вступал на престол с ясными намереньями сделать страну счастливой. Что он понимал под этими словами? Какие проблемы должны быть решены Александром I?

        Учащиеся получают задание для работы с текстом в парах. Они формируют важные проблемы в виде кластера. Итог работы: общеклассный кластер на доске:

Создание парламента  

                                                                              Ликвидация последствий правления

                                                                               Павла I

                                                                           Отмена крепостного права

Введение конституции

Развитие образования в стране

Учитель: Молодого императора переполняли радужные надежды и обширные планы. Вокруг него существовал кружок друзей единомышленников. На заседаниях которого, строились планы грандиозных преобразований в стране. Императора окружали европейски образованные молодые люди: князь В.П. Кочубей, граф Новосильцев, князь А.А. Чарторыйский, граф П.А. Строганов.

 А.С. Пушкин сказал об этом времени «Дней Александровых прекрасное начало».

Вопрос: что было осуществлено в ходе реформ, проводимых в 1801-1806годах?

Организуется индивидуальная работа с текстом. Выступления ребят. Составление второго кластера «Что осуществлено».

1.ликвидация последствий правления Павла I.

2. реформа в области образования.

3. 1802 год – создание министерств вместо коллегий.

4. 1803 год – Указ о вольных хлебопашцах.

Учитель: Сравните, ребята, планы и их конкретную реализацию. Какой вывод напрашивается?

Учащиеся: Не удалось осуществить отмену крепостного права, ввести в стране конституцию и парламент.

Учитель: Почему царю, самодержцу российскому не удалось осуществить задуманное?

2 этап. Осмысление

Учитель: Сегодня мы на уроке попытаемся дать ответ на поставленный вопрос, проанализировать царя провести реформы политического характера - ввести в России конституцию и парламент. Постараемся выяснить, почему так трудно шло осуществление реформ в России начала 19 века.

        Первая попытка введения представительного органа в России связана с именем М.М. Сперанского.

Выступление учащегося с исторической справкой о М.М. Сперанском.

Работ в группах: по 4 человека

1 группа.

Ознакомьтесь с текстом         §3   стр. 20

 Задание: проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России. Ответьте на вопросы:

А) Какие сословия должны быть созданы?

Б) Какие права получили бы эти сословия?        

В) Кто получал избирательное право?

Ответы учащихся:

Население делилось на три сословия: дворянство, обладавшее всеми гражданскими и политическими правами; среднее состояние (купцы, мещане, государственные крестьяне);  «народ рабочий» (помещичьи крестьяне, мастеровые, прислуга).

Избирательное право получали первые два сословия. Для « третьего» сохранялось крепостное состояние, но предоставлялись некоторые гражданские права и возможность в перспективе перейти в «среднее состояние» путем приобретения собственности.

2 группа: ознакомьтесь с текстом § 3 на странице 17, 20  

Задание: Каковы планы Сперанского по изменению государственного устройства России?

А) Какой должна быть организация государственной власти?

Б) Как должны быть организованы выборы?

В) Составьте на доске схему организации государственной власти.

Ответы:

  1. Во главе государства стоит монарх, обладающий всей полнотой власти.
  2. Государственный Совет – совещательный орган, назначаемый императором. В нем сходятся все ветви власти.
  3. Исполнительная власть принадлежит министерствам        
  4. Законодательная власть принадлежит представительным собраниям всех уровней.
  5. Судебная власть принадлежит Сенату.

Учитель: Как вы думаете, кого не устраивал предложенный вариант реформ?

Проекты Сперанского вызвали резкое противодействие верхов дворянства. Раздавались голоса, что Сперанский в сговоре с врагами России, что он хочет поколебать вековые устои страны и умалить власть монарха.

 В этих условиях многое зависит от личности царя. Почему Александр I не проявил волю и не довел дело до конца?

Выступление учащегося с характеристикой императора.

Учитель: что можем исходя из услышанного нами, сказать об Александре Павловиче?

Ответы учащихся:

  1. Он был скрытным, недоверчивый к людям и очень осторожный.
  2. Ловко пользовался людскими слабостями.
  3. Он неискренен.
  4. Двойственность характера, нерешительность.
  5. Он считал , что крестьянство не готово к свободе.

       Вывод: Ни один из вопросов не был решен. Это вызвало разочарование общества в политике властей. Надежды и разочарования выразил А.С. Пушкин в своём стихотворении «Сказки»:

От радости в постели распрыгалось дитя:

«Неужто, в самом деле? Неужто  не шутя?»

А мать ему «Бай-бай! Закрой свои ты глазки;

Пора уснуть уж, наконец, послушавши, как царь – отец

Рассказывает сказки».

3 этап. Рефлексия.

Учащимся предлагается составить синквейн об Александре I.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспекта открытого урока по истории России

Тема:" Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762."...

План - конспект открытого урока по истории России в 10 классе по теме: "Отечественная война 1812 года". Профильный уровень.

Целью урока является повторение истории России, с акцентом на события Отечественной войны 1812 года.На уроке реализуются следующие задачи:- повторить и закрепить знание фактического материала по истор...

План-конспект открытого урока по истории России в 6 классе

“Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIIIв»....

План – конспект открытого урока по истории России «Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»

План – конспект открытого урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Либеральные начинания в царствование Александра I.Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»    Учитель: Кузнецова М...

План-конспект урока по истории России Тема: «Начало Северной войны» Класс: 8

План-конспект урока по истории РоссииТема: «Начало Северной войны»Класс: 8   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия   Базовый учебник: ...

План-конспект открытого урока по истории России Тема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6

План-конспект открытого урока по истории РоссииТема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия...

Повторительно – обобщающий урок по теме «Россия в период царствования Александра II»

Цель урока: создать условия для систематизации и обобщения учебного материала на основе использования интерактивных методов обучения...