1812 год. Бородино
статья по истории (8 класс) на тему

«Есть две стороны жизни в каждом человеке : жизнь личная,которая тем более свободна,чем отвлеченнее ее интересы,и жизнь стихийная.,где  человек неизбежно исполняет предписанные ему законы. Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей. Совершенный поступок невозвратим, и действия его, совпадая во времени с миллионами действий других людей, получает историческое значение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1812 год. Бородино.

 «Есть две стороны жизни в каждом человеке : жизнь личная,которая тем более свободна,чем отвлеченнее ее интересы,и жизнь стихийная.,где  человек неизбежно исполняет предписанные ему законы. Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей. Совершенный поступок невозвратим, и действия его, совпадая во времени с миллионами действий других людей, получает историческое значение. Чем выше стоит человек на   общественной лестнице,чем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очивиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка» Стало быть, причины эти все-миллиарды причин- совпали для того, чтобы произвести то.что было. Должны были миллионы людей, отрекшие от своих человеческих чувств и своего разума, идти на Восток с Запада и убивать себе подобных, точно  так же, как несколько веков тому назад с Востока на Запад шли толпы людей, убивая себе подобных. Действия Наполеона и Кутузова, от слова которых зависело, чтобы событие совершилось — были также мало произвольны, как и  действие каждого солдата, шедшего в поход по жребию или по набору. Необходимо было, чтобы миллионы людей, в руках которых была действительная сила, солдаты, которые стреляли, везли провианты и пушки, надо было, чтобы они согласились исполнить эту волю единичных и слабых людей и были приведены к этому бесчисленным количеством сложных, разнообразных причин.12 июня 1812год. Наполеон вторгся в Россию с 600- тысячной армией. Французы составляли в армии Наполеона не более трети, остальные войска были пополнены испанцами, португальцами, немцами,итальянцами, швейцарцами,голландцами и др.  На Россию наступали,как говорили тогда,войска,  «собранные с 20 царств». Имя Наполеона было окружено ореолом непобедимости. Главным направлением удара по России Наполеон считал марш на Москву как на основной экономический центр страны, которого должно было обеспечить победу над Россией. Он заявлял:  «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову; заняв Москву, я поражу ее в сердце».  Наполеон был убежден, что немедленно после вторжения в Россию он заставит русское командование принять генеральное сражение, в котором разобьет русскую армию.  Главнокомандующим всеми русскими армиями назначили М.И.Кутузова.  Кутузов прибыл в армию настроение в войсках было приподнятое.  Солдаты говорили:- Приехал Кутузов бить французов». « Ну как можно отступать с такими молодцами!»  - говорил Кутузов. Осуществляя план всемерного ослабления противника, чтобы подготовить переход в дальнейшем к контрнаступлению, Кутузов решил дать активно оборонительное сражение Наполеону у села Бородино.  У русских было 120 тысяч человек и 640  орудий, у Наполеона — 130 тысяч и 587 орудий.  Кутузов продумал расположение на ней русских войскс целью подчинить наступательную инициативу Наполеона и заставить его принять фронтальное сражение,а Наполеон ставил перед своими войсками задачу полного разгрома русской армии.  Наступил день решающего сражения.  После кровополитных атак наполеоновские войска потеснили русскую армию.Бородинское сражение не было выиграно Наполеоном, так как он не добился своей цели-уничтожить русскую армию.  Моральное состояние неприятельских войск пало — исчезла вера в конечную победу над Россией.  Сам Наполеон в последствии так оценил сражение под Бородино:  «Из всех моих сражений — самое ужасное то . Которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми.   Главной причиной разгрома армии  Наполеона была героическая борьба русского народа, что неоднократно подтверждал сам Кутузов говоря: - «Не  мне эта честь, а слава русскому солдату».                 Подводя итоги моей работы можно писать, когда враг покинул Москву, Кутузов заботится о сохранении человеческих жизней и старается всеми силами удерживать армию от сражения.  В этой наступательной пассивности проявляется гуманизм личности Кутузова. « Кутузов знал не умом или наукой, всем русским существом знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат, что французы побеждены, что враги бегут и надо выпроводить их , но вместе с тем он чувствовал, заодно с солдатами, всю тяжесть этого, неслыханного по быстроте и времени года, похода».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворд "Оружие, доспехи 1812 год. Бородино"

Материал предназначен для проведения игры по станциям, но может быть использован на уроке, внеклассном мероприятии, при проведении школьного тура олимпиады по истории....

"Листая календарь. Война 1812 года. Бородино"

Презентация к Межрегиональному проекту"Листая календарь. Война 1812года". Ее можно использовать на уроках литературы при изучении творчества М.Ю.Лермонтова.поэмы "Бородино" в 5-6  классах.а также...

Конспект урока " Бородинское сражение 1812 года в стихотворении М.Ю Лермонтова "Бородино"

Конспект урока литературы "Бородинское сражение  1812 года в стихотворении М.Ю Лермонтова "Бородино"....

Урок литературы в 5 классе. Лермонтов М.Ю. "Бородино". Вводный урок по истории Отечественной войны 1812 года.

Урок по теме М.Ю.Лермонтова "Бородино" требует исторического экскурса в историю  России. Даный урок с презентацией поможет учащимся познакомиться с событиями Отечественной войны 1812 го...