Конспект урока " Бородинское сражение 1812 года в стихотворении М.Ю Лермонтова "Бородино"
план-конспект урока (5 класс) по теме

Батькова Надежда Владимировна

Конспект урока литературы "Бородинское сражение  1812 года в стихотворении М.Ю Лермонтова "Бородино". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бородинское сражение в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино"

Цели урока.

  1.    Познакомить обучающихся  со стихотворением М.Ю.Лермонтова "Бородино".

2.   Выяснить,  как исторические события, положенные в основу,  отражены  в литературном произведении.

3.    Определить,  каково историческое значение победы России в Отечественной войне 1812 года.      Воспитывать чувства патриотизма, гордости за своё Отечество.

Оборудование: аудиозапись стихотворения "Бородино", компьютер, проектор, презентация.

ХОД УРОКА

  1. Вступительная беседа.

- Как вы думаете, ребята, чем может гордиться человек, проживший жизнь?              - Что  является предметом гордости всего народа?

           Многие исторические события, в которых русский народ проявил героизм, смелость, отвагу,  преданность своей Родине, являются предметом гордости всего русского народа.

            Сегодня на уроке мы поговорим о Бородинском сражении  1812 года, о том ,  как оно изображено М.Ю.Лермонтовым  в стихотворении    «Бородино».

-Как вы понимаете следующее  высказывание? «Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего». (Ответы учащихся)

- Стихотворение М.Лермонтова «Бородино»  рассказывает о самом крупном историческом  сражении той войны,  и благодаря литературным  произведениям эта баталия   останется в памяти  народа навсегда.

2. Рассказ о  М.Ю. Лермонтове.

Перед вами портрет поэта. Вы видите перед собой лицо молодого человека. С творчеством М.Ю.Лермонтова вы уже знакомились в начальных классах. (Биография М.Ю.Лермонтова.  Слайды презентации.)

Михаил Юрьевич Лермонтов

(Сообщение учащегося)

М.Ю.Лермонтов родился в 1814 году.

Нерадостным было его детство: рано умерла его мать, рос он в разлуке с отцом. Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы в Пензенской области. Воспитывала его бабушка. Елизавета Алексеевна Арсеньева. Бабушка очень заботилась о воспитании внука. Приглашала к нему лучших учителей. Учился Лермонтов охотно. Много читал, свободно говорил по- французски и по-немецки, проявлял необычайные способности в математике, играл в шахматы, играл на скрипке.

Особенно увлекался литературой и больше всех любил Пушкина, рано начал сочинять стихи. Еще более ранним его увлечением было рисование. М.Ю.Лермонтова всегда интересовала история, он изучал ее, особо привлекало Бородинское сражение (Его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин участвовал в Бородинском сражении). М.Ю.Лермонтова восхищался героями битвы, их мужеством и самоотверженностью. Лермонтов погиб на дуэли в 1841 году.

За свою жизнь он создал немало замечательных произведений. К числу самых знаменитых его стихотворений относится и «Бородино».

 -Что вы знаете о Бородинском сражении?

4.Историческая справка.

(Сообщение учащегося)

Бородино

Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями - произошло 7 сентября (26 августа) 1812 года у села Бородино (в 124 километрах западнее Москвы). После оставления Смоленска русская армия отходила к Москве. 3 сентября (22 августа) она расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где М.И.Кутузов решил дать армии Наполеона решительное сражение.

К началу сражения в русской армии было 120 тысяч человек и 640 орудий. Французская армия насчитывала 130-135 тысяч человек и 587 орудий. Штаб Кутузова размещался в деревне Татариново, а сам Главнокомандующий - в деревне Горки. На правом крыле и в центре Кутузов сосредоточил 4 пехотных корпуса из семи, 3 кавалерийских корпуса и казачий корпус Платова.

Наполеон предполагал нанести фронтальный удар по русским позициям основной частью своих войск (86 тыс.чел.) с целью прорвать оборону в направлении дер.Семеновское, выйти в тыл русской армии и, прижав ее к Москве-реке, уничтожить.

Ожесточенный бой 24 августа (5 сентября) за Шевардинский редут позволил М.И. Кутузову разгадать замысел противника и перед сражением усилить армию П.И.Багратиона.

В течение 6 сентября (25 августа) обе стороны производили последние приготовления к сражению.

Бородинское сражение началось на рассвете 7 сентября (26 августа) артиллерийской канонадой с обеих сторон. Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского, которыми французам удалось овладеть ценой больших потерь. Но развить успех Наполеон не смог и отвел войска на исходные позиции.

Армия Наполеона потеряла убитыми и ранеными свыше 50 тысяч человек. Потери русской армии достигали 44 тысяч человек. О результатах Бородинского сражения Кутузов доносил Александру  Первому : "Баталия, 26-го числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которую пришел нас атаковать".

"Битвой гигантов" назвал это сражение Наполеон. Позже, находясь в изгнании, поверженный французский император признал, что из 50 сражений, им данных, "в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми." И до сих  пор Бородино для русских - символ величия народного духа и предмет национальной гордости...

Вы прослушали историческую справку о Бородинском сражении. Что вы запомнили из рассказа?

3.История создания стихотворения «Бородино»

Из биографии поэта мы узнали , что он получил блестящее военное образование. Ему приходилось встречаться с солдатами - ветеранами войны 1812г., слушать их воспоминания. Так возник замысел создания стихотворения, где поэт очень сожалел о том,  что его поколение не участвовало в знаменитом сражении. 4.Словарная работа.                                                                                                         Перед прослушиванием стихотворения, я хочу обратить ваше внимание на то, что в нём много слов иноязычного происхождения, в основном военной терминологии, которые в нашей речи уже не употребляются.                                 Что они обозначают?                                                                                                    Редут - квадратное земляное укрепление на поле боя                                             Мусью - сударь, господин                                                                                           Картечь - артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле.                                                                                   Лафет - боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия.              Бивак - стоянка войск под открытым небом.                                                           Кивер - высокий военный головной убор из твёрдой кожи.                                                                                                  Булат - оружие из булатной стали - стали особой закалки.                                    Улан, драгун - солдаты конных полков.                                                            Басурманы- люди другой веры, иноземцы, враги.                                                  Флеши (из исторической справки) старинные (до начала 20 в.) полевые, реже долговременные укрепления для прикрытия важных направлений и пунктов. 5.Актёрское чтение стихотворения.

6.Вопросы для анализа стихотворения после восприятия текста.

  • Какие чувства вы испытали, слушая   «Бородино»?
  • В чём особенность построения стихотворения?
  • Кто участвует в разговоре?
  • Кто рассказчик? Где он находился в момент сражения? Докажите это словами из текста.
  • Почему автор доверил рассказ об историческом сражении старому солдату?
  • Что заставляет старого солдата обратиться к непростым для него воспоминаниям?
  • Что представляет собой первая строфа? Из каких предложений по цели высказывания она состоит?
  • Кто герои рассказа ветерана войны?
  • С какими чувствами старый воин вспоминает о них? Как он их называет? Зачитайте.
  • Какие чувства владеют русскими солдатами во время боя? Найдите и зачитайте строки из текста.
  • Какие строчки стихотворения говорят нам о верности, преданности русского солдата? Зачитайте.
  • Как меняется тональность речи старого воина от момента описания отступления до подготовки к бою и при описании самого боя?
  • Какими вы увидели участников сражения?
  • Какие чувства вызывает у вас рассказ старого воина?

-Есть ли что-то общее в стихотворении и исторической справке?

Физминутка для глаз.                                                                                             

 Главный герой стихотворения, рассказчик - старый солдат остается безымянным.

Это простой солдат - для того, чтобы сделать рассказ достоверным. Он там был, он это видел, он это пережил.

Рассказчик дважды говорит "Я",   а в остальных случаях он не отделяет себя от других участников битвы и говорит "мы".

Он, безымянный, вымышленный, солдат  говорит от имени всех участников битвы, передает чувства всего народа.

Мысли и чувства старого солдата - это мысли и чувства всего народа.

 

В своём стихотворении М.Ю.Лермонтов использует различные средства художественной выразительности для создания художественной картины жизни.     Найдите их.     (Ответы   учащихся).                                                                     Подведение итогов урока.                                                                               ---Определите роль Бородинского сражения в ходе Отечественной войны 1812 года.                                                                                                                            С   какой целью М.Ю. Лермонтов обращается к теме Бородинского сражения? Что он хотел донести до читателя, до будущих поколений? Можно ли сегодня говорить об актуальности звучания этих строк? Что важнее для автора передать правду истории или прославить подвиг солдат, сражавшихся на поле битвы?                                                                                                          (Ответы учащихся).                                                                                             Рефлексия                                                                                                                        Что важное для себя вы отметили на сегодняшнем уроке?                         7.Заключение.                                                                                                                   Победа русской армии в этой войне избавила страну от захватчиков и освободила страны Европы. В  2012 году мы  отмечали 200-летие со дня Бородинского сражения.   Почему и сегодня нас волнует и стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные? Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат,  не пощадивших жизни ради спасения Отечества,  будет жить вечно,  и этот подвиг "недаром помнит" и будет помнить "вся Россия".                                                       8.Домашнее задание. Выучить отрывок из стихотворения наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе "Учимся анализировать стихотворение"

Уок построен по деятельностному методу. В качестве приложения включены творческие работы учащихся и самоанализ урока....

план-конспект урока "Бородинское сражение"

план конспект открытого урока - "Бородинское сражение"...

конспект урока литературы в 7 классе "Стихотворения Маяковского"

Работа над стихотворением Маяковского "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»....

План- конспект урока по литературе "Патриотизм в стихотворении М.Ю.Лермонтова" Бородино".

План- конспект урока по литературе" Патриотизм в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино"....

Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""

В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...

Конспект урока по теме "Н.Заболоцкий. Стихотворение "Журавли". 6 класс

На уроке проводится анализ стихотворения, выявляются выразительные средства речи, создается атмосфера нетерпения бездумного отношения к природе....