конспект урока по литературе "Учимся анализировать стихотворение"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Булыгина Ирина Алексеевна

Уок построен по деятельностному методу. В качестве приложения включены творческие работы учащихся и самоанализ урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_literature.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

В 6 «А» КЛАССЕ

/учитель Булыгина И.А./

Тема урока:

Учимся анализировать стихотворение.

Цели:

  1. сформировать представление об интерпретации стихотворения;
  2. сформировать способность к построению целостного высказывания;
  3. повторить средства художественной выразительности (СХВ);
  4. привлечь внимание к бережному отношению  к природе.

Оборудование:

  1. портрет Н.А. Заболоцкого;
  2. иллюстрации с изображением журавлей;
  3. план анализа стихотворения;
  4. оформленная доска.

Методы, использованные на уроке:

  1. наглядные;
  2. словесные;
  3. практические;
  4. проблемно-поисковые;                                                                            
  5. самостоятельная работа;
  6. творческая деятельность.

Виды деятельности учащихся:

  1. ответы на вопросы;
  2. работа в группах;
  3. сообщения о биографии поэта, пробный анализ стихотворения;
  4. творческая работа по анализу стихотворения;
  5. выразительное чтение наизусть и с опорой на текст;
  6. построение монологического высказывания;
  7. работа с стихотворным текстом по поиску СХВ.

Ход урока.

1. Самоопределение к учебной деятельности.

Учитель выразительно читает эпиграф к уроку:

Не позволяй душе лениться!                                                                                      

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Чтоб воду в ступе не толочь.

Освобождая от работ,

Душа обязана трудиться

Она последнюю рубашку

И день и ночь, и день и ночь.

С тебя без жалости сорвёт.

Гони её от дома к дому,

А ты хватай её за плечи,

Тащи с этапа на этап,

Учи и мучай дотемна,

По пустырю, по бурелому,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Через сугроб, через ухаб!

Училась заново она.

Не разрешай ей спать в постели

Она рабыня и царица,

При свете утренней звезды,

Она работница и дочь,

Держи лентяйку в чёрном теле

Она обязана трудиться

И не снимай с неё узды!

И день и ночь, и день и ночь!

                                                                                                                                Н.А. Заболоцкий.

После прочитанного текста учитель задаёт вопросы:

  1. о чём стихотворение?
  2. о чём заставляет задуматься?
  3. как должна трудиться душа?
  4. каждый ли из вас может сказать, что его душа трудолюбива?
  5. Почему важен не только физический труд, но и духовный?

2. Актуализация знаний.

Учитель предлагает прочитать стихотворение И.С. Никитина «Утро», выписанное на доску.

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом, - на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Беседуем по итогам прочитанного, выясняем СХВ, высказываем впечатления. После этого учитель предлагает дать интерпретацию стихотворному тексту, учащиеся путём предположений пытаются выйти из затруднения.

3. Постановка проблемы.

Учитель просит вслух озвучить ту проблему, с которой столкнулись ученики.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

В данном случае учитель задаёт наводящие вопросы:

  1. что сначала делали?
  2. что потом?
  3. почему здесь возникло затруднение?
  4. чем это задание отличается от предыдущих?

В помощь ученикам предлагается выступление предварительно подготовленного учащегося с художественным анализом стихотворения.

          И.С. Никитин – известный поэт 19 века, использовавший в своём творчестве фольклорное начало, песенные интонации. Особенно его привлекало изображение природы. Данное стихотворение также о природе. И первое, и все последующие предложения служат изображению раннего утра. сначала мы видим небо, затем то, что происходит на земле. Очень важна для картины перекличка слов и выражений. Вот две группы слов: звёзды, облака – луга, вода, лозняк, камыш, тропинка, куст, листья, роса. В этих словах есть и сходство (все они существительные, так как для поэта важно было изобразить именно спящие предметы, а не движение, для этого же здесь важны и синонимы МЕРКНУТ и ГАСНУТ), и противопоставление (одни предметы вверху, на небе, другие внизу, на земле). Вот ещё перекличка МЕРКНУТ и ГАСНУТ – В ОГНЕ, БЕЛЫЙ, ЗАРИ, АЛЫЙ СВЕТ, СЕРЕБРИСТАЯ. Здесь важно поэту противопоставить не только наличие предметов в пространстве, но и цветовую характеристику. Можно выделить и другие ряды слов: В ОГНЕ, БЕЛЫЙ, АЛЫЙ, СЕРЕБРИСТАЯ -  они создают цвета и краски в картине утра. В финале стихотворения неожиданно появляется движение ЗАДЕНЕШЬ, БРЫЗНЕТ. И благодаря этому ВДРУГ природа просыпается, и в картине появляется объём, свет, краски, движение, и мы видим это утро и любуемся проснувшейся природой, ощущаем капли росы на лице. А ведь именно в этом и заключена идея произведения: показать, как прекрасен мир, как проявляется красота в каждом явлении природы.

Учащимся в группах предлагается обсудить, как построено высказывание, что нового для себя услышали, чем отличается анализ стихотворения от простого перечисления СХВ. После обсуждения учащиеся отмечают, что прозвучало целостное высказывание, с включением СХВ и целью их использования, основная мысль, идея, небольшой биографический комментарий, без которого нельзя судить о таланте автора, озвучиваем свои впечатления.

5. Реализация построенного проекта.

          После диалога с учащимися учитель предлагает определить тему урока и поставить перед собой цели, которых нужно достичь на этом этапе обучения. На этом этапе необходимо снова вернуться к эпиграфу,  отметив, что труд души есть необходимое условие интерпретации произведения.

          Учащимся раздаётся план анализа стихотворения. Учитель отмечает, что это лишь форма, на которую нужно опираться, но её необходимо заполнить содержанием.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

           Учитель предлагает дать анализ стихотворению Н.А. Заболоцкого «Журавли». Один из учеников читает сообщение о жизни и творчестве поэта, другой -  наизусть само стихотворение. Задаётся вопрос, для чего это необходимо. Учащиеся отвечают, что без сведений об авторе, без чтения с интонацией нельзя интерпретировать произведение. После чего  с опорой на план пробуем  озвучить элементы анализа. На данном этапе учитель даёт наводящие вопросы об изменяющейся интонации стихотворения, об основной мысли, идее, СХВ.

7. Самостоятельная работа с опорой на эталон.

          В группах  выполняется задание нового типа, обсуждаются СХВ, тема и т.д.

8. Включение в систему знаний и повторение.

             

          Через 15 – 20 минут заканчиваем работу. каждая группа выступает с высказыванием (прилагаются ниже). Здесь уместны вопросы следующего характера:

  1. насколько полезны приобретённые сегодня знания?
  2. где ещё можно их использовать?

Учащиеся отвечают, что художественным анализом можно пользоваться в поэзии, но и в других видах искусства (музыке, живописи и т.д.).

9. Рефлексия.

          На этом этапе урока важно понять, как ученики усвоили тему:

  1. Попробуйте оценить себя и свою деятельность на уроке?
  2. Что удалось?
  3. Что показалось самым сложным?
  4. Что больше всего понравилось?
  5. Каковы впечатления?

         Далее  возвращаемся к теме, целям, эпиграфу:

  1. Какова тема урока?
  2. Достигли ли поставленных целей?
  3. Почему именно этот эпиграф выбран?

         Обсуждаем и записываем домашнее задание:

  1. Обязательная часть (анализ стихотворения А. Яшина «Орёл» или сопоставление проблематики двух стихотворений А.Заболоцкого «Журавли» и А. Яшина «Орёл»)
  2. Творческая часть /по желанию учащихся/ (сочинить и проанализировать стихотворение о природе).

САМОАНАЛИЗ УРОКА.

          Урок «Учимся анализировать стихотворение» начальный в серии уроков, посвящённых интерпретации стихотворного текста.

          ОСНОВНОЙ ЗАМЫСЕЛ проведённого урока заключался в том, чтобы наметить пути построения целостного высказывания о стихотворении. В ходе занятия планировались следующие цели и задачи:

  1. сформировать представление об интерпретации стихотворения;
  2. сформировать способность к построению целостного высказывания;
  3. повторить средства художественной выразительности (СХВ);
  4. привлечь внимание к бережному отношению  к природе.

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ учебного занятия, на мой взгляд, были выбраны в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, их уровнем развития. Дети раскрывают себя полнее внутри группы сверстников, поэтому была выбрана, наряду с другими, групповая форма работы.

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ заключалась в том, чтобы учащиеся, столкнувшись с затруднением в ходе урока, самостоятельно попытались бы построить план (проект) выхода из создавшейся ситуации, самостоятельно при этом сформулировав тему урока и поставив для себя цели, которых необходимо будет достичь.

В течение урока РЕАЛИЗОВЫВАЛИСЬ ПРИНЦИПЫ:

  1. научность обучения, связь с жизнью (отношение человека к природе);
  2. каждый вид наглядности использовался с определённой целью ) портрет поэта – с целью привлечь внимание к личности, иллюстрации журавлей – для осознания степени ответственности за окружающий мир, его красоту);
  3. самостоятельность учащихся осуществлялась во время групповой работы, когда каждый озвучивал свою точку зрения, вносил свой вклад для построения высказывания;
  4. преобладал творческий характер познавательной деятельности.

            РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ проведённого урока была на удовлетворительном уровне. В целом удалось реализовать замысел урока, поставленные цели и задачи. Занятие было направлено на становление и проявление творческих способностей, духовного развития, раскрытия внутреннего мира учащихся. Основной недочёт урока в том, что учащиеся были недостаточно активны. Думается, это связано с новизной и сложностью такого задания, как интерпретация стихотворного текста, и с преодолением психологического барьера от присутствия гостей урока.

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ.

ПРИРОДА.

Как природа хороша!

И внутри поёт душа,

Оттого, что потоки торопятся с гор,

Что снегу холодному жарко.

И слышен грачей заливной разговор,

Что зимушку всё-таки жалко. /МАРКИТАН ЯНА/

Лес очнулся ото сна,

Наконец, пришла весна!

Птицы, звери – всё вокруг

Оживилось будто вдруг:

Белки мечутся по веткам,

Появились у них детки;

Солнце светит ярко, сильно-

Значит, жизнь будет счастливой!  /ЛЫТКИН АРТЁМ/

Солнце греет, снег лежит,

Ручеёк на юг бежит.

Это к нам весна спешит!

И капель стучит, стучит.

Гомон птиц звучит везде,

И сугробов нет нигде! /ЗОЛОТУХИН МАКСИМ/

Однажды на высоком старом дубе

Родился маленький птенец.

И вдруг увидел он красоты леса.

Не затрудняясь говорит он маме:

«А почему здесь так красиво?»

Ведь маленький птенец не знал

О зверях, обитающих в лесу,

О поле, где растут цветы невиданной красы.

Спустя немного лет птенец подрос и стал уж птицей.

За это время встретил он врагов,

Друзей, которым доверял он, как родным.

Ну вот и всё, о чём хотел я вам сказать.

Суть в том, что берегите лес, не загрязняйте реки.

Ведь это же питание животных. /ШПИЧКО ВЛАДИСЛАВ/

Белая зима началась недавно,

Вышла, замела красивыми снегами.

И реки все покрыло толстой коркой льда,

Где не проломит их никто и никогда.

Посмотришь чрез окно,

Увидишь там детей,

Которые валяются в сугробах веселей! /МУРАДЯН ДИАНА/

Вот закончилась зима, в марте к нам придёт весна.

И три месяца всегда радует людей она!

С крыши звонкая капель падает, красуется

И, упавши на земельку, образует лужицу. /МУШНИКОВ МИХАИЛ/

Бегут по городу ручьи,

Летят по воздуху грачи

Встречать весну в наших краях,

Сидеть на старых тополях.

Скворцы вот тоже – тут как тут,

Природного озелененья ждут.

Мы им скворечники готовим,

А сами мысленно весну торопим. /БАБКИН ЮРИЙ/

Летнее солнце горит целый день,

Небо плывёт, вдруг исчезнет совсем.

Дети резвятся, но стало темно…

Вдруг грянул гром – и нет никого.

Время прошло, снова стало светло.

Летнее солнце горит. Хорошо! /ШЕНДРИК МАКСИМ/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе "Анализ стихотворения А.Блока "Незнакомка"

Урок является одним из цикла уроков по творчеству А.А. Блока, данная тема изучается после знакомства с циклом «Стихов о Прекрасной Даме», на данном уроке важно показать, как существенно м...

Конспект урока английского языка Учим стихотворения и диалоги

Конспект урока английского языка по Учим стихотворения и диалоги по УМК Биболетовой в 6 классе....

Как анализировать стихотворение

Как анализировать стихотворение...

Конспект урока "Восприятие, использование,оценка стихотворения Б.Пастернака "Снег идет""

Цель: научить учащихся работать с поэтическим текстом Б.Пастернака, делать интерпретацию, повторить выразительные средства языка, вопистание любви к природным явлениям, умения чувствовать красоту снег...

конспект урока по литературе по стихотворению С.Есенина "Топи да болота..."

Данный конспект урока поможет учителю при анализе стихотворного текста. Данный материал воспитывает у учащихся бережное отношение к родному слову, эстетический вкус, патриотические чувства учащи...

Конспект урока в 11 классе Анализируем текст художественного стиля

Данный материал можно использовать при подготовке к ЕГЭ...