Как анализировать стихотворение
учебно-методический материал по литературе на тему

Как анализировать стихотворение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_analizirovat_stihotvorenie.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАК АНАЛИЗИРОВАТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ

       Анализ стихотворения или его истолкование – это понимание художественного произведения в единстве формы и содержания. Истолковать произведение – значит понять его, открыть для себя тайну его притягательности. Не обязательно указывать все языковые средства, которые использует автор, - важно найти главное, что делает исследуемое стихотворение неповторимым.

Примерный план анализа

  1. Место произведения в творчестве автора. История создания стихотворения.
  2. Тема.
  3. Основная мысль (художественная идея).
  4. Ключевые слова, образы.
  5. Средства художественной выразительности (тропы, фигуры поэтической речи, звукопись).        
  6. Настроения, чувства, передаваемые читателям автором (п. 3 и п. 6 можно объединить).
  7. Особенности языка (лексика, синтаксические конструкции, авторская пунктуация и ее роль).
  8. Стихотворный размер, особенности рифмы.
  9. Автор и лирический герой стихотворения.

   10.  Литературные и жизненные ассоциации.

   11.  Оценка.

Примечание: необязательно каждое стихотворение истолковывать, опираясь на предложенный план. В каждом конкретном случае порядок следования пунктов плана вы определяете сами, выделяете главное и то, без чего можно обойтись. Ваше сочинение должно быть плавным, стройным, а не представлять отчет об использованных образных средствах. А главное – бережно относитесь к исследуемому тексту!

КАК ПИСАТЬ РЕЦЕНЗИЮ

     Ученическая рецензия – это такой речевой жанр, в котором даются общая характеристика и оценка произведения на основе его анализа. Он совмещает в себе различные функции: информации, воздействия, убеждения, анализа.

Примерный план работы над сочинением-рецензией:

  1. «Представление» произведения: рассказ об авторе, краткая история произведения (место и время создания, повод, кому посвящено, какими воспоминаниями навеяно и т.п.).
  2. Общее впечатление от прочитанного.
  3. Тема, основная мысль произведения (идея, проблема), место в ряду других произведений автора и в литературном процессе в целом.
  4. Сюжет (краткий пересказ содержания, если это необходимо, с цитированием фрагментов текста), особенности композиции.
  5. Мастерство автора в создании образов героев.
  6. Язык и стиль произведения, художественное и жанровое своеобразие.
  7. Несомненные достоинства произведения, привлекающие читателя.
  8. Актуальность проблематики.
  9. Оценка прочитанного.

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  Эпизод – относительно самостоятельная часть художественного текста. Но  всякое произведение представляет собой систему, поэтому рассматривать эпизод возможно лишь как часть целого, исходя из основной идеи.

Примерный план анализа эпизода

  1. Место и роль эпизода в композиции произведения.
  2. Тема эпизода.
  3. Герои.
  4. Связь с другими эпизодами ( что было до и что стало после описываемых событий).
  5. Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения:

- через обстоятельства;

- через конфликт;

- через описания;

- через монолог;

- через диалог;

- через поступки и психологию героев.

6. Манера повествования, стиль писателя.

7. Ключевые слова.

8. Особенности языка.

9. Средства художественной выразительности.

10. Средства создания подтекста.

11. Образ автора, авторская позиция.

12. Оценочная позиция автора сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе "Учимся анализировать стихотворение"

Уок построен по деятельностному методу. В качестве приложения включены творческие работы учащихся и самоанализ урока....

Презентация.Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание.

Презентация, иллюстрирует третий закон менделя. Значение анализирующего скрещивания. Содержит задачи по генетике....

Урок «Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. Анализирующее скрещивание»

            Образовательные задачи: сформировать знания о  дигибридном скрещивании, вывести и сформулировать третий закон Г.Менделя, выявить закономерно...

Анализирующее скрещивание

В презентации предложены вопросы для повторения, задачи на моногибридное скрещивание (полное и неполное доминирование), объяснение и закрепление нового материала....

Анализирующее скрещивание - 10 класс

Разработка урока позволит научить учащихся обьяснять механизм анализирующего скрещивания, убедить в действенности и практической значимости законов наследственности в процессе изучения  видов скр...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...