Практическое применение проектной технологии и выявление методических условий для успешной организации и применения проектной деятельности в курсе истории России в VI классе.
проект по истории (6 класс) на тему

Практическое применение проектной технологии и выявление методических условий для успешной организации и применения проектной деятельности в курсе истории России в VI классе.

 

1 Разработка проектной технологии для использования в курсе истории России в VI классе.

 

В первой главе были рассмотрены теоретические основы проектной технологии на уроке истории. На констатирующем этапе эксперимента была поставлена цель изучить реальное состояние дел по организации проектной деятельности в современной школе, а также разработка проектной деятельности, методические рекомендации и анализ проделанной работы.

На первом этапе практической части был организован опрос обучающихся VI-х классов в ГБОУ СОШ №69 с целью выявления участия детей в проектной деятельности.

В анкете были представлены вопросы следующего характера:

1. Принимали/принимаете ли вы участие в проектной деятельности?

2. По каким предметам вам увлекательнее выполнять проекты?

3. Где вам удобнее выполнять проекты (в школе/дома/в иных местах)

4. Кто вам чаще помогает в выполнении проекта?

5. Как вы думаете, для чего нужны проекты?

6. Если вы принимали участие в проектной деятельности, какие проекты вам больше нравятся (краткосрочные, долгосрочные/групповые, индивидуальные)

Во VI «А» классе в анкетировании приняли участие 24 обучающихся. На первый вопрос положительно ответили 17 человек, отрицательным ответ был у 7 учеников. Обращая внимание на отрицательные ответы, были выявлены их причины. Обучающиеся не принимают участие в проектной деятельности из-за нежелания и занятости во внеурочное время.

В VI «Б» классе в проектной деятельности из 20 учеников участие принимали/принимают участие 9 человек, не принимают/принимали участие в проектной деятельности - 11 человек. Основной причиной отказа принятия участия является большая загруженность обучающихся, а также нежелание заниматься проектами.

Из 27 опрошенных учеников VI «В» класса в проектной деятельности принимают участие 24 ученика, 3 человека участие не принимают/принимали.

Так как проектная деятельность не является обязательной, не все обучающиеся в данном образовательном учреждении в ней участвуют. У большинства обучающихся не хватает времени на выполнение проектов в связи с высокой загруженностью на других занятиях.

Ответы детей на второй вопрос анкеты показали, что самым популярным предметом для выполнения проектов является литература, также им интересны проекты по математике, русскому и английскому языку. Многие дети выполняют проекты на свободные темы. Ученикам интересно углубляться в различные науки, узнавать новые факты и делиться ими с одноклассниками.

При ответе на третий вопрос дети отметили, что большинству обучающихся VI-х классов проект удобнее выполнять в домашних условиях, потому что они могут пользоваться персональным компьютером, домашняя обстановка более располагает к работе, дети не отвлекаются на общение с одноклассниками. Также дети могут не торопиться в выполнении работы, у них больше времени и возможностей для формулирования мыслей и идей. За помощью они могут обратиться к родителям и старшим родственникам. У них появляется больше пространства для поиска новой информации и интересных фактов. Но не всем ученикам проект удобнее выполнять дома. Кому-то легче и проще справиться с проектом в стенах школы, и это объясняется тем, что им интереснее выполнять работу самостоятельно. При

возникновении трудностей и спорных вопросов они могут обратиться за помощью к учителю или одноклассникам.

Отвечая на четвертый вопрос анкеты, учащиеся указали на то, что большинство обучающихся обращается за помощью к родителям, одноклассникам. Часть учеников просит помощи у учителя, также есть обучающиеся, которые выполняют работу полностью самостоятельно с использованием учебников, дополнительной литературы и Интернета.

При ответе на 6 вопрос большинство обучающихся отметило, что их больше привлекает групповая долгосрочная деятельность – 80% опрошенных. Лишь 10% опрошенных из делающих проектную деятельность отметили, что им нравится делать индивидуальные проекты. Остальные 10% опрошенных затруднялись с ответом на данный вопрос.

Проектная деятельность, по мнению учеников, необходима для того, чтобы они могли узнавать новые и интересные факты из разных областей наук. Также проектная деятельность способствует приобщению детей к коллективной работе, социальной коммуникации, формированию умения прислушиваться и находить компромиссы. Сейчас каждый ученик, начиная с первого класса, оформляет личное портфолио, куда собирает свои работы различного характера. Проекты детей часто оцениваются и награждаются различного рода дипломами, сертификатами, грамотами, которые являются отличным бонусом для будущей профессиональной деятельности и личностной реализации.

На этапе констатирующего эксперимента был посещен урок по защите проекта в ГБОУ СОШ №69 им. Окуджавы в VI классе по истории России. Обучающиеся 6-го класса выполняли проект под названием "Изменение военной амуниции XIV-XVI вв». Работу выполняли 6 человек, целью которых было проследить изменение военной одежды и оружия, начиная с XIV века». Обучающиеся раскрыли значение военной амуниции и способ использование, а также проследили изменение и реконструирование одежды и оружия. Результатом проекта стал макет воина на Руси в XVI веке.

Обучающиеся 6-х классов проявили самостоятельность и выполняли проект лишь с минимальными подсказками учителя. Защиту ученики проводили на высоком уровне. Они владели полной информацией о проведенной работе, без труда отвечали на задаваемые им вопросы членами жюри и зрителями зала. Выступления обучающихся проходили по определенному регламенту. По выступлениям учеников можно было сразу определить, насколько серьезно и ответственно они подходят к своей работе. Было показано видео из вырезок фильмов и слайдов. Не сложно был прийти к выводу, что обучающимся нравится выполнение проектов. Они увлеченно работают, могут выразить собственную позицию и мнение в определенном вопросе.

Продолжительность выступления каждого участника защиты проекта была 5 минут. Члены жюри и зрители имели право задавать вопросы по теме выступления докладчику.

Работа оценивалась по 5-ти балльной шкале по следующим критериям:

- актуальность проблемы;

- оригинальность методов в решении задач исследования;

- научно-практическая ценность работы;

- компетентность докладчика;

- оформление работы и презентации;

- самостоятельность выполнения работы.

В ходе защиты участнику выставляются баллы по критериям, заданным учителем. В результате выступлений подсчитывалась среднеарифметическая величина баллов.

Участники чувствовали себя уверенно, спокойно общались с залом и отвечали на вопросы. Отметилось деление работ между мальчиками и девочками.

В выступлениях четко прослеживалась мотивированность обучающихся на тему выполненной работы. Они уверенно защищали, обосновывали и доказывали актуальность выбранной темы, проблемы и способы их решения. Защищающиеся не просто доказывали уже известные

теории и положения, они искали и изучали новую информацию, которой делились со всеми.

В ходе проведения констатирующего эксперимента было выявлено, что проектная деятельность активно вошла в практику и используется в образовательных учреждениях. Но она требует тщательной подготовительной работы и приобщения всех учеников. Была поставлена учителем цель приобщить большее количество учеников к проектной деятельности.

На следующем этапе практической деятельности рассматривается разработка проекта при изучении обучающимися истории России в VI классе.

Разработка проекта.

Название проекта: «Теории происхождения государства Российского».

Тип проекта: Исследовательский проект.

Описание проекта:

Цель данного проекта – изучить теории происхождения Руси, а также выявить проблему происхождения этих теорий.

Задачи (для обучающихся):

1. Ознакомительная характеристика теорий происхождения Руси

2. Описать причины появления конкретных теорий, объяснить, почему они возникли

3. Установить те теории, которые стали официальными о происхождении государства Российского

4. Определить, в чем схожесть и различия теорий

Теории:

1. НОРМАННСКАЯ (ВАРЯЖСКАЯ) ТЕОРИЯ

2. СЛАВЯНСКАЯ (АВТОХТОННАЯ) ТЕОРИЯ

3. КОМПРОМИССНАЯ (СЛАВЯНСКО-ВАРЯЖСКАЯ) ТЕОРИЯ

Виды деятельности, выполняемые обучающимися в проекте/обрабатываемые навыки:

1. Анализ учебника, статей, источников

2. Участие в создании отчета, подготовка сообщений и презентаций

Сроки реализации проекта – 1 месяц.

Количество задействованных участников – до 6 человек

Тип занятости обучающихся – удаленная работа (дома) и работа на месте (в школе)

Интенсивность (часы, проведенные над проектов в неделю) – 1,5 часа.

Требования к ученикам-участникам проекта:

1. Мотивация к учебно-исследовательской деятельности

2. Интерес к теме

3. Мотивированность к поиску решения учебной проблемы

4. Самоорганизация

Формат отчета обучающихся по проекту:

На выбор:

1. Работа (сообщение и презентация) по материалам исследования

2. План работы на всех этапах проектной деятельности

Критерии отбора участвующих в проекте:

Отбор производится на основании мотивированности и желания обучающегося участвовать в проекте, совпадение интересов в группе.

1. Дидактические задачи проекта: 1. Образовательные:

· Познакомить обучащихся с теорией происхождения Российского государства

· Выявить особенности этих теорий, сравнивая их между собой по критериям

2.Развивающие:

· Развить умение извлекать главное из источников, литературы и учебников;

· Развить умение работать с таблицами и схемами, источниками и учебником

вать историческое мышление, а также развивать умение систематизировать знания, полученные в ходе выполнения проекта.

3. Воспитательные:

· Воспитание уважения к истории своей страны.

· Воспитание индивидуального сознания.

· Способствовать формированию критического мышления

2. Оборудование (школьное): Доска, ноутбук, проектор, раздаточный материал, учебник

 

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

· Обучающиеся должны знать особенности и характерные черты теории о зарождении Руси

· Обучающиеся должны уметь раскрывать названия теорий

· Обучающиеся должны понимать значение и влияние данных теорий на дальнейшее развитие истории России.

· Обучающиеся должны уметь работать получаемой информацией, а также производить анализ.

Метапредметные:

· Обучающиеся должны уметь грамотно и осознанно строить речевые высказывания;

· Обучающиеся должны уметь работать с таблицами и схемами

· Обучающиеся должны уметь слушать и принимать/не принимать точку зрения одноклассников, уметь аргументировать свою позицию

 

 

Личностные:

· Обучающиеся должны проявлять самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

Реализация проектной деятельности должна осуществляться в несколько этапов.

Проблемно-целевой этап.

Прежде чем начнется работа над проектом, научный руководитель проекта совместно с участниками проекта должны ответить на ряд следующих вопросов.

· Для чего создается данный проект? Чем вызвана необходимость его создания? Существует ли на самом деле потребность в этом проекте? Как в дальнейшем будет использоваться данный проект? Кто выступит в роли той целевой группы, для которой будет представлен проект?

· Каким должен быть проект для того, чтобы отвечать полностью поставленным задачам?

· Кто будет создавать проект? В какой мере смогут обучающиеся воплотить творческий замысел руководителя, реализовать задуманное? Какие из необходимых им для реализации проекта знаний, умений и навыков обучающиеся имеют сейчас, будут иметь к моменту исполнения определенного требуемого вида работы?

· Как лучше распределить обязанности среди членов бригады, если исполнителей несколько?

То есть, на первом этапе осуществляются выбор проблемной области, постановка задач, определяется конечный вид создаваемого программного продукта, его назначение (чаще всего учебное) и круг пользователей, происходит формирование состава проектной бригады и распределение обязанностей. При этом соблюдается главный принцип: как можно полнее учесть интересы школьников, как можно ближе подойти к волнующим их

проблемам, подобрать посильную задачу, способствующую развитию и становлению личности. Этот этап завершается формулировкой точной темы проекта и определением вида его завершенной формы, написанием краткой аннотации проекта.

В данном проекте:

В данном случае в проекте будут рассматриваться теории происхождения Российского государства. Проект создается для формирования знаний у обучающихся о различных теориях. Потребность в данном проекте будет существовать, так как данная тема входит в курс Истории России VI класса. В роли целевой группы, для которой будет представлен проект будут обучающиеся всех 6-х классов в школе. Поскольку выполненная работа будет являться своеобразной визитной карточкой данного класса, в состав должны входить сами обучающиеся 6-го класса, косвенно их родители, учитель-предметник и классный руководитель. Все участники должны подходить с большой долей ответственности к решению поставленных задач, увлечены историей России. К тому же это должно касаться их личных интересов, а именно получение новых знаний. Среди участников должны быть те, у кого есть довольно глубокие знания в данной области (в конкретном случае имеется ввиду учитель-предметник, а также родители), умеющие самостоятельно добывать знания (в данном случае имеются ввиду сами обучающиеся 6-х классов). Что немаловажно, обучающиеся должны иметь опыт сотрудничества и совместной работы, так как выполнить проект необходимо в довольно сжатые сроки и времени на вырабатывание коммуникативных навыков между обучающимися, самоутверждение и установление лидерства в ученическом коллективе остается мало.

 

Этап разработки задания.

На данном этапе предполагается отбор содержания и определяется примерный объем проекта, производится его предельная детализация,

прописываются роли каждого участника проекта, сроки исполнения ими каждого вида работы. Этап завершается составлением задания.

В данном проекте:

Обращаясь к данному проекту, можно представить следующие пояснения. Отбор содержания и примерный объем проекта напрямую связаны с назначением проекта. Если проект внутришкольный, то объем и содержание определяется совместно с обучающимися и учителем. Если проект выходит за рамки школы, то объем содержания проекта определяется только учителем.

Если в проекте принимают участие максимально допустимое количество - 6 человек, то обучающиеся делятся по 2 человека и берут наиболее интересующую их теорию: Норманнскую (Варяжскую) теорию, Славянскую (Автохтонную) теорию, Компромиссную (Славянско-Варяжскую) теорию. После выбора наиболее интересующей их теории, обучающимся выдается список литературы, откуда они смогут выявить нужную им информацию и оформить ее в проект.

После того, как все 3 группы завершили работу над информационной частью, они делятся полученной информацией с другими участниками проекта и происходит выяснение положительных и отрицательных сторон всех теорий, а также их схожесть и различите между друг другом.

Поскольку в планы проекта может входить не только приобретение новых знаний в школе учениками, но и выставление проекта на региональный/областной уровень, возникает потребность в содержании проекта следующей информации, не касающейся посредственно Истории России:

· историческую справку о школе;

· сведения об администрации и педагогическом коллективе лицея;

· учебный план обучающихся;

· краткую аннотацию к каждому уроку;

· ранние проекты школьников

· результаты обученности обучающихся по итогам четвертных оценок;

· демонстрацию оснащенности материально-технической школы;

· условия поступления в школу

Этап практической работы

На этом этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач, которая требует от всех участников предельной исполнительности, слаженности в действиях, а также значительных усилий от руководителя проекта по координации деятельности участников проекта и постоянного контроля за ходом и сроками производимых работ. Дело научного руководителя (учителя) на данном этапе - помочь ученикам приступить к практической реализации проекта. Для этого необходимо не только тщательно спланировать собственные учебные занятия, снабдить обучающихся дополнительной литературой и всем необходимым, но и договориться о консультации с учителем.

 

Этап предварительной защиты

На данном этапе осуществляется просмотр версии создаваемой программы проекта, выявляются недоработки, намечаются пути устранения выявленных недостатков, производится вычитка материала, готовится его документация и представление. Первая задача научного руководителя - организовать процесс выявления недостатков, поиски ошибок обучающихся с последующим превращением их участниками проекта в распознаваемые и своевременно устраненные ошибки. Для этого необходимо протестировать созданный проект

Этап презентации - публичной защиты проекта

На этом этапе производится защита проектной работы участниками проекта на теме, готовятся рецензия учителя и отзывы на представляемый проект и ее описание, дается оценка проекту членами жюри.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fayl_ns_portal.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

II – Практическое применение проектной технологии и выявление методических условий для успешной организации и применения проектной деятельности в курсе истории России в VI классе.

2.1 Разработка проектной технологии для использования в курсе истории России в VI классе.

В первой главе были рассмотрены теоретические основы проектной технологии на уроке истории. На констатирующем этапе эксперимента была поставлена цель изучить реальное состояние дел по организации проектной деятельности в современной школе, а также разработка проектной деятельности, методические рекомендации и анализ проделанной работы.

На первом этапе практической части выпускной квалификационной работы был организован опрос обучающихся VI-х классов в ГБОУ СОШ №69 с целью выявления участия детей в проектной деятельности.

В анкете были представлены вопросы следующего характера:

1. Принимали/принимаете ли вы участие в проектной деятельности?

2. По каким предметам вам увлекательнее выполнять проекты?

3. Где вам удобнее выполнять проекты (в школе/дома/в иных местах)

4. Кто вам чаще помогает в выполнении проекта?

5. Как вы думаете, для чего нужны проекты?

6. Если вы принимали участие в проектной деятельности, какие проекты вам больше нравятся (краткосрочные, долгосрочные/групповые, индивидуальные)

Во VI «А» классе в анкетировании приняли участие 24 обучающихся. На первый вопрос положительно ответили 17 человек, отрицательным ответ был у 7 учеников. Обращая внимание на отрицательные ответы, были выявлены их причины. Обучающиеся не принимают участие в проектной деятельности из-за нежелания и занятости во внеурочное время.

В VI «Б» классе в проектной деятельности из 20 учеников участие принимали/принимают участие 9 человек, не принимают/принимали участие в проектной деятельности - 11 человек. Основной причиной отказа принятия участия является большая загруженность обучающихся, а также нежелание заниматься проектами.

Из 27 опрошенных учеников VI «В» класса в проектной деятельности принимают участие 24 ученика, 3 человека участие не принимают/принимали.

Так как проектная деятельность не является обязательной, не все обучающиеся в данном образовательном учреждении в ней участвуют. У большинства обучающихся не хватает времени на выполнение проектов в связи с высокой загруженностью на других занятиях.

Ответы детей на второй вопрос анкеты показали, что самым популярным предметом для выполнения проектов является литература, также им интересны проекты по математике, русскому и английскому языку. Многие дети выполняют проекты на свободные темы. Ученикам интересно углубляться в различные науки, узнавать новые факты и делиться ими с одноклассниками.

При ответе на третий вопрос дети отметили, что большинству обучающихся VI-х классов проект удобнее выполнять в домашних условиях, потому что они могут пользоваться персональным компьютером, домашняя обстановка более располагает к работе, дети не отвлекаются на общение с одноклассниками. Также дети могут не торопиться в выполнении работы, у них больше времени и возможностей для формулирования мыслей и идей. За помощью они могут обратиться к родителям и старшим родственникам. У них появляется больше пространства для поиска новой информации и интересных фактов. Но не всем ученикам проект удобнее выполнять дома. Кому-то легче и проще справиться с проектом в стенах школы, и это объясняется тем, что им интереснее выполнять работу самостоятельно. При

возникновении трудностей и спорных вопросов они могут обратиться за помощью к учителю или одноклассникам.

Отвечая на четвертый вопрос анкеты, учащиеся указали на то, что большинство обучающихся обращается за помощью к родителям, одноклассникам. Часть учеников просит помощи у учителя, также есть обучающиеся, которые выполняют работу полностью самостоятельно с использованием учебников, дополнительной литературы и Интернета.

При ответе на 6 вопрос большинство обучающихся отметило, что их больше привлекает групповая долгосрочная деятельность – 80% опрошенных. Лишь 10% опрошенных из делающих проектную деятельность отметили, что им нравится делать индивидуальные проекты. Остальные 10% опрошенных затруднялись с ответом на данный вопрос.

Проектная деятельность, по мнению учеников, необходима для того, чтобы они могли узнавать новые и интересные факты из разных областей наук. Также проектная деятельность способствует приобщению детей к коллективной работе, социальной коммуникации, формированию умения прислушиваться и находить компромиссы. Сейчас каждый ученик, начиная с первого класса, оформляет личное портфолио, куда собирает свои работы различного характера. Проекты детей часто оцениваются и награждаются различного рода дипломами, сертификатами, грамотами, которые являются отличным бонусом для будущей профессиональной деятельности и личностной реализации.

На этапе констатирующего эксперимента был посещен урок по защите проекта в ГБОУ СОШ №69 им. Окуджавы в VI классе по истории России. Обучающиеся 6-го класса выполняли проект под названием "Изменение военной амуниции XIV-XVI вв». Работу выполняли 6 человек, целью которых было проследить изменение военной одежды и оружия, начиная с XIV века». Обучающиеся раскрыли значение военной амуниции и способ использование, а также проследили изменение и реконструирование одежды и оружия. Результатом проекта стал макет воина на Руси в XVI веке.

Обучающиеся 6-х классов проявили самостоятельность и выполняли проект лишь с минимальными подсказками учителя. Защиту ученики проводили на высоком уровне. Они владели полной информацией о проведенной работе, без труда отвечали на задаваемые им вопросы членами жюри и зрителями зала. Выступления обучающихся проходили по определенному регламенту. По выступлениям учеников можно было сразу определить, насколько серьезно и ответственно они подходят к своей работе. Было показано видео из вырезок фильмов и слайдов. Не сложно был прийти к выводу, что обучающимся нравится выполнение проектов. Они увлеченно работают, могут выразить собственную позицию и мнение в определенном вопросе.

Продолжительность выступления каждого участника защиты проекта была 5 минут. Члены жюри и зрители имели право задавать вопросы по теме выступления докладчику.

Работа оценивалась по 5-ти балльной шкале по следующим критериям:

- актуальность проблемы;

- оригинальность методов в решении задач исследования;

- научно-практическая ценность работы;

- компетентность докладчика;

- оформление работы и презентации;

- самостоятельность выполнения работы.

В ходе защиты участнику выставляются баллы по критериям, заданным учителем. В результате выступлений подсчитывалась среднеарифметическая величина баллов.

Участники чувствовали себя уверенно, спокойно общались с залом и отвечали на вопросы. Отметилось деление работ между мальчиками и девочками.

В выступлениях четко прослеживалась мотивированность обучающихся на тему выполненной работы. Они уверенно защищали, обосновывали и доказывали актуальность выбранной темы, проблемы и способы их решения. Защищающиеся не просто доказывали уже известные

теории и положения, они искали и изучали новую информацию, которой делились со всеми.

В ходе проведения констатирующего эксперимента было выявлено, что проектная деятельность активно вошла в практику и используется в образовательных учреждениях. Но она требует тщательной подготовительной работы и приобщения всех учеников. Была поставлена учителем цель приобщить большее количество учеников к проектной деятельности.

На следующем этапе практической деятельности выпускной квалификационной работы рассматривается разработка проекта при изучении обучающимися истории России в VI классе.

Разработка проекта.

Название проекта: «Теории происхождения государства Российского».

Тип проекта: Исследовательский проект.

Описание проекта:

Цель данного проекта – изучить теории происхождения Руси, а также выявить проблему происхождения этих теорий.

Задачи (для обучающихся):

1. Ознакомительная характеристика теорий происхождения Руси

2. Описать причины появления конкретных теорий, объяснить, почему они возникли

3. Установить те теории, которые стали официальными о происхождении государства Российского

4. Определить, в чем схожесть и различия теорий

Теории:

1. НОРМАННСКАЯ (ВАРЯЖСКАЯ) ТЕОРИЯ

2. СЛАВЯНСКАЯ (АВТОХТОННАЯ) ТЕОРИЯ

3. КОМПРОМИССНАЯ (СЛАВЯНСКО-ВАРЯЖСКАЯ) ТЕОРИЯ

Виды деятельности, выполняемые обучающимися в проекте/обрабатываемые навыки:

1. Анализ учебника, статей, источников

2. Участие в создании отчета, подготовка сообщений и презентаций

Сроки реализации проекта – 1 месяц.

Количество задействованных участников – до 6 человек

Тип занятости обучающихся – удаленная работа (дома) и работа на месте (в школе)

Интенсивность (часы, проведенные над проектов в неделю) – 1,5 часа.

Требования к ученикам-участникам проекта:

1. Мотивация к учебно-исследовательской деятельности

2. Интерес к теме

3. Мотивированность к поиску решения учебной проблемы

4. Самоорганизация

Формат отчета обучающихся по проекту:

На выбор:

1. Работа (сообщение и презентация) по материалам исследования

2. План работы на всех этапах проектной деятельности

Критерии отбора участвующих в проекте:

Отбор производится на основании мотивированности и желания обучающегося участвовать в проекте, совпадение интересов в группе.

1. Дидактические задачи проекта: 1. Образовательные:

· Познакомить обучащихся с теорией происхождения Российского государства

· Выявить особенности этих теорий, сравнивая их между собой по критериям

2.Развивающие:

· Развить умение извлекать главное из источников, литературы и учебников;

· Развить умение работать с таблицами и схемами, источниками и учебником

вать историческое мышление, а также развивать умение систематизировать знания, полученные в ходе выполнения проекта.

3. Воспитательные:

· Воспитание уважения к истории своей страны.

· Воспитание индивидуального сознания.

· Способствовать формированию критического мышления

2. Оборудование (школьное): Доска, ноутбук, проектор, раздаточный материал, учебник

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

· Обучающиеся должны знать особенности и характерные черты теории о зарождении Руси

· Обучающиеся должны уметь раскрывать названия теорий

· Обучающиеся должны понимать значение и влияние данных теорий на дальнейшее развитие истории России.

· Обучающиеся должны уметь работать получаемой информацией, а также производить анализ.

Метапредметные:

· Обучающиеся должны уметь грамотно и осознанно строить речевые высказывания;

· Обучающиеся должны уметь работать с таблицами и схемами

· Обучающиеся должны уметь слушать и принимать/не принимать точку зрения одноклассников, уметь аргументировать свою позицию

Личностные:

· Обучающиеся должны проявлять самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

Реализация проектной деятельности должна осуществляться в несколько этапов.

Проблемно-целевой этап.

Прежде чем начнется работа над проектом, научный руководитель проекта совместно с участниками проекта должны ответить на ряд следующих вопросов.

· Для чего создается данный проект? Чем вызвана необходимость его создания? Существует ли на самом деле потребность в этом проекте? Как в дальнейшем будет использоваться данный проект? Кто выступит в роли той целевой группы, для которой будет представлен проект?

· Каким должен быть проект для того, чтобы отвечать полностью поставленным задачам?

· Кто будет создавать проект? В какой мере смогут обучающиеся воплотить творческий замысел руководителя, реализовать задуманное? Какие из необходимых им для реализации проекта знаний, умений и навыков обучающиеся имеют сейчас, будут иметь к моменту исполнения определенного требуемого вида работы?

· Как лучше распределить обязанности среди членов бригады, если исполнителей несколько?

То есть, на первом этапе осуществляются выбор проблемной области, постановка задач, определяется конечный вид создаваемого программного продукта, его назначение (чаще всего учебное) и круг пользователей, происходит формирование состава проектной бригады и распределение обязанностей. При этом соблюдается главный принцип: как можно полнее учесть интересы школьников, как можно ближе подойти к волнующим их

проблемам, подобрать посильную задачу, способствующую развитию и становлению личности. Этот этап завершается формулировкой точной темы проекта и определением вида его завершенной формы, написанием краткой аннотации проекта.

В данном проекте:

В данном случае в проекте будут рассматриваться теории происхождения Российского государства. Проект создается для формирования знаний у обучающихся о различных теориях. Потребность в данном проекте будет существовать, так как данная тема входит в курс Истории России VI класса. В роли целевой группы, для которой будет представлен проект будут обучающиеся всех 6-х классов в школе. Поскольку выполненная работа будет являться своеобразной визитной карточкой данного класса, в состав должны входить сами обучающиеся 6-го класса, косвенно их родители, учитель-предметник и классный руководитель. Все участники должны подходить с большой долей ответственности к решению поставленных задач, увлечены историей России. К тому же это должно касаться их личных интересов, а именно получение новых знаний. Среди участников должны быть те, у кого есть довольно глубокие знания в данной области (в конкретном случае имеется ввиду учитель-предметник, а также родители), умеющие самостоятельно добывать знания (в данном случае имеются ввиду сами обучающиеся 6-х классов). Что немаловажно, обучающиеся должны иметь опыт сотрудничества и совместной работы, так как выполнить проект необходимо в довольно сжатые сроки и времени на вырабатывание коммуникативных навыков между обучающимися, самоутверждение и установление лидерства в ученическом коллективе остается мало.

Этап разработки задания.

На данном этапе предполагается отбор содержания и определяется примерный объем проекта, производится его предельная детализация,

прописываются роли каждого участника проекта, сроки исполнения ими каждого вида работы. Этап завершается составлением задания.

В данном проекте:

Обращаясь к данному проекту, можно представить следующие пояснения. Отбор содержания и примерный объем проекта напрямую связаны с назначением проекта. Если проект внутришкольный, то объем и содержание определяется совместно с обучающимися и учителем. Если проект выходит за рамки школы, то объем содержания проекта определяется только учителем.

Если в проекте принимают участие максимально допустимое количество - 6 человек, то обучающиеся делятся по 2 человека и берут наиболее интересующую их теорию: Норманнскую (Варяжскую) теорию, Славянскую (Автохтонную) теорию, Компромиссную (Славянско-Варяжскую) теорию. После выбора наиболее интересующей их теории, обучающимся выдается список литературы, откуда они смогут выявить нужную им информацию и оформить ее в проект.

После того, как все 3 группы завершили работу над информационной частью, они делятся полученной информацией с другими участниками проекта и происходит выяснение положительных и отрицательных сторон всех теорий, а также их схожесть и различите между друг другом.

Поскольку в планы проекта может входить не только приобретение новых знаний в школе учениками, но и выставление проекта на региональный/областной уровень, возникает потребность в содержании проекта следующей информации, не касающейся посредственно Истории России:

· историческую справку о школе;

· сведения об администрации и педагогическом коллективе лицея;

· учебный план обучающихся;

· краткую аннотацию к каждому уроку;

· ранние проекты школьников

· результаты обученности обучающихся по итогам четвертных оценок;

· демонстрацию оснащенности материально-технической школы;

· условия поступления в школу

Этап практической работы

На этом этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач, которая требует от всех участников предельной исполнительности, слаженности в действиях, а также значительных усилий от руководителя проекта по координации деятельности участников проекта и постоянного контроля за ходом и сроками производимых работ. Дело научного руководителя (учителя) на данном этапе - помочь ученикам приступить к практической реализации проекта. Для этого необходимо не только тщательно спланировать собственные учебные занятия, снабдить обучающихся дополнительной литературой и всем необходимым, но и договориться о консультации с учителем.

Этап предварительной защиты

На данном этапе осуществляется просмотр версии создаваемой программы проекта, выявляются недоработки, намечаются пути устранения выявленных недостатков, производится вычитка материала, готовится его документация и представление. Первая задача научного руководителя - организовать процесс выявления недостатков, поиски ошибок обучающихся с последующим превращением их участниками проекта в распознаваемые и своевременно устраненные ошибки. Для этого необходимо протестировать созданный проект

Этап презентации - публичной защиты проекта

На этом этапе производится защита проектной работы участниками проекта на теме, готовятся рецензия учителя и отзывы на представляемый проект и ее описание, дается оценка проекту членами жюри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по применению проектной деятельности на уроках истории и обществознания

 Сегодня о проектах говорят очень  много. Мода на проекты захлестнула всю современную систему  государственного управления в России и с головой накрыла отечественное образование...

Применение проектной деятельности на уроках истории

Презентация о применении проектной деятельности на уроках истории...

методическая разработка - « Здоровое питание» организация исследовательской (либо проектной) деятельности детей (серия классных часов для 1-го ( 2-го) курса НПО)

методическая разработка серии классных часов (проекта, исследовательской работы) на тему "здоровое, правильное питание"  направлена на достижение следующих целей:пропаганда здорового образа жизни...

Итоговые тесты по курсу «История России» за 7 класс

Итоговые тестыпо курсу «История России» за 7 класс....

Методический семинар на тему "Организация исследовательской и проектной деятельности в школе"

Методический семинар "Организация исследовательской и проектной деятельности в школе"...

Разработка методических рекомендаций по организации и применению проектной технологии при изучении истории России в VI классе

Разработка методических рекомендаций по организации и применению проектной технологии при изучении истории России в VI классеПлан методических рекомендаций:1. Методическая помощь в подготовке и провед...

Применение проектной деятельности в курсе географии.

География это один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобаль...