Конспект урока "Коллективизация сельского хозяйства"
план-конспект урока по истории на тему

marias123

Конспект урока "Коллективизация сельского хозяйства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_4_konspekt.docx39.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Коллективизация сельского хозяйства

Цель: узнать о состоянии сельского хозяйства и положении крестьян накануне коллективизации и выяснить причины коллективизации, этапы и итоги.

Задачи:

- образовательные: изучить события, которые привели к коллективизации сельского хозяйства, ход проведения коллективизации, значение и последствия;

- развивающие: развитие умения аргументировать, делать вывод; развитие умения слушать; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;

- воспитательные: формирование развитой, социально-активной, творческой самостоятельной личности; продолжить формирование у обучающихся самостоятельных убеждений как основы их мировоззрения в процессе познания.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация, компьютер, проектор.

Основные понятия:коллективизация, раскулачивание.

Ход урока:

  1. Организационный момент. (3 мин)Приветствие учащихся. Проверка посещаемости, наличия учебников, тетрадей. Мотивация учащихся к учебной деятельности,включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

  1. Поверка домашнего задания. (15 мин) Фронтальный опрос по вопросам:
  1. Особенности индустриализации в СССР.
  2. Первая пятилетка. Социальные проблемы первой пятилетки.
  3. Второй пятилетний план.
  4. Положение рабочих. Стахановское движение.
  5. Итоги первых пятилеток.

Индивидуальное задание: Заполнить таблицу.

Индустриализация

Понятие

Причины

Цель

Этапы

Источники

  1. Изучение нового материала. (20 мин).

Воспользовавшись очередным кризисом НЭПа, Сталин объявил о «великом переломе», о «наступлении социализма по всему фронту», об ускоренном превращении СССР в великую промышленную державу, а для этого необходимы были средства.

Давайте подумаем, откуда их можно было взять? (из деревни)

В 1927 году хлеб не добрали, продавать заграницу было практически нечего, планы индустриализации оказались под угрозой. Одним из вариантов решения проблемы было создание колхозов, т.к. с коллективных хозяйств хлеб собрать было легче, чем с крестьянина-единоличника.

(Как вы думаете, что такое коллективизация? Коллективизация - это процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в крупные коллективные хозяйства).

Тема сегодняшнего урока «Коллективизация сельского хозяйства».(записываем)(1 слайд)

План:

  1. Причины коллективизации.
  2. Раскулачивание.
  3. «Головокружение от успеха».
  4. Колхозное крестьянство
  5. Результаты коллективизации.

  1. Причины коллективизации.

Коллективизация СССР – преобразования в сельском  хозяйстве в СССР, связанное с массовым созданием сельскохозяйственных коллективных хозяйств (колхозов) в конце 1920-х – начале 1930-х гг.(2 слайд)

7 ноября 1929 г. в «Правде» появилась статья Сталина «Год великого перелома», где говорилось о:

- изменения в настроении крестьянства в пользу колхозов

- призыв насаждать повсеместно колхозы (отказ от добровольности и постепенности коллективизации и начало курса сплошной и насильственной коллективизации)

- ликвидация кулачества как класс (не пускать кулака в колхоз)

«Великий перелом» - выражение И. В. Сталина, которым он охарактеризовал начатую в конце 1920-х гг. в СССР политику форсированной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства.

«Великий перелом» - политика «сплошной коллективизации» в СССР.

(3 слайд)

Годы коллективизации:

1928– начало строительства колхозов и совхозов.

1929– решение о форсировании процессов коллективизации.

(4 слайд)

5 января 1930 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». Оно устанавливало жесткие сроки завершения коллективизации:

Страна делилась на три региона.

Регионы

Сроки завершения

Северный Кавказ, Средняя и Нижняя Волга,Украина

Осень1930-весна1931

Сибирь, Урал, Казахстан

Осень 1931- весна1932

Остальные районы

Осень 19321- весна1933

Документ оставлял открытыми основные вопросы: какими методами осуществлять коллективизацию?  

Колхозы начали создавать еще в 1917-1918 годах. Давайте подумаем, кто шел в колхозы? Для чего?

(5слайд)

Было определено 3 формы коллективных хозяйств:

ТОЗ – товарищество по совместной обработке земли (единый посев обрабатываемый совместно)

Артель – в общем пользовании: земля, тягловый скот, инвентарь

Коммуна – полное обобществление, уравнительное распределение  

 Основной формой объединения становилась  с/х артель

Давайте подумаем и выделим причины коллективизации?

Причины коллективизации:(6 слайд)

1.Необходимость средств, для проведения индустриализации.

2.Возможность провести индустриализацию за счет «внутренних колоний», т.е. деревни

3.низкий уровень товарности сельскохозяйственного производства

4.техническая отсталость сельского хозяйства

5.кризис хлебозаготовительной компании 1927-1928гг.

6.деревня рассматривалась как источник получения средств для развития промышленности

Этапы коллективизации(7 слайд)

Декабрь 127 г. – осень 1929 г. – начальный этап

Осень 1929 г. – начало 1930 г. – первая фаза сплошной коллективизации

Весна – лето 1930 г. – временное ослабление насильственных мер по отношению к крестьянству

Осень 1930 г. – 133 г. – вторая фаза сплошной коллективизации

133 г. – завершающий этап коллективизации

Задачи коллективизации: (8, 9 слайд)

  1. Раскулачивание.(10 слайд)

Кулаки́ — зажиточные крестьяне, пользующий наёмным труд и технику, занимающиеся торговлей и ростовщичеством.

Сталин говорил о ликвидация кулачества как класса (не пускать кулака в колхоз)

Поэтому в деревне происходили два взаимосвязанных насильственных процесса: создание колхозов и раскулачивание.

(11 слайд)

Кулацкие хозяйства ликвидировали прежде всего для того, чтобы обеспечить коллективные хозяйства материальной базой. С конца 1929 г. до середины 1930 г. было раскулачено свыше 350 тыс. крестьянских хозяйств, а их имущество передали колхозам.

(12 слайд)

Традиционно кулаком считался тот, кто использовал наемный труд, но на практике в кулаки могли зачислить и середняка, имевшего двух коров, или двух лошадей, или хороший дом. Каждый район получил норму раскулачивания, которая равнялась в среднем 5–7% от числа крестьянских дворов. Но местные власти по примеру первой пятилетки старались ее перевыполнить. Зачастую в кулаки записывали не только середняков, но и неугодных по каким-либо причинам бедняков. Для оправдания этих действий было придумано зловещее слово «подкулачник». В отдельных районах число раскулаченных достигало 15–20%.

 Какую цель имело раскулачивание?

Учащиеся:  Раскулаченные были бесплатной рабочей силой для строек первых пятилеток, материальная база колхозов.

Средства борьбы с кулачеством:

- административное принуждение в целях привлечения к участию в колхозном строительстве

- исключение из кооперации и конфискации вкладов и паев в пользу фонда бедноты и батрачества

- выселение из родных мест

Натравливание бедняцких слоев населения на зажиточное крестьянство

- конфискация имущества, построек, средств производства в пользу колхозов

  1. «Головокружение от успехов».2 марта 1930 г. (13 слайд)

Во многих районах, особенно на Украине, Кавказе и в Средней Азии, крестьянство оказывало сопротивление массовому раскулачиванию. Для подавления крестьянских волнений были привлечены регулярные части Красной Армии. Но чаще всего крестьяне применяли пассивные формы протеста: отказывались от вступления в колхозы, уничтожали скот, инвентарь.

К весне 1930 г. Сталину стало ясно, что ускоренное создание коллективных хозяйств, начатое по его призыву, грозит катастрофой. Недовольство стало проникать в армию. Сталин сделал хорошо рассчитанный тактический шаг. 2 марта в «Правде» была опубликована его статья «Головокружение от успехов». Всю вину за создавшееся положение он возложил на исполнителей, местных работников, заявив, что «нельзя насаждать колхозы силой». После этой статьи большинство крестьян стали воспринимать Сталина как народного заступника. Начался массовый выход крестьян из колхозов.

Но шаг назад был сделан лишь для того, чтобы тут же совершить десяток шагов вперед. В сентябре 1930 г. ЦК ВКП(б) направил местным партийным организациям письмо, в котором осудил их пассивное поведение, боязнь «перегибов» и потребовал «добиться мощного подъема колхозного движения». В сентябре 1931 г. коллективные крестьянские хозяйства объединяли уже 60% крестьянских дворов, в 1934 г. – 75%.

  1. Колхозное крестьянство(14 слайд)

Положение в деревне было более сложным, нежели в городе. На нее смотрели прежде всего, как на поставщика дешевого зерна и источник рабочей силы. Государство постоянно увеличивало норму хлебозаготовок, отбирало у колхозов почти половину урожая.

За поставляемое государству зерно оно рассчитывалось по твердым ценам, которые на протяжении 30-х гг. оставались почти неизменными. Цены на промышленные товары увеличились в то же время почти в 10 раз. Оплата труда колхозников регулировалась системой трудодней.

Размер трудодней определялся исходя из дохода колхоза, т. е. той части урожая. За трудодни крестьяне получали оплату зерном или другой производимой продукцией. Труд колхозника деньгами почти не оплачивался

Конечно, по мере успехов индустриализации на село стало поступать больше тракторов, комбайнов, автомашин и прочей техники. В деревне появились молодые специалисты — агрономы, механизаторы, ветеринары.

В феврале 1935 г. крестьянам разрешили иметь приусадебный участок, одну корову, двух телят, свинью с поросятами, до 10 овец. Индивидуальные хозяйства стали поставлять на рынок продукцию. Была отменена карточная система.

Советская деревня смирилась с колхозным строем. В стране были введены паспорта, которые крестьянам не полагались, Фактически крестьяне прикреплялись к месту своего рождения, лишались свободы передвижения, выбора занятий.

Результатом коллективизации стало безразличие колхозников к обобществленному имуществу и результатам собственного труда.

Главной целью политики сплошной коллективизации было создание условий для перекачки средств из деревни на нужды индустриализации.

Коллективизация проводилась насильственными мерами, сопровождалась массовыми репрессиями в отношении не только кулаков, но и среднего крестьянства.

  1. Результаты коллективизации.(15 слайд)

Политика сплошной коллективизации привела к катастрофическим результатам: за 1929–1934 гг. валовое производство зерна сократилось на 10%, поголовье крупного рогатого скота и лошадей за 1929–1932 гг. сократилось на треть, свиней – в 2 раза, овец – в 2,5 раза. Согласно переписи 1937 г., население СССР сократилось по сравнению с 1926 г. на 10,3 млн человек (или на 9%).

Истребление скота, разорение деревни непрекращающимся раскулачиванием, полная дезорганизация работы колхозов привели в 1932–1933 гг. к невиданному голоду, охватившему примерно 25–30 млн человек. В значительной степени он был спровоцирован политикой властей. Руководство страны, пытаясь скрыть масштабы трагедии, запретило упоминать о голоде в любых средствах массовой информации. Несмотря на масштабы голода, за границу было вывезено 18 млн центнеров зерна для получения валюты на нужды индустриализации.

(16 слайд)

Несмотря на сокращение производства зерна, его поставки государству увеличились в 2 раза. Коллективизация предоставила в распоряжение города огромное количество рабочих рук, обеспечила промышленность необходимым сырьем, создала условия для перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриализации. Она уничтожила последний островок рыночной экономики – частнособственническое крестьянское хозяйство.

IV. Закрепление изученной темы. (5 мин)

Тест «Коллективизация»  

1. Сущностью коллективизации было:

а) огосударствление сельского хозяйства

б) создание частного крестьянского хозяйства

в) возрождение крестьянской общины

г) продажа за рубли дешёвого хлеба

2. С чем был связан кризис хлебозаготовок в 1927 году?

а) с товарным и финансовым кризисом

б) с нежеланием крестьян сдавать хлеб по низким ценам

в) с неумелой организацией закупки хлеба государством у крестьян

3. Как называлась статья Сталина, ставшая «теоретическим» обоснованием  насильственной коллективизации?

а) «Год великого перелома»

б) «Головокружение от успехов»

в) «Основы Ленинизма»

4. Кого в советской деревне на рубеже 20-30 годов причисляли к кулакам?

а) всех, кто имел более трёх коров

б) всех, кто имел сельскохозяйственные машины

в) всех, кто имел двух лошадей

г) не было чётких критериев, действовал произвол местных властей

5. Какая единица расчёта использовалась для оплаты труда советского крестьянина?

а) пай, б) рубль, в) трудодень

6.За счёт чего планировалось проведение индустриализацию?

а) за счёт иностранных займов

б) за счёт сельского хозяйства

6. Какая форма колхозов была самой распространённой?

а) ТОЗ,  

б) артель,

в) коммуна

V. Выставление оценок. Домашнее задание: §24. Докладна тему: «Павлик Морозов» (2 мин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Сельское хозяйство после отмены крепостного права". 11 класс

Конспект урока по теме "Сельское хозяйство после отмены крепостного права". 11 класс....

План-конспект урока истории "Коллективизация сельского хозяйства" в 9 классе

Разработка урока составлена по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной "История России, ХХ – начало XXI века"...

Курс лекций по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» 110301 «Механизация сельского хозяйства» 110302 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»

Электронный учебник с теоретическим материалом. Создан в формате справочного информационного файла формата ОС Windows. Файл заархивирован....

План- конспект урока по теме « География сельского хозяйства мира. Растениеводство»

Пояснение: данный урок можно провести как с использованием  ИКТ так и при отсутствии такового....

конспект урока "Сельское хозяйство Краснодарского края".

Цели и задачи урока: Коррекционно - образовательная:•         сформировать у учащихся представления о   сельском хозяйстве Краснодарского края.Ко...

Конспект занятия элективного курса "Введение в основы механизации сельского хозяйства" Тема: "Устройство косилки КС-2.1"

В данном конспекте рассматривается при практическом ознакомлении устройство косилки сегментной КС-2.1, с указанием принципов работы каждого агрегата.....

Конспект занятия элективного курса "Основы механизации сельского хозяйства" Занятие 21 "Косилка роторная КРН-210"

На сегодняшнем занятии мы детально познакомимся с другой косилкой. Эта косилка отличается от уже изученной тем, что в ней ножи вращаются, причем навстречу друг другу.  Называется она косилка рото...