Урок истории в 10 классе на тему: "Недаром помнит вся Россия!"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Новикова Галина Александровна

Воспитание чувства гордости и любви к Родине на примере подвига народа России в Отечественной войне 1812 года..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istorii_rossii_v_10_kl-nedarom_pomnit_vsya_rossiya.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               

                           

 МБОУ «Большеберезниковская основная

общеобразовательная школа»

                                                200-летию

                Победы в Отечественной войне 1812-го года

                                                                                посвящается…

      УРОК на тему:

«НЕДАРОМ  ПОМНИТ  ВСЯ  РОССИЯ!»

  Земля моя, я – сын твоих берёз,                  

  Я землю русскую от недругов сберёг.

  Я отдал всё, чтоб в рощах золотых

  Вовек не замолкали соловьи… 

                   

           

                                                         

                                                                        Подготовила: 

                                                        Новикова Галина Александровна –

                                                                        учитель истории

                                                                   

с. Большие  Березники – 2012 год

                     УРОК на тему:

«НЕДАРОМ  ПОМНИТ  ВСЯ  РОССИЯ!»

      Цели урока: 

      – познакомить учащихся с ходом Отечественной войны 1812 г., героической обороной   российского населения, выяснить, в чём заключался её народный характер;

      – развивать навыки работы с документами, с картой, умения выделять главное,  определять и объяснять понятия, сравнивать;

       – воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примере подвигов российского народа.

                                           Звучит фрагмент песни «Генералам 12- го года»:

      Одним ожесточеньем воли

      Вы брали сердце и скалу, –

      Цари на каждом бранном поле

      И на балу.

     

      Вам все вершины были малы,

      И мягок самый чёрствый хлеб.

      О, молодые генералы, о, молодые генералы

      Своих судеб!

      Мы начали урок с песни на стихи Марины Цветаевой «Генералам 12- го года». И это не случайно. 2012-й год – Год двухсотлетия Победы России в Отечественной войне 1812-го года.

       Изжить народную память невозможно. Сегодня мы вспомним тех, кто защищал нашу Родину, растревожим своё сердце памятью  о нихОни – перед нами!

      Итак, 1812-й год…  Наполеон уже разгромил все страны Западной Европы, за исключением Англии.  «Я буду властелином мира, – заявил он, – остаётся одна Россия, но я раздавлю её».

      В июне 1812 г. огромная Наполеоновская армия без объявления войны вторглись в пределы России.

      Что высокомерно говорил Наполеон о направлении своих главных ударов?

      Кто командовал нашими русскими армиями, которые были рассредоточены вдоль почти всей западной границы?

      Они приняли на себя страшный удар французов. Заслонили собой Родину.

       Почему русское командование не смогло выставить большое войско? Против более 600-т тысяч французов лишь немногим более 200-т тысяч – русская армия?

      (Чего не было в России в отличие от Франции?  Всеобщая воинская повинность во Франции и рекрутские наборы в России)

      Сейчас мы выполним следующее задание. Расставим события в правильной хронологической последовательности:

А) Бородинская битва  Б) Битва при Малоярославце  В) Пожар Москвы

Г) Совет в Филях  Д) Смоленская битва  Е) Переход через Березину

Из предложенных шести событий какое мы поставим на первое место?

           (Ответ:  Д  А  Г  В  Б  Е)

      Вот об этих событиях мы и будем говорить сегодня на уроке. Будем работать по номинациям, представлять подготовленный материал.

      Итак, русская армия вынуждена была отступать перед превосходящими силами противника.

      Кто из русских генералов в дни отступления нашей армии водил своих сыновей, одному из которых было всего 11 лет, в атаку против французов, чтобы поднять боевой дух своих солдат?

   

    Подтверждает правильность ответа сам М.И. Кутузов. (Видеокадры из фильма «Война и мир»).

    – Раевский! Вот он, мой герой. Герой войны 12-го года. Перед нами М.И. Кутузов и

генерал Николай Николаевич Раевский.

        Осенью 1941 г., когда фашисты рвались к Москве, у разъезда Дубосеково на Волоколамском шоссе герои-панфиловцы сдерживали натиск немецких танков. Бессмертным стал призыв политрука В. Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!»  

       Какой русский генерал в Бородинском сражении обратился к солдатам с аналогичным призывом?

      Дмитрий Сергеевич Дохтуров. Блестящий офицер. Личное мужество генерала, его  ровное и неизменно доброе отношение к людям снискали ему высокий авторитет, солдаты были готовы идти за своим «Дохтуром»  на смерть.

       После смертельного ранения Багратиона Кутузов направил Дохтурова на Багратионовы флеши (Семёновские редуты) с приказом «держаться до последней крайности».

      Тогда Дохтуров обратился к солдатам со словами: «За нами Москва! Умирать всем, но ни шагу назад!»

       Ребята, скажите, пожалуйста, в ходе Бородинского сражения на каких позициях особенно ожесточённо оборонялась русская армия?

      Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов гениально передал атмосферу битвы в стихотворении «Бородино»: (Видеокадры из фильма «Война и мир»).

Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
                            Изведал враг в тот день немало,
                            Что значит русский бой удалый,
                            Наш рукопашный бой!..
                            Земля тряслась - как наши груди,
                            Смешались в кучу кони, люди,
                            И залпы тысячи орудий
                            Слились в протяжный вой...

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:

Итак, Бородино – победа или поражение? 

Послушаем, что скажут по этой проблеме наши «Стратеги».

       Мнения учёных разделились. А как думаете вы, ребята?

       – Сам Наполеон так оценивал это сражение: «Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

            А теперь послушаем самого фельдмаршала М.И. Кутузова.      (Фильм)

       Да, для русских людей это была, несомненно, победа. Победа нравственная. Почему?  Да потому что после долгого отступления русские, наконец-то сразились с

 ненавистным врагом, воспрянули духом, поверили в победу, в нравственное превосходство над противником. Ведь постоянное отступление снижало боевой дух армии.
       Армия подошла к Москве. Александр I и придворные требовали, чтобы Кутузов дал новое сражение. 1 сентября 1812 года Кутузов собрал военный совет в деревне Фили под Москвой.

      Перед нами репродукция картины Алексея Даниловича Кившенко «Военный

совет в Филях». Кого мы здесь видим? (Кутузов, генералы…)

       Какое решение было принято на совете? 

      Отступить и оставить Москву без боя, чтобы сохранить и укрепить армию для дальнейшего противостояния, хотя очень многие генералы были против (Беннигсен, Дохтуров, Уваров, Коновницын, Ермолов), настаивали на сражении.

       Кутузов, выслушав всех присутствующих, твёрдо сказал: «С потерей Москвы – не потеряна ещё Россия. Но, когда уничтожится армия, погибнет Москва и Россия.

Приказываю отступать».

        Когда генералы вышли, Кутузов проговорил сквозь слёзы: «Что делаем! Боже мой, что делаем! Подумать страшно! Москву французам оставляем!»

        После военного совета главнокомандующий не спит всю ночь. Не спит и армия. Многие солдаты плачут.

         На рассвете 2 сентября русская армия покидала Москву. Солдаты шли молча, угрюмо глядя в землю. Вместе с ними уходили жители.

       Наполеон, стоя на Поклонной горе, любовался прекрасной Москвой. «Вот она, азиатская столица, сказочный город. Он у моих ног!» – воскликнул император. Не знал тогда завоеватель, что гордая и непокорная Москва станет закатом его славы и побед.

      Уже почти 200 лет обсуждается вопрос: надо ли было Кутузову сдавать Москву. А как считаете вы?  

     Ребята, о каком герое Отечественной войны 1812 г. идёт речь?

     О его подвигах под Москвой слагали легенды. Служил в одном из первых летучих кавалерийских отрядов. Он писал о себе: «Я был рождён для рокового 1812 года».

    (ПОЭТ, ГУСАР).

Учитель:   Василиса Кожина, Герасим Курин, Александр Фигнер. Кто они?

     Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» так характеризовал значение партизанского движения времён Отечественной войны 1812 г.:  (Прочитайте, …..)

      «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил… поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие».

       Война приобрела воистину народный характер.

      Учитель:   На события Отечественной войны 1812 г. откликнулся знаменитый

баснописец И.А. Крылов. Сейчас наш литературный салон представит вашему вниманию басню «Волк на псарне».

Учитель: О каком событии  в иносказательной форме говорится в этой басне?

 Учитель:  Здесь в полной мере проявились прозорливость и гениальность Кутузова.

          Пока Наполеон ждал письма от Александра I с согласием на мирные переговоры, какой блистательный маневр совершила русская армия?

       Наполеон 7 октября вывел свою армию из Москвы. Где встретились передовые части 2-х армий?

       Передовые части двух армий встретились у Малоярославца. В результате французы вынуждены были снова отступить на старую Смоленскую дорогу.

       Кутузов двигался вдоль Смоленской дороги, вступая в бой только тогда, когда французы пытались повернуть на юг. «Великая армия» таяла на глазах.

        Откуда тайно бежал Наполеон, бросив остатки своей армии?

         Учитель:  Генерал-фельдмаршал Кутузов докладывал царю: «Война окончилась за полным истреблением неприятеля».

         Когда Александр I издал манифест об изгнании врага из России и окончании Отечественной войны?    

       

      16 апреля 1813 года во время заграничного похода русской армии умер Михаил Илларионович Кутузов. Сказались болезнь, старые раны, возраст и, конечно же, сильнейшее перенапряжение последних лет.

       Вся Россия оплакивала своего спасителя. От Нарвы до Петербурга, около 200 км, гроб с телом Михаила Илларионовича Кутузова народ нёс на плечах.

      Тысячи людей выражали свою любовь и благодарность спасителю России.

      Перед Казанским Собором в Петербурге Кутузову воздвигнут памятник.

      Сейчас я прошу почтить Память фельдмаршала Кутузова и всех наших русских солдат. Встанем все и поклонимся.        МИНУТА  МОЛЧАНИЯ.

       Ребята, единственный раз Георгиевским крестом во время Отечественной войны 1812 года была награждена женщина.   Это Надежда Андреевна Дурова, она же штабс-капитан Александр Александрович Александров.

           Кадры фильма.

          Я думаю, что вам хотелось бы узнать о Дуровой побольше.   Передаю слово нашим «Исследователям».

      Надежда Андреевна Дурова – женщина удивительной судьбы, ординарец фельдмаршала М. И. Кутузова, первая русская женщина-офицер. Она была знакома с Пушкиным, Жуковским.

      Родилась в 1783 г., отец её был военным. В 1801 г. Дурова бежала из родительского дома в мужской одежде. В 1807 г. зачислилась юнкером в Конно-Польский полк, выдав себя за дворянина Александра Соколова. С полком она участвовала в заграничном походе, отличилась в сражениях.

     Сам император Александр I за доблесть и отвагу наградил Дурову Георгиевским крестом, повелел именоваться по своему имени – Александровым и назначил в гусарский полк.

      В 1812 году Надежда Андреевна Дурова участвовала в войне с французами, дралась под Смоленском, была ранена в Бородинском сражении. В 1816 г. вышла в отставку. Остальные свои годы провела в Вятской губернии, написала книгу «Записки кавалерист-девицы». Умерла в 1866 году.

       Учитель:   С древней и красивой Елабугой Н.А. Дурову связывают более 30 лет жизни. Здесь, в Татарии находится музей-усадьба Н.А. Дуровой,

     Наши «Исследователи» поработали на славу, потому что ни в одном учебнике не упоминается имя Н.А. Дуровой.

     А сейчас послушаем сообщения наших «Краеведов»:

     В войне 1812 года проявили мужество и героизм многие уроженцы нашего мордовского края. Среди них братья Тучковы, которые владели сёлами в Инсарском уезде. Старший из них – Николай Алексеевич – погиб под Смоленском, Александр Алексеевич – в Бородинском сражении.

      Большая часть территории Мордовии вошла в 3-й округ внутреннего ополчения, начальником которого был назначен генерал-лейтенант П.А. Толстой.

      На территории Симбирской губернии было сформировано ополчение из помещичьих крестьян. Поволжский корпус, в который входили и воины с территории Березниковского края, был включен в Польскую армию генерала Л.Л. Беннигсена.

      Активную патриотическую деятельность развернул на территории Темниковского уезда знаменитый российский флотоводец Фёдор Фёдорович Ушаков, живший в это время в своём родовом поместье в селе Алексеевка. Летом 1812 г. он на свои средства открыл в Темникове госпиталь для раненых, участвовал в организации ополчения и сборе пожертвований. Он много ездил по сёлам, рассказывал о подвигах российских солдат, моряков и полководцев в минувших войнах.

     В центре Саранска в 1817 году в честь победы над Наполеоном была построена Владимирская церковь. Это было величественное храмовое сооружение, прославлявшее нашу Родину, наш народ.  

       События Отечественной войны 1812 г. нашли своё отражение в русских пословицах и поговорках. Но особенно народная память выделяет Бородинское сражение, отступление русских войск через Москву без боя и пожар Москвы.   Приведите примеры отражения этих событий в пословицах и поговорках.  

        Слово нашим знатокам фольклора:

        Шумел, горел пожар московский.

        Приехал Кутузов бить французов.

        За нами Москва!

        Сам себя сжёг француз, сам себя и поморозил: отогрелся в Москве, да замёрз на Березине.

        Француз вступил в Москву в гости, да оставил там свои кости.

        Голодный француз и вороне рад

        Придётся батюшке-Парижу расплатиться за матушку-Москву.

        Учитель:  В 1812 году русское общество вновь взяло, как и во времена К. Минина и Д. Пожарского, дело защиты Отечества в свои руки. В борьбе с иностранными захватчиками Россия отстояла свою независимость.

       Всё мировое сообщество предъявляет обвинения Наполеону:

1. Организация и развязывание войны против человечества;

2. Установление тирании во  Франции;

3. Нанесение громадного урона промышленности и сельскому хозяйству России;  огромного морального и человеческого ущерба

      (На фоне музыки – «Молитва»):

       Да, война принесла кровь, разрушения, могилы, слёзы. Имя Наполеона – символ страданий и смерти людей…

Пока земля ещё вертится,

Пока ещё ярок свет,

Господи, дай же ты каждому,

Чего у него нет.

Умному дай голову,

Трусливому дай коня,

Каину дай раскаянье

И не забудь про меня.

      Это пронзительное философское произведение – «Молитва» Франсуа Вийона. Оно было создано за много лет до тех событий, о которых мы говорили сегодня на уроке, но глубоко отражает их сущность.

      Родина… Россия… Она во всём: в нашем языке, в нашей душе, в делах, в  мыслях. Мы c вами родились на земле, которая терпела много лишений, разных преобразований, на земле, обильно омытой слезами и потом. Быть может, она не самая богатая и красивая. И всё же это наша с вами Родина, которую, как мать, не выбирают, её просто любят, любят беззаветно и преданно, несмотря ни на что.

       Урок окончен. Спасибо вам, ребята, за урок!  Спасибо за Память! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе на тему Нужна ли была России война с Японией.Учителя истории МБОУ ВСОШ №3г.Липецка.

Цели: Образовательные.- Познакомить учащихся с причинами, основными событиями войны 1904-1905 гг; итогами войны  повлиявшими  на соотношение сил в мире, на общественно-политическую жиз...

Урок истории 7 класс по теме: "Экономика России в первой четверти XVIII века".

Материал предназначен для использования в средней общеобразовательной школе для учащихся 7 класса....

Сценарий урока истории 7 класс по теме "Новые явления в экономике России в XVII веке. Царские мануфактуры".

Данный урок разработан с использованием материалов школьного краеведческого музея. Исследование уникальных экспонатов  поможет учащимся сделать выводы об особенностях мануфактурного про...

Раздаточный материал к уроку истории (11 класс) "Становление многопартийности в России в начале 20 века"

Работа  с предложенным материалом, позволит школьникам заполнить таблицу "Содержание программ основных партий России в начале 20 века"...

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Презентация к уроку истории России в 10 классе на тему "Недаром помнит вся Россия!""

Урок истории посвящён событиям Отечественной войны 1812 года. Показан массовый героизм народа России в борьбе на независимость против наполеоновской Франции. Данный урок представлен на конкурсе "...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Внеаудиторного мероприятия историческо-географическая гостиная по дисциплинам «История», «География» на тему: «Об этом помнит вся Россия» (посвященное 100- летию революции 1917 года)

Данное  мероприятие  посвящено 100-летию революции 1917 года. Эта тема требует глубокого и вдумчивого осмысления событий минувшего столетия, особенно же – последствий и итогов Октябрьс...