Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания.
статья по истории на тему

Венгер Дарина Анатольевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_venger.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Депутатская СОШ с УИОП»

Тема статьи: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания.

Автор: учитель истории и

обществознания

Венгер Дарина Анатольевна

I категории

п.Депутатский

Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это  сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней. 
                                                           А. Н.
Толстой

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависела и зависит  от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. С советских времен воспитанию гражданственности и патриотизма уделяется приоритетное значение.  Современная государственная политика направлена на реализацию самостоятельной личности в различных сферах жизни, из этого следует, что развитие и укрепление  гражданско – патриотической позиции граждан  является приоритетным направлением  воспитания.

В условиях становления правового государства и гражданского общества, нужно осуществлять воспитание демократического типа личности, способной к инновациям, управлению делами общества, адекватной оценке политического положения в стране, опираясь на историческое прошлое.

Гражданско-патриотическое воспитание в школе осуществляется через воспитательную работу школы, классного руководителя, на уроках истории, обществознания, литературы, окружающего мира и во время внеурочной деятельности.

Педагог А.С. Макаренко считал необходимым воспитывать такие качества гражданина как –  образованность, общественная и политическая активность, умелое и активное участие в государственном управлении и общественной жизни. Практическая значимость гражданско – патриотического воспитания школьников заключается в том, что, воспитание гражданина России, его духовно – нравственное развитие является ключевым фактором дальнейшего развития страны, обеспечения духовного развития народа, политической и экономической стабильности. В статье 3 Закона РФ «Об образовании» среди приоритетов отмечается формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

На уроках истории и обществознания учитель особое место должен уделять гражданско – патриотическому воспитанию. Подобные уроки оказывают огромное  эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости, поднимают дух патриотизма.

В. А. Сухомлинский писал: "… Воспитание гражданственности - это воспитание души. Чем живет ребенок, что его волнует и тревожит, в чем его радости и печали, как он относится к людям, как входит окружающий мир в его душу. Если воспитатель не сумел добиться того, чтобы в чуткое, восприимчивое сердце вошел большой мир общественной жизни, чтобы детское сердце переболело и перестрадало болью и страданиями людей, юная душа останется пустой. Душевная пустота, равнодушие, убивающее доверие и человеческое дружелюбие, - это самый страшный враг гражданственности. Жизнь преподает нам суровые уроки того, к чему может привести пустота души".

Центром гражданского  воспитания  являются  патриотизм. Как и нравственность, патриотизм  и  гражданственность  носят деятельный характер. В своей работе я стараюсь, как можно больше уделять внимания гражданско – патриотическому воспитанию, ввожу региональный компонент по истории Якутии и истории родного края. Примеры из исторического прошлого родного края создают чувство сопричастности и связывают прошлое с настоящим.  В нашей школе сложилась определенная система краеведения, в основном она заключается в привлечении краеведческого материала на уроках, экскурсиях  и во внеклассной работе. Изучение истории (истории своей семьи, своего народа, села, края, страны) помогает определить жизненную общественную позицию. На основе знаний о прошлом развивается умение человека ориентироваться в событиях дня сегодняшнего.

На своих уроках истории и обществознания учитель ставит перед собой следующие задачи :

  1. Расширить мотивацию изучения истории России;
  2. Воспитать любовь и уважение к малой родине, предкам, семье;
  3. Привить учащимся навыки исследовательской работы (с учетом возрастных особенностей мышления и   интересов детей);
  4. Создать условия для проявления творческих способностей каждого ребенка.
  5. Каждый урок – это совместный плод труда учителя и обучающегося. На уроках истории есть все предпосылки для реализации данного требования.
  6. Патриотическое воспитание начинается с определения педагогами – преподавателями истории – ценности познания истории Отечества, его культуры. Любовь к родному языку, национальной культуре своего народа, знание истории своей родины – одни из главных компонентов воспитания чувства патриотизма.
  7. Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины.

     Для достижения поставленных задач, на уроках истории и обществознания учитель должен использовать различные технологии для формирования гражданско – патриотического воспитания обучающихся:

-информационно-коммуникационные технологии

-лекционно-семинарская система обучения

-технология организации самостоятельной работы на уроке

-проектные технологии, которые помогают организовать деятельность ученика в социальной среде с целью расширения и обогащения его жизненного опыта

-технология развития критического мышления

-исследовательские технологии, направленные на творческий поиск и применение знаний

На уроках можно использовать следующие формы занятий:

-диспуты;

- деловые игры;

- беседы,

-дискуссии (проекты, командные, групповые);

- тренинг;

- смотры-конкурсы,

- знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества;

- знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.

-лабораторные работы) анализ исторических документов, работа с текстами  современных государственных документов)

-практикумы (решение познавательных задач)

-«круглые столы»;

Для того чтобы добиться успеха,  гражданско – патриотическое воспитание необходимо проводить работу в  комплексе приемов, которые могут усилить воспитательное воздействие на обучающихся. К этим приемам относится установление интегративных связей истории с другими гуманитарными предметами, такими, например, как литература, музыка, МХК.

Я считаю, что гражданско – патриотическое воспитание должно проводиться в системе, планово. Патриотизм – нравственная категория, нравственность это моральное качество человека,  формирование которого происходит в процессе воспитания личности.  Нужно допиться того, чтобы учащиеся знали историю своей Родины, историю родного края, относились к этому бережно и помнили, что наша страна создавалась веками, имеет богатую историю, хранит память о высоких  достижениях выдающихся личностей, которые трудились на благо страны.

Использованная литература:

1.А.Т. Степанищев. История Отечества – преподавание в  школе.  М.,

        2001.

2.Политология. Энциклопедический словарь/ под ред.  Аверьянова  Ю.И.,

        М.,1993.

3.«Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия». /Преподавание истории в школе. №7. 2007 г./

4.Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. М. Просвещение. 2012.

5.Синягина Н. Ю. «О патриотизме и воспитании патриота». Узбеков С. С. «Школьный музей в системе патриотического воспитания». /Воспитание школьников. №1 2011 г./

6.А.Ф. Никитин, Я.В.Соколов. Граждановедение. – М., 1991

 7.Л.С.  Выгодский.  Нравственное  воспитание/  Пед.  психология.   –

        М.,1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание на уроках истории и обществознания

Экологическое образование признано приоритетным направлением в гармонизации отношений общества и природы. Нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними стро...

«Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания»

Индивидуальная методическая проблема:     Формирование у учащихся чувства патриотизма и активной гражданской позиции, способствовать осмыслению ими исторического прошлого....

Методический семинар «Гражданско – патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания»

Методический семинар «Гражданско – патриотическое воспитание  на уроках истории и обществознания»...

Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания"

В докладе поднимаются вопросы современной молодежи, которая  растет под влиянием средств массовой информации и Интернета и часто не способствуют воспитвниюгражданственности.Душевная пустота, равн...

Доклад « Современные технологии обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе поликультурного типа»

Городское методическое объединение учителей истории и обществознания19.11.14время доклада: 25 минутДоклад« Современные технологии обучения и воспитания на уроках истории и обществознания в школе...