Метод синектики на уроках истории при работе с учащимися с ВОЗ.
статья по истории на тему

Сарычев Александр Владимирович

Синектика, метод обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Синектика, метод обучения.24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №72 с углублённым изучением отдельных предметов»

Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла

Метод синектики на уроках истории при работе с учащимися с ВОЗ.

Учитель Сарычев А.В.

Ноябрь 2017г.

     

 «Синектика – конструктор успеха»

ФГОС второго поколения призван обеспечить условия для развития

инновационной активности личности. Это подразумевает широкое внедрение в

педагогическую практику продуктивных методов обучения, способных обеспечить

развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

Метод синектики является одним из методов обучения, применение которого способно

заложить у учащихся основы культуры инновационной деятельности.

Слово «Синектика» - греческого происхождения и означает соединение различных

(а порой несовместимых) элементов. Американский исследователь У. Дж. Гордон в

середине ХХ века называл этим словом метод поиска новых решений как новый подход в

организации творчества. Гордон сформулировал его в своей книге «Синектика: развитие

творческого воображения». Метод синектики, выступая усовершенствованной формой

мозгового штурма, помогает выйти за рамки традиционного мышления и привычных

способов решения проблем. В современной педагогике под синектикой понимается метод

коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанный на

целенаправленном использовании интуитивно-образного и метафорического мышления

участников.

В основе метода синектики лежит символическая аналогия, неожиданная

метафора. Обучающиеся выполняют задания за счет интуиции, свободного размышления

и вдохновения. Таким образом, это позволяет активизировать мыслительную деятельность

обучающегося в отсутствии готовых решений, которые можно списать из книги, учебника

или интернета. Задача учителя – привести учеников к озарению. Наиболее

распространенными типами действий в рамках данного метода являются: игра со словами,

со значениями, с символами, дефенициями (определениями), игра с метафорой, игра с

отрицанием закона.

Метод синектики предполагает превращение незнакомого в знакомое,

неизвестного в известное. Предполагается открытие ранее неоткрытые элементы —

проблема делится на несколько частей и из незнакомой превращается в ряд более обычных

задач. Возможен и ругой путь - п ревращение знакомого в незнакомое. Это позволяет

рассмотреть проблему уже понятую и осмысленную в новой форме, с иной точки зрения,

уходя от шаблонного мышления.

Существует несколько видов аналогий, используемых в синектике:

1. Реальная (прямая) аналогия. Она является самой простой и предсказуемой,

подразумевает очевидное сравнение объектов. Это любая похожесть,

основанная на сравнении.

2. Символическая (обобщенная) аналогия. Она позволяет выразить и

определить суть проблемы, используя метафоры и разнообразные

сравнения.

3. Субъективная (личная) аналогия. Она подразумевает собственное видение

проблемы через призму своих убеждений и оценок.

4. Фантастическая (нереальная) аналогия. Она предполагает создание

фантастических средства и придуманных персонажей.

На уроках истории и обществознания можно использовать данных видов аналогий

следующим образом.

Пример 1. Ученикам 7 класса на уроке истории предлагается рассмотреть

репродукцию картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова» и провести простую

аналогию, ответив на вопрос: Какое историческое событие Х VII века отразил художник на

этом полотне? Предполагается ответ: Церковный раскол, два перста боярыни Морозовой

являются символом старообрядчества.

Пример 2. Для старших классов является актуальной проблема интервенции на

уроке истории с использованием простой аналогии. Ученики сравнивают эпоху

раздробленности в Х II – Х III вв., эпоху Смутного времени и гражданскую войну в 1918-

1922 гг. Ученикам задается вопрос: почему в эти исторические эпохи стала возможной

интервенция в наше государство? Предполагается ответ: Россия была ослаблена

политически, что определяло её военную уязвимость, чем воспользовались интервенты.

Пример 3. Для символической аналогии может использоваться замена одного

понятия другим. Обучающиеся на уроке обществознания в 9 классе могут заполнить

таблицу, сравнивая грузовой автомобиль и государство. Учитель совместно с классом

выделяет составные части автомобиля – мотор, руль, тормоза, кузов. Аналогичные

элементы обучающиеся должны предложить для термина «государство», работая

самостоятельно или в парах.

Пример 4. Также для символической аналгии может использоваться

преобразование понятий или событий в графический символ. Традиционным символом

власти является корона, раскол в обществе изображается молнией и т.д.

Пример 5. Для создания субъективной аналогии на уроке обществознания в

старших классах можно предложить обучающимся представить себя в роли разработчика

программы социального развития в РФ в начале ХХ I века, разработать главные вопросы,

требующие вашего внимания и определить наиболее результативные средства и методы

для решения этих вопросов.

Пример 6. При изучении темы «Личность» старшеклассники, используя

субъективную аналогию, должны сравнить свою личность с деревом. Обучающимся

предлагается нарисовать «древо личности», в котором:

Почва – это генетическое наследство, в которое уходит корнями древо.

Ствол – это ваши психические свойства, определяемые взаимодействием почвенных

особенностей с окружением (характер, эмоции, интеллект).

Крона – это сфера интересов, социальной активности, моральных качеств. Её

формирует окружение и среда, а также культурно-исторические ценности.

Пример 7. На уроке истории в 7 классе ребята должны выполнить задание,

основанное на применении фантастической аналогии. Обучающиеся должны закончить

фразу: «Если бы борьба за реформу церкви была природным явлением, то это был(а)

бы…, потому что…».

Применение метода синектики предполагает определенный алгоритм, состоящий

из четырех последовательных этапов:

Этап первый. Формулируется и уточняется проблема «как она дана». Как

правило, никто из учеников не посвящается в конкретные условия задачи. Считается, что

преждевременное конкретное формулирование задачи затрудняет абстрагирование, не дает

уйти от привычного хода мышления.

Возможные приёмы на уроках:

Просмотр иллюстраций без заголовков

Отвлеченные входные вопросы.

Этап второй. Формулировка проблемы «как ее понимают». Рассматриваются

возможности превратить незнакомую и непривычную проблему в ряд более обычных

задач. Каждый ученик обязан найти и сформулировать одну из целей поставленной

проблемы. По существу, на этом этапе проблема дробится на под проблемы.

Возможные приёмы на уроках:

Собирание исторического ребуса

Совместное формулирование проблемы.

Этап третий. Генерирование идей. Начинается экскурсия по различным областям

техники, живой природы, психологии и т.п. для выяснения того, как аналогичные

проблемы решаются в далеких от решаемой задачи областях. Используются разные виды

аналогий.

Возможные приёмы на уроках:

Синквейн

Составление фреймовых опор

Выполнение творческих заданий.

Этап четвертый. Перенос выявленных в процессе генерации идей на проблему

«как она дана». Важным элементом является критическая оценка идей экспертами.

Возможные приёмы на уроках:

Обобщение устное или письменное

Оформление итогового продукта (бюллетень, брошюра и т.д.)

Используемым приёмом в рамках метода синектики используются фреймовые

опоры. Фреймовая схема – это визуализированная жесткая каркасная структура

(«болванка», «клише»), накладываемая на множество исторических и обществоведческих

тем. Фреймовые опоры могут выглядеть как зарисованная в символических знаках цепь

логически связанных понятий и событий, схематические кластеры, таблицы и т.д.

При использовании метода синектики у обучающихся формируются

универсальные учебные действия: личностные, коммуникативные, познавательные и

регулятивные.

УУД Виды УУД

Личностные • смыслообразование

• мотивация

Коммуникативные • организацию и осуществление сотрудничества

• передачу информации и отображению предметного

содержания

Познавательные • структурирование знаний

• моделирование

• анализ, синтез, сравнение, классификация

• построение логической цепи рассуждений

• выдвижение гипотез и их обоснование

• самостоятельное создание способов решения проблем

творческого и поискового характера

Регулятивные • планирование, рефлексия

• ориентировка в ситуации;

• прогнозирование, целеполагание;

• оценивание; самоконтроль;

• принятие решения, коррекция

Для проведения рефлексии на уроках с применением метода синектики можно

предложить обучающимся выбрать один из предложенных утверждений в конце учебного

занятия:

1. Сегодня на уроке я активно работал(а) и мне удалось глубоко понять изучаемую

тему.

2. Сегодня на уроке мне многое было понятно и интересно, но традиционные формы

обучения для меня предпочтительнее.

3. Сегодня у меня было много затруднений, я ничего не понял(а) из изучаемой темы.

Нами выявлена динамика данных самоанализа обучающихся в среднем и старшем

звене. Отмечается слабое желание применять инновационные методы познания в 10-11

классах, поскольку традиционные формы обучения доминировали на протяжении всех лет

обучения и ребятам проще и понятнее работать «по-старому». В классах среднего звена

ребята положительно воспринимают использование «новых» методов обучения. Поэтому,

можно констатировать, что культуру применения инновационных методов обучения

желательно прививать с раннего возраста.

Однако, надо отметить, что метод синектики имеет и определенные риски. Не все

обучающиеся могут быть вовлечены в работу, поэтому целесообразно иметь

дополнительно для не вовлеченных учеников задания разного уровня сложности, или

организовывать групповую работу, включая в каждую группу как сильных, так и слабых

учеников. Кроме того, при отсутствии эталона решения учебной задачи имеется

возможность непрогнозируемого и незапланированного результата. Поэтому большая роль

отводится профессиональным качествам учителя, его способности проводить поэтапный

контроль и коррекцию деятельности обучающихся.

Представляя метод синектики как метод активного обучения истории и

обществознанию, надо подчеркнуть, что он имеет значительные перспективы в условиях

перехода к новым стандартам, потому что содержит большой потенциал творческого

развития школьников. Выстроенный на основе образного и интуитивного мышления,

воображения, метод формирует нестандартные подходы к решению проблемных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод обучения на уроках истории.

В статье рассказывается о практическом применении проектного метода обучения на итоговых уроках истории в 6 и 7 классе....

Метод проектов на уроках истории и во внеклассной работе по предмету

Метод проектов определяется как совокупность учебно-познавательных приёмов,которые позволяют вовлечь обучающихся в самостоятельную деятельность. Работа надпроектом способствует воспитанию у школьников...

Формирование толерантности учащихся средствами метода проекта на уроках истории и обществознания

В данной статья описывается процесс формирования толернтности у учащихся средствами метода проекта на урокх истории и обществознания. автор приводит примеры из собственной практической педагогической ...

Формирование критического мышления учащихся на уроках истории при работе с текстом.

В данной статье освещаются различные методы работы с текстом (кластер, синквейн, ПОПС и др.), технологии  применения и их значение при работе с учебником, документами, дополнительной литературой ...

методическая разработка по теме"Работа с текстом на уроках истории как средство подготовки учащихся к итоговой аттестации по истории в форме ГИА и ЕГЭ"

В методической разработке представлен опыт работы учителя по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по истории через работу с историческим источником....

«Методы индивидуального и дифференцированного подхода к работе с учащимися для повышения качества образования»

Статья содержит материалы для повышения качества математического образования....

Метод проекта на уроках истории как инновационная педагогическая технология (из опыта работы).

Метод проекта - современная педагогическая технология, которая широко применяется преподавателями и учителями в рамках реализации ФГОС. В данной статье идет речь об опыте применения данной технологии ...