Формирование толерантности учащихся средствами метода проекта на уроках истории и обществознания
статья на тему

Анненкова Елена Николаевна

В данной статья описывается процесс формирования толернтности у учащихся средствами метода проекта на урокх истории и обществознания. автор приводит примеры из собственной практической педагогической деятельности:  выделяет средства и методы форирования толерантности, этапы работы над проектом, примерные темы учебных проектов. В качестве конкретного примера представлен проект "Слово -лечит, слово-ранит".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анненкова Е.Н., учитель истории и обществознания,

 зам.директора по УВР

МБОУ СОШ № 29 г.Хабаровска

«Формирование толерантности учащихся средствами метода проекта на уроках истории и обществознания»

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».

Б.Шоу

В 2005 году мне выпала счастливая возможность принять участие в  международном проекте «Мозаика культур», проходившем под эгидой Европейского объединения ассоциаций преподавателей истории  - Евроклио.  

Кроме увлекательного путешествия из Хабаровска в Николаевск –на-Амуре,  я соприкоснулась  с иной , европейской культурой, пообщалась  с коллегами, профессионалами своего дела и просто интересными людьми из  разных уголков нашей страны и других государств.

Координаторами проекта «Мозаика культур» были:

  • Йоке Ван Дер Лееув-Роорд, Нидерланды. Основатель Евроклио
  • Хайберт Крайнс, Нидерланды, член секретариата Евроклио, автор публикаций по военной истории и преподаванию истории
  • Дин Смарт, Англия, преподаватель истории в средней школе, преподаватель педагогического факультета Университета Вест оф Ингланд в Бристоле, специалист по проблемам оценивания в преподавании истории и по поликультурным отношениям и их отражению в учебниках.
  • Александр Шевырев,  кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России 19-начала 20 века исторического факультета МГУ председатель МООПИ (межрегиональной общественной организации Объединения преподавателей истории)
  • Тамара  Эйдельман, Москва преподаватель истории гимназии №1567 г. Москвы
  • Александр Фельдт, Архангельск, кандидат исторических наук, доцент исторического факультета Поморского государственного университета им. Ломоносова
  • Ольга Юрьевна Стрелова, доктор педагогических наук, профессор Хабаровского педагогического университета.

Собственно все эти люди представляли проект «Мозаика культур» и учебное пособие, предназначенное для преподавания истории и обществознания в поликультурном обществе.

Цель проекта – развитие у школьников навыков, необходимых  для жизни в поликультурном обществе, таких как толерантность, уважение ко всем культурам, способность выявлять стереотипы и предрассудки и успешно противостоять им.

 Участие в международном проекте подтолкнуло меня к  осознанию необходимости целеноправленной работы по  формирования  толерантности у учащихся на уроках истории и обществознания.

В современном мире как никогда актуально звучит проблема поликультурности (мультикультурности) в европейской и российской цивилизациях. Это ярко проявляется в  духовном, экономическом, религиозном кризисе еврозоны и всего евроазиатского пространства.

 Россия – как часть открытого мира сегодня находится  в стадии становления национального государства, национального самосознания, самоидентификации каждого гражданина  – «я – русский».  Остро звучит  вопрос о взаимоотношениях с другими народами, проживающими с нами по соседству или на территории нашего государства. Яркий пример – Дальний Восток, который  переполнен  мигрантами из соседних Азиатских государств и стран ближнего зарубежья.

Эти проблемы понятны государству и обществу. Они нашли своё отражение в национальной образовательной политике. Так,   стратегия инновационного развития Российской Федерации (на период до  2020 года),

национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,  государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, ФГОС ООО в   фундаментальном ядре  содержания общего образования,  четко определяют основную задачу образования  формирование у граждан толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Что же такое – «толерантность?». 

          В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется следующим образом:  ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

Толерантность  как качество личности социологами  Дж. Мидом и Г.Блумером трактуется как принятие, понимание иного образа жизни, поведения, обычаев, чувств, мнений, идей, верований без чувства дискомфорта.

Какова роль предметов «история» и «обществознание» в формировании  толерантности?

Несомненно, уроки истории и обществознания способствуют формированию данного качества личности, а именно дают возможность:

  • Признавать разнообразие позиций и мнений
  • Воспитывать уважительное отношение к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей
  •  Способствовать осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений
  • Формировать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания
  • Представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения, уважительно вести полемику

Таким образом, происходит понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов.

Можно выделить условия и средства формирования толерантности.

Условия воспитания толерантности включают в себя:

подходы:

  • деятельностный, (построение обучения через специально организуемую деятельность и общение детей)
  •   аксиологический  (ценностный)  
  • компетентностный

и принципы:  

  • уважительного отношения к личности
  • культуросообразности   (необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка)
  • принцип связи формирования толерантности с жизнью 

 К  средствам формирования толерантности можно отнести:

  • Конструирование  содержания образования на уроках  истории/обществознания (блоковое КТП, блочно-модульное обучение) 
  • Отбор методов и приёмов обучения на уроках истории/обществознания. Проектирование новых типов учебной деятельности и учебного сотрудничества учащегося (сочетание проблемного, исследовательского и проектного методов обучения)
  • Педагогическая поддержка учащихся (карточки-инструкции, алгоритмы, тренинговые упражнения, памятка)
  • Организация образовательного пространства (сотрудничество с социальными партнёрами, реальное взаимодействие с окружающим миром)
  • Экспериментальная деятельность в МБОУ СОШ № 29 по теме «Повышение уровня культуры субъектов – участников  образовательного пространства» 

В практической педагогической деятельности средством формирования толерантности для меня является  Метод проекта. В проектной деятельности я моделирую ситуацию, которая дает возможность учащимся проявить толерантность, с опорой на личный опыт в активной социальной и познавательной деятельности, за счет чего достигаются метапредметные результаты обучения такие, как:

  •   овладение  учащимися различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия)  и следование этическим, нравственным  нормам и правилам ведения диалога;
  • умение  выполнять познавательные и практические задания на основе идей толерантности, с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной среде;

На каких этапах происходит формирование толерантности?

 Этапы проектной деятельности:

  1. Организационно-подготовительная стадия: погружение в проект – формирование творческих групп, проблематизация, выработка правил работы в группе, разработка проектного задания (по выбору) 

Мой  опыт работы в русле проектного метода, поиск эффективных приемов и средств обучения  учащихся привел  к осознанию необходимости сочетания проектного  и проблемного методов обучения, точнее сказать, к осознанию того,  что сам проектный метод является продолжением идей проблемного обучения. Именно на стадии погружения  в проект считаю целесообразным применение методических приемов создания проблемных ситуаций, использование метода «мозгового штурма». Выявление противоречий, выдвижение гипотез, поиск новых принципов решения проблемы помогают понять и принять  ситуацию выбора и обоснование темы  проекта.

  1. Разработка проекта (планирование): учащиеся формулируют вопросы, на которые нужно ответить в ходе работы, составляется план деятельности, обсуждается форма представления результатов труда.

Данная стадия обеспечивает творчество, продуктивную деятельность, способствует сбору данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств) их анализу и синтезу.  

  1. Технологическая стадия: (осуществление деятельности): самоактуализация;  исследовательская, творческая, информационная деятельность; моделирование. 

Происходит включение учащихся в   исследовательскую деятельность, проверка выдвинутых ранее гипотез, осмысление результатов.

  1. Заключительная стадия: презентация и оценка результатов, рефлексия.

Учащиеся оформляют результаты в соответствии с принятыми ранее формами, затем демонстрируют их (защита или презентация). В ходе защиты или презентации проекта учащиеся оценивают работу своих одноклассников по рейтинговой системе, критерии которой,  выработаны коллегиально, совместно с учителем. Далее, самооценка результатов, процесса в целом, себя в нем с учетом мнения коллектива.

 Как мы видим,  на всех стадиях проектной деятельности происходит взаимодействие, а значит и взаимовлияние, точнее, взаимообогащение, саморазвитие и познание другой личности.

Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, преодоления трудностей, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов, то есть активное взаимодействие с социальной средой. А это невозможно без толерантного сознания.

Вернемся к «Мозаике культур». Авторы проекта предложили одноименное учебное пособие. Оно может стать основой для элективного курса, в тоже время каждый тематический блок может быть использован по отдельности при изучении различных периодов истории России.

Принцип составления учебного пособия – блочно-модульный, что уже удобно для проектной деятельности. Книга снабжена множеством исторических источников. Отрывками из мемуаров, воспоминаний различных исторических личностей, статистическими данными, иллюстрациями.  Предлагаю темы проектов, работа над каждым из них начинается с ключевого вопроса –  так происходит погружение в проектную деятельность. Ученики должны сами увидеть проблему, выдвинуть гипотезы – найти пути решения.

Таблица 1.

Примерные темы проектов

Тема блока

Тема проекта

1.Разнообразие в единстве

1. Ключевой вопрос: Как может определяться национальная принадлежность человека? Может ли представление о ней меняться? 

Проект: Кто я, кто мы, кто они?

2. Ключевой вопрос: Как взаимодействуют в жизни людей культурные традиции и культурные контакты?

Проект: Мы все - соседи

3. Ключевой вопрос:  Какую роль играли межкультурные контакты в разные периоды истории России?

Проект:  Мы всегда были соседями

2.Прстранная империя, или Империя пространства

 1. Ключевой вопрос: Как образуется империя?

 Проект: Территория и народы

2. Ключевой вопрос: Как отражается в присяге и гимне имперская идеология?

Проект: Идеи и ценности империи

3.Межи да грани, как мне быть с вами?

1. Ключевой вопрос: Что влияет на заключение пограничных договоров и на отношение к ним современников и потомков?

Проект: 1.Россия и Китай. Граница и жизнь рядом с ней.

2.Приграничные территории сегодня. 

4.Дороги и судьбы

1. Ключевой вопрос: Какие проблемы возникают в результате принудительных миграций?

Проект: 1.Вынужденные и принудительные миграции.

2.Депортации народов

5.Религиозная палитра России

  1. Ключевой вопрос: Какие религии и конфессии соседствуют в России? Как сложилось такое соседство?

Проект: Во что верят россияне?

2. Ключевой вопрос: Какие факторы влияют на конфессиональную политику властей?

Проект: Российское государство и верующие: день вчерашний

6.Город-единство непохожих

  1. Ключевой вопрос: Как возникли и заселялись средневековые города?

Проект: Как возникает город

2. Ключевой вопрос: Как складывается население крупного индустриального города?

Проект:  Появление индустриального города

7.Конфликты и их разрешение

1. Ключевой вопрос:  В чем проявляется дискриминация и как ее распознать?

Проект: Дискриминация: опыт унижения

2. Ключевой вопрос: Почему так опасен язык «вражды»? От чего защищает толерантность?

Проект: Слово лечит, слово ранит

3. Ключевой вопрос: Какие действия укрепляют межнациональное согласие в стране, а какие приводят к отчуждению народов?

Проект:  Образы соседства – будущее страны

8.Диалог культур

1. Ключевой вопрос: Мозаика культуры

Проект: Моя культура – это хор или монолог?

2. Ключевой вопрос: Что позволяет людям понимать друг друга и  что мешает взаимопониманию?

Проект: Попробуем поговорить

Таким образом, формирование  толерантности  на уроках истории и обществознания должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим,  способствовать развитию  у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях.

Приложение 1.

Проект: Слово лечит, слово ранит.

Организационно-подготовительная стадия: погружение в проект

Ключевой вопрос: Почему так опасен язык «вражды»? От чего защищает толерантность?

Задание:

  1. Дайте заголовок к фотографии
  2. Напишите краткий комментарий (3-4 предложения), объясняющий отраженную на фотографии ситуацию от имени ее участников

Дополнительно:

«Язык вражды» - это одно из проявлений  негативных стереотипов в межэтнических отношениях. Он может проявляться в разных формах – от обидного наименования этнической группы до призыва к геноциду. С использованием такого языка можно столкнуться не только в обыденной речи, но и в материалах СМИ, в исторических документах, публицистике, художественных произведениях и даже  в исследованиях, претендующих на научность. Характерным для «языка вражды» является стремление обвинить в любых социальных проблемах и трудностях представителей какой-либо этнической или религиозной группы, создавая из нее «Образ врага» - объект для якобы «оправданной» дискриминации или насилия.

Для справки. Из «Мониторинга «языка вражды» в российских СМИ»: Наличие языка вражды в тексте (в широком смысле этого слова) определяется достаточно субъективно: (для его распознавания) нужно исходить из того, что было бы самому неприятно прочитать подобное высказывание  об этнической или религиозной группе, к которой вы себя причисляете.

Поработайте в группе или паре, выполните задание.

Желательно зафиксировать ответы своих коллег. Обратитесь к тексту «Язык вражды». Попробуйте разделить все заголовки на две категории: использующие элементы «языка вражды» и не использующие такие элементы.

Вернемся к ключевому вопросу: Почему так опасен язык «вражды»? От чего защищает толерантность?

 О какой проблеме мы с Вами сегодня говорили? Сформулируйте её.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. /Ярославский педагогический вестник. - 2003. -  № 1
  2. Вульфов Б.З. “Воспитание толерантности, сущность и средства” Внешкольник-2002 г. № 6.
  3. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995.
  4. Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование М. Народное образование 1999.
  5. Краткая философская энциклопедия М., Прогресс. Энциклопедия, 1994.
  6. Риэрдон Б.Э. Толерантность - дорога к миру. М.: Бонфи, 2001.
  7. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и    другими: Тренинг для подростков. М.: Генезис,-  2000.
  8. Сафонова В.В. “Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций” Воронеж, Истоки,1996.
  9. Тишков В.А. “Очерки истории и политики этничности в России”. М. 1997.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование толерантности учащихся средствами метода проекта на уроках истории и обществознания» Анненкова Елена Николаевна, учитель истории и обществознания, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 29

Слайд 3

Проект «Наша новая школа», модель «Российское образование -2020», ФГОС второго поколения в фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История» и «Обществознание») Формирование у граждан толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми , достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения Запрос государства и общества

Слайд 4

- принятие, понимание иного образа жизни, поведения, обычаев, чувств, мнений, идей, верований без чувства дискомфорта Толерантность – как качество личности Теперь, когда мы научились Летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой, как рыбы, Нам не хватает только одного: Научиться жить на земле, как люди . Б.Шоу

Слайд 5

ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными , обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур , цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям Толерантность определение ООН

Слайд 6

Признавать разнообразие позиций и мнений Уважительное отношение к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей Представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения, уважительно вести полемику Готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов Роль предметов «История» и «Обществознание» в формировании толерантности осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Слайд 7

Условия и средства формирования толерантности принципы Условия Средства приемы подходы формы методы

Слайд 8

Методологическая основа подходы: деятельностный, аксиологический (ценностный) компетентностный Философская основа принципы: уважительного отношения к личности культуросообразности принцип связи формирования толерантности с жизнью Условия формирования толерантности

Слайд 9

Средства формирования толерантности

Слайд 10

Средствами и приемами проектной деятельности моделирую ситуацию , которая дает возможность учащимся проявить толерантность , с опорой на личный опыт в активной социальной и познавательной деятельности Метод проекта

Слайд 12

Классификация проектов

Слайд 13

Организационно-подготовительная стадия Разработка проекта (планирование) Технологическая стадия (осуществление деятельности) 4. Заключительная стадия погружение в проект – формирование творческих групп, проблематизация, выработка правил работы в группе, разработка проектного задания (по выбору) учащиеся формулируют вопросы, на которые нужно ответить в ходе работы, составляется план деятельности, обсуждается форма представления результатов труда. самоактуализация; исследовательская, творческая, информационная деятельность; моделирование. презентация и оценка результатов, рефлексия Этапы проектной деятельности

Слайд 14

. «Кодекс толерантности» Сотрудничество - дух партнерства. Готовность мирится с чужим мнением. Уважение человеческого достоинства. Уважение прав других. Принятие другого таким, какой он есть. Способность поставить себя на место другого. Уважение права быть иным. Признание многообразия . Признание равенства других. Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению. Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.

Слайд 15

Слово лечит, слово ранит Ключевой вопрос : Почему так опасен язык «вражды»? От чего защищает толерантность?

Слайд 16

На протяжении двух лет (2010-2012 гг., 10 А- 11 А, класс) целенаправленно провожу исследование ученического коллектива для выявления уровня сформированности толерантности и эмпатии учащихся средствами проекта. Конкретный результат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода учебного проекта на уроках истории и обществознания как ресурс формирования ключевых компетентностей

Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в се...

Статья : Метод учебных проектов на уроках истории и обществознания.

Данный материал представляет собой краткое представление личного опыта применения метода проектирования ....

Использование метода проектов на уроках истории и обществознания

КоКаРадикальные изменения, связанные с разгосударствлением общественной жизни, затронули и систему российского образования. Можно говорить об отсутствии централизованно направленной на выполнение госу...

Метод проекта на уроках истории и обществознания

В работе рассмотрены стадии работы над ролектом, классификация проектов и их практическое применение....

Метод проектов на уроках истории и обществознания

Метод проектов на уроках истории и обществознания...

Методы, формы организации деятельности учащихся и средства обучения, применяемых на уроках истории и обществознания

В данной статье описываются методы, формы организациии деятельности учащихся и средства обучения, применяемых на уроках истории и обществознания...