Технологическая карта урока "Природа и люди Древней индии"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Соловьева Елена Михайловна

Технологическая карта рассматривается как способ графического проектирования урока – таблица, которая позволяет учителю структурировать урок по выбранным параметрам:

  • этапы и цели урока;
  • содержание учебного материала;
  • методы и приёмы организации учебной деятельности учащихся;
  • деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологическая карта урока включает в себя элементы план-конспекта: тема, цель, задачи, но всё же отличается от него.

Отличия технологической карты и конспекта

Технологическая карта урока

 

Конспект урока

 

Оформляется в виде таблицы и описывает деятельность учителя и обучающихся на каждом этапе урока.

Оформляется как сценарий и описывает слова, действия учителя и предполагаемые ответы учеников.

Характеризует деятельность учеников с указанием УУД, формируемых при каждом учебном действии.

Указывает и описывает формы и методы, используемые на уроке.

Помогает планировать результаты по каждому виду деятельности и контролировать процесс их достижения.

 

Только указывает цели урока.

С помощью технологической карты учитель смотрит на учебный материал целостно и проектирует урок по освоению конкретной темы в рамках всего курса. 

Преимущества технологической карты как инструмента планирования

Технологическая карта позволит учителю:

  • определить универсальные учебные действия, которые формируются при выполнении конкретного учебного действия;
  • спроектировать последовательность действий и операций по освоению темы, приводящих к намеченному результату;
  • проектировать педагогическую деятельность на конкретный период;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • обеспечить согласованные действия участников педагогического процесса;
  • диагностировать достижения запланированных результатов на каждом этапе урока;
  • строить образовательный процесс как проектную деятельность, где все этапы логичны, взаимосвязаны и могут быть расширены в рамках предмета. 
  • Урок строится из нескольких этапов: организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задачи и так далее. В технологической карте на каждом этапе урока определяются цель и планируемый результат, деятельность учителя и учащихся.

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx28.24 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта № 23
Тема урока:
ПРИРОДА И ЛЮДИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Цели:

Образовательные: Способствовать ознакомлению с природными условиями долин Инда и Ганга, жизнью и занятиями населения; создать условия для выявления особенностей религии Древней Индии

Развивающие: развивать умения и навыки работы с картой, текстом учебника, участие в диалоге.

Воспитательные: воспитывать чувство толерантности по отношению к другим народам

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества

Метапредметные: 

- коммуникативные: готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.

- регулятивные: Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

- познавательные: Способствовать ознакомлению с природными условиями долин Инда и Ганга, жизнью и занятиями населения; создать условия для выявления особенностей религии Древней Индии

Личностные: Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Методы и формы обучения

Фронтальный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, Рассказ учителя, с картой, составление кластера, иллюстрациями, беседа, работа с текстом учебника и историческими источниками.

Формы контроля

Маршрутный лист

Образовательные ресурсы

Учебник. Карта:  «Индия и Китай в древности». Презентация, видеофрагмент, кластер, раздаточные карточки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I. Организационный момент.

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Актуализация знаний.

– Покажите на карте «Древние государства мира» страны, где раньше возникли государства, письменность, развивались научные знания, велось строительство больших сооружений.

– Скажите и покажите на карте, до какой реки доходили владения царя Дария на востоке; до каких морей на севере и на западе.

–  Какую страну – Египет или Вавилон – персы завоевали раньше и на сколько?

– Сколько прошло лет от времени фараона Тутмоса до завоевания Египта персами?

Показывают на карте изученные страны: Древний Египет, Древнее Двуречье, огромные размеры Персидского царства. Работают с «линией времени», отмечают на ней даты, выполняют

вычисления. Знают даты важнейших исторических событий

Регулятивные: осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы в способ действия с учетом оценки результата самим обучающимся, учителем, товарищами.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; используют доказательство.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

– Вы приступаете к знакомству с Древней Индией. Предположите, с чего начнем мы это знакомство. Обоснуйте свою мысль. Приведите примеры того, как природа знакомой вам древней страны влияла на жизнь населения, его занятия и религиозные верования

формулируют учебную задачу.

Приводят примеры того, как природа древней страны влияла на жизнь населения, его занятия и религиозные верования

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; оформляют свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста)

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Рассказывает о местоположении и природных условиях Индостана, занятиях жителей Древней Индии, сельскохозяйственных культурах и одомашненных животных.

– Покажите на карте Индию и скажите, где она расположена.

– Покажите на карте горы и главные реки Индии.

– Какому занятию благоприятствовали условия долин Инда и Ганга в древности? Чему благоприятствовали?

– Подумайте, какая из речных долин Индии была раньше заселена земледельцами. Почему?

Показывают на карте местоположение Древней Индии, горы и главные реки Индии – Инд и Ганг. Зная природные условия, определяют основные занятия жителей. Поясняют, почему долина Инда была раньше заселена земледельцами

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; проговаривают вслух последовательность

производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Познавательные: понимают знаки, символы, модели, схемы; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии
с нормами родного языка

V. Первичная проверка понимания.

Организует работу с п. 4, 5 § 20, документом «Сказание о Раме», беседу
по вопросам:

1) Каким было отношение индийцев
к змеям, слону, обезьяне, корове?

2) Что сходно в представлениях индийцев и египтян о посмертном существовании, что различно?

3) В чем заключалась вера в переселение душ?

4) «Сказание о Раме». Кто в этом сказании олицетворяет добро и кто – зло?
Какие человеческие качества героев
сказания привлекли вас?

Проводят поиск необходимой информации в тексте учебника и документа. Сравнивают религиозные взгляды индийцев и египтян, определяют сходство (жизнь после смерти, суд), особенность религии индейцев –

переселение душ. Осуществляют анализ документа. Характеризуют человеческие качества

Познавательные: владеют навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели); определяют основную и второстепенную информацию; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы.

Коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости; принимают другое мнение и позицию

VI. Первичное закрепление.

– Найдите на карте и определите:

1) местоположение Индии, ее главных рек, высочайших в мире гор;

2) места раскопок древнейших городов Индии;

3) территорию державы царя Ашоки,
ее столицу. Какая часть Индии не вошла в состав державы?

4) Составьте исторические рассказы: «Жизнь индийской деревни», «Священные животные Индии»

Находят на карте и определяют местоположение Индии, ее главных рек, высочайших в мире гор; места раскопок древнейших городов Индии; территорию державы царя Ашоки, ее столицу. Готовят коллективные исторические рассказы по составленным планам

Регулятивные: составляют план
и последовательность действий.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: принимают участие в работе группами; договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости

VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Организует работу над ошибками

  • Анализируют собственную деятельность
  • Вносят изменения в свои карты (при наличии ошибок)

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
личностные: 

умение оценивать себя на основе критерия успешности.
познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

VIII.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Комментирует задание.

Задания 81, 82 в рабочей тетради

(1–5). Индивидуальные задания: подготовить сообщение о Будде, «Культурные достижения Древней Индии» (по ресурсам Интернета)

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее самостоятельное выполнение

IX. Рефлексия.

1)Задаёт вопросы о задачах урока.
2)Побуждает к высказыванию мнения: чему научились?

1)Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
2)Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили

Личностные: умение оценивать себя на основе критерия успешности.
Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное занятие «Природа и люди Древней Индии» с презентацией и модулями

Учебное занятие «Природа и люди Древней Индии».     Для работы с учебными  модулями Единой коллекции образовательных ресурсов необходимо заранее  установить  програм...

Урок истории "Природа и люди Древней Индии"

Данный урок изучения нового материала включает использование разнообразных форм и методов работы. Учащиеся работают с картой, источниками, текстом учебника, по ходу урока заполняют рабочий лист и выст...

Урок истории 5 класс. Тема: Природа и люди Древней Индии

Разработка урока "Природа и люди Древней Индии" содержит технологическую карту, презентацию урока и раздаточный материал. На уроке предполагается самостоятельная работа учащих...

«Природа и люди Древней Индии»

На уроке учащиеся познакомятся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии....

Конспект урока по Истории Древнего мира в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"

Содержание урока "Природа и люди Древней Индии" соответствует требованиям современного образовательного стандарта. Урок сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации....

Технологическая карта по истории Древнего мира " Природа и люди Древней Индии"

Материал по истории Древнего мираКласс: 5      Предмет: История Древнего мираТип урока: Усвоение знаний, навыков и умений.Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучен...

Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира "Природа и люди Древней Индии"

Данная презентация даст подробное и полное представление о природе и и жизни людей Древней Индии....