Использование иллюстративного материала для формирования понятийного аппарата на уроках истории.
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Анфилогова Анастасия Андреевна

Текст выступления на фестивале методических идей в Нефтегорске 2017 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_ideya.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая идея

Выполнила: Анфилогова А.А., учитель истори и обществознания ГБОУ СОШ № 12 г.о. Сызрань, г. Сызрань

Тема моего выступления – Использование иллюстративного материала для формирования понятийного аппарата на уроках истории.

Я работаю 2 год в школе учителем истории и столкнулась с такой проблемой, что учащиеся тяжело запоминают термины и понятия. А история примерно состоит на 50% из терминов. Поэтому чтобы улучшить запоминание терминов я решила применить один из приемов технологии критического мышления.

Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. 

Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: «Вызов – осмысление – размышление». Рассмотрим эти стадии подробно.

  В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Приемами данной технологии стали – применение наглядности, с помощью которой формируется понятийное мышление.

Почему именно через наглядность я на уроках решила помогать формировать понятийный аппарат?

Знаменитый педагог Константин Дмитриевич Ушинский анализируя роль наглядности в обучении, рассматривает ее как средство развития наблюдательности, умения верно выражать словах результаты наблюдения и делать из них логические выводы, видеть предметы всесторонне. Он стремится показать, как совершается переход от непосредственных наблюдений конкретных предметов и явлений к абстрактному мышлению. Верное логическое мышление, по его словам, возникает из верных и точных наблюдений.

Цитаты:

  • Детская природа ясно требует наглядности.
  • Дитя мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе.
  • Необходимо, чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово.

Данный прием я использую с детьми по окончанию раздела в момент закрепления изученного материала – например раздел в 5 классе – Первобытное общество, в конце мы с ними вспоминаем какие термины мы узнали с помощью иллюстраций из учебника, тех иллюстраций, которые я показывала при изучении новой темы.

Я хочу продемонстрировать данный прием на практике: показ слайдов с заданиями;

Я заметила, что данный прием помогает намного лучше запоминать новые понятия и термины. Ведь иллюстрации берутся не просто как отдельная прямая составляющая термина, а почти каждая несет в себе дополнительный пласт информации по изученному периоду. А современные дети в большинстве своем визуалы, и у них в памяти остаются яркие картинки, связанные с терминами и историей изучаемого периода

Вывод: данный прием не занимает много времени, и он универсален для всех предметов, потому что в каждом предмете есть свой понятийный аппарат, который можно укреплять. И детям становится интересно учить и запоминать.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование понятийного аппарата на уроках истории»

Стремительно меняется общественно-политическая обстановка в России и за её пределами. Изменяется не только традиционный уклад жизни народа, но и пополняется его словарный запас многими специальными те...

Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания.

Данный материал  содержит алгоритмы и приемы работы с понятиями на уроках истории и обществознания.  Работа с понятиями  используется и в заданиях ГИА и ЕГЭ....

«Использование понятийного аппарата на уроках истории в 5 классе через игровую технологию»

В данном материале можно найти разработку мастер- класса по теме  «Использование понятийного аппарата на уроках истории в 5 классе через игровую технологию»...

Формирование понятийного аппарата на уроках математики

В работе представленной на РМО математиков представлено обобщение опыта работы по формированию понятийного аппарата на уроках геометрии. В представленный материал входит полная теоретическая часть выс...

Формирование понятийного аппарата на уроках обществознания: урок, мастер-класс

Представлена разработка урока по теме "Социальная структура общества. Социальная мобильность" с использованием методов и приемов по формированию понятийного аппарата....

Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания.

Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания - один из важных моментов процесса обучения...