Формирование понятийного аппарата на уроках обществознания: урок, мастер-класс
методическая разработка по обществознанию

Токарева Ольга Владимировна

Представлена разработка урока по теме "Социальная структура общества. Социальная мобильность" с использованием методов и приемов по формированию понятийного аппарата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Когда социальные лифты не работают, желающие добраться до вершин власти пользуются штурмовыми лестницами ... "
Наполеон Бонапарт

Революция - это скоростной лифт и на трон ... и на эшафот ... "
Максимиллиан Робеспьер

Cамая безопасная карьерная лестница - лесть  ... "
Николо Маккиавелли

Самая короткая карьерная лестница - черная ... "
Алексашка Меншиков

Лесть- лестница чудесница ... "
Салтыков-Щедрин

К.КИНЧЕВ

ЭНЕРГИЯ

Я болтаюсь между Ленинградом и Москвой,

Я здесь чужой, я там чужой.

В Москве я ленинградец, в Ленинграде москвич,

Нашла коса на камень, стекло на кирпич.

Который год подряд то здесь, то там,
Я скитаюсь по чужим квартирам и чужим домам,

И здесь, и там под лампой за кухонным столом

Меня просят спеть еще и угощают вином.

Но я устал от песен, я устал от дорог,

Я ненавижу этот вокзал.

Мне нужна передышка, я мечтаю о сне.

О, как я устал!

Кто подскажет, кто даст совет,

Это наважденье или нет?

Сегодня я снова должен петь,

Но я сам себя поймал в эту сеть.

Сегодня, как всегда у меня странная роль,

Я лишен опоры, я не знаю пароль.

Я вроде бы здесь, а вроде и там,

Пардон месье, бонжур мадам.

Моя неопределенность мешает мне жить,

Я не знаю, где нырнуть, не знаю, где всплыть,

Я не знаю где выход, не знаю, где вход,

Я не знаю где затон, не знаю, где брод.

Мне трудно быть рядом, я всегда вдалеке,

Я как сотня линий на одной руке,

Я как местоимение не имею лица,

Я ушел от начала, но не вижу конца.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Сферы общественной жизни: 1. Политическая 2. Экономическая 3. Духовная 4. ……………..

Слайд 3

Социальная структура общества. Социальная мобильность .

Слайд 4

Определяйте значение слов и Вы избавите мир от половины его заблуждений Рене Декарт

Слайд 5

Страта (от фр. mobile – подвижный) – это перемещения индивидов или групп в социальной структуре общества, сопровождаемое изменением своего положения или социального статуса . Класс (от лат. ciassik – группа, разряд) – большая группа людей, которая различается по роли во всех сферах общественной жизни, по способу присвоения результатов труда, которая формируется и функционирует на общности социальных интересов. Социальная мобильность социальные структуры, институты, способы, механизмы, использующиеся индивидом для перемещения из одного социального статуса в другой. Социальный лифт (от лат. stratum – слой, настил) – группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком: профессией, образованием, властью др. Стратификация (от лат. stratum – слой, настил и facio - делаю) - это иерархическое деление общества на социальные группы (страты), представители которых занимают разное положение, имеют разные условия и стили жизни.

Слайд 6

Дедуктивный метод – формирование понятия от общего к частному

Слайд 7

Стратификация (От лат. stratum – слой, настил и facio - делаю) - это иерархическое деление общества на социальные группы (страты), представители которых занимают разное положение, имеют разные условия и стили жизни.

Слайд 8

Установите соответствие: Класс Страта - уровень дохода - включенность во власть - образ жизни и вид профессиональной деятельности - способы получения дохода - рабочие и буржуазия - общие общественные интересы

Слайд 9

Индуктивный метод - формирование понятия идет от частного к общему

Слайд 12

1. США, Япония, Великобритания. 2. Мексика, Бразилия. 3. Польша, Венгрия, Болгария. Высший класс – 3-4% Средний класс – 85-90% Низший класс – 1-5% Высший класс – 1-3% Средний класс – 20-30% Низший класс – 65-70 Высший класс – 3-5% Средний класс – 13% Низший класс – 80%

Слайд 13

Я болтаюсь между Ленинградом и Москвой, Я здесь чужой, я там чужой. В Москве я ленинградец, в Ленинграде москвич, Нашла коса на камень, стекло на кирпич. Я начал жизнь в трущобах городских, И добрых слов я не слыхал. Когда ласкали вы детей своих, Я есть просил, я замерзал.

Слайд 14

Знаю милый, знаю, что с тобой. Потерял себя ты, потерял. Ты покинул берег свой родной, А к другому, так и не пристал. Сегодня, как всегда у меня странная роль, Я лишен опоры, я не знаю пароль. Я вроде бы здесь, а вроде и там, Я никто месье, я бомж мадам.

Слайд 16

Социальная мобильность Виды мобильности: Вертикальная мобильность – перемещение с одной ступени социальной лестницы на другую. Горизонтальная мобильность – переход человека в группу, находящуюся на том же уровне, что и прежняя. Переход из одной фирмы в другую, из одной семьи в другую, из одного гражданства в другое. Восходящая вертикальная мобильность : карьера, образование, увеличение дохода. Нисходящая вертикальная мобильность : разорение, понижение в должности.

Слайд 18

Социальные лифты (П. сорокин) Социальные структуры, институты, способы, механизмы, использующиеся индивидом для перемещения из одного социального статуса в другой. армия образование церковь

Слайд 19

Социальные лифты Социальные структуры, институты, способы, механизмы, использующиеся индивидом для перемещения из одного социального статуса в другой. армия образование профессия брак собственность церковь



Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Формирование понятийного аппарата»

Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор - к смерти все готово. Всего прочнее на земле печаль.  И долговечней - царственное слово. (А. Ахматова)

Умение работать со словом, с понятием одна из метапредметных компетенций учащегося. Педагоги знают, как нелегко даётся учащимся усвоение терминов без осознания их смыслов. Успешно усваиваются смыслы, заложенные в информации, представляющей интерес для субъекта деятельности в данный момент. Остальная же часть информации или совсем не принимается, или становится сопутствующей (фоновой). Чтобы правильно принять информацию, необходимо переструктурировать ее форму, а для этого нужно «развернуть» форму, взять то, что ценно, и заложить в свою структуру.

Существуют разные методы работы с понятийным аппаратом. Например,

  • Л.Б.Ительсон - ассоциативный метод

- индуктивный метод

- дедуктивный метод

- инвентивный метод

  • Л.Н.Боголюбов, Н.Г.Дайри, И.Я.Лернер

- дедуктивный метод

  • А.А.Вагин, Н.В.Сперанская

- индуктивний метод

Но я чаще использую в своей работе индуктивный метод, где формирование понятия идет от частного к общему и дедуктивный метод – от общего к частному. С методикой которых я хочу с вами поделиться.

Понятие - это форма мышления, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. Каждое понятие состоит из термина и определения. Термин понятия - это его "имя", то есть то слово, которым это понятие названо, определение - это содержание понятия.

     Обращение к этимологии слова.

      Выстраивание ассоциаций.

Выделение существенного признака понятия.

Установление категориальных принадлежностей.

Сравнение с другими понятиями.

Введение понятия.

Выстраивание логических взаимосвязей.

Схема определения понятия

Название объекта

Что такое?

(родовое понятие)

Что делает?

Какая? Какое? Какой? Что?

(видовое отличие)

История

Наука

Изучает

Прошлое, люди человечество, события

Понятие

Мысль

Утверждает, обобщает, вычленяет

Предметы, явления, свойства

---------------

Институт

Формирует, развивает, приобщает

Знания, умения, навыки, культура, способности

Человек

        Представленные в таблице определения построены таким образом: сначала указано название предмета определяемого понятия, затем свойства. Первое свойство – это указание того более общего понятия, к которому принадлежит определяемое понятие. Это более общее понятие называется родовым по отношению к определяемому понятию. В данном случае родовым понятием для истории  является наука. Второе свойство – это указание видового свойства, которое отличает историю от других видов наук.

Приём Скелета или каркаса

А с чем у вас ассоциируются эти слова

Работать с этим приёмом можно и  нужно с 5-6 классов, постепенно формируя так называемые скелетные понятия. Вопрос???: Назовите основные скелетные понятия вам известные.   Например: демос, логос, тео, кратос, фило, софос, антропо и т.д.  Назовите как можно больше обществоведческих терминов  включающих в себя такие  скелетные понятия и дайте им простейшие определения.

 На основе таких скелетных понятий учащиеся легко формулируют простейшие обществоведческих определения, а постепенно усложняя их могут уже работать более сложными.

Задание участникам,  используя имеющейся перечень,  составить несколько экономических определений.

Прием использования маркеров - эффективный механизм формирования данной компетентности. Маркер - это сущностный, родовой смысл понятия. Маркер - это смысловой ключ к понятию,  «системная полочка», на которой находится  понятие. Чтоб было понятно,  приведём примеры маркеров  в нашем окружении. Например: стул - маркер мебель,   к  понятию – «система» – маркер – «целое».  Работая над определённым понятием в тесте,  учащийся учится находить "слово - маркер" - главное смысловое слово. Оно является ключевым в работе с базовыми понятиями

Задание (приводят примеры маркеров)

- понятие - "индивидуальность" - маркер - "своеобразие".

- понятие - "индивид" - маркер - "типичное, общее".

- понятие - "суверенитет" - маркер - "независимость".

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

Прием подчёркивания понятия

Данный приём ведёт к глубокому усвоению обществоведческих понятий, а также позволяет учащимся успешно справляться как  с заданиями части, так    и  части С, требующими дать определение понятия и составить два предложения, раскрывающими сущность данного понятия; перечислить признаки.

Например: при работе с термином "право" учащимся предлагается 1)сформулировать определение понятия право (письменно) и озвучить его.

  1. подчеркнуть главные слова.  Право - система общеобязательных правил поведения, принятых государством и обеспечиваемых силой государственного принуждения.
  2.    Представить,  данные слова  в виде нескольких предложений (это и есть признаки права).

Этот приём очень успешен и при работе над эссе.  При работе с высказываниями учитель обращает внимание учащихся на ключевые термины или слова. Именно их правильная интерпретация дает возможность верно определить проблему, которую поднимает автор.

        Например, в высказывании  Ж. Жубера «Лучшие законы рождаются из обычаев» (демонстрационная версия 2011г.) находим ключевые слова «закон» и «обычаи» и определяем проблему соотношения, взаимосвязи созданных людьми законов и существующих обычаев.

Приём «Гнездо понятий»

Я предлагаю сейчас в работу включиться всем, внимательно прослушайте,  в чём сущность данного приёма, а затем по образцу выполните предложенное задание.

Полезно работать с так называемыми гнездами понятий. Например, взяв за основу одно большое понятие, мы ищем 1) более широкое понятие, которое будет включать рассматриваемое,           2) рядоположенные, совпадающие по объему и определенности признаков,  3) более частные, входящие в состав понятия, 4) конкретные понятия.

Понятие «рыночная экономика», предложить школьникам указать: («экономика», «экономическая сфера»),  («командная экономика», «традиционная экономическая система») («конкуренция», «закон стоимости»)  («бюджетный дефицит», «налоговая ставка» и др.).

Применение приёма «гнездо понятий», в котором за основу берется определенный термин или понятие (например, «социальная стратификация»).  А) назвать более  широкие по смыслу понятия (например: «социальная сфера);

Рядом расположенное социальная дифференциация

Б) назвать более узкие по смыслу понятия  (например: социальный слой);

В) назвать частные понятия, входящие в состав понятия (например: доход, власть, привилегии, престиж);

Г) назвать понятия из других сфер жизни общества (экономической, политической и духовной), связанные с понятием (например:  образование, экономический кризис, политический режим).

Процесс освоения определений значительно облегчится, если понимать в чем суть определения и как они создаются.

Формат нашего общения и ограниченность во времени не дают возможности более подробно остановится на  работе с частью С, но все перечисленные приёмы могут быть использованы и там. Практически для каждого задания части «С» существует свой «волшебный ключик» – прием, помогающий разобраться в сути предстоящей работы. Например, для заданий «С5», «С9» можно использовать так называемые кластеры. Суть этого приема заключается в следующем: в тексте задания надо выделить ключевые слова и подобрать к ним ассоциации, а также систематизировать текст графически. Главными этапами работы с кластером являются 1) выделение больших смысловых едениц; 2) выделение блоков и мелких смысловых едениц; 3) установление связи между блоками; 4) осмысление полученной системы. Это помогает прояснить смысл задания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование понятийного аппарата на уроках обществознания и истории

Слайд 2

Формирование понятий требует развития произвольного мышления, логической памяти, абстракции, сравнения, неординарности в трактовке и одной памятью здесь не обойтись. Нужно идти от простого к сложного, от знакомого к незнакомому, от единичного к сложному. Л.С. Выготский

Слайд 3

Системно-деятельностный подход Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостного представления о мире Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества

Слайд 4

Методы формирования понятий Индуктивный метод Дедуктивный метод Умения проводить мыслительные операции: наблюдение, анализ, синтез, сравнение, а затем обобщать информацию. Задача учителя – перевести знания с уровня представлений на уровень теоретического осмысления. Учитель сначала вводит понятие, оперирует понятием в изложении материала, конкретизирует его содержание. Ко времени обязательного введения понятия ученики уже знакомы с ним, что обеспечивает успех его усвоения.

Слайд 5

Понятие - это форма мышления, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. Каждое понятие состоит из термина и определения. Термин понятия - это его "имя", то есть то слово, которым это понятие названо, определение - это содержание понятия.

Слайд 6

три фазы усвоения понятия А - Преактивная (подготовительная) фаза В - Фаза активного взаимодействия с учащимися для обучения их намеченному понятию. С - Фаза оценки результатов обучения.

Слайд 7

Алгоритм введения понятий Обращение к этимологии слова. Выстраивание ассоциаций. Выделение существенного признака понятия. Установление категориальных принадлежностей. Сравнение с другими понятиями. Введение понятия. Выстраивание логических взаимосвязей.

Слайд 8

Название объекта Что такое? (родовое понятие) Что делает? Какая? Какое? Какой? Что? (видовое отличие) История Наука Изучает Прошлое, люди человечество, события Понятие Мысль Утверждает, обобщает, вычленяет Предметы, явления, свойства ------------- Институт Формирует, развивает, приобщает Знания, умения, навыки, культура, способности Человек

Слайд 9

Приём скелета или каркаса Autarkeia ( греч .) – самоудовлетворение Autokrateia ( греч .) – самовластие Adaptatio (лат.) –приспособление Accredo (лат.) – доверяю Alter (лат.) один из двух Associatio (лат.) соединение Audito (лат) слушатель Auctio (лат) продажа Banco (итал.) лавка менялы Rotto (итал. ) сломанный Bursa (лат) кошелек Valuta ( итал ) стоимость Visus (лат.) увиденный Gilde (нем.) корпорация Grant (англ.) дотация De (лат) движение вниз Valeo (лат) стою Dumping (англ.) сбрасываю Deficit (англ.) недостаёт Dividendus (лат.) подлежащий разделу Dotatio (лат.) дар Image (лат) вид Instantia ( лат.) близость

Слайд 10

“ Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю” Маркеры

Слайд 11

Денотатный граф I этап - вычленение из текста ключевого слова или словосочетания, от которого будет составляться денотатный граф. II этап - подбор глаголов, которые будут связывать ключевое понятие и его признаки III этап – подобрать существенные признаки ключевого понятия, которые связываются с ним через выбранные глаголы. Для каждого глагола можно найти 1-3 признака. Денотатный граф составляется сверху вниз. Вначале нужно подобрать глаголы, а только потом сопоставить с ними признаки. Является опорным конспектом, по нему легко рассказать тему, закрепить материал.

Слайд 14

Гнездо понятий Понятие и к нему: более широкое понятие, которое будет включать рассматриваемое; рядоположенные , совпадающие по объему и определенности признаков; более частные, входящие в состав понятия ; конкретные понятия.

Слайд 15

Конструирование понятия Из приведенных слов составить обществоведческое определение: Уровень развития, более совершенный, менее совершенный, переход ( уровень развития от менее совершенного к более совершенному - прогресс )

Слайд 16

Систематическая понятийная работа должна пронизывать весь процесс обучения . Её цель – формирование умения активно пользоваться обществоведческими понятиями, употреблять их в своей речи. В результате целенаправленной работы с понятиями и терминами успешнее решаются задачи обучения . По мере того, как речь школьников приобретает всё большую содержательность , расширяется возможность пользоваться речью как средством интеллектуальной деятельности . Обучающиеся не испытывают дискомфорта в дискуссиях , приобретают навыки написания эссе на поставленную проблему, работы с научным текстом , что важно при подготовке к ЕГЭ по обществознанию и истории.



Предварительный просмотр:

БАНК ПОНЯТИЙ

Социальное неравенство

Форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, группы, слои, классы находятся на разных ступенях иерархии и обладают неравными жизненными возможностями для удовлетворения потребностей.

Страта

(От лат.stratum – слой, настил) – группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком: профессией, образованием, властью др.  

Класс

(От лат. ciassik – группа, разряд) – большая  группа людей, которая различается по роли во всех сферах общественной жизни,  по способу присвоения результатов труда, которая формируется и функционирует на общности социальных интересов.

Социальная мобильность

(от фр. mobile – подвижный) – это перемещения индивидов или групп в социальной структуре общества, сопровождаемое изменением своего положения или  социального статуса.

Социальный лифт

Социальные структуры, институты, способы, механизмы, использующиеся индивидом  для перемещения из одного социального статуса в другой.

Стратификация

(От лат. stratum – слой, настил и facio - делаю)  - это иерархическое деление общества на социальные группы (страты), представители которых занимают разное положение, имеют разные условия и стили жизни.

Люмпен

(От нем. Lumpen – лохмотье, отбросы) деклассированные элементы общества, опустившиеся на дно социальной лестницы, не относящиеся не к одному социальному слою.

Маргинал

(от лат. marginalis – находящийся на краю поля) – особое промежуточное, пограничное положение человека между какими-либо социальными группами.

 Каждое понятие состоит из термина и определения. Термин понятия - это его "имя", то есть то слово, которым это понятие названо, определение - это содержание понятия.

Алгоритм работы с новым понятием:

  1. обращение к этимологии слова 
  2.  выстраивание ассоциаций
  3.  выделение существенных признаков (признака)
  4.  сравнение (если возможно с другими понятиями, выделение общего и отличия,  использование литературных  приемов: подбор антонимов, синонимов)
  5. выстраивание логических взаимосвязей (построение предложений, содержащих информацию о понятии), приведение  конкретных примеров.



Предварительный просмотр:

Урок обществознания (9-11 класс)

Раздел: «Социальная сфера»

Тема: Социальная структура общества. Социальная мобильность.

Планируемые образовательные результаты

Научатся: определять, что такое социальная группа, социальные отношения; что такое социальная стратификация, социальная мобильность какие существуют крупные страты в определенном обществе людей; разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества; определять социальные лифты;  анализировать социальный образ, имидж личности; объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью; анализировать положение человека в обществе.

Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений; отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения

Коммуникативная компетенция

Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с информацией; взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог.

Тип урока: СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.

Вид урока: урок – мастерская.

Оборудование: мультимедийный проектор, персональные компьютеры, презентация к уроку, Интернет, рабочие листы, банк терминов, запись музыки из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь», в/ф «Золушка»  магнитная доска.

 Понятия: социальная дифференциация, страта, класс, социальная мобильность, социальный лифт, стратификация, люмпен, маргинал.

                                      План урока

  1. Организационный момент.
  2. Изложение нового материала.
  1. Введение в тему.
  2. Работа с терминологией.
  3. Социальная дифференциация и её виды.
  4. Социальная мобильность.
  1. Итоговый мониторинг.
  2. Подведение итогов урока.
  3. Домашнее задание.

Ход урока

 Деятельность учителя

Деятельность учащихся 

Перед уроком проводится социологический опрос находящихся в аудитории! (Приложение 1)

Учащиеся проводят мини опрос и заполняют бланки

Организационный момент.

Мотивационный приём.

Звучит музыка

Эпиграф:

Как мир меняется!

И как я сам меняюсь

Лишь именем одним я называюсь

На самом деле, то, что именуют мной

Не я один. Нас много.

Мир многолик, в чем его многообразие

Учащиеся высказывают свои позиции

Слайд №1

Слайд №2

- Мир, общество, в котором мы живем, очень многолик, не однороден. Обратите внимание на слайд, какая сфера общественной жизни отсутствует. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Ученики работают со слайдом и определяют тему урока.

 Запись темы урока в тетрадь.

Слайд № 3.

Слайд №4

Тема: «Социальная структура общества. Социальная мобильность».

А почему я разместила на слайде это изречение,  и какое отношение оно имеет к нашему уроку?

Учащиеся работают в тетрадях.

Учитель:

Слайд №5

Вам уже знаком это  раздел Обществознания и большинство терминов уже известны. Я предлагаю вам в ваших рабочих листах установить соответствие понятия и его определения.

Что вызвало затруднение?

- Исходя из затруднения сформулируйте для себя цель вашей работы на уроке.

 Ученики работают с Рабочими листами (Приложением 1),  находят логическое соответствие между терминами и определениями.

Ученики формулируют цель.

Учитель:

Банк терминов формируется на доске.

ЦЕЛЬ

Я приготовила для вас полный банк понятий  по теме урока, я вам его отдаю,  и вы можете им пользоваться. Вы сможете выучить наизусть эти понятия.  Но этого достаточно? Что вам,   прежде всего,  понадобиться при выполнении разного рода заданий ГИА

Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ,  СЕГОДНЯ РАБОТАЯ СОВМЕСТНО ОТРАБОТАТЬ НАВЫК ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ПО ТЕМЕ УРОКА

Ученики работают с Банком понятий (Приложением 1)

Учащиеся корректируют цель, записывают в рабочий лист.

Социальная стратификация

Слайд №6

Слайд №7

Лупа в руках. Что это за предмет? Какой персонаж часто пользовался этим предметом для поиска истины?

Вы помните знаменитого Шерлока Холмса. Кто то знает,  каким методом он пользовался? Метод дедукции.  Дедуктивный метод – от общего к частному.

Выделите,  пожалуйста из предложенного вам определения не менее 4 признаков социальной дифференциации

(От лат. stratum – слой, настил и facio - делаю)  - это иерархическое деление общества на социальные группы (страты), представители которых занимают разное положение, имеют разные условия и стили жизни.

Ответы учащихся

Работа с Банком понятий

Ответы учащихся:

 - это иерархическое деление

- деление общества на социальные группы (страты),

 - страты занимают разное положение,

 - страты имеют разные условия и стили жизни.

Страты и классы

Учитель:

Работа с банком терминов.

Слайд №8

- В современном обществе более распространено деление на классы и страты.

- помощник Шерлока Доктор Ватсон перепутал все улики,  теперь вам нужно распределить какие из предложенных признаков относим к классам,   а какие к стратам?

- уровень дохода,

- включенность во власть,

- образ жизни и вид профессиональной деятельности

 - способы получения дохода,

 - рабочие и буржуазия,

 - общие общественные интересы

Учащиеся распределяют пользуясь определениями из Банка понятий.

Страта: уровень дохода, включенность во власть, образ жизни и вид профессиональной деятельности.

Класс: способы получения дохода, рабочие и буржуазия, общие общественные интересы

Слайд №9

Слайд №10,11

Три предмета в руках учителя: лимон,  Эйфелева башня, египетская пирамида

Ватсон принес мне три улики (лимон, Эйфелева башня, пирамида) связанные со структурой современных обществ и теперь мне придется включить   индуктивный метод, где формирование понятия идет от частного к общему.

Структуру современных обществ представляют часто схематично выделяя три основных социальных слоя, которые в свою очередь также неоднородны: это высший, средний, низший социальные слои (классы). Три модели этой структуры изображают в виде лимона, Эйфелевой башни и пирамиды

Ответы учащихся. Предположения учащихся

Учитель:

Работа с данными.

Выполнение задания в рабочих  листах

 

Слайд № 12

В ваших  материалах представлены статистические данные о соотношении социальных слоёв по их модели.

1. США, Япония, Великобритания.

  2. Мексика,  Бразилия.

 3. Польша, Венгрия, Болгария.

Учащиеся соотносят модель и показатели, дают объяснение.

Учитель:

Можно ли определить оптимальную модель современного общества?  Можете предложить свою модель российского общества?

Ответы учащихся в ходе беседы

Учитель:

Думаю, что ваши предложения заслуживают положительной оценки,  и когда вы вырастите, может быть, хотя бы часть их сможете воплотить в жизнь

Слайд №13,14

Учитель:

Работа с отрывками песен и стихов и определение понятия,  к которому они относятся.

Стихотворения

  1. Я болтаюсь между Ленинградом и Москвой,

Я здесь чужой, я там чужой.

В Москве я ленинградец, в Ленинграде москвич,

Нашла коса на камень, стекло на кирпич.

2. Я начал жизнь в трущобах городских,
И добрых слов я не слыхал.
Когда ласкали вы детей своих,
Я есть просил, я замерзал.

3.  Знаю милый, знаю, что с тобой.
Потерял себя ты, потерял.
Ты покинул берег свой родной,
А к другому, так и не пристал.

4. Сегодня, как всегда у меня странная роль,

Я лишен опоры, я не знаю пароль.

Я вроде бы здесь, а вроде и там,

Я никто месье, я бомж мадам.

- В обществе сегодня существуют такие группы, которые нельзя отнести к определенному социальному слою общества. Это люмпены и маргиналы.

Работа с Банком понятий, запись в тетрадь.

Учитель:

Слайд  15

видеофрагмент «Золушка»

- А любите ли вы сказки? И я люблю! Предлагаю вам посмотреть отрывок моей самой любимой сказки.

Учащиеся смотрят видеофрагмент и определяют, о каком социальном явлении идет речь.

Учитель:

Работа с терминами

- Только в сказке можно стать Золушкой или  прыгнуть в бурный котел Иванушкой-дурачком, а выпрыгнуть Иваном-царевичем. Говоря языком социологии, это и есть социальная мобильность.

Работа с Банком понятий

Вопрос:

- Приведите свои примеры мобильности в обществе (примеры из сказок).

Ответы.

Учитель:

Слайд № 17, 16.

- Мобильность бывает групповая и индивидуальная, вертикальная и горизонтальная. Приведите примеры.

Ученики приводят примеры каждого вида мобильности.

Учитель:

Слайд 18

  • Что же помогает нам в жизни стать Золушками, Иван-Царевичами? Правильно это - социальные лифты.

  • Русский социолог Сорокин выделил три вида лифтов: образование, армия, церковь.

Учащиеся подводят итого своего социологического опроса, проведенного перед началом урока и делают выводы!

Вопрос:

Слайд № 19

- Вы  согласны с ним? Каким для Вас сегодня является самым значимым лифтом?

Ответы учащихся.

Учитель:

- Обратимся вновь к цели урока. Была ли она решена вами?

Ответы учащихся!

Вывод:

Общество живой организм его здоровье зависит от людей живущих в обществе и вам в будущем создавать это здоровое общество.


 Приложение 1

Социологический опрос?

  1. Кто вы по профессии в данный момент?

  1. Вы меняли свою профессию в течение жизни?

  1. Сколько учебных заведений было в вашей жизни и сколько из них вы закончили?

  1. Где вы сейчас живете?

  1. Сколько раз вы меняли место жительства?

  1. Сколько раз вы были в браке?

Социологический опрос?

  1. Кто вы по профессии в данный момент?

  1. Вы меняли свою профессию в течение жизни?

  1. Сколько учебных заведений было в вашей жизни и сколько из них вы закончили?

  1. Где вы сейчас живете?

  1. Сколько раз вы меняли место жительства?

  1. Сколько раз вы были в браке?


Приложение 2

БАНК ПОНЯТИЙ

Социальное неравенство

Форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, группы, слои, классы находятся на разных ступенях иерархии и обладают неравными жизненными возможностями для удовлетворения потребностей.

Страта

(От лат.stratum – слой, настил) – группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком: профессией, образованием, властью др.  

Класс

(От лат. ciassik – группа, разряд) – большая  группа людей, которая различается по роли во всех сферах общественной жизни,  по способу присвоения результатов труда, которая формируется и функционирует на общности социальных интересов.

Социальная мобильность

(от фр. mobile – подвижный) – это перемещения индивидов или групп в социальной структуре общества, сопровождаемое изменением своего положения или  социального статуса.

Социальный лифт

Социальные структуры, институты, способы, механизмы, использующиеся индивидом  для перемещения из одного социального статуса в другой.

Стратификация

(От лат. stratum – слой, настил и facio - делаю)  - это иерархическое деление общества на социальные группы (страты), представители которых занимают разное положение, имеют разные условия и стили жизни.

Люмпен

(От нем. Lumpen – лохмотье, отбросы) деклассированные элементы общества, опустившиеся на дно социальной лестницы, не относящиеся не к одному социальному слою.

Маргинал

(от лат. marginalis – находящийся на краю поля) – особое промежуточное, пограничное положение человека между какими-либо социальными группами.

 Каждое понятие состоит из термина и определения. Термин понятия - это его "имя", то есть то слово, которым это понятие названо, определение - это содержание понятия.

Алгоритм работы с новым понятием:

  1. обращение к этимологии слова 
  2.  выстраивание ассоциаций
  3.  выделение существенных признаков (признака)
  4.  сравнение (если возможно с другими понятиями, выделение общего и отличия,  использование литературных  приемов: подбор антонимов, синонимов)
  5. выстраивание логических взаимосвязей (построение предложений, содержащих информацию о понятии), приведение  конкретных примеров.

Приложение 3

Рабочий лист

Учащийся______________________________________________________________________

Цель урока_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 1:  Установи соответствие:

БАНК ПОНЯТИЙ

Страта

(от фр. mobile – подвижный) – это перемещения индивидов или групп в социальной структуре общества, сопровождаемое изменением своего положения или  социального статуса.

Класс

(От лат. ciassik – группа, разряд) – большая  группа людей, которая различается по роли во всех сферах общественной жизни,  по способу присвоения результатов труда, которая формируется и функционирует на общности социальных интересов.

Социальная мобильность

Социальные структуры, институты, способы, механизмы, использующиеся индивидом  для перемещения из одного социального статуса в другой.

Социальный лифт

 (От лат.stratum – слой, настил) – группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком: профессией, образованием, властью др.  

Стратификация

(От лат. stratum – слой, настил и facio - делаю)  - это иерархическое деление общества на социальные группы (страты), представители которых занимают разное положение, имеют разные условия и стили жизни.

   

Задание 2:  установите соответствие

 - уровень дохода

- включенность во власть                                                          Страта

- образ жизни и вид профессиональной деятельности

 - способы получения дохода                                                    Класс

 - рабочие и буржуазия

 - общие общественные интересы

Задание 3: соотнесите группу стран с моделью социальной стратификации

Высший класс – 3-4%  

      Средний класс – 85-90%

Низший класс – 1-5%

Высший класс – 1-3% Средний класс – 20-30%    Низший класс – 65-70

Высший класс – 3-5%

Средний класс – 13%

   Низший класс – 80%

1. США, Япония, Великобритания.

                                                           2. Мексика,  Бразилия.

                                                    3. Польша, Венгрия, Болгария.

Говорят Мудрые

Когда социальные лифты не работают, желающие добраться до вершин власти пользуются штурмовыми лестницами ... "
Наполеон Бонапарт
Революция - это скоростной лифт и на трон ... и на эшафот ... "
Максимиллиан Робеспьер
Cамая безопасная карьерная лестница - лесть  ... "
Николо Маккиавелли
Самая короткая карьерная лестница - черная ... "
Алексашка Меншиков
Лесть- лестница чудесница ... "
Салтыков-Щедрин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование понятийного аппарата на уроках истории»

Стремительно меняется общественно-политическая обстановка в России и за её пределами. Изменяется не только традиционный уклад жизни народа, но и пополняется его словарный запас многими специальными те...

Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания.

Данный материал  содержит алгоритмы и приемы работы с понятиями на уроках истории и обществознания.  Работа с понятиями  используется и в заданиях ГИА и ЕГЭ....

Использование иллюстративного материала для формирования понятийного аппарата на уроках истории.

Текст выступления на фестивале методических идей в Нефтегорске 2017 г....

Мастер-класс "Формирование понятийного аппарата"

Мастер-класс по формированию понятийного аппарата...

Формирование понятийного аппарата на уроках математики

В работе представленной на РМО математиков представлено обобщение опыта работы по формированию понятийного аппарата на уроках геометрии. В представленный материал входит полная теоретическая часть выс...

Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания.

Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания - один из важных моментов процесса обучения...