Мастер-класс "Формирование понятийного аппарата"
методическая разработка по обществознанию

Токарева Ольга Владимировна

Мастер-класс по формированию понятийного аппарата

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_ponyatiya.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Формирование понятийного аппарата»

Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор - к смерти все готово. Всего прочнее на земле печаль И долговечней - царственное слово. (А. Ахматова) Умение работать со словом, с понятием одна из метапредметных компетенций учащегося.  

Требования к результатам обучения и освоения содержания курсов в условиях ФГОС указывают на необходимость достижения учащимися метапредметных и предметных результатов, которые включают в себя знания, умения и навыки, сформированные в процессе работы над понятийным аппаратом. Для организации познавательного процесса по финансовой грамотности особо актуально вносить в  работу педагога работу над формированием и развитием у  обучающихся понятийного мышления – одного из видов мышления, который характеризуется использованием понятий и логических конструкций. Понятие – итог мыслительного процесса и в то же время начало дальнейшего процесса мышления, позволяющего делать логические умозаключения. Осмысление понятий происходит посредством включения новых представлений в различную социальную среду, путём установления причинно-следственных связей и закономерностей. Тем более что для успешной сдачи ЕГЭ уч-ся необходимо усвоить около 2 тысяч понятий и 5 часть из них это экономические термины.

Формирование этой компетенции осуществляется через разнообразные приёмы.

Свою работу по формированию понятийного аппарата на уроках «Основы финансовой грамотности» строю в рамках системно-деятельностного подхода,  на следующих принципах:

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений и конечно же базовых финансовых понятий

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте  экономической науки в системе наук.

4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

При введении нового понятия выстраиваю работу по следующему алгоритму:

  1. Обращение к этимологии слова.
  2. Выстраивание ассоциаций.
  3. Выделение существенного признака понятия.
  4. Установление категориальных принадлежностей.
  5. Сравнение с другими понятиями.
  6. Введение понятия.
  7. Выстраивание логических взаимосвязей.

Пример введения понятия «Экономика» в 5-7 классе: 

  1. В переводе с греческого слово «экономика» происходит от греческого oikonomia – управление домашним хозяйством. Однако в современном языке оно более многозначно.
  2. Ассоциации учащихся: натуральное хозяйство, производство, природные ресурсы.
  3. Существенный признак: хозяйство, удовлетворения потребностей.
  4. Категориальная принадлежность: тип экономической системы по форме правления: традиционная система, рыночная, командно-административная система, смешанная система.
  5. Сравнение традиционной системы и рыночной системы.
  6. Экономика — система общественного производства, осуществляющая собственно производство, распределение, обмен и потребление необходимых обществу материальных благ, включая продукты и услуги
  7.   Построение предложений, содержащих информацию о экономике

Несомненно, что работа над понятийным аппаратом курса должна вестись системно, начиная с 5 го класса. Изучение понятий не должно сводиться к элементарному заучиванию терминов. Для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ обучающиеся должны раскрывать основные понятия курса, прослеживать логические взаимосвязи между социальными явлениями, формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы, уметь работать с информацией.

Приём Скелета или каркаса

Работать с этим приёмом можно и  нужно с 5-6 классов, постепенно формируя так называемые скелетные понятия. Вопрос учащимся: Назовите основные скелетные понятия вам известные.   Например: 

 .               Akite (Бумага)

  • Oikonomike (Домашние хозяйство)
  • Market (Рынок)
  • Monos (Один)
  • Poleo (Продаю)
  • Business (Дело)

  Назовите как можно больше обществоведческих терминов  включающих в себя такие  скелетные понятия и дайте им простейшие определения.

 На основе таких скелетных понятий учащиеся легко формулируют простейшие определения обществоведческих терминов, а постепенно усложняя их могут уже работать на более серьезные понятия

Прием использования маркеров - эффективный механизм формирования данной компетентности. Маркер - это сущностный, родовой смысл понятия. Маркер - это смысловой ключ к понятию,  «системная полочка», на которой находится  понятие. Чтоб было понятно,  приведём примеры маркеров  в нашем окружении. Например: деньги, банк – маркер финансы,   к  понятию – «система» – маркер – «целое».  И уже можно вводить понятие финансовая системы. Работая над определённым понятием в тесте,  учащийся учится находить "слово - маркер" - главное смысловое слово.

Например: (Учащиеся приводят примеры маркеров)

- понятие - "" - маркер - "своеобразие".

- понятие - "индивид" - маркер - "типичное, общее".

- понятие - "суверенитет" - маркер - "независимость".

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

Прием подчёркивания понятия

Данный приём ведёт к глубокому усвоению обществоведческих понятий, а также позволяет учащимся успешно справляться как  с заданиями части, так    и  части С, требующими дать определение понятия и составить два предложения, раскрывающими сущность данного понятия; перечислить признаки.

Например: при работе с термином "право" учащимся предлагается 1)сформулировать определение понятия право (письменно) и озвучить его.

  1. подчеркнуть главные слова.  Банк – финансовая организация , производящая различные операции с деньгами и ценными бумагами и оказывающая финансовые услуги государству физическим или юридическим лицам.   Представить,  данные слова  в виде нескольких предложений (это и есть признаки банка).

Этот приём очень успешен и при работе над эссе.  При работе с высказываниями учитель обращает внимание учащихся на ключевые термины или слова. Именно их правильная интерпретация дает возможность верно определить проблему, которую поднимает автор.

        

Приём «Гнездо понятий»

Полезно работать с так называемыми гнездами понятий. Например, взяв за основу одно большое понятие, мы ищем 1) более широкое понятие, которое будет включать рассматриваемое,           2) рядоположенные, совпадающие по объему и определенности признаков,  3) более частные, входящие в состав понятия, 4) конкретные понятия.

Понятие «рыночная экономика», предложить школьникам указать: («экономика», «экономическая сфера»),  («командная экономика», «традиционная экономическая система») («конкуренция», «закон стоимости»)  («бюджетный дефицит», «налоговая ставка» и др.).

Применение приёма «гнездо понятий», в котором за основу берется определенный термин или понятие (например, «социальная стратификация»).  Далее учащимся предлагается

А) назвать более  широкие по смыслу понятия (например: «социальная дифференциация);

Б) назвать более узкие по смыслу понятия  (например: социальный слой);

В) назвать частные понятия, входящие в состав понятия (например: доход, власть, привилегии, престиж);

Г) назвать понятия из других сфер жизни общества (экономической, политической и духовной), связанные с понятием (например:  образование, экономический кризис, политический режим).

Процесс освоения определений значительно облегчится, если понимать в чем суть определения и как они создаются.

Формат нашего сеанса и ограниченность во времени не дают возможности более подробно остановится на  работе с разнообразными понятиями, но все перечисленные приёмы могут быть использованы на разных уроках. Практически для каждого понятия существует свой «волшебный ключик» – прием, помогающий разобраться в сути его.

Приемы мотивирования обучающихся к изучению основ финансовой грамотности.

 

Методы создания мотивации. 

  1. Методика успеха.
  2. Самостоятельная работа.
  3. Приемы сравнения.
  4. Самоконтроль.
  5. Чередование приемов работы.
  6. Использование инновационных технологий, например  кейс-технология.

Как итог работы над понятием

а) Составление кроссвордов,  ребусов требует знания терминов, творческого процесса, умения оформлять сетку кроссворда, ребуса.  При составлении или решении кроссворда, ребуса  запоминается правильность написания, что встречается и в олимпиадных заданиях.

б)  Создание кластеров. Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в  виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.  

в) Создание синквейна. Могут использоваться в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

На этапе контроля предлагаются: словарный диктант, диктант с ошибками, перед учениками ставится задача — найти лишнее или дописать, вставить пропущенное, составить или решить кроссворды, ребусы. Можно использовать прием самоконтроля или взаимоконтроля, фронтальный опрос, а также творческое применение понятий — написание эссе с использованием понятий и терминов.

Несомненно, что работа над понятийным аппаратом курса должна вестись системно, начиная с 5 го класса. Изучение понятий не должно сводиться к элементарному заучиванию терминов. Для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ обучающиеся должны раскрывать основные понятия курса, прослеживать логические взаимосвязи между социальными явлениями, формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы, уметь работать с информацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование понятийного аппарата на уроках истории»

Стремительно меняется общественно-политическая обстановка в России и за её пределами. Изменяется не только традиционный уклад жизни народа, но и пополняется его словарный запас многими специальными те...

Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания.

Данный материал  содержит алгоритмы и приемы работы с понятиями на уроках истории и обществознания.  Работа с понятиями  используется и в заданиях ГИА и ЕГЭ....

Формирование понятийного аппарата.

Приёмы педагогической технологии работы с понятиями.Аогоритм работы с понятиями. Методы и формы работы с понятиями....

Статья "Проблема усвоения понятийного аппарата на уроках истории"

Статья "Проблема усвоения понятийного аппарата на уроках истории"...

Использование иллюстративного материала для формирования понятийного аппарата на уроках истории.

Текст выступления на фестивале методических идей в Нефтегорске 2017 г....

«Использование понятийного аппарата на уроках истории в 5 классе через игровую технологию»

В данном материале можно найти разработку мастер- класса по теме  «Использование понятийного аппарата на уроках истории в 5 классе через игровую технологию»...

Формирование понятийного аппарата на уроках математики

В работе представленной на РМО математиков представлено обобщение опыта работы по формированию понятийного аппарата на уроках геометрии. В представленный материал входит полная теоретическая часть выс...