Статья на тему "Пути повышения качества знаний на уроках истории и обществознания"
статья по истории на тему

Тургумбаев Арман Алибаскарович

В статье рассказывается о торетических и практических аспектах в использовании технологии критического мышления учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пути повышения качества знаний на уроках

истории и обществознания.

«Важнейшая задача цивилизации –  научить человека мыслить».

Томас Эдисон

 

Современный этап развития общества и его социальный заказ характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. В концепции модернизации российского образования в качестве одной из приоритетных задач выдвигается формирование молодого человека с критическим мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира.

Постоянное увеличение объема знаний, быстрое устаревание имеющихся сведений, необходимость ориентироваться во все возрастающем потоке информации заставляют нас искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образовательных процессов. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности. Именно поэтому задача школы и каждого педагога – создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе интеллектуальных и творческих.

Организация учебного процесса является важнейшим этапом на пути к формированию качественного знания учащихся. К современному уроку предъявляется большое количество требований, соответствие которым требует грамотной и тщательной подготовки. В последнее время, особенно в условиях внедрения и реализации ФГОС второго поколения, в системе образования большую актуальность приобретает использование разнообразных педагогических технологий.

В своей педагогической деятельности я стал работать над темой самообразования, которая звучит следующим образом: «Использование технологии критического мышления учащихся на уроках истории». Мой выбор в углубленном изучении технологии критического мышления не случаен. Она соответствует основным параметрам инновационного обучения. Специфика образовательной технологии развития критического мышления состоит в том, что, во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, во-вторых, фазы этой технологии (речь о которых пойдет далее) инструментально обеспечены таким образом, что учитель может быть максимально гибким: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Прежде чем перейти к практической части, раскрывающей процесс реализации данной технологии на уроках истории, необходимо сформировать представление о ее целях, признаках и этапах урока.

К числу основных целей технологии «критического мышления» относится:

1) мотивация к учению;

2) развитие интеллектуальных умений;

3) развитие рефлексивного умения;

4) формирование обобщений.

Признаки технологии критического мышления:

1) социальность (работа учащихся осуществляется в парах, группах);

2) продуктивность (формируется позитивный опыт из проведенной ранее работы);

3) индивидуальность (производится личная работа с информацией);

4) самостоятельность (формируется ответственность за проделанную работу);

5) аргументированность (развивается умение приводить убедительные доводы);

6) многогранность (развивается умение формулировать убедительные выводы, заключения).

Структура урока также имеют свою особенность в соответствии с реализацией технологии критического мышления:

Этапы урока

Характеристика

Вызов (ликвидация чистого листа)

Ученик ставит перед собой вопрос: «Что я знаю»? по данной теме. Возможна работа с вопросами по данной проблеме урока.

Осмысление (реализация процесса осмысления)

На данной стадии ученик под руководством учителя с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии.

Рефлексия (размышление)

Размышление, обобщение того, «что узнал» ученик на уроке по данной проблеме.

Еще раз отмечу, что формы урока по технологии развития критического мышления отличаются от уроков в традиционном  обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют. Роль учителя здесь в основном координирующая, но от того как он выстроит работу учащихся зависит общий ход урока.

Одной из основных особенностей данной технологии является наличие множества методических приемов для реализации целей различных фаз базовой модели урока.

На стадии вызова мною часто используется технология под названием «Понятийное колесо». Свое название она получила из-за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо, в центре которого пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (тема), а вокруг него, соединенные лучами слова-ассоциации (словосочетания), которые предлагают дети.

Пример: урок обществознания в 8 классе по теме: «Что такое общество».

На стадии вызова по этой теме можно предложить учащимся перечислить известные им типы обществ (синонимы, слова-ассоциации, словосочетания), изобразив их схемой. В дальнейшем работу на уроке можно строить, используя готовое понятийное колесо. Например, дать задание сгруппировать похожие понятия, а затем назвать признаки, по которым проводилось объединение. Таким образом, данные этого «колеса» выстраиваются в стройную логическую схему урока.

Стадия осмысления предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником, учебным фильмом. На данной стадии мною часто используется  прием «Инсерт». Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе.

Пометки могут быть следующие:

– Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику.

– Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация.

– Знаком «минус» (–) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

– Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. При использовании этой стратегии важно, чтобы отмеченные вопросы (?) не остались без ответа. Удовлетворить эту познавательную потребность может как учитель так и те учащиеся, у которых не возникло проблем с пониманием прочитанного.

Стадия рефлексии позволяет учащимся закрепить новые знания и перестроить свое первичное представление об изучаемом материале. Таким образом происходит целостное осмысление и «присвоение» нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу. Этому может способствовать таблица ПМИ (Плюс – Минус – Интересно). В графу «П» заносится информация, которая носит позитивный характер, «М» –  негативный характер, наиболее интересные факты заносятся в графу «И».

«П»

Позитивный характер

«М»

Негативный характер

     «И»

          Интересно

Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет сформировать следующие умения и навыки работы с информацией:

– находить, осмысливать, использовать нужную информацию;

– анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков;

–  выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.

Мною на уроке часто используются различные способы графической организации материала, которые позволяют сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. К числу таких приемов относится «кластер». Его преимущество заключается в своей универсальности, так как он может использоваться на всех стадиях урока по технологии критического мышления, представленной выше.

Для создания кластера необходимо сделать следующее:

  • выделить главную смысловую единицу (тема);
  • выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации);
  • конкретизировать фактами и мнениями.

Например, оформление кластера по теме: «Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом»:

СМИ

Метод синквейна я применяю преимущественно в старших классах.«Синквейн – это стихотворение, которое состоит из нескольких строчек, написанное по определенным правилам. Для примера – синквейн, возможный при изучении темы «Коллективизация».

         Коллективизация

несправедливая, насильственная

раскулачивали, заставляли,          принуждали

объединение крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства

колхоз

Еще одной формой графической организации материала, которой пользуюсь я, является составление схематической диаграммы в форме рыбьего скелета – фишбоуна. Он представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

Схемы Фишбоун дают возможность:

  • организовать работу участников в парах или группах;
  • развивать критическое мышление;
  • визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
  • ранжировать факторы по степени их значимости.

C:\Users\best\Desktop\72771529.jpg

Особое место в работе по истории уделяю работе с хронологическими данными, которые проверяются главным образом с помощью терминологических диктантов. Приемы изучения хронологии, используемые мною на уроках, описываются ниже:

  •  «лента времени» способствует усвоению протяженности и размещению исторических событий во времени, а также помогает понять (особенно в младших классах) обратный счёт лет  ( до н. э.). Например, 71 г.до н.э.- восстание Спартака и 1861г.- отмена крепостного права в России.

               

  • хронологические комплексы способствуют временные отношения и датированные факты связывать в логические цепочки. Например, 1497,1550,1581,1649 – закрепощение крестьян;
  • синхронистические таблицы способствуют взаимосвязанному изучению событий и явлений из всеобщей и отечественной истории. Например,

                Европа

                   Россия

       1648

1653

Предоставление лютеранам и кальвинистам свободы вероисповедания

Начало реформы патриарха Никона

Работа с первоисточниками – одна из главных особенностей исторической науки. На уроках истории для более глубокого понимания предмета и разнообразия работы мною используется анализ исторических источников различного характера.

Приёмы работы с документом:

  • Документы повествовательно-описательного характера (летописи, хроники, мемуары, письма, описания путешествий)  дополняют рассказ учителя, не требуют обязательного анализа;
  • Документы актового характера  (грамоты, законы, указы, прошения, челобитные, росписи, договоры, статистические и следственные документы, программы, речи) дополняют рассказ учителя, однако требуют комментария или анализа;
  • Памятники художественного слова: произведения устного народного творчества (мифы, басни, песни, крылатые выражения). Например: миф о Тесее, гордиев узел, «Вот тебе бабушка и Юрьев день!», песнь о Роланде) дополняют и украшают рассказ учителя, создают яркие образы и картины прошлого, способствуют ощущению духа эпохи.

Современный ученый педагог Марк Поташник определяет: «Качество образования – это соотношение цели и результата, мера достижения целей (результата), притом, что цели заданы только оперативно, прогнозированы в зоне потенциального развития школьника. При этом результаты образования обязательно должны включать в себя оценку того, какой ценой (ценой потерь и затрат) эти результаты достигнуты». В своей работе очень важно так организовать учебный процесс, чтобы он вел к достижению  конкретных, заранее спрогнозированных результатов в зоне потенциального развития ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ"

Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА  ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ"...

"Пути повышения качества знаний на уроках истории и обществознания"

Сообщение к выступлению на заседании районного методического объединения включает в себя основные технологии,  методы и приемы повышения качества знаний учащихся на уроках истории и общество...

«Пути повышения качества знаний на уроках истории и обществознания»

Данная статья посвящена проблеме повышения качества образования на уроках истории и обществознания  через применение инновационных технологий и методик образования....

Тестовый контроль как способ повышения качества знаний на уроках истории

Контроль и проверка результатов oбучения — oбязательный компонент процесса oбучения. Oн имеет местo на всех стадиях прoцесса oбучения, нo осoбое значение приoбретает на стадии завершения и...

"Роль системно-деятельностного подхода в повышении качества образования на уроках истории и обществознания

Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений....

Доклад "Формы и методы повышения качества образования на уроках истории и обществознания"

Доклад для педсовета "Формы и методы повышения качества образования на уроках истории и обществознания"...

Пути повышения качества знаний на уроках истории и обществознания

  Вокруг проблемы качества образования сегодня ведётся много споров. Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет её...