Изучение региональной истории как условие формирования социально-культурной и гражданской идентичности учащихся
учебно-методический материал по истории по теме

презентация опыта на учительской конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_regionalnoy_istorii_kak_uslovie_formirovaniya.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

1. Изучение региональной истории как условие формирования

социально-культурной и гражданской идентичности учащихся

Марьянина Л.М., учитель МБОУ ОСОШ № 3

2. В 2010 году Федеральный государственный образовательный стандарт среди личностных результатов освоения основной образовательной программы на первое место поставил воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

3.Историческое образование безусловно является мощным средством формирования гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентичности  в окружающем мире.

В ходе реализации Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и 4. введения Историко-культурного стандарта в преподавании курса истории, важное место отводится изучению региональной истории (на уроках и во внеурочной деятельности) и эффективным практикам Программы воспитания и социализации учащихся на уровне основного общего образования.

Я хочу поделиться своим опытом реализации именно этих направлений.

5. Мы живем в Ростовской области, которая отличается неповторимой героической историей, самобытностью культуры, этническим многообразием.

Для уроков истории, внеклассной работы это неисчерпаемый кладезь.

6. На занятиях по «Доноведению», в рамках внеурочной деятельности, учащиеся младших классов нашей школы знакомятся с историей, культурой, бытом, традициями народов Дона.

В дальнейшем, на уроках истории, изучая тот или иной период, мы обращаемся к событиям, происходившим на территории современной Ростовской области.

Приведу несколько примеров и позволю вам вспомнить курс школьной истории.

7. Итак, в древности на территории Ростовской области обитали племена киммерийцев, их вытеснили скифы, те в свою очередь испытали на себе влияние древних греков-колонистов. Об обычаях этого народа мы с пятиклассниками узнаем не только из описания Геродота, 8. но и в ходе экскурсии в музей-заповедник  Танаис.

9. Богатая степная природа Дона всегда привлекала племена кочевников. В начале VII века в этой местности ведущее положение занимают хазары. Вместе с византийцами они для защиты от арабов выстроили крепость Саркел. В 965 году Хазарский Саркел захватил князь Святослав, на месте Саркела вырос славянский город Белая Вежа, который покоится сегодня на дне Цимлянского моря!

10. Потом в донские степи хлынули печенеги, половцы. И на уроках с 6-классниками мы знакомимся с памятником древнерусской литературы “Слово о полку Игореве”, находим на карте место, где установлен памятник русичам, что высится на вершине Караул-горы в Белой Калитве.

11. С XII века безраздельно господствуют на донской земле монголо-татары. На берегу Азовского моря ими возводится город Азак, выгодное географическое положение которого превратило его в крупный торговый центр Золотой Орды.

В XV веке на побережье Азовского моря утверждается власть Османской империи. Турки превратили Азов в могучую крепость, которая тем не менее с XVI века становится регулярной добычей наших лихих донских казаков!

12. В 1698 году Петр I основал первую (!) русскую военно-морскую крепость — Таганрог. И дети сожалеют, что не стал он столицей России, как задумывал царь, но восхищаются тем, что именно здесь находится пушкинское Лукоморье, а дуб, на котором жил кот ученый -  не дуб вовсе, а родная наша тютина! 13. А позже узнают, что в доме, где жил в Таганроге Пушкин, умрет император Александр I…

14. И как не вспомнить Степана Разина, Емельяна Пугачева – донских казаков, возглавивших крупнейшие восстания, направленные на защиту казачьей вольницы.

15. Овеяны славой мужество, отвага донских казаков, которые под командованием атаманов Уварова, Платова громили Наполеона,

16. прославляли силу оружия в многочисленных русско-турецких войнах, наводили ужас на противника на фронтах первой мировой.

События Великой Отечественной войны мы с ребятами изучаем не только по учебнику. 17 Это и встречи с ветеранами, 18 посещение музеев боевой славы, мемориалов, 19 проведение школьной краеведческой конференции к юбилею Победы и освобождению района, 20 создание школьной Книги памяти,

21 участие во Всероссийском проекте «Карта Памяти». Ребята узнают историю войны через призму истории своей семьи, нашей малой родины, бережно хранят память о своих близких, земляках.

22. 70-летию освобождения Орловского района от фашистов была посвящена Неделя истории. Ребята проследили хронологию событий января 43-го года, собрали материал о памятниках павшим воинам на территории Орловского района. Отмечая юбилей Сталинградской битвы, в очередной раз вспомнили о подвиге группы «Максим-66».

Я могла бы приводить бесконечно примеры, которые бы доказывали, что историю нашей страны можно изучать по карте Ростовской области…

Дети, изучая события истории нашей страны, понимают, какую роль в ее становлении играла наша легендарная Донская земля, ее воины и труженики и гордятся, что живут на ней.

23 Важную роль в формировании гражданской идентичности играет исследовательская, поисковая и краеведческая работа, потому что она позволяет школьнику соотнести свою жизнь с жизнью своих земляков, а через них — с жизнью своего народа, страны. Академик Д. С. Лихачев называл краеведение «самым массовым видом науки, прекрасной школой воспитания…Он утверждал, что «без всестороннего комплексного изучения родного края невозможно формирование у человека культуры, гражданственности, патриотизма».

24 Участники детского объединения «Юный краевед», которым я руковожу, с интересом погружаются в историю своей семьи и результатом становятся родословные, биографические исследования, истории подвигов в мирное и военное время. 25 Юные изыскатели приходят к пониманию, что каждый человек является участником исторического процесса и несет ответственность за судьбу своего Отечества.

26 Я очень благодарна моим учителям, теперь уже ветеранам, которые оказывают большую помощь моим воспитанникам в исследовательской работе. По воспоминаниям И.И.Грицына можно подробно изучать историю оккупации и освобождения нашего района. Собраны воспоминания учителей – детей войны, материалы по истории Орловской восьмилетней школы.

27 В течение всего прошлого учебного года мои дети встречались с воинами-интернационалистами, материал будет передан совету ветеранов афганской войны.

28-29 Ребята представляют свои изыскания на разных конкурсах, конференциях, информационных площадках,

30-31 отмечены многочисленными наградами.

32 Имеются публикации некоторых работ в районной газете, региональных, федеральных изданиях. О наших замечательных земляках узнают в самых разных уголках области и страны!

33 Горжусь тем, что краеведческая работа в нашей школе отмечена в историческом очерке «Донское образование», выпущенном к 80-летию Ростовской области.

34 Ростовская область - многонациональное, многоконфессиональное образование. В нашей школе обучаются и работают представители разных народов. Мы имеем большой опыт укрепления интернациональной дружбы и живем большой дружной семьей.

35 Сегодня широкие возможности в плане воспитания поликультурности нам дает участие в этнокультурном проекте «150 культур Дона». Я являюсь руководителем учебно-научного модуля проектной группы. Детское объединение «Мозаика культур», которым я руковожу, включает в себя ребят, которые не только сами изучают историю, культуру народов Дона, но и являются кураторами для младших ребят, проводят мастер-классы, организуют массовые мероприятия в школе.

36 Знакомство с традициями народов, живущих на одной земле, погружение в их культуру не только расширяет кругозор, делает нас духовно богаче, но и сближает, сплачивает.

37 Сегодня в учебном плане школы появилась новая предметная область – «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В нашей школе она найдет отражение в изучении предмета «Православная культура».

38  А значит, появится дополнительная возможность приобщать ребят к нашим донским православным культурным ценностям, воспитывать духовно богатых, уважающих свою историю граждан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и оценивание российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и в дополнительном образовании

Формирование и оценивание  российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга  и в дополнительном образовании...

Формирование и оценивание российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и в дополнительном образовании

Формирование и оценивание  российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга  и в дополнительном образовании...

Создание условий для социально-культурного развития обучающихся группы риска

Создание условий для социально-культурного развития обучающихся группы риска...

Гражданская идентичность учащихся

модель формирования гражданской идентичности учащихся...

Формирование и оценивание российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и в дополнительном образовании

Формирование и оценивание  российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга  и в дополнительном образовании...

Формирование гражданской идентичности учащихся на уроках биологии

В данной статье представлен опыт работы по формированию гражданской идентичности на уроках биологии....

Cтатья «Историко-краеведческое исследование как средство воспитания национальной и гражданской идентичности учащихся» 21.12.2022 г.

Воспитание национальной и гражданской идентичности личности подрастающего человека сегодня особо актуально. Для достижения этой цели решаются  различные   образовательные, развиваю...