Формирование и оценивание российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и в дополнительном образовании
статья ( класс) на тему

Пестрякова Ольга Александровна

Формирование и оценивание  российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга  и в дополнительном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx48.84 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование и оценивание  российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга.

                                                                  1      

Понятие  « российской гражданской идентичности»

Безусловно, система образования – важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества.

Актуальность  совершенствования системы общего образования определяется социальной и практической значимостью вопросов гуманизации и демократизации общества, задачами формирования активно-созидающей, творческой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию. Важнейшим условием самореализации личности выступает самоопределение на основе самопознания и ценностно-смысловой ориентации в жизненных целях.

 Одной из ключевых задач самоопределения является формирование российской идентичности, представляющей осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющая определенный личностный смысл ( А. Г .Асмолов, 2007).

С 2008 г. при подготовке коллективом разработчиков во главе с Н. Никандровым, А. Кондаковым и Л. Кезиной стандартов второго поколения идея формирования российской идентичности была положена в основу воспитательной концепции. Было предложено различать три составляющих российской идентичности – этническую, гражданскую и общечеловеческую, а результаты образовательного процесса сгруппировать по следующим компонентам: знаниевому, ценностному и деятельностному. Собственно российское самосознание связано в этом подходе с формированием гражданской идентичности, которая устанавливает связь учащегося с Россией (в то время как другие составляющие устанавливают связь с “малой родиной” и всем человечеством соответственно). Сформированность этой идентичности должна проверяться наличием у ребенка знаний о золотом фонде русской культуры и истории, о современной социополитической ситуации в стране, а также чувства гордости за Россию.

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования, введенном в действие приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, вопрос формирования российской государственной идентичности переводится на практические рельсы. Стандарт “направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности” (п. 3); “Личностные результаты освоения основной образовательной программы обучающимися должны в первую очередь отражать российскую государственную идентичность”,

  Что же мы подразумеваем под словами « российская гражданская идентичность»?  Попытаемся разобраться в этом вопросе. Ответить на этот вопрос не так уж просто.

Согласно определению французского социолога А.Турена, «идентичность - осознанное самоопределение социального субъекта». И, прежде всего, она представляет собой процесс осознания того, что вы или я обладаем некими качествами, отличающими меня от вас и нас от них. «Пока люди взаимодействуют со своим социальным окружением, у них нет иного выбора, кроме как определять себя через отношения к другим и отождествлять обнаруженные сходства и различия», - отмечает С. Хантингтон.

В социологическом словаре можно найти определение: «Социальная идентичность - аспекты индивидуального самосознания, проистекающие от принадлежности к социальным категориям и идентификации с ними, становящиеся заметными в тех контекстах, где эти социальные категории принимают важное значение». Таким образом, идентичность социальна. В свою очередь, идентификация - это процесс эмоционального и когнитивного самоотождествления индивида, социальной группы с другим человеком, группой или объектом, интериоризации (освоения) занимаемых социальных статусов и значимых социальных ролей. Исследователи пишут о следующих «шагах» в процессе формирования идентичности:

- помещение «я» в социально признанные категории, то есть процесс называния;

- взаимодействие со значимыми другими;

- подтверждение нового «я» посредством умения себя презентовать.  Поскольку, «люди могут стремиться к идентичности, но достигнут ее лишь тогда, когда их примут в свой круг те, кто эту идентичность уже обрел».

В структуре социальной идентичности обычно выделяют два основных компонента - когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознания себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства, оценка качеств «значимых других»).

Человек является носителем целого набора социокультурных идентичностей-  профессиональной, политической, этнической, территориальной, конфессиональной и др. В потенциале у него есть бесчисленное количество идентификационных возможностей. Идентичности могут переплетаться, не исключая, а  дополняя друг друга, так, для многих народов, особенно в прошлом, этническая идентичность практически совпадала с конфессиональной. В частности, конфессиональный фактор являлся ранее ведущим среди идентификационных характеристик русского народа как целого, что нашло отражение в тождестве понятий «русский –

 Следовательно,  понятие « российская  гражданская идентичность» включает в себя, по мнению ряда исследователей, три основных элемента: когнитивный – знание о принадлежности к данной социальной общности, ценностный – наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности и эмоциональный – принятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства, как результат действия двух первых.

                                                                   2

Понятие « Петербургская идентичность»

Согласно Конституции, Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Каждый субъект федерации, помимо федеральных органов, имеет свои этнографическик, политические, этнокультурные  особенности.   В связи с этим в социологии можно найти  определение локальной( региональной, городской, местной идентичности).

 Как часто  мы слышим « петербургский стиль», « петербургская мода », « он петербуржец». Во всех концах России и мира всегда с большим уважением относились к жителям Петербурга, считая, что это  высококультурные  и образованные люди.

 И действительно, Санкт- Петербург один из крупнейших субъектов  Российской Федерации, который является  наследником уникальной культуры, своих языковых особенностей.

Петербургская идентичность (точнее идентичности) - это продукт деятельности как многих поколений петербуржцев, петроградцев, ленинградцев, так и внешних «других» архитекторов, скульпторов, ученых , благодаря которым,  Петербург приобрел свой уникальный статус.

Поэтому у нашего города множество «лиц» и идентичностей, имеющих различную эмоциональную окраску - от восторга и восхищения им до отчужденно-критического неприятия. Поэтому с момента его основания Петром I не прекращаются споры о месте и роли Санкт-Петербурга в политической и культурной истории России.

 Население Петербурга очень неоднородно  по своему социальному и национальному составу, поэтому его часто называют « многоликим».

Петербург –  это мировой научный центр.

Петербург - это центр образования.

Петербургская идентичность складывалась из образованности, порядочности, сдержанности, вежливости, пунктуальности его граждан, готовности понять другого и дать ему всю нужную ему информацию. Например, подробно объяснить дорогу или помочь сориентироваться в каком-либо расписании. Вежливость сочеталась с доброжелательностью и обязательностью

 Об особенностях языка петербуржцев надо говорить отдельно. Это особая тема.

На языке не могло не сказаться то обстоятельство, что среди жителей города очень велик процент ученых. Здесь жили и работали величайшие русские ученые – Д. И.Менделеев, И. П.Павлов, В. И.Вернадский, Н. И. Вавилов, Д. Ф.Иоффе, В. В.Докучаев; всех не перечислишь. Здесь они основали свои научные школы, которые получили развитие во многих учебных заведениях

Петербург – это центр художественной культуры.

Культура Петербурга – это не только наука, идеология и язык. Она имеет материальное воплощение в его библиотеках, архивах (архив и коллекции Н. И.Вавилова, Пушкинский Дом и др.), музеях.

Культурное общество Петербурга предъявляло высокие требования к искусству. Можно утверждать, что Санкт-Петербург был во многих отношениях центром мирового искусства.

Европейским искусством интересовалась не только Екатерина Великая – создательница Эрмитажа, но и многие другие петербуржцы, собиравшие большие коллекции. И теперь жители города на Неве гордятся своим Эрмитажем не меньше, чем коллекцией Русского музея.

 Исторические события, происходившие в городе, безусловно, отложили свой отпечаток на  формирование облика города, на формирование его граждан. Следовательно, надо рассматривать  не только локальную идентичность, но и временную.

 Окружение, строгая красота города влияли на менталитет его жителей.

Конечно, и архитектура, и храмы, и дворцы, и мосты, и набережные, и решетки, и памятники – все это влияет на жителей и облагораживает их.

 Петербуржцы-ленинградцы всегда  ощущали и ощущают  себя частью этого удивительного города .Судьба города и его народа тесно переплетаются между собой.

 И наша задача сохранить то достояние, которое досталось нам в наследие от великого прошлого.

                                                                   3

Какие могут быть этапы в формировании российской гражданской идентичности учащихся?

В основу модели формирования российской  гражданской идентичности положены принципы, обозначенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования»: адаптированные применительно к условиям учебного учреждения ГБОУ СОШ№51.

Гражданская идентичность обучающегося – это результат процесса соотнесения себя с гражданской общностью, с её ценностями и нормами. Этот результат выводит ученика на осознание своей принадлежности к гражданской общности, на осознании себя как гражданина своей страны.

  • Модель гражданской идентичности личности учащегося
  •  навык выбора позиции, самоактуализация, самотождественность, способность противостоять асоциальным явлениям
  • умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, самостоятельность в выборе решений, ответственность за принятые решения
  • принятие и уважение правовых основ государства и общества, признание права на свободный и ответственный выборкаждого человека
  • наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность чётко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения (сформированность "Я-концепции")
  • умение выполнять социально-нравственные обязанности в соответствии с уровнем гражданской воспитанности
  • уважение прав других людей , толерантность, самоуважение, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни

Формирование гражданской идентичности личности предполагает реализацию следующих этапов:

I.Этап (5-9 класс): формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений по узким темам.  Проведение занятий  направленные на изучение своей Малой Родины, занятия по риторике, знакомство с диалогами философов.

II. Этап (10-11 класс):

- обучение осмысливать информационные источники СМИ, доказывать свою точку зрения с опорой на ценностные аспекты, вести диалог на политические темы, аргументировать свою точку зрения;

- формирование умений самореализации, отбора, сравнения, оценивания и обобщения информации для широкого диалога с принятием стороны оппонента, умение конструктивно разрешать конфликты;

- формирование самостоятельных действий в сложных жизненных ситуациях, на основе обеспечения целостности мировосприятия.

 Для формирования российской гражданской идентичности, безусловно, можно использовать различные формы и виды деятельности, как на уроке, так и во внеурочное время, но мы  рассмотрим только одну – работа с рабочей тетрадью, которая направлена на изучение своего края, своей Малой Родины.

                                                                  4

Рабочая тетрадь « Сказки Петроградской стороны»

Наиболее эффективным средством формирования патриотического сознания и интенсивного включения юных российских граждан в общественную жизнь является  любовь к родному языку и краеведческая работа.   Тема изучения истории родного края, родного города, района всегда актуальна.

Безусловно, историческое краеведение является тем элементом образования на сегодняшнем этапе, который обогащает учащихся знаниями родного края, о родном городе, о родном районе, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного города, района с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, географии, знания родного языка, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций  своего родного  города.

В течение многих лет историческое краеведение – важнейшая составляющая деятельности школ Санкт-Петербурга, Петроградского района, школы №51. В этом направлении учителями школы был разработан ряд проектов, в том числе: учебное пособие ( рабочая тетрадь),авторами которого являются : учитель истории и культуры Санкт-Петербурга, Пестрякова О. А. и учитель русского языка и литературы, Шматина О. Ф.  Фонды библиотеки нашей школы,  фонды  городских и районных библиотек, безусловно,  являются хорошим источником для работы на уроке, но этого недостаточно, т.к. вся информация разрознена  : возникает немало трудностей из-за отсутствия методического обеспечения, которое включило бы в себя информацию по истории Петроградского района для различных возрастных групп.  Отсюда появилась необходимость составления ряда рабочих тетрадей, которые можно было бы использовать на уроках русского языка , истории и культуры Санкт-Петербурга  как на уроках, так и во внеурочной деятельности школы.

Цель:  - формирования отношения в Родине, к ее истории,  к культурному наследию;

создание образа «малой родины» через освоение знаний об истории своего района, быте, традициях, духовной культуре.

- оценивание степени сформированности отношения;

Задачи:

- воспитывать у учащихся любовь и уважение к своему  району, региону как источнику жизни;

- усилить межпредметную и внутрипредметную интеграцию знаний;

- формировать умения пользоваться различными источниками информации;

-  научить учащихся применять знания и умения в повседневной жизни;

-  развитие проектных и исследовательских умений.

 Что мы называем « Малой Родиной»?  А знаете ли вы историю своей улицы? Своего дома?  Что мы может рассказать о том районе, в котором мы знаем.

 Свою работу мы решили начать с небольшой исследовательской работы: провести опрос среди учеников нашей школы.

 Цель опроса: выявить круг тем, которые интересуют ребят.

Для этого были составлены  вопросы, которые затрагивали разные темы, связанные с историей Петроградской стороны.  Основной метод – наблюдение: как на какой вопрос ребята реагировали.

 Среди вопросов были: «  мы живем в  Петербурге, а значит, как правильно « парадная» или «подъезд»  говорить?»,  « Какие Петербургские традиции Вы знаете?»,  «какие книги о Петроградской стороне Вы читали», « Какие посоветовали бы прочитать своим друзьям».

 Проанализировав ответы ребят , мы сделали вывод: более 40 % учащихся пятых классов предполагают, что Петроградский район один из старейших районов города; для восьмого класса этот вопрос не был сложным.

Еще один вопрос, который для пятого  и восьмого класса был сложный -«  мы живем в  Петербурге, а значит, как правильно « парадная» или «подъезд»  говорить?»,  

 Ответы были разные : « парадная, потому что там проходят парады…»,  «парадная, потому что красивая и вход с улицы. Подъезд, потому что к нему можно подъехать». Только несколько ребят сказали: «у нас дома говорят вот так….», « если я хочу позлить бабушку, я говорю « булошная» и « подъезд». Она у меня петербурженка. Это вечный спор между Москвой и Петербургом».

 Самым сложным вопросом оказался вопрос «какие книги о Петроградской стороне Вы читали». В основном в ответах указывали  учебник по истории Санкт-Петербурга. Только  несколько ребят указали книги: Л. Лурье «Петербург Достоевского. Исторический путеводитель», А. Житинский  «Старичок с Б. Пушкарской».

 По результатам опросамы поставили перед собой задачи?

  • Собрать материал о Петроградской стороне для разных возрастных категорий;

  • разработать  ряд рабочих тетрадей для учебного цикла и внеурочных занятий.

 В первую очередь мы решили обратить внимание на рабочую тетрадь для пятого класса.

Рабочая тетрадь для учащихся пятого класса : « Сказки Петроградской стороны». включает в себя девять тем, связанных с интересными местами этого исторического района.

Информация изложена в доступной для ребят форме - в жанре сказки.  Уже в прологе ребята знакомятся с героями этой тетради: с милым   знатоком  Петроградской стороны – Арчибальдом и  с пятиклассницей Катюшей. Эти герои проведет своих читателей по  удивительным местам Петроградской стороны.

Содержание рабочей тетради разработано по темам:

   Тема 1  Знакомство

Тема 2:  Раскинулся-то наш район!.

Тема 3: Мы по улицам ходили

Тема 4:  Дом, в котором я живу.

Тема 5: А главное - традиции

 Тема 6:  Как правильно « подъезд» или «парадная»?

Тема 7 : А учишься ты где?

Тема 8.   Музеи – это интересно!

Тема 9 : А где живут-то здесь медведи?

В качестве критериев, обеспечивающих оценку эффективности формирования гражданской идентичности при введении содержательных компонентов, выступают:

Критерий

Метод диагностики

  • уровень интеллектуального развития

Наблюдение, тестирование, экспертная оценка

  • осознание ответственности

Наблюдение за поведением в определённых ситуациях

  • умение  формулировать и излагать свои мысли

Творческие задания

  •    владение стандартным для данного социума набором поведенческих «ролей» и соответствующими «ролевыми» деятельностями;

Тестирование, наблюдение

  • навыки коммуникации и общения с окружающими

Выявление коммуникационных и организаторских способностей (Методика В.В.Синявского, Б.А.Федоришина)

  • сформированность жизненной стратегии достижения успеха

Тестирование, наблюдение

  • «соавторская», «проективная» установка относительно своей будущей школьной и взрослой жизни

Тестирование, опрос, наблюдение

Диагностический инструментарий для определения сформированности личности гражданской идентичности составлен на основе разработок Сборник учебно-методических материалов для педагогов системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы». Москва, 2011)

Для определения начальной сформированности гражданской идентичности личности модно использовать  диагностические методики (тест, опрос, анкета), которые дают возможность выявить затруднения учащегося, сформированность того или иного качества.

Использованная литература:

  1. Андрюшков А.А. Формирование российской идентичности как задачи образования: мировоззрения созидающее будущее //Вопросы образования. – 2011 – № 3.
  2. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики/Лидеры образования. 2007 — № 6.с.4-10.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования //Российская газета. Июль 2012.
  4. Электронный ресурс KONDAKOV HISTORI.
  5. Драгунский Д. А. Поиск идентичности // Этнология. 2007. № 5. С. 23.
  6. Иванова Н. Л. Изменение этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 87.
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.: Народное образование. 1998 г.
  8. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 4-е изд. Доработанное. М. Просвещение. 2011.
  9. Электронный ресурс TOLERANTNOST.
  10. Российская газета. № 141 (5814) от 22.06.2012 г.
  11. Шевцова Л.И. Детствосбережение //Литературная газета. – 2012. – 1 – 7 августа.

     

         Приложение

http://cs621916.vk.me/v621916501/ac02/UBRS9Hh8pl8.jpg

                            Обложка рабочей тетради


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданской идентичности на уроках истории

Данный файл содержит краткое сообщение о формировании гражданской идентичности на уроках истории....

Формирование гражданской идентичности на уроках истории.

Личный опыт в сложном вопросе формирования гражданской идентичности....

Формирование гражданской идентичности на уроках истории.Из личного опыта.

Формирование гражданской идентичности.Из личного опыта....

Формирование и оценивание российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и в дополнительном образовании

Формирование и оценивание  российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга  и в дополнительном образовании...

Формирование гражданской идентичности на уроках истории и внеурочное время

    Разработка Федеральных образовательных стандартов предполагает внедрение программы формирования гражданской идентичности в образовательную школу,которая позволит обеспечить реализ...

Формирование и оценивание российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и в дополнительном образовании

Формирование и оценивание  российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга  и в дополнительном образовании...