Формирование гражданской идентичности на уроках истории.Из личного опыта.
методическая разработка по истории на тему

Филатов Иван Александрович

Формирование гражданской идентичности.Из личного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdanskaya_identichnost.odt27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Приобретение социально-исторического опыта учащихся и осознание гражданской идентичности на уроках истории.

С момента прекращения существования СССР прошло более двадцати лет, старшее  поколение людей родившихся и воспитывавшихся в СССР еще помнит и осознает себя советским народом, ведь система образования СССР закладывала в них принадлежность к одной нации,несмотря на различные национальности, советской нации,советской идентичности. Как только на первый план в СССР вышла национальная идентичность государство рухнуло и распалось на независимые государства по национальному признаку.

Сейчас главной угрозой российской государственности является экстремизм и сепаратизм, возникают различные организации которые выступают за раздел России по национальному и религиозному признаку, эти организации активно вовлекают в свою деятельность молодежь, что особенно страшно для будущего России, ведь молодые люди подобны пустому графину,что вольется туда то и будет двигать этим ребенком,  большинство этих организаций- НКО, финансируются  странами Персидского залива,США и Западной Европы.

К сожалению «Концепция государственной национальной политики РФ»  1996года  не подходит под реалии 2012 год , что привело к возникновению различных идеологий о пути развития России и о роли национальностей в ней, от «России для Русских» до построения исламского халифата на территории Российской Федерации, и другие разрушающие государственный строй идеи. Задачей педагога является оградить ребенка от этих идей, дать ему осознать историю своего государства,подвиги народа строившего и защищавшего его,привести к понимаю что он является представителем своего народа, который принимал участие в создании и развитии государства,народа который является частью российской нации, таким образом ребенок принимает гражданскую идентичность, которая отторгает экстремистские идеологии.

В 2012 году по поручению президента В.В.Путина была завершена разработка концепции  «Стратегия государственной национальной политики» как ответ на вызовы времени, в ней главную роль играет построение общероссийской гражданской идентичности вытекающую в гражданскую нацию.

Читатели популярного информационного агенства РИА «Новый Регион» не хотят быть россиянами – представителями «уникальной российской нации», создание которой "одобрил" президент России Владимир Путин. Согласно результатам опроса на NR2.Ru, подавляющее большинство проголосовавших отметили, что не поддерживают идею властей, являются русскими по национальности и гордятся этим. Такой позиции придерживаются 87,58% респондентов.

Ещё 3,42% проголосовавших отметили, что являются гражданами РФ другой национальности. Согласны стать россиянами и представителями «уникальной российской нации» 4,41% участников опроса. Немногим больше – 4,59% – заявили, что их не волнует эта тема.

Почему же большинство опрошенных выступили против? На мой взгляд здесь непонимание значения гражданской идентичности, ведь никто не заставляет человека отказаться от своей национальности,языка и культуры, ему дается большее, войти во  все многообразие России.

Гражданская идентичность -  осознание,принадлежности к сообществу граждан того или иного государства

Для нас педагогов наряду с образовательной функцией важнейшую роль играет воспитательная, ибо мы можем сформировать в ребенке гражданскую идентичность и патриотизм на уроках истории.

Цель которая ставится перед нами заключается в формировании  социально-исторического опыта учащихся и осознание гражданской идентичности на уроках истории и во внеклассной деятельности. Ведь история является тем корневым предметов позволяющим раскрыть учащемуся роль и судьбы народов и государства.

Задачи которые стоят перед нами заключаются в :

1.Расширения связей между звеньями «Ребенок-Народ-История государства-Нация». На мой взгляд на уроках  ребенку нужно раскрывать героическую деятельность народов и личностей,например ВОВ,как эта деятельность повлияла на судьбу государства,и нации в целом. Поняв роль человека вне зависимости от его национальности в истории государства, ребенок понимает принадлежность любого человека к единой нации, в том числе и себя. Таким образом мы раскрываем эти связи для понимания ребенком своей идентичности, не в ущерб национальности.

2.Учет особенностей различных национальных, языковых культур и традиций при изучении предмета истории России. Важнейшей задачей является сформировать гражданскую идентичность поверх национальной. В современной школе этнический состав школьников многообразен, поэтому гражданская идентичность не должна ущемлять национальные особенности ребенка,наоборот она их всячески подчеркивает, но несмотря на эти особенности, ученик должен считать себя гражданином РФ и патриотом, понимать что отличный от него  по национальности ребенок, такой же равноправный как и он, ведь представители обоих этих народов вершили судьбу государства в котором родились, здесь можно приводить множество исторических примеров от расселения славян,и их смешивания с балтами и финно-уграми, до современности.

Отдельное место занимают дети эмигрантов из других стран. Чаще всего такие дети  находятся в своей семье, где родители на первый план ставят свою национальность и историю своего государства откуда они прибыли. Здесь можно использовать воспитание любви к России и формирования гражданской идентичности основываясь на ценности которые присуще всем людям, общечеловеческие ценности это смелость,воспитание,преданность и другие. Нужно найти такие ценности в истории России и преподносить их таким детям, таким методом у ребенка -иммигранта возникает уважение и любовь к новой Родине.

3.Применения знаний учеником в различных коммуникациях, это несомненно является главной задачей. Где же и для чего ученик может применить свои знания в плоскости гражданской идентичности?Это может быть любая сфера жизни от спора в интернете до приема на работу в будущем,понимание принадлежности себя к единой российской нации не позволит ребенку поддержать сепаратизм,более того он выступит против этого, так как это угроза его семье,народу,государству.

При формировании гражданской идентичности можно использовать различные методы например самые стандартные это диалог с учитель это формирует свою точку зрения, риторику и красноречие, а главное  это строит доверительные отношения между учителем и учеником, ведь только если ребенок позволит и доверит вам свой  духовный мир, вы можете помочь ему сформировать понимание хода  истории и место ребенка в этой истории, тем самым формируя гражданскую идентичность,патриотизм и гражданскую позицию.

Следующий метод который я использую для формирования гражданской идентичности на уроках истории является, использование сюжета для усиления исторического образа через художественный мир,искусства для чувств восприятия истории, как это можно понять?Приведу пример на уроке «Конец смутного времи» в 7кл , покажите на проекторе картину Фаюстова Максима «Иван Сусанин» и включите музыкальный отрывок из оперы «жизнь за царя». Вы увидите как ребенок почувствует всю ситуацию, взгляд Ивана Сусанина ,понимание смерти за будущее государства,музыка позволит воспринять это еще ближе, вот тут и подвиг и смелость  и чувство долга,все это в совокупности влияет на мировоззрение ребенка, переоценку ценностей,воспитывает патриотизм ребенка и в конечном итоге формирует  гражданскую идентичность учеников.

Так же можно использовать другие методы и дискуссию,которая позволит ученикам прислушиваться к мнению других, оппонировать, доказывать свою точку зрения.

Обязательны различные методы работы с исторической картой, которая позволяет увидеть размеры нашей страны и количество народов населяющих и участвующих в ее судьбе на различных исторических этапах, что тоже способствует формированию гражданской идентичности.

В заключении хочется написать что формирование гражданской идентичности является стратегической задачей Российской Федерации во избежания развала страны,и задачей нашего педагогического сообщества так как,именно мы, являемся воспитателями нашего будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданской идентичности на уроках истории

Данный файл содержит краткое сообщение о формировании гражданской идентичности на уроках истории....

Формирование гражданской идентичности на уроках истории.

Личный опыт в сложном вопросе формирования гражданской идентичности....

Формирование и оценивание российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и в дополнительном образовании

Формирование и оценивание  российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга  и в дополнительном образовании...

Формирование гражданской идентичности на уроках истории и внеурочное время

    Разработка Федеральных образовательных стандартов предполагает внедрение программы формирования гражданской идентичности в образовательную школу,которая позволит обеспечить реализ...

Формирование гражданской идентичности на уроках истории

Более сотни народов проживает на территории Великой державы – России. Как сохранить свою культуру? Как сохранить те крупицы, которые не позволят раствориться во времени и пространстве пото...

Проектная работа на тему: «Деятельность учителя по формированию гражданской идентичности на уроках истории и обществознания»

Стратегической целью социального развития России в XXI веке является формирование гражданского общества и гражданской идентичности, построение правового государства, признание прав человека и его своб...