Формирование гражданской идентичности на уроках истории
статья по истории

Акмаева Ольга Александровна

 

Более сотни народов проживает на территории Великой державы – России. Как сохранить свою культуру? Как сохранить те крупицы, которые не позволят раствориться во времени и пространстве потомкам? Как помочь нашим детям из информационного хаоса выбрать рациональное зерно, на основе которого будет формироваться гражданское самоопределение?Я считаю, что именно на уроках истории можно наиболее полно решить педагогические задачи воспитания гражданской идентичности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_gr_identich.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование гражданской идентичности на уроках истории и обществознания.

        В современных условиях проблема воспитания гражданской идентичности, то есть осознание своей принадлежности к гражданам России, стоит особенно остро. При выборе жизненных ориентиров ребенку необходима помощь педагога, так как стремление к самостоятельности не всегда подкреплено устойчиво сложившимися социальными мотивами, интересами и достаточным опытом. В настоящее время идет поиск путей формирования гражданской идентичности. Постановка задачи формирования гражданской идентичности как ключевой задачи общего образования стала ответом на вызовы времени.

        Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработке ценностных ориентаций. Новая социальная ситуация развития подростков приводит к значительным трудностям в формировании гражданской позиции, поэтому актуален переход к новой стратегии воспитания – формированию гражданской идентичности как базовой предпосылки укрепления государственности.

В современной науке гражданская компетенция рассматривается как:

- формирование чувства принадлежности к обществу и порождаемая этим ответственность за его настоящее и будущее;

- понимание своих прав и свобод и умение использовать их на практике в рамках уважения прав и свобод других граждан;

      - осознание своей гражданской идентичности – принадлежности к стране, обществу и государству.

Безусловно, все составляющие гражданской компетенции должны формироваться в деятельностном режиме, с помощью интерактивных методов обучения, с опорой на современное информационное пространство.

          Открытием для меня стала идея использования на уроке проблемных и ситуационных (компетентностных) задач. Мной освоена технология составления ситуационных задач (ситуационная задача), позволяющая сочетать компетентностно-ориентированный подход с традиционным содержанием образования. Ситуационная задача учит школьника мобилизовать имеющиеся знания и опыт, своё настроение и волю для решения проблемы в конкретных жизненных обстоятельствах — то есть быть компетентным, что соответствует ФГОС нового поколения.

Цель включения ситуационных задач в образовательный процесс — научить обучающихся:

‒ отбирать информацию;

‒ сортировать ее для решения заданной задачи;

‒ выявлять ключевые проблемы;

 ‒ искать альтернативные пути решения и оценивать их;

‒ выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т. п.

Кроме того, обучающиеся в процессе решения ситуационной задачи:

 ‒ развивают коммуникативные навыки;

 ‒ получают презентационные умения;

‒ формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;

‒ приобретают экспертные умения и навыки;

‒ учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы;

‒ изменяют мотивацию к обучению.

        Как видно, специфика таких задач заключается в том, что они носят ярко выраженный практико-ориентированный характер, обучающиеся оказываются в различных социальных ролях, погружаются в жизненную ситуацию и решают вполне реальную жизненную проблему. При решении ситуационных задач формируются универсальные учебные навыки школьников, прежде всего – умение работать с информацией и отстаивать собственную позицию.

        Когда мы говорим о гражданской идентичности, мы понимаем осознание принадлежности к гражданской общности, о гражданстве и характере взаимоотношений гражданина и государства и граждан между собой. В них входит образ государства, занимающего ту или иную территорию, определяющего характер социальных отношений, систему ценностей, а также народ (или народы), населяющий эту территорию, со своей культурой, языком и традициями. Такие качества личности как гражданственность, патриотизм и социально-критическое мышление, обеспечивающие основу свободного жизненного выбора личности являются основными показателями сформированности гражданской идентичности.

         Большими  возможностями в плане гражданского воспитания  обладает учебный предмет - история, так как именно эта учебная дисциплина, привлекает внимание учащихся к важным вопросам самоопределения личности, к проблемам нравственного выбора, личной вины, поведения в различных ситуациях, их эмоционального переживания.

    Формирование гражданской идентичности начинается с изучения курса истории древнего мира. Материал курса дает учителю возможность для формирования в умах учащихся устойчивой связи: терпимость ведет к устойчивости. Это положение формируется при изучении великих империй древности (Ассирия, Вавилонское царство, Персидская держава). Рассматривая причины их гибели, необходимо уделить внимание тому, что народы были объединены в эти империи насильно, завоеватели проявляли нетерпимость к обычаям и культуре покоренных народов. Это привело к внутренней неустойчивости этих государств, тем самым способствовало их гибели.             Формирование национальной гражданской идентичности продолжается при изучении истории средних веков. Материал курса дает возможность закрепления понятий и представлений о идентичности, сформированных при изучении истории древнего мира и дает возможность раскрыть сущность противостояния толерантности и нетерпимости. Важно убедить учащихся, что нетерпимость, в конечном счете, приводит к краху. Это положение хорошо усваивается при изучении темы «Нидерландская буржуазная революция», события которой во многом были обусловлены отсутствием религиозной толерантности в католическом мире. Нетерпимость стала одной из основных причин не только революции, но и распада Испанской империи.

            Интересный материал для формирования гражданской идентичности дает курс отечественной истории. Его содержание позволяет не только закрепить ранее полученные знания, но расширить их и поднять на новый, более высокий уровень понимания. Работа в этом направлении может вестись с первых уроков. Так, рассматривая расселение славянских племен, учитель подчеркивает, что на территории Восточной Европы славянские поселения соседствовали с финно-угорскими и балтскими. Терпимость к соседям, ведущим несколько иной образ жизни, закладывала основы национальной терпимости, присущей до известного момента, будущей российской государственности.           При изучении темы «Образование государства Киевская Русь»   педагог, говоря о призвании варягов, указывает на толерантность как последних к местному населению, так и местного населения к пришельцам. Только терпимость, проявлявшаяся в этих взаимоотношениях, помогла создать мощное государство. Для формирования толерантного сознания учитель использует и примеры, демонстрирующие нетерпимость и жестокость. Большое впечатление на учащихся произведет рассказ о гибели князя Игоря в 945 г. Жестокая смерть князя и изощренная месть княгини Ольги – яркая иллюстрация принципа «око за око, зуб за зуб», свойственного родовому строю и обычному праву. В то же время дальнейшие события показывают, что разрешение и предупреждение таких коллизий лежали как раз в рамках компромисса. Мудрость княгини Ольги проявилась в том, что она сделала для себя выводы и отказалась (хотя бы частично) от практики полюдья, введя «погосты» и «уроки». Этот допуск привел к созданию более устойчивой системы взаимоотношений  с крестьянами-общинниками и племенной верхушкой.        Вопрос о «монголо-татарском иге» подводит преподавателя и учащихся к формированию гражданской идентичности по отношению к носителям иных этнических, религиозных и культурных традиций. Подчеркивая негативные стороны монгольского завоевания, необходимо отметить, что и в этот период происходило взаимообогащение двух резко различных культур, выразившееся в заимствовании русскими системы почтовой связи, организации переписи населения и многого другого. Так, в Поволжье это выразилось в распространении культуры земледелия среди чувашей и мордвы. Русские же перенимали местные приемы охоты и бортничества.

          Сложный материал для формирования толерантного сознания представляет история войн. Для этого учитель акцентирует внимание учащихся на фактах проявления толерантности даже в условиях человеческого ожесточения. Так, при изучении материала об Отечественной войне 1812 г. необходимо показать, что даже в условиях наступления французских войск русские люди проявляли толерантность по отношению к человеческой жизни. Учитель знакомит учащихся с приказами по армии, в которых командование требовало не уничтожать пленных французов, а также солдат и офицеров, не оказавших сопротивления.        Материал школьного курса истории дает возможность рассмотреть такую важную проблему, как терроризм и толерантность. Задача учителя показать, что нетерпимость никогда не приводила к достижению поставленной цели, будь это якобинцы времен Французской революции, русские революционные народники 1870-х гг. или современные политические лидеры, проповедующие террористическую борьбу. Исторический опыт применения террора в политической борьбе свидетельствует, что он исключает  возможность достижения между противоборствующими сторонами конструктивного компромисса.      

     Историческое наследие последнего столетия России, которое рассматривается подробно в 11 классе, богато самыми разнообразными событиями - трагическими катастрофами, и в то же время великими достижениями, героическими подвигами. Многие события еще живы в памяти бабушек и дедушек учеников, а также их родителей. Именно поэтому, на мой взгляд, перед изучением любого раздела истории XX века целесообразно ставить перед учащимися личностно значимую проблему.

     При изучении трагической гибели царской семьи я предложила написание эссе «Мое отношение к трагедии царской семьи в 1918 году». Творческие работы учащихся показали, что дети по-разному относятся к данной проблеме, при этом наблюдаешь, как у детей происходит формирование духовных ценностей, таких как: патриотизм, служение Отечеству, гуманизм уважение к правам других, а также желание иметь свою жизненную позицию. Такой вид работы не только направлен на гражданское воспитание подрастающего поколения, но и вызывает живой интерес учащихся, содействует развитию познавательной активности, поскольку затрагивает личностно значимые для старшеклассников вопросы. Можно также предложить школьникам попытаться самим сформулировать значимые для них проблемы и обсудить их на уроке.

    Таким образом, учебный предмет «История России» имеет широкие возможности для формирования гражданской идентичности. Необходимо наиболее полно реализовать их, постоянно заострять внимание детей на  аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитать человека – сложнейшая задача, но она достижима, если за её реализацию возьмутся родители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования.

     Воспитать граждан Отечества - дело очень сложное еще и потому, что понятие «Отечество» для каждого своё, по разному видят люди будущее своего Отечества. В трагические переломные периоды истории нашей Родины понять это было легче людям с различными, подчас противоположными взглядами: все, как один, вставали на защиту Отечества. Горя, бед, трагедий было предостаточно в нашей истории. И все-таки, несмотря на это, хочется верить и надеяться на то, что прийти к единству в этом вопросе нам поможет любовь и горячее желание служить на пользу России.

    Процесс формирования российской гражданской идентичности длительный и результаты можно получить не сразу. Главное – формировать личность ребенка как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Самое важное в нашей педагогической деятельности – это любить и уважать личность каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданской идентичности на уроках истории

Данный файл содержит краткое сообщение о формировании гражданской идентичности на уроках истории....

Формирование гражданской идентичности на уроках истории.

Личный опыт в сложном вопросе формирования гражданской идентичности....

Формирование гражданской идентичности на уроках истории.Из личного опыта.

Формирование гражданской идентичности.Из личного опыта....

Формирование и оценивание российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и в дополнительном образовании

Формирование и оценивание  российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга  и в дополнительном образовании...

Формирование гражданской идентичности на уроках истории и внеурочное время

    Разработка Федеральных образовательных стандартов предполагает внедрение программы формирования гражданской идентичности в образовательную школу,которая позволит обеспечить реализ...

Проектная работа на тему: «Деятельность учителя по формированию гражданской идентичности на уроках истории и обществознания»

Стратегической целью социального развития России в XXI веке является формирование гражданского общества и гражданской идентичности, построение правового государства, признание прав человека и его своб...