Статья "Практическая реализация формирующего и суммативного оценивания на уроках истории в соответствии с требованиями нового ФГОС".
статья по истории по теме

Парахина Светлана Владимировна

За  последнее  десятилетие  в  содержании  школьного образования  произошли  качественные  изменения.  Введение  нового  Федерального  государственного  образовательного  стандарта на ступени младшей  и  средней  общеобразовательной школы,  предъявляет  новые  требования  к результатам  освоения  учащимися  образовательной  программы.  Акцент  с предметных знаний,  умений  и навыков,  как основной  цели  обучения,  перенесён  на  формирование  общеучебных  компетентностей  учащихся. При  планировании  образовательных  результатов,  целей  и  задач урока,  при  составлении  методической  составляющей  урока  современный учитель должен  не только владеть определённым  набором  компетенций, но  и  стать эффективным менеджером  при осуществлении  своей  педагогической  деятельности.  Реализация  поставленных задач  невозможна  без  изменений  в  существующей  системе  оценивания.

Общепринятая  система оценивания  учащихся  выполняет функцию  внешнего контроля  со  стороны учителя  и  школы  за обучением, затрудняет  индивидуализацию  обучения, не даёт возможности  проследить  реальные  достижения  каждого конкретного ребёнка,  является  малоинформативной.

Это  влечёт  за собой  изменения  подхода  к  оцениванию  учебных результатов школьников,  который  позволит  устранить негативные  моменты  и будет способствовать  повышению  учебной  мотивации  к  обучению со  стороны  учащихся. 

Одним из таких  подходов  становится  лично-ориентированный  подход  предполагающий  использование  технологий  формирующего  и  суммативного  оценивания. В связи  с  эти  меняется  роль  учителя и ученика.  Часть  нитей  контроля  переходит  к  ученику,  трансформируясь  в самоконтроль  и  самооценку.

Формирующее оценивание  является  составной  частью  личностно-ориентированного   подхода  к  обучению  учащихся,  которое  необходимо осуществлять  постоянно  в процессе  обучения, когда  анализируются  знания, умения,  ценностные  установки,  поведение  учащегося, даётся  обратная  связь  по итогам  обучения. Формирующее  оценивание  является  составной  частью личностно-ориентированного подхода  к  обучению, что позволяет  осуществлять  организацию  учебного  процесса  на  основе  сотрудничества  между  учителем  и  учащимся.  Основные принципы формирующего оценивания легли в основу технологии оценки учебных достижений образовательной системы «Школа 2100».

Оценка  осуществляется  непрерывно,  оценивается  сам  процесс  движения  к  качественному  результату.  Учащийся  самостоятельно  и  осознано  определяет  свои  пробелы  в  знаниях  и вместе  с  учителем  работает над их устранением.  Контроль оценки знаний  учащихся  осуществляется  не  только  со стороны  учителя, но и часть  контроля оценки знаний  учащегося  трансформируется в самоконтроль и  самооценку. Формирующее  оценивание  даёт возможность учителю  проследить  динамику  формирования  предметных  и  метапредметных  результатов  каждым учеником.

Суммативное  оценивание  проводится  с  целью  установления  соответствия  знаний  учащихся  нормам  и  требованиям  образовательного стандарта. Как правило, суммативное оценивание осуществляется  внешними контролирующими  органами  образовательного процесса  (администрацией  школы,  контролирующими органами).  Показатели  фиксируются  в официальных документах по результатам  проведения контрольных, административных,  мониторинговых работ, результатах  ЕГЭ и ОГЭ.

Формирующее (или формативное) оценивание. 

Реализовать  формирующее оценивание лишь на уровне  фиксации  «знания – незнания»  в виде оценки  в  классном журнале - невозможно.    По мнению  участников  соцопросов  среди учителей, основная  трудность, препятствующая  систематическому  применению  формирующего  оценивания, заключается  в отсутствии времени  на его  проведение (50%).  Кроме  того, в числе  трудностей  были названы  незнание  его  методики  и недостаток  навыков  организации  такого вида  оценивания (17%)  и  отсутствие  мотивации (15%).  В тоже время,  75%  опрошенных учителей считают,  что формирующее  оценивание  является необходимым  условием  для  достижения  учащимися  метапредметных результатов,  для  реализации  индивидуального  подхода  к  обучающимся  и  для  повышения  мотивации  школьников  к  обучению.[1]

Использование формирующего оценивания в образовательном процессе  не  станет слишком обременительным для учителя, если он подойдёт к этому вопросу системно.

На первом этапе учителем определяются планируемые  результаты обучения, на втором организуется  деятельность  учащихся  по достижению  планируемого результата. Эти вопросы  каждый учитель  решает ежедневно в своей  педагогической деятельности, при подготовке  к  уроку. На  третьем  этапе учителем  необходимо не просто  создать   обратную  связь для контроля процесса  достижения  учащимися  поставленных образовательных  целей, но и зафиксировать  и проанализировать  полученный результат, что представляет большую  сложность, и кажется  наиболее  затратным  по времени, если  нет  системы  фиксации полученных результатов.

Чтобы  решить для себя проблему недостатка времени  для  фиксации и анализа оценки метапредметных  и  предметных результатов обучения, я применяю обобщающие таблицы (XL), которые  дают  возможность  фиксировать  практические  результаты оценивания,  отслеживать динамику  изменения результатов,  и на основе  их анализа  формировать  дальнейшую  методическою  деятельность  учителя (приложения в виде таблиц для скачивания предложены ниже). Заполнение  данных  таблиц  не  будет  затратным  по времени, подсчёт результатов благодаря использованию  программы XL  происходит автоматически.

При реализации  педагогической технологии  формирующего оценивания  может использоваться  определённый алгоритм:

1.  Планирование  образовательных результатов  по темам.  В рабочей  программе  каждого учителя  предварительно спланированы  и распределены необходимые  результаты (предметные, метапредметные, личностные) по разным учебным темам. Что бы цель  обучения  была  диагностируемой, она  должны  быть заложена с точки зрения ученика, а не  учителя.

2.  Формирование  критериев оценивания  результатов  деятельности каждого  учащегося  на  уроке. Критерии  должны быть конкретными  и  понятными не только учителю, но и ученику.

Подведение предметных результатов  лучше всего фиксировать после  изучения  раздела, темы. Учителем  может  формироваться  оценка  деятельности  каждого учащегося  при  достижении  образовательных результатов по изученной теме не только по результатам проведения  итоговой  контрольной  работы, но и как  результат  наблюдения  за  работой  ученика на учебных занятиях,  результат самооценки  учащимся  своих знаний.  Самооценка  является  важным условием  организация  обратной  связи, которая  даёт возможность учащемуся самостоятельно  осмыслить свои  ошибки и пути их исправления.   При организации самооценки учащимися  своей учебной деятельности,  учитель  формирует «Опросный лист», показатели которого заносятся  в  итоговую  таблицу «предметных результатов».

 

Для примера предлагается  клише, которое  можно использовать  после  изучения любой темы,  дополнив  нужными показателями:       

 

Предметные  результаты самооценки  знаний  учащимися  после выполнения раздела.

 

1. Я могу назвать хронологические рамки изучаемого периода.

2. Я могу назвать основные исторические даты.

3.  Я могу описать памятники культуры данного периода и дать их описание

4. Я могу раскрыть основные понятия данного периода

5. Я могу показать на исторической  карте все необходимые события периода.

6. Я могу дать краткую характеристику жизни и деятельности исторических личностей данного периода

7.  Я могу рассказать о жизни людей  различных сословий в данный период истории

8.  Я могу объяснить причины исторических событий данного периода

9. Я могу подвести итоги данным историческим событиям

10. Я могу выделить последствия данных исторических событий

 

 

11. Я могу высказать оценочные суждения различных историков или общественных деятелей на данные  исторические события.

12.  Я могу высказать собственную точку зрения на события данного  периода и привести аргументы в защиту своей точки зрения.

 

Опросный лист по истории

Раздел _____________________________________

Учащийся _________________

Класс __________

 

В результате изучения  раздел истории__________________________________, я научился:

могу хорошо

могу частично

не могу

1.  Я могу назвать хронологические рамки изучаемого периода ________

 

 

 

2. Я могу назвать  даты  основных событий данного периода

1

2.

 

 

 

3.  Я могу описать памятники культуры данного периода и дать их описание

1.

2.

 

 

 

4. Я могу раскрыть основные понятия данного периода

1.

2.

 

 

 

5. Я могу показать на исторической  карте все необходимые события периода

1.

2.

 

 

 

6. Я могу дать краткую характеристику жизни и деятельности исторических личностей данного периода

1.

2.

 

 

 

7.  Я могу рассказать о жизни людей  различных сословий в данный период истории

1.

2

 

 

 

8.  Я могу объяснить причины исторических событий данного периода

1.

2.

 

 

 

9. Я могу подвести итоги данным историческим событиям

1.

2.

 

 

 

10. Я могу выделить последствия данных исторических событий

1.

2.

 

 

 

 

 

Практическая  реализация формирующего обучения  при групповой  работе  учащихся.  Сложность  для  учителя  может представлять  оценивание  групповой  работы  учащихся.  Формирующее  оценивание  в данном случае помогает  не только выставить более  справедливую оценку, но  и  стать стимулом  для активной учебной деятельности.

Что бы обеспечить  более  слаженную  работу  среди  учащихся  в  группах, я не  меняю  состав группы  в течение  определённого времени  (четверти).  Это даёт возможность более чёткого  взаимодействия  среди  учащихся  внутри группы.  Начав работать  в группе,  ученики  чётко  знают критерии  оценивания работы,  по  которым  проводят самостоятельную  оценку  своей  групповой  деятельности.    По каждому  из  критериев  можно  получить максимум 2 балла:

2 балла – делаю хорошо;

1 балл – затрудняюсь, выполняю не всегда  хорошо;

0 баллов – не выполняю

Вовлечение  учащихся  в процесс оценки учебной  деятельности  внутри группы  стимулирует  активную работу,  способствует развитию коммуникативных навыков учащихся  и   реализации  обратной связи учитель – ученик.

Оценивание  деятельности каждого учащегося  при групповой  работе.

 

Ниже  предлагается  лист  самопроверки,  который  заполняют  каждый  из  учеников  на  окончательном этапе  работы  (рефлексии).

Лист  самопроверки  (______________________),  _____ кл.

                            фамилия учащегося

№ п/п

Критерии  самооценки при  групповой  работе

Кол-во баллов

1

Вами  предлагались  аргументы,   но  они были  отклонены  другими  участниками  вашей  группы

 

1 б

2

Вами  предлагались  аргументы,  которые  вошли  в  итоговое  выступление  вашей  группы

 

2 б

3

Вы  знакомили  аудиторию  с  результатами  вашей  групповой  работы

 

2 б

4

Вы  принимали  активное  участие   в  художественном  оформлении  результатов  работы  вашей  группы  (оформление  плаката или  работа  с подготовкой презентации).

 

2 б

5

Вами  задавались  вопросы  оппонентам

1 б

6

Вы  отвечали  на  вопросы  оппонентов,  защищая   результаты  групповой  работы

2 б

Перевод количество баллов  в  оценку

7 б – «5»

5 б – «4»

3 б – «3»

Оценка

«______»

    

 

По итогам групповой работы, посредством  наблюдения  и  анализа итогов, учитель  заполняет  свою таблицу, анализ итогов  позволяет выставить  более  справедливую  оценку  каждому  ученику.  Максимальный балл  в таблице ставиться  на  усмотрение учителя.  Итоговая  оценка  каждому  ученику  выставляется  путем  сравнительного анализа  двух таблиц.

 

Номер группы

Активное и плодотворное сотрудничество между учащимися в группе

Учащиеся не мешают работе других групп, не отвлекаются при выполнении собственного задания

Хорошее знание учебного материала, чёткое выполнение  задания.

Умение слушать выступление других групп, задавать вопрос, делать дополнения.

Общий балл группе

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

Все современные виды оценивания, а формирующее оценивание в особенности, предполагают использование тщательно разработанных критериев для организации оценивания деятельности учащихся. Подобная  оценка  позволяет сделать  данный процесс прозрачным и понятным для учеников, педагогов и родителей. Критерии способствуют  объективности  оценивания.

Для подведения итогов  образовательной  деятельности  учащихся,  получившиеся  промежуточные результаты  проверки  и самопроверки,  сформированных предметных  и  метапредметных  показателей  заносятся  в  итоговую  таблицу (XL) (см. Приложения).  Анализ  таблиц  даёт четкое представление  об  уровне  достижений  образовательных результатов,  как  каждым  учащимся  в  отдельности, так и всем классным  коллективом. Это даёт  возможность учителю выявить  проблемы  и  достижения  в  освоении  учебного  материала  и сформировать  дальнейшую  стратегию  обучения.

Использование  техники   формирующего оценивания на уроках истории и обществознания  позволяет решить ряд проблем, с которыми сталкивается  учитель:

1.  Проблема справедливости выставленных оценок. Чётко подобранные  критерии, прозрачность оценивания,  самооценка  знаний  учащимися  не  вызывает  у  учащихся  и их родителей  вопросов  к правильности  оценивания  знаний.   

2. Использование формирующего оценивания позволяет  постоянно поддерживать обратную связь, знать на каком уровне обучения находится  каждый ученик.

3.  Благодаря  системной  работе оценивания  и регулярно  проводимой  самооценке, учащиеся  учатся  самостоятельно  контролировать  свой  образовательный процесс, выделять для себя  те умения, которыми они овладели  хорошо,  и  чем  они  ещё  не  овладели  в  полной  мере.     

4.  Система формирующего оценивания позволяет  четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу.

 

 



[1] О.Н. Крылова Технология формирующего оценивания в современной школе. – Изд. «Каро»; Санкт-Петербург. 2012.  Стр. 23.

 

Скачать:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование системы контроля и оценивания на уроке в соответствии с ФГОС"

Презентация к выступлению на школьном методическом семинаре "Формирование системы контроля и оценивания  на уроке в соответствии с ФГОС"...

Статья Система оценивания на уроках английского языка по ФГОС

даная презентация содердит рекомендации по оцениванию на уроках английского языка в соответствии с ФГОС...

Суммативное оценивание за 1 четверть по физике 8 класс

Суммативное оценивание за 1 четверть по предмету физика. Содержит задания разного уровня сложности и охватывает все темы изученные в течении 1 четверти. Состоит их 2-х вариантов.Суммативное оценивание...

"Контроль и оценивание на уроках иностранного языка по ФГОС (на примерах немецкого и английского языков) "

В статье обсуждаются различные формы контроля знаний, которые способствуют повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждают отставание, обеспечивают активность учащихся на заня...

Приемы формирующего оценивания на уроке английского языка. Урок "Weekends" Учебник "Spotlight-5"Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко

Приемы формирующего оценивания на уроке английского языка с анкетами и критериями оценивания....