Конспект урока и презентация по теме "Как происходило объелинение во Франции" ФГОС 6 класс
план-конспект занятия по истории (6 класс) по теме

История средних веков. 6 класс. 

Урок разработан по требованиям ФГОС. К конспекту урока прилагаются презентация и приложение.

Данная работа предназначена для преподавателей. работающих по учебнику Агибалова, Донской.

Составила: учитель истории и обществознания Казыханова Анфиса Байрамгалиевна.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_k_uroku_0.doc49 КБ
Файл kak_proishodilo_obedinenie_frantsii_.docx41.62 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Работая с п.1 выделить причины объединения страны и усиления королевской власти и какие слои населения это поддержали. Из предложенного набора карточек выбрать

1 гр. – Экономические  2 гр.- Политические  3 гр. – Кто желал объединения страны и усиления королевской власти

Горожане

Высшие служители церкви

Развитие торговли

Замена барщины продуктовым, затем денежным оброком

Борьба городов с сеньорами.

Крестьяне

Борьба крестьян за освобождение от личной зависимости

Переход рыцарей на службу к королю

Разделение труда между областями.

Крупные феодалы

Поддержка церковью королевской власти.

Поддержка мелкими и средними  феодалами

Часть духовенства

Развитие хозяйства

Мелкие феодалы

Сбор налогов

Приложение 2

Задание 1. С помощью материала учебника и сообщения короля о себе заполнить таблицу и выступить перед классом.

ПЕРИОД

КОРОЛЬ

ГОДЫ

ЧТО ПРИСОЕДИНИЛ

КАКИМ ОБРАЗОМ

ЧТО НОВОГО ВВЕЛ В СТРАНЕ

Задание 2. Рефлексия  (на отдельных листах А4)

Приклеить короны в соответствующие колонки на лист цветной, прикрепленный к доске:

1

2

3

  1. Узнал много нового ---синие
  2. Были небольшие затруднения -белые
  3. Мне на уроке было интересно-  красные

Приложение 3.    Сообщение учеников о деятельности королей.

Филипп II Август  

Филипп II Август  уже в юности проявил выдержку и редкие способности по части политической интриги, умело ссоря Генриха II Плантагенета с его сыновьями. Распоряжения, которые 25-летний король сделал, отправляясь в Крестовый поход, рисуют его уже зрелым политиком, а сам поход заметно расширил его кругозор. Вернувшись, он начал методичную работу по объединению страны и укреплению своей власти. В те годы автор одной из хроник охарактеризовал его как «красивого человека, хорошо сложенного, с улыбающейся физиономией, лысого, с красным цветом лица, склонного хорошо выпить и хорошо поесть… предусмотрительного, упрямого… скорого на решения и осторожного, любящего посоветоваться с людьми незначительными». Он скромно одевался, старался говорить кратко и умел заставить себя бояться. Огромное честолюбие сочеталось у него с изворотливостью ума и политическим благоразумием, которое редко его покидало.
Филипп II Август отобрал у английского короля Нормандию, а затем отвоевал и другие области на севере Франции. Чтобы вернуть утраченные владения, король Англии вступил в союз с германским императором, графом Фландрии и некоторыми крупными сеньорами Франции.

 В 1214 году Филипп II в ожесточенной битве при Бувине на севере Франции наголову разгромил своих противников и захватил богатые трофеи. У англичан во Франции осталась лишь часть Аквитании.

Король Людовик IX Святой.

Людовик IX Святой стал сильнее любого феодала Франции. Он провел реформы на территории всей страны. Создал королевский суд, установил «40 дней короля» - срок, в течение которого феодал, получив объявление о войне от соседа, мог искать защиты у короля. Ввел единую для всей страны денежную единицу и создал наемную армию.

Филипп IV Красивый

Филипп IV Красивый укреплял королевскую власть, ослабляя политическое могущество крупных феодалов. Новым средством в деле централизации стал подчиненный только монарху аппарат управления. Король старался расширить территорию страны.

- Были присоединены Шампань и Наварра, при попытке  присоединить Фландрию, которая являлась союзником Англии,  начались восстания в городах. Восстание ремесленников в Брюгге («Брюггская заутреня»). Король снарядил рыцарское войско в 1302 году. У г. Куртре оно было разгромлено крестьянами и ремесленниками. Это сражение вошло в историю как «битва шпор». Часть Фландрии была утеряна французским королем.

Желая пополнить казну, Филипп продавал и сдавал в аренду различные должности, проводил насильственные займы у городов, уменьшал количество золота в монете, добавляя в нее медь, за что и получил прозвище «фальшивомонетчик».

И все же образовался финансовый дефицит, так как для ведения войн и выплаты жалованья чиновникам необходимы были деньги., что подтолкнуло Филиппа IV к обложению налогами церковных земель . А также Филипп пытался ликвидировать контроль папства над церковью во Франции.    Произошел конфликт с Папой римским, закончившийся Авиньонским  пленением  пап (1309-1378 гг.): папы покинули Рим и перебрались в г. Авиньон. Во времена Авиньонского пленения все папы были французами и избирались по указанию короля Франции.

Генеральные штаты.

  В 1302 году Филипп IV, чтобы заручиться поддержкой сословий в борьбе против папы, впервые созвал представительный орган от трёх сословий . Орган этот получил название -Генеральные штаты.

           Делегатами от сословий обычно выступали самые влиятельные люди. С этого времени короли каждый раз, когда хотели ввести налог, созывали Генеральные штаты.
Представители каждого из трех сословий заседали
отдельно. Лишь для вынесения окончательного решения они собирались вместе. Духовенство и дворяне имели два голоса против одного, городские богачи уступали 1-му и 2-му сословиям. Из-за разногласий между сословиями
При утверждении налогов между сословиями часто возникали споры.
Эти разногласия ослабляли влияние Генеральных штатов на государственные дела.
С возникновением Генеральных штатов ,  возникла сословная монархия — централизованное государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий. Король созывал Генеральные штаты, когда необходимо было   ввести новые налоги.



Предварительный просмотр:

Урок по истории Средних веков  в 6 классе по теме:

 « Как происходило объединение Франции?»

Казыханова Анфиса Байрамгалиевна

Учитель истории и обществознания

МКОУ «Куяшская СОШ» Челябинской области

                                        

Цели:

  • познакомить с причинами и предпосылками объединения Франции; объяснить причины и особенности учреждения Генеральных штатов; дать целостное представление о централизации государств Европы;
  • совершенствование навыков работы с информацией; создание условий для самовыражения личности;
  • формировать устойчивую мотивацию к изучению нового материала.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: компьютер, экран, настенные карты «Европа в период федальной раздробленности», «Образование централизованных государств»,  рабочие листы.

Основные понятия: монархия, централизованное государство, Генеральные штаты, сословия, сословная монархия.

Исторические личности: Филипп II Август,  Людовик IX Святой, Филипп IVКрасивый.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деят. учителя

Деят. ученика

Орг. Момент

1 минута

Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Желаю успешного дня и новых открытий!

Приветствуют учителя. Садятся.

Мотивация

Чтение  по слайду 1

Проверка по слайду

Звучит музыка

- Ребята,  на уроке мы начинаем изучать следующую главу «Образование централизованных государств в Европе».

А вы знаете что такое централизованное государство?

Обратите внимание на корень слова и попробуем подобрать синонимы.

А теперь посмотрим  по словарю на экране.

Ребята, на основе понятия выделите характерные черты централизованного государства. (выделяют черты). Сверим наши ответы.

Процесс централизации в Европе проходил в период ЗРЕЛОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 11-14 ВВ.

Начался он в стране, которую считаются законодательницей моды, там есть знаменитая башня Эйфеля…. И называется она….

нет

центральный, главный,

«Централизованное государство – это государство, в котором все земли объединены в единую государственную территорию с сильной королевской властью, едиными органами управления, законами, налогами и постоянным войском».

Характерные черты централизованного государства.

  • Король – главный правитель страны
  • Контроль короля над всеми землями
  • Складывание единого аппарата управления
  • Единые законы
  • Единые деньги
  • Постоянное войско

ФРАНЦИЯ

  1. Актуализация

3  минуты

Работа с картой.

Запись в тетради

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

.- Посмотрите на карту и найдите  отличия (карты 9-12 и 14 веков)?

- Что можно предположить по данному утверждению?

- О чем же мы будем говорить на уроке?

Какие вопросы поставим?

- Предлагаю следующий план изучения – Как назвать можно тему?

 Работать будем по плану.

 План урока.

  1. Кто и почему поддержали короля в объединении страны.
  2. Деятельность королей в собирании земель.
  3. Генеральные штаты и королевская власть.

- Сегодня мы поработаем исследователями  и окунемся в мир зрелого Средневековья, а это 11-начало 14 вв.

-Что нам поможет в исследовании событий, связанных с объединением Франции, и поиска на главный вопрос урока  «Как процесс объединения повлиял на складывание централизованного государства во Франции?»

- Что нужно для успешного выполнения поставленной цели?

Раб. С картой

К началу XIV века владения короля выросли в 4 раза

Власть короля усилилась и теперь территория Франции была под властью короля.

Об усилении власти короля и объединения всей Франции под властью короля

Как усиливается власть короля? Что сделал король для этого? Все ли согласны были с этим? Как это преодолел король. Какие короли Франции этим занялись?

Тема: КАК ПРОИСХОДИЛО
ОБЪЕДИНЕНИЕ ФРАНЦИИ

- Работа с учебником, дополнительной информацией, с картой, рассказ учителя и презентация.

 Дисциплина и активность.

Давайте вспомним…

Учитель проводит повторительную беседу по вопросам:

- Когда образовалось Французское королевство?

-Вспомним про «пирог», на примере которого я рассказывала вам о феод.раздробленности.

- Что такое домен?

-Как влияла раздробленность на власть короля?
-Что входило в королевский домен?

Учитель показывает: Франция делилась на несколько
крупных феодальных владений: герцогств - Нормандия, Бретань,
Бургундия, Аквитания; и графств - Анжу, Тулуза, Шампань. Учитель также показывает владения французского короля в начале XII века -
королевский домен.

.

Итак, королевская власть была слабой:

  • она не распространялась за пределы домена;
  • король не имел права собирать налоги с населения страны;
  • король не имел права судить подданных;
  • король не издавал общих для всей Франции законов;
  • не было единой монеты, постоянного войска и т. д.

Но так было не всегда.  В зрелое средневековье с конца 11 века началось образование единых централизованных государств. Мы приступаем к изучению новой главы: «Образование централизованных государств Западной Европы».

843 г. Верденский раздел.

Королевская земля.

Власть короля слабая. Феодалы сами управляют на своей земле, независимы. Сущ. Сеньориально-вассальная система.

Кор. домен был небольшим: в него входили Париж и Орлеан

Изучение нового материала

  1. 1)  Кто и почему поддержали короля в объединении страны.
  2. объединения страны

Приложение 1.

2)Деятельность королей в собирании земель.

Работа в группах

С материалом учебника п.1. с. 151

  1. Работа в группах

- Работать мы будем в группах.

Итак 1-е что мы исследуем, это причины  , которые привели к объединению страны и выясним кто же желал сильной королевской власти.

Работать будем по п. 1. Время 3 минуты. Прочитать. На доске заполнить таблицу с помощью готовых вариантов ответа (магнитиками прикрепить) и пояснить его.

 

- Королии Франции начали присоединять к королевскому домену остальные территории Франции. Каким образом он это делал? Прочитайте п. 2 и ответьте на вопрос.

- Что можно предположить по этим данным?

- В  XII - XIII вв. шел процесс «собирания» земель.

 Возможно ли объединить всю территорию за правление одного короля?

- Мы выяснили, что во Франции общество созрела к переменам и в этих условиях короли начинают объединять страну и укреплять свою власть посредством физической силы.

- А как еще можно укрепить свою власть?

Значит короли Франции будут проводить реформы.

Все ли довольны будут? Кто недоволен? К чему может это привести?

Значит будет много конфликтов с феодалами , с населением присоединяемых территорий.

. А как мы знаем война требует много денег. Откуда же возьмутся финансы? Что для этого будет сделано?

Итак, объединение Франции займет большое время и займутся этим несколько поколений королей. Присоединятся к королевскому домену большинство французских владений, английских. Власть короля окрепнет и станет централизованной. Будут проведены реформы.  Но этот процесс будет неугоден всем и возникнут конфликты. На решение которых придется идти воевать. Понадобятся деньги, но просто взять и поднять налог односторонне- это потерять поддержку народа, значит надо искать другой выход., в котором решение бы приняли все сословия.  

-- Сейчас мы разделимся на 3 группы- это будут этапы  объединения Франции. Каждая группа выбирает главного – это будет король данного периода. На правах короля он управляет своей группой, т.е. распределяет обязанности. В течение 10 послушаем сообщения ребят и на рабочих листах выполним задания. В конце работы выслушаем ответы.

1 этап-король Филип 2 Август

2 этап- Людовик

3 этап- король Филлип 4 Красивый

Приложение 1.

1 ГР. Экономические

1.        Развитие хозяйства.

2.        Разделение труда между об-
ластями.

3.        Развитие торговли.

4.        Замена барщины продукто-
вым, затем денежным обро-
ком

2 ГР. Политические

1.        Борьба городов с сеньорами.

2.        Борьба крестьян за освобож-
дение от личной зависимо-
сти.

3.        Поддержка церковью коро-
левской власти.

4.        Поддержка мелкими и сред-
ними феодалами королев-
ской власти.

5.        Переход рыцарей на службу
к королю

3 гр.Крестьяна, горожанам, мелким феодалам, части духовенства.

Не хотели: крупные землевладельцы.

подчинение вассалов в собственном владении короля;

 войны с английскими королями;

 присоединение крупных владений.

Война с английским королем, конфликты с фрацузскими феодалами.

Нет

Преобразованиями.

Не все. Крупные феодалыи главы церквей, Англия.

Налоги. Не знаем. Или совещание.

  1. Вопросы для групп.
  2. Приложение 2.
  3. Приложение 3 (сообщения)

 Назовите французских королей, проводивших политику объединения и централизации на данном этапе.

Какие территории были присоединены?

Как управлял страной?

Напишите на доске ключевые слова изучаемого периода.

Выступление групп

Учитель заслушивает работы, уточняет, показывает слайды.

Выступление групп

  1. Генеральные штаты и королевская власть.

Сообщение ученика

Ответ на проблемный вопрос.

- Что такое монархия?

- Можно ли сказать что с созданием Генеральных штатов Франция стала сословной монархией?

- Для чего нужны были Генеральные штаты?

- Являлась ли королевская власть центральной, главной при Генеральных штатах?

Таким образом процесс объединения Франции привел к централизации (усилении) власти короля.  Во Франции начало складываться централизованное государство савайте покажем Единство с помощью рук

С возникновением Генеральных штатов ,  возникла сословная монархия — централизованное государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий.

Король созывал Генеральные штаты, когда необходимо было ввести новые налоги. их главная функция - разрешение введения налогов  Но был независим и не подотчетен перед Генеральными штатами.

Единая территория, законы, власть, армия.

Объятия, рукопожатия.

Первичное закрепление

Решение тестов совместно на экране.

Взаимопроверка результатов.

Слайд

Ученики отвечаю.

Проверяют друг друга

  1. Итоги урока. Рефлексия

Поставьте  короны по столбцам на листах в соответствующие колонки.

Поднимите и покажите что получилось.

Это современный флаг Франции.

  1. Домашнее задание. Объяснение д/з

Домашнее задание: § 17, ответить на вопросы.

Оценки за работу в классе:

Спасибо за активную работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация "Нахождение числа по его дроби" 6 класс

В своей работе использую такую информационную технологию, как компьютерные презентации, разработанные в среде Power Point, которые способствуют решению развивающих и воспитательныз целей, которые я ст...

Конспект урока и презентации по теме "Религия древних греков" 5 класс

Материал может быть использован к теме "Религия древних греков" по истории древнего мира 5 класс, включает в себя конспект урока и необходимые презентации....

План-конспект урока и презентация "Незабываемая экскурсия в Лондон" в 5 классе.

   План -конспект урока по английскому языку "Незабываемая экскурсия в Лондон" составлен к учебнику М.З.Биболетовой "Английский с удовольствием" в 5 классе. Тип урока: обобщающий.Вид ...

Конспект урока и презентация по ФГОС "Декор русской избы. 5 класс"

Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Для людей д...

Конспект урока и презентация по ФГОС "Декор русской избы. 5 класс"

Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Для людей д...

Конспект урока и презентация на тему: "Мхи. Кукушкин лен" (7 класс) коррекционная школа

Цель урока:познакомить обучающихся с наиболее характерными особенностями высших споровых растений на примере мхов.Задачи урока:Коррекционно-образовательная сформировать у детей   предс...