Конспект урока истории в 5 классе.Тема урока: «Военные походы фараонов».
материал по истории (5 класс) на тему

Мингазова Рузия Вагизовна

Подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_voennye_pohody_faraonov_5kl_istoriya.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока истории в 5 классе

Мингазова Рузия Вагизовна

МБОУ «Чуру-Барышевская ООШ» Апастовского муницапального района Республики Татарстан

Учитель истории и обществознания

Тема урока: «Военные походы фараонов».

Цель урока:  Подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта.

Планируемые результаты:

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при работе с документом.

Предметные: развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; изучить причины, характер и последствия военных походов фараонов Древнего Египта; научить распознавать интересы различных общественных групп; продолжить формирование умений правильно работать с исторической картой; использовать документы и произведения искусства как исторический источник; продолжить формирование навыков работы с иллюстрациями учебника, отвечая на вопросы учителя.

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитать интерес к урокам истории Древнего мира, к прошлому человечества.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, деятельностный.               (Технология   деятельностного   метода  означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под  руководством учителя, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания,  работают с источниками  информации.)

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: интерактивная доска,  презентация, учебник,  атласы, рабочие листы, рабочие тетради.

Основные понятия, изучаемые на уроке: власть, бронза, пехотинцы, боевые колесницы, дротики, стрелок, дышло, наемное войско.

Создание проблемной ситуации.

Вступительное слово учителя по теме:

 « Мы выяснили, что ремесленники, земледельцы, рабы, писцы и даже вельможи подчинялись фараону – самому могущественному человеку Древнего Египта. Кто вспомнит, как называется такая форма правления (деспотия). Для фараона, как для верховного правителя, главная задача состояла в усилении собственной власти. А кто мне скажет, что такое власть (способность и возможность управлять другими людьми).

А на чем же держится власть? (выясняем).

А что будет, если один из компонентов ослабнет? (дети отвечают).

                                                                           ВЛАСТЬ

                           СИЛА                                ДЕНЬГИ                      АВТОРИТЕТ

А что нужно фараону, чтобы его власть в государстве была сильной?

Нужна СИЛА – боеспособное войско

Нужны ДЕНЬГИ – завоевательные походы, приносящие богатство

Нужен АВТОРИТЕТ – славные победы, религиозные верования (фараон – сын бога).

Итак, что же мы сегодня будем изучать? (дети формулируют тему урока)

Вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах.

Чтобы нам узнать об этом поподробнее, на какие вопросы мы должны с вами ответить? (ответы детей). В процессе изучения, вам необходимо заполнить таблицу, которая находится в рабочем листе урока (задание 1)

План:

1.Египетское войско:

- вооружение;

- комплектование;

- виды;

2. Походы египетских фараонов:

- Цели военных походов;

- Направления завоевательных походов;

- Последствия походов Тутмоса III;

- Последствия военных походов для населения завоеванных стран и жителей Древнего Египта.

Изучение нового материала:

1 вопрос плана  изучаем путем подводящего диалога, который побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника. Здесь выясняем: какие виды войск, вооружение (обязательно рассмотреть металл, из которого изготовлено оружие – БРОНЗА), тактические маневры и т.д.

- Армия – это обученные, организованные вооружённые силы государства.

Она состояла из двух частей.

Одна часть – это пехота, самая большая часть египетской армии. Исход войны во многом зависел от ее действий, выучки и выносливости. Воины-пехотинцы получали плату из казны. Государством выдавалось оружие, которое в мирное время хранилось на складах. Египетская пехота в мирное время использовалась, как простая рабочая сила на тяжелых работах - на каменоломнях. Принцип отбора был таков: египетские цари брали на военную службу одного из 10 молодых людей, способных носить оружие. Такой способ отбора в армию использовал русский царь Петр I.

 ПЕХОТА состояла из лучников и копейщиков.  

Задание: Давайте попробуем описать вооружение военачальника и рядового пехотинца.

Наконечники копий, доспехи, щиты были сделаны из бронзы – сплава меди и олова.

Вторая часть – боевые колесницы.

В I тыс. до н.э. в Египте начинают разводить лошадей, привезенных из Азии. Рассмотрите колесницу, что она из себя представляла?

Колесница представляет собой двухколесную повозку, запряженную двумя лошадьми. Колесница была легкая и подвижная, так как вся состояла из дерева. У неё были два колеса со спицами. На оси между колесами укреплена площадка, где стояли двое - возница, который управлял конями, ему и принадлежала колесница, другой - стрелок, который бросал в противника дротики (короткое копье) или стрелы. Площадка была защищена бортиком. Она крепилась к длинной палке - дышлу, за которое два коня везли колесницу.

- В чем преимущество колесниц перед пехотой?                                                    

 - Скорость, стремительность, внезапность.

В ходе работы с текстом параграфа, рассматриваем и иллюстрации учебника по теме. Закрепляем образ армии слайдами демонстрирующими вооружение, устройство боевой колесницы, ее преимущества в бою.

2 вопрос плана разделим на подпункты:

- Цели военных походов выясним, организуя работу с документом.

Учитель ставит вопрос: Зачем правители Египта совершали военные походы? (цели походов)

В повести писателя ХХ века Ивана Ефремова «На краю Ойкумены» рассказывается о путешествии древних египтян во главе со знатным вельможей Баурджедом вокруг Африки.

После долгих лет странствий путники вернулись на родину. Фараон, по приказу которого Баурджед отправился в путешествие, уже умер.

Давайте обратимся к заданию 2 в рабочем листе: Прочитайте о встрече вельможи с новым правителем Египта и найдите ответ на поставленные вопросы. (Чтение по ролям)

1.  О чем были помыслы нового  правителя Египта?

- О покорении новых земель

2. Почему правители Египта стремились к захвату новых земель?

- Чтобы взять  золото, рабов.

Во дворце фараона.

Фараон: Ты совершил неслыханные подвиги, перешел необозримые пространства.

Но ты вернулся с малой добычей, потерял много храбрых воинов
и умелых рабов…

Я не порицаю тебя, ты выполнил волю моего божественного брата.
Но мне нужно знать, много ли воинов потребуется, чтобы разбить эти южные страны, хороши ли будут рабы тех племен, много ли драгоценных камней можно взять оттуда для украшения моего храма.

Баурд: Великий Дом, сын Гора, там много разных племен, не объединенных дружбой, и ни одно из них в отдельности не смогло бы противостоять твоему огромному войску…

Но южная земля велика, и людей там, как песка в западной пустыне, – все войско, весь народ Черной Земли растворился бы в ней подобно горсти соли, брошенной в воду. Мы не могли бы удержать завоеванного, ибо наша сила велика, покамест мы все вместе на нашей земле, как муравьи в муравейнике...

Фараон: Ты хочешь сказать, что мне и моему избранному богами народу не подвластны земли жалких негров?!
Вот как ты укреплял величие фараона в далеком мире!

Баурд: Сын Гора, жизнь, здоровье, сила…
я только хотел сказать, что мир так велик...

Ответы учеников.

- Направления завоевательных походов рассмотрим, изучая карту. Откройте атлас и посмотрите на легенду карты. Как обозначены завоевательные походы фараонов? (Стрелочками). В какие страны совершали военные походы войска фараонов?

Описание: Египет

- В Нубию, Сирию, Палестину, Финикию, Ливию, Синайский полуостров.

Прочитайте учебник п. 3 с. 48 и ответьте на вопрос. Что фараоны захватывали в покоренных странах?

 - Из Сирии египтяне  привозили строительный лес, медь, из Нубии – золото, из Ливии – стада коров и овец.

Как проходили военные походы египтян?

Я предлагаю найти ответ на этот вопрос из подлинного древнеегипетского текста –

из первоисточника! Это письменное свидетельство было обнаружено в древней  гробнице.

- Последствия походов Тутмоса III;

Больше всех прославился успешными походами в другие страны фараон Тутмос III, который правил в Египте около 1500 г. до н. э.

- Последствия военных походов для населения завоеванных стран и жителей Древнего Египта.

Самостоятельная работа в парах. Ученики, работая в парах по учебнику, изучают вопрос плана самостоятельно. Ответы на вопрос, ученики кратко записывают в тетрадь.

Работа с историческим источником. Учитель  раздает текст документа  о том, как проходила битва у города Мегиддо,  (Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах – Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 44-45.)

Учитель высвечивая на экране документ дает задание:

Выделите  - красным цветом подтверждение, что фараон обладает силой;

- зеленым цветом богатство;

- синим цветом авторитет;

Из летописи Тутмоса III

Его величество отправился на золотой колеснице, украшенный своим боевым оружием… И враги увидели, что его величество одолевает их, и бежали стремглав в Мегиддо с лицами полными страха. Они бросили своих лошадей и свои золотые и серебряные колесницы, и их втаскивали с помощью одежд в этот город… И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов, оно бы овладело Мегиддо в этот миг…

Тогда были захвачены их лошади и их золотые и серебряные колесницы… Их ратники лежали, простершись на спине, как рабы, а победоносное войско его величества считало своё достояние… И все войско ликовало, воздавая славу Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу его величеству, превознося его победы.

(Осада крепости продолжалась 7 месяцев). И вот владетели этой страны приползли на животах, чтобы поклониться мощи его величества, чтобы испросить дыхание для своих носов, потому что велика его сила, потому что велика власть Амона над всеми чужеземными странами… И вот все владетели были приведены пред мощь его величества с их данью: серебром, золотом, лазуритом, бирюзой, зерном и вином, быками и мелким скотом.

Авторитет фараона проявляется и в изображении его.  Проанализируйте иллюстрацию.

Роль фараона в битве нарочито преувеличивается.

Итак, мы выяснили, что фараоны были заинтересованы в завоевательных походах. А как к этому относились простые воины. Откройте хрестоматию на с. 34, прочитайте документ 8.4 и ответьте на вопросы.

Рефлексия. (Дети оценивают свою работу на уроке) Оценивание учителем.

 Домашнее задание.

параграф 8, подготовить ответ с использованием карты



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Возникновение искусства и религиозных верований

Тема: Возникновение искусства и религиозных верований.·        Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления;·...

Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Возникновение земледелия и скотоводства

Тема урока:     Возникновение земледелия и скотоводства.Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию того, что ското­водство и земледелие - величайшие открытия челове­чества, котор...

Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Появление неравенства и знати

Урок "Появление неравенства и знати". 5-й классЦели:1. Учащиеся научаться определять причины появления неравенства между людьми, давать определения понятиям «соседская община», «неравенство», «знать»...

Конспект урока истории. 5 класс. Тема: «Государство на берегах Нила»

Тема: «Государство на берегах Нила»Цель урока: знакомство с  природой Древнего Египта и образованием единого государства.Задачи урока:выяснить местоположение и природные условия Древнего Египтапо...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»

Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...

Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»

Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....