Викторины
тест по истории на тему

Кускова Любовь Сергеевна

по истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_po_istorii.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина «Никто не забыт, ничто не забыто!»

по теме «Не даром помнит вся Россия…»

по истории.

1-4 классы

1. Какие слова повелел отчеканить Александр I на памятной медали в честь 1812 года? (1 балл)

2. «Пала Москва, но опершись на Кутузова, устояла Россия». Где можно прочитать эту надпись?                                                                                                (1 балл)

3. «Русский Мюрат» - кто  в русской армии получил такое прозвище?                (1 балл)

4. Назовите автора и произведение.                                                         (2 балла)

«…Вот башни полудикие Москвы

        Перед тобой в венцах из злата

        Горят на солнце…но – увы!

        То солнце твоего заката…»

5. За что командующему корпусом графу Витгенштейну пожалован орден Св. Георгия 2-го класса и 110 тыс. руб. пожизненной пенсии?                                                 (3 балла)

6. Его бой под Красным и его замечательное отступление к Смоленску до сих пор служит классическим примером для изучения боевых отношений пехоты и конницы. О ком идет речь? (1 балл)

7. Кто был назначен командующим 2 ой армии после смертельного ранения Багратиона?(1 балл)

8. Какое событие произошло 6 октября 1812 года на реке Чернишли в 60 км от Москвы?

(3 балла)        

9. 23 ноября 1812 года вечером Наполеон прибыл в Сморгонь, где написал свой знаменитый «29 бюллетень». О чем шла речь в этом документе?                                                 (3 балла)

10. 16 апреля 1813 года М.И. Кутузов скончался в  г. Бунцгау. Прусский король поставил ему памятник. Что написано на памятнике?                                                        (2 балла)

11. При виде Москвы Наполеон воскликнул: «La voila donc cette fameuse ville!» - и, после нескольких минут молчания, добавил: « Il etait temps!». Что сказал Наполеон?        (2 балла)

12. «Его присутствие на поле брани создавало перевес в 40 000 чел.» Кому принадлежат эти слова? О ком они сказаны?                                                                        (2 балла)

13. О ком идет речь?                                                                        (1 балл)

       Герой двенадцатого года,

      Гроза Кавказа, друг народа

      Язык его, был враг его,

      Язык лишил его всего

14. Список личного состава этой части украшали имена П. Я. Чаадаева, И.Я. Якушкина, М.И. Муравьева-Апостола. Узнайте, как называлась эта часть и кто ей командовал?     (2 балла)

15. «Я ввез колесницу на гору, а с горы она скатится сама, при малом руководстве». Кто и при каких обстоятельствах сказал эту фразу?                                                        (2 балла)

16. Среди множества портретов М.И.Кутузова был один, исполненный в 1813 г. немецким гравером. Он мало чем отличается от остальных: педантично прорисованы закрытый глаз, маленький рот, аккуратно уложенные пряди волос, лицо кажется помолодевшим. Однако была одна деталь, сразу бросавшаяся в глаза, - на груди у великого полководца мастер изобразил лишь один орден – Св. Андрея Первозванного. Назовите причину, по которой педантичный немец, хорошо знакомый с иерархией русских орденов, не стал рядом с высшим орденом России изображать другие ордена Кутузова?                                                (3 балла)

17. Когда и за что получил генерал Кутузов от Александра I фельдмаршальский титул? (1 балл)

18. «Вчерась нашли в лесу двух французов, которые жарят и едят третьего своего товарища.» Укажите источник,  из которого приведен фрагмент? Кем, кому и когда написан?        (до 5 баллов)        

19. Что в годы Отечественной войны 1812 года означал сигнал «фельдмарш»?         (1 балл)

20. Что означают эти слова:                         (по 1 баллу за каждое слово)

  • Авангард
  • Бивак
  • Гласис
  • Гусар
  • Единорог
  • Инфантерия
  • Редут
  • Уланы

21.  Кому принадлежат эти слова: «Война должна кормить себя сама»                 (1 балл)

22. Соотнесите даты и события:                                                        (до 7 баллов)

1. 12(24)июня 1812г.

А)  Вступление французов в Москву. Тарутинские маневры

2. 27-28 июня (9-10 июля)

Б)  Сражение на р. Березине, переправа Наполеона через Березину.

3. 13(25)-15(27)июля

В) Переход главных сил Наполеона через р. Неман

4. 31 июля (12августа)

Г) Занятие русскими войсками г. Ковно.

5. 2(14) сентября

Д) Бои у Островно, Какувячина и на р. Лусече под Витебском между арьергардом армии Наполеона под командованием маршала Мюрата.

6. 14(26) – 16(28) ноября

Е) Победа конницы атамана Платова под Миром над польской кавалерийской дивизией генерала Рожнецкого

7. 3(15) декабря

Ж) Сражение при д. Городечне между армией Тормасова и австрийско-саксонскими войсками под командованием генералов Шварценберга и Рейнье.

23. В смоленской губернии прославился  партизанский отряд из подростков и женщин под командованием:                                                                        (1 балл)

а) А. Сеславина

б) Г. Курина

в) Д.Давыдова

г) И. Дорохова

д) В. Кожиной

24. «Мы были дети 12-го года», говорили о себе:                                (1 балл)

 а) А.С.Пушкин и М.Ю. Лермонтов

 б) славянофилы

 в) западники

  г) декабристы

  д) А. И. Герцен и Н.П. Огарев                      

25. Как назывался дозорный в русской кавалерии?                                (1 балл)

        а) флигель-адъютант

        б) фланкер

        г) фельдъегерь

26. Кто был против продолжения войны после изгнания французов с территории России?

(1 балл)

   а) М.И. Кутузов

   б) Александр I

    в) А.А. Аракчеев

27. Как назывался ружейный чехол или футляр в русской армии в XIX в.?        (1 балл)

а) кобура

б) рожок

в) нагалище

28. Какие действия предпринял Александр I при первом известии о вторжении Наполеона на территорию России?                                                                        (1 балл)

а) отдал приказ о всеобщей импровизации

б) предложил начать мирные переговоры

в) назначал  М.И. Кутузова верховным главнокомандующим

29. У какой деревни произошло сражение накануне Бородинской битвы?        (1 балл)

а) Шевардино

б) Тарутино

в) Семёновское                                        

30. Что предпринял Наполеон, вступив в Москву в 1812г.?                        (1 балл)

а) предложил Александру I перемирие

б) стал готовиться к походу в глубь России

в) капитулировал                                        

31. С кем Наполеон заключил военный союз при подготовке войны с Россией?        (1 балл)

а) с Швейцарией и Турцией

б) с Пруссией и Австрией

в) с Швецией и Англией

32. Главная причина победы над Наполеоном:                                                (1 балл)

а) всенародный, отечественный характер борьбы;

б) поддержка союзных стран;

в) суровая зима;

г) экономическая помощь России.

33. Каким орденом награждали в России исключительно за воинскую храбрость?         (1 балл)

а) Св. Александра Невского;

б) Св. Владимира;

в) Св. Георгия Победоносца.

34. По какой дороге отступала французская армия из Москвы?                        (1 балл)

а) по Калужской;

б) по Смоленской;

в) по Ярославской.

35. Назовите одного из руководителей партизанского отряда во время Отечественной войны 1812 г.                                                                                                (1 балл)

а) Г.Н.Курин;

б) Н.И.Платов;

в) Ф.П.Уваров.

36. Как назывался плащ, служивший зимней одеждой в русской армии вплоть до начала XIX в.? (1 балл)

а) бурка;

б) бушлат;

в) епанча.

37. О ком идет речь?                                                                         (2 балла)

«Я был рожден для рокового 1812 г.», - писал в автобиографии прославленный поэт-партизан. Он, сын командира Полтавского конного полка, в 17 лет начал военную службу эстандарт-юнкером в кавалергардском полку, а затем в армейском Белорусском гусарском полку. В 1806г. он снова в гвардии. В кампанию 1807г. – адъютант Багратиона. В 1808-1809г. участвовал в войне со Швецией, служил в отряде Кутузова. В качестве адъютанта Багратиона воевал на Дунае против турок. «Звездный час» его настал в Отечественную войну 1812г. Будучи подполковником Ахтырского гусарского полка предложил Багратиону проект партизанской войны. Проект был одобрен Кутузовым, и 25 августа, накануне Бородинской битвы, он во главе отряда из пятидесяти гусар и восьмидесяти казаков направился в тыл врага. Успешные действия отряда послужили его примером для создания других партизанских отрядов. Во время отступления французов действия партизан приобрели ещё более широкий размах. Возле села Ляхова отряды Сеславина, Фигнера и Орлова-Денисова окружили, атаковали и взяли в плен двухтысячную колонну французов во главе с генералом Ожеро. После изгнания французов из пределов России в чине полковника он сражался под Калишем, Бауценом и Лейпцигом. В начале 1814г. командовал Ахтырским гусарским полком и, произведенный в генерал-майоры за битву при Ларотьере, во главе гусарской бригады выступил в Париж. Он служил до 1831г. Скончался скоропостижно 21 апреля 1839г.                                                                

38. О ком идет речь?                                                                         (2 балла)

Он начал службу в лейб-гвардии Семеновском полку, в 1793г. перешел в армию в украинский легкоконный  полк. Участвовал в военных действиях в Польше и на Кавказе. В кампании 1805г. командовал кавалерийским отрядом под командованием сначала Багратиона, а  затем Милорадовича. В 1806-1807г. сражался в Молдавии против турок и в Восточной Пруссии против французов. В начале войны 1812г. он командовал 1-м пехотным корпусом на правом фланге армии Барклая. 19 июля у деревни Клястицы разгромил войска маршала Удино. В дальнейшем его войска заняли Полоцк, нанесли французам поражение под Чашниками, заняли Витебск. После перехода границ России, преследуя французов, его войска заняли Кенигсберг и 27 февраля 1813г. вступили в Берлин.После смерти Кутузова он недолгое время был главнокомандующим союзными русскими и прусскими войсками. Последнее сражение его в войне в французами произошло 15 февраля 1814г. в Бар-Сюр-Об и завершилось победой.                

39. Работа с документами.                                                                (до 15 баллов)                                                        Документ 1.

«Лишь только войска заметили императора, раздались единодушные клики.

- Это энтузиазм Аустерлица! Прикажите прочесть воззвание.

«Солдаты! Вот битва, которой вы так желали! Победа зависит от вас; нам она необходима; она даст над обильные припасы, хорошие зимние квартиры и скорое возвращение на родину. Ведите себя, как под Аустерлицем, Фридландом, Витебском, Смоленском, чтобы самое отдаленной потомство приводила в пример ваше поведение  в этот день. Пусть о вас скажут: «Он был в этой великой битве под Москвой».

Документ 2.

«Внутренность редута была ужасной; трупы были навалены друг на друга, и среди них было много раненых, криков которых не было слышно; всевозможное оружие было разбросано по земле; все амбразуры разрушенных наполовину брустеров были снесены, их можно было только различить по пушкам, но большинство последних было опрокинуто и сорвано с разбитых лафетов. Я заметил среди этого беспорядка труп русского артиллериста, у которого было три ордена в петлице: казалось, что храбрец ещё дышит; в одной руке он держал обломок сабли, а другой крепко обнимал пушку, которой так хорошо послужил. Неприятельские солдаты, занимавшие редут, предпочли погибнуть, чем сдаться».

Документ 3.

« Эта битва, названная французами битвой на Москве, а русскими – Бородинской, началась в 6 часов утра и продолжалась до наступления ночи без перерыва. С обеих сторон огонь был ужасен. Обширное пространство, на котором шла битва, было во всех направлениях изрыто ядрами, и потери были громадны с обеих сторон. Русские весь день шаг за шагом отстаивали свои позиции, становясь на новую, когда не могли удерживать старой, с которой мы их оттеснили, и только среди ночи массы их начали окончательно отступать к Можайску.

Я уверен, что если бы использовано было одушевление войск, если бы движение их были целесообразно и атаки единодушны, сражение вышло бы решительное и русская армия была бы уничтожена. Может быть, война закончилась бы на берегах Москвы. Такие мысли приходили на другой день офицерам и старым солдатам при виде количества пролитой крови: неприятель уступил нам несколько миль опустошённой страны, и надо было опять сражаться».

Документ 4.

«Я участвовал не в одной кампании, но никогда ещё не участвовал в таком кровопролитном деле и с такими выносливыми солдатами, как русские».

Документ 5.

«Утром мы были изумлены: русская армия исчезла. Какое грустное зрелище представляло поле битвы! Никакое бедствие, никакое проигранное сражение не сравняется по ужасам с Бородинским полем, на котором мы остались победителями. Все потрясены и подавлены. Армия неподвижна, она теперь больше походит на авангард. Многие солдаты отправляются в окрестности искать пропитания или дров.

   Решительно ни на одном поле сражения я не видел до сих пор такого ужасного зрелища. Куда не посмотришь, везде трупы людей и лошадей, умирающие, стонущие и плачущие раненые, лужи крови, куча покинутого оружия; то здесь, то там сгоревшая или разрушенные дома.

   Огромная площадь трёх главных редутов взрыта ядрами; на ней виднеются тела, разбросанные члены, глубокие ямы, вырытые снарядами, с погребенными на дне их трупами. Ясно видны те места, где разорвавшимся снарядом разбиты лафеты пушек, а кругом убиты все - люди и лошади. В некоторых местах битва была такой ожесточенной, что трупы нагромождены там кучами. Солдаты роются не только в мешках, но и в карманах убитых товарищей, что бы найти какую-нибудь пищу. Говорят, что Наполеон велел переворачивать трупы офицеров, чтобы определить, чем они убиты. Почти все изранены картечью. Трудно представить себе что-нибудь ужаснее внутренних частей главного редута. Кажется, что целые взводы были разом скошены на своей позиции и покрыты землёй, взрытой бесчисленными ядрами. Тут же лежат канониры, изрубленные кирасирами около своих орудий; погибшая тут почти целиком дивизия Лихачёва, кажется, и мёртвая охраняет свой редут.

    Иногда под кучами мертвецов завалены раненые, призывов и стонов которых никто не услыхал в течение  ночи. С трудом извлекают некоторых из них. Одежды и оружие – всё покрыто грязью и кровью; штыки согнулись от ударов по лошадям».

Задание к документам. На основе документов приведите примеры героизма русских войск. Какую цель преследовали французы в Бородинском сражении? Достигли ли они своей цели? Французы считали Бородинскую битву своей победой. Что позволяло им утверждать это? Какова цена этой победы?


Викторина «Никто не забыт, ничто не забыто!»

по теме «Они сражались за Родину!»

по истории.

5-8 классы

1. Расположите события в правильной последовательности:                        (до 13 баллов)

  • Сражение при Вязьме
  • Бой под д. Салтановкой между русским корпусом генерал-лейтенанта  Н.Н. Раевского и французским корпусом маршала Даву.
  • Победа арьергарда Витгенштейна под командованием Я. П. Кульнева над корпусом Удино при Клястицах.
  • Бой под Красным между отрядом генерал-майора Д.П. Неверовского и войсками маршалов мюрата и Аля
  • Сражение при Валутиной Горе
  • Шевардинский Бой
  • Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим
  • Сражение при Малоярославце
  • Бой при Смолянцах
  • Занятие Вильно русскими войсками
  • Тарутинский бой
  • Военный совет в Филях
  • Переход русских войск через Неман                                         

2. Форсирование реки Неман началось в 10 часов вечера еще 11 июня. Какие французские части первыми переправились на территорию России? Кто командовал?                        (2 балла)

3. Какие заводы поставляли оружие русской армии?                                        (2 балла)

4. Во время Бородинского сражения погиб генерал Багратион. Где, когда и по чьей инициативе был перезахоронен прах Багратиона?                                                        (3 балла)

5. При отступлении наполеоновской армии из России французские солдаты достаточно часто попадали в плен к русским крестьянам и партизанам. Выходя с поднятыми вверх руками, французы, как правило, произносили по-французски: «Шер Ами!» (т.е. «дорогой друг!»), чтобы максимально, по их понятиям, расположить к себе русских. Крестьяне так часто слышали эти слова, что, слегка переиначив и соединив их на свой лад, стали называть так оборванных и голодных французов. Назовите это по-прежнему популярное в России слово.        (1 балл)

6. Кому принадлежат слова?                                                                (4 балла) 

а)  « В России нет дорог, в России есть одни направления».

б) « Надо с ума сойти, чтобы пуститься на такое предприятие. Что можно ожидать осенью, если  и в июне ледяные дожди убивают лошадей и делают дороги непроездными».                

7. «Друг мой! Я не иду, а бегу; знал бы, имел бы крылья, чтобы скорее соединиться с тобою « Держись, Бог тебе помощник!» Кто, когда и  к кому обращался в этой записке?        (3 балла)

8. На военном совете в Филях 1 сентября 1812 года было принято решение оставить Москву. Это решение было принято после долгих споров. Узнайте, кто из генералов предлагал дать новое сражение, а кто поддержал Кутузова?                                                (3 балла)

9. Получив первое достоверное сообщение об оставлении Наполеоном Москвы, Кутузов, со слезами радости, воскликнул «Россия спасена!» и отдал приказ. Какие распоряжения  отдал Кутузов в этом приказе Дохтурову, Платову, Милорадовичу, всей армии.                (3 балла)        

10. «Все это развалится и без меня». Кто, кому и при каких обстоятельствах это сказал?

(3 балла)

11. Наполеон,  отлично знавший Кутузова еще со времен войны 1805 года, говоря о нем, назвал его «Le vieux renard du Nord». «Постараюсь доказать великому полководцу, что он прав», - заметил Кутузов, когда ему сделался известным этот отзыв. Как назвал Наполеон Кутузова?

                                                                                                (1 балл)

12. В имении графа Беннигсена, недалеко от Вильно, 11 июня 1812 г. состоялся бал, на котором присутствовал император Александр I. Интересно, что перед самым началом бала императору передали срочную депешу. Бегло ознакомившись с её содержанием, Александр I произнес: «Я этого ожидал, но бал все-таки состоится». Какую новость русский император сообщил всем присутствующим после бала, огласив содержание упомянутой депеши?                (2 балла)

13. «Этот  человек есть не частное явление, а один из выразителей сущности народной жизни, один из представителей нравственного могущества своего народа, не Михаил и не Ларионович, а просто Кутузов  - имя символическое, из собственного сделавшееся нарицательным». Кому принадлежат эти слова о великом полководце?                                                (2 балла)        

14. «На этом месте российское воинство под предводительством фельдмаршала Кутузова спасло Россию и Европу». На каком памятнике высечены эти знаменательные слова? Когда и на какие средства он был воздвигнут? Кто автор памятника?                                        (3 балла)

15. Кто автор строк и кому они посвящены?                                                (2 балла)

      Когда народной веры глас

      Воззвал к святой твоей седине

      «Иди, спасай». Ты встал – и спас…                                

16. Он прямо заявил Наполеону в Витебске: «Не только ваши войска, государь, но и мы сами тоже не понимаем необходимости этой войны» Назовите имя и должность этого человека.

                                                                                                 (2 балла)                                                                                

17. Во время войны их было пять родных братьев генералов. Вспомните фамилию и имена. Как сложилась судьба каждого из них?                                                         (5 баллов)

18. «Каждый день проведенный нами на этой позиции был драгоценным для меня и для армии, и мы эти воспользовались». О какой позиции говорит Кутузов?                        (2 балла)                                                                        

19. Получив приказания Багратиона о необходимости удерживать Мир, Платов приступил к его выполнению. Он решил применить излюбленный тактический прием казачьей конницы – «вентерь». Что такое вентерь? В чем сущность этого приема?                                (2 балла)

20. На одно из замечаний Мюрата, недовольного действиями кавалерии корпуса Нансути, последний ответил фразой, вошедшей в историю. Узнайте, что сказал Нансути Мюрату.                                                                                                                 (2 балла)

21. Бородинское поле справедливо считается кладбищем наполеоновской кавалерии. Почему?                                                                                                        (2 балла)

22. Что означают эти слова:                                        (по 1 баллу за каждое слово)

  • Арьергард
  • Банник
  • Гласис
  • Кавалергард
  • Каре
  • Кивер
  • Люнет
  • Флешь

23. Твердость по вопросу о мире (говорил, что скорее отрастит себе бороду и будет есть картофель с мужиками где-нибудь в Сибири, чем вступит в переговоры с Бонапартом) демонстрировал:                                                                                (1 балл)

а) М.И. Кутузов

б) А.А. Аракчеев

в) Александр I

г) М.Б. Барклай-де-Толли

д) канцлер Н.П. Румянцев

24. Сколько лет было М.И. Кутузову, когда он возглавил русскую армию во время войны 1812 г.?                                                                                                (1 балл)

             а) 67 лет

б) 52 года

в) 83 года

25. Какую реку форсировала французская армия, чтобы начать войну с Россией?        (1 балл)

а) Неман;

б) Березину;

в) Прут.

26. Кто из русских композиторов был участником Отечественной войны 1812 г.?        (1 балл)

а) А.А.Алябьев;

б) Д.С.Бортнянский;

в) М.С.Березовский.

27. Что в русской армии называли флинтой?                                                 (1 балл)

а) скрученную солдатскую шинель, надетую через плечо;

б) заплечный  вещевой мешок;

в) кремневое ружье.

28. Значение Смоленского сражения состоит в том, что:                                (1 балл)

а) оказался сорван первоначальный замысел Наполеона о разгроме поодиночке 1,2, 3-й армий;

б) основные силы французской армии были разгромлены;

в) русской армии удалось отстоять Смоленск;

г) русская армия перешла в контур наступления

29. В начале войны с Наполеоном русская армия была разделена на три далеко отстоящие друг от друга группы. Кто командовал одной из них?                                                (1 балл)

а) А.П.Тормасов;

б) непосредственно Александр I;

в) М.И.Кутузов.

30. Как называлось холодное оружие, находившееся на вооружении тяжелой конницы в русской армии?                                                                                        (1 балл)

а) палаш;

б) сабля;

в) шпага.

31. Как называлось село, в которое 17 августа 1812 г. прибыл М.И.Кутузов, чтобы возглавить русскую армию?                                                                                (1 балл)

а) Царево Займище;

б) Фили;

в) Таруса.

32. Кто в русской армии назывался флигель-адъютантом?                                (1 балл)

       а) адъютанты при генералах

       б) офицеры до чина полковника из императорской свиты

       в) фельдъегери                                                                        

33. Кто из героев Отечественной войны 1812 г. погиб от руки декабриста П.Г. Каховского во время восстания на Сенатской площади?                                                        (1 балл)

а) генерал М.А.Милорадович

б) адмирал П.В.Чичагов

в) генерал М.И.Платов                                                        

34. Какое украшение военное мундира являлось обязательной принадлежностью адъютанта русской армии?                                                                                (1 балл)

а) аксельбант

б) эполеты

в) кивер

35. Когда произошло первое столкновение русской армии с наполеоновской?        (1 балл)

а) в 1805 г. под Аустерлицем

б) в 1807 г. под Фридландом

в) в 1812 г. на реке Неман

36. Какой штатский чин о « Табели о рангах» соответствовал званию генерала?        (1 балл)

а) действительный статский советник

б) титулярный советник

в) надворный советник

37. Назовите день вступления Наполеона в отставленную русской армией  Москву? (1 балл)

а) 2 сентября 1812 г.

б) 15 августа 1812 г

в) 7 ноября 1812 г.                        

38. В чём заключался основной замысел М.И. Кутузова, когда он решил оставить Москву в 1812 г.?                                                                                                (1 балл)

а) навязать французской армии зимнюю кампанию;

б) спасти остальные города России от разгрома;

в) сохранить русскую армию

39. Соотнесите правильно.                                                                        (4 балла)

Командование русской армии в начале Отечественной войны 1812г.

Главнокомандующий

М.Б. Барклай-де-Толли

Командующий 1-й армией

Александр I

Командующий 2-й армией

А.П. Тормасов

Командующий 3-й армией

П.И. Багратион

40. О ком идет речь?                                                                         (2 балла)        

Из четырех братьев, участвовавших в Отечественной войне, он был младший. В 22 года он был произведен в полковники, не побывав ни в одном сражении. Впервые принял участие в боевых действиях в 1806г. под Голымином, проявив редкое мужество. После этого был назначен шефом Ревельского полка. В 1807г. воевал под начальством Багратиона. Участвовал в битве под Фридландом. В 1808г. он воевал в Финляндии. Отличившись в боях, был произведен в 31 год в генерал-майоры. Войну 1812г. он встретил командиром бригады, входившей в состав 3-го пехотного корпуса под командой Н.А.Тучкого 1-го. 15 июля в составе армии Барклая де Толли бригада встретилась с врагом в бою под Витебском. Последним его боем стало Бородино. У деревни Семеновской сражалась армия Багратиона. Посланная ей на помощь дивизия П.П.Коновницына, в которую входила его бригада, с марша вступило в бой. Под огнем французских ядер и картечи, стремясь увлечь солдат, он бросился вперед со знаменем в руках и был сражен картечью.                                

41. О ком идет речь?                                                                         (2 балла)

Этот генерал-лейтенант начал службу в 15 лет солдатом гвардейского семеновского полка. Принимал участие в войне с турками в 1798г. и в сражениях с поляками в 1794г. под командованием Суворова. В 1807г. в чине генерал-майора был назначен командиром Павлоградского гренадерского полка.В начале войны 1812г. во главе сформированной им 27-й пехотной дивизии присоединился к армии Багратиона. Во время наступления французов на Смоленск под селом Красное его дивизия отразила атаки во много раз превосходящих сил французов и, пройдя за ночь 40 км., соединилась с корпусом Раевского. Он сражался под Смоленском, Шевардином, Бородином. Его дивизия обороняла Багратионовы флеши. Его дивизия участвовала в сражении под Малоярославцем, понесла большие потери и для вторичного укомплектования была оставлена в Вильно.Дивизия выступила из Вильно и присоединилась к войскам действующей армии весной 1813г. 7 октября, в последний день сражения под Лейпцигом, он был смертельно ранен и скончался через несколько дней.                                                         

42. В воспоминаниях современников наполеоновских войн есть такие строки: «Война  1812 г. возвысила мнение русских о самих себе и о своем отечестве… Во Франции русские были свидетелями свержения тяжкого гнета… утверждения конституционного правления и торжества либеральных идей.  Возвращаются в Россию и что видят?» Дайте развернутый ответ на вопрос мемуариста.                                                                (4 балла)

43. Одна из интереснейших проблем политики Наполеона в России – его отношение к самодержавному строю и крепостному праву. Казалось бы, освободи крестьян от зависимости, и они станут союзником французов в борьбе против Александра I. Но Наполеон, несмотря на попытки убедить его, не пошёл на это. Почему? Ведь он терпел поражение, но за эту «соломинку» не ухватился.                                                                        (4 балла)

44. Работа с документами.                                                                        (до 15 баллов) 

Документ 1.

«Чья это победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей. Французский полководец намеревался разгромить русскую армию и заставить Россию заключить выгодный для него мир. Кутузов ставил задачей отстоять Москву».

Документ 2.

«Победа моральная была бесспорна. А в свете дальнейших событий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось русской победой всё-таки большей, чем французской».

Документ 3.

«То была победа нравственная, но ещё оставалось не решённой задача материальной победы над вторгнувшейся в Россию армией».

Документ 4.

«Действительно, с точки зрения материальной, Наполеон был вправе объявить себя победителем: он захватил все основные пункты русской позиции».

Мнение современников

Документ 5.

«Французская армия расшиблась о русскую армию».

Документ 6.

«Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержали победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

Мнение писателя

Документ 7.

«Бородинское сражение есть лучшая слава русского оружия, есть победа…Прямым следствием Бородинского сражения было бегства Наполеона из Москвы, возращения по старой Смоленской дороге, погибель 500-тысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника».

Задание к документам. На основе документов выскажите своё мнение о том, чьей победой закончилось Бородинская битва.

45. Напишите эссе на одну из тем:                                                 (до 30 баллов)

  • «Бессмертен тот, Отечество кто спас!»
  • «И клятву верности сдержали…»
  • «Бородино – поле русской славы»

Викторина «Никто не забыт, ничто не забыто!»

по теме «Они сражались за Родину!»

по истории.

9-11 классы

1. Его военная философия выражена в простой, но емкой формуле: «Лучше быть слишком осторожным, нежели оплошным и обманутым». О ком идет речь?                         (1 балл)

2. Известный историк П.А. Жилин отмечает «При оценке Бородинского сражения следует подчеркнуть, по крайней мере, три главных результата …» О чем говорит Жилин?                                                                                                                        (3 балла)

3. «Маневр на Витебск». В чем суть замысла?                                                (3 балла)

4. На второй день войны, 13июня, вечером министр полиции А.Д. Балашов получил приказание ехать к Наполеону с письмом Александра I. Царь предлагал Наполеону вступить в переговоры, но лишь при одном условии. Какое условие выдвигал Александр I?                        (2 балла)                                                                

5. Ученые историки доказали, что первый партизанский отряд  был создан по инициативе Барклая де Толи. А кто им командовал?                                                        (1 балл)

6. Басня И. А. Крылова «Кот и щука», так же как и басня «Волк и псарня», посвящена событиям 1812 года. Какой исторический факт Отечественной войны описан в басне?                (3 балла)                                                

7. Уже в ходе отступления французской армии из Москвы, после битвы у Малоярославца, 25 октября Наполеон чуть было не попал в плен к казакам. В самый последний момент на выручку к императору едва подоспели два французских эскадрона, и казаки, значительно меньшие числом, были вынуждены отступить. Вечером этого же дня Наполеон призвал к себе своего личного доктора Ювана. Объясните, что потребовал у Ювана чудом спасшийся «покоритель Европы», избежавший, кстати, в стычке с казаками даже легкого ранения?                (3 балла)

8. Кому принадлежат слова «двенадцатый год был собственно великой политической ошибкой, обращенной духом русского народа в великое народное торжество»?                  (1 балл)                                                                        

9. Какова была сумма военного бюджета Франции накануне войны?                         (1 балл)                                                                

10. Кто был адъютантом Кутузова во время Бородинской битвы.                        (1 балл)

11. Назовите автора и произведение, из которого приведен фрагмент.

 «Прямым последствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель Наполеоновской Франции, на которую первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего противника»                                                                        (2 балла)

12. «Поди ко мне, мой герой, и обними меня. Чем может Государь вознаградить тебя?» К кому были обращены слова М.И. Кутузова после Бородинского сражения?                (1 балл)

13. Известный немецкий военный ученый – философ, участвовавший в войне 1812 года, находящийся при штабе Витгенштейна, высказал мысль, что Наполеон погиб от «стратегического истощения». Он же написал следующие строки: «Высшая мудрость не могла избрать плана лучше того, которые русские испытали непреднамеренно». Назовите автора этих слов?                                                                                                (1 балл)

14. Будущий декабрист Михаил Сергеевич Лунин слыл отчаянным гулякой, заядлым дуэлянтом, но вместе с тем имел репутацию чрезвычайно честного, свободолюбивого и мужественного человека. За участие в Бородинском сражении он был награжден золотой шпагой «За храбрость». А будучи членом «Союза спасения», предлагал себя в цареубийцы. В начале войны 1812 г. он послал начальству свой собственный проект относительно того, как выиграть войну с Наполеоном, в котором отводил лично себе далеко не последнюю роль. Предположите, в чем именно должна была заключаться историческая миссия Лунина, если он вполне осознавал, что, осуществляя её, непременно погибнет?                                                        (3 балла)

15. В своих записях Давыдов подробно рассказал об организации отряда и его боевых делах, впервые теоретически обобщил опыт партизанских отрядов в войне 1812 года. Вспомните, как называются воспоминания Давыдова.                                                        (3 балла)

16. «Фанатик в храбрости и патриотизме». К кому относятся слова М.И. Кутузова.  (1 балл)                                        

17. Кто и о ком так писал?                                                                         (2 балла)

«Два демона ему служили,

        Две силы чудом в нем слились;

        В его главе – орлы парили,

        В его груди – змеи вились.

                                                                        

18. Отдельными соединениями «Великой армии» командовали прославленные маршалы Наполеона, среди которых особенно выделялись трое: выдающийся стратег и администратор; первоклассный тактик, получивший от своего императора прозвище храбрейший из храбрых; начальник кавалерии Наполеона, виртуоз атаки и преследования. Назовите их?        (3 балла)

19. «Из республиканской, героической  она становилась все более эгоистичной и монархической. По мере того, как платье на мундирах делалось все богаче, а орденов на них все прибавлялось, сердца, бившиеся под ними, черствели.» О чем так говорил великий писатель, долго служивший под знаменами Наполеона. Назовите писателя.                                                (3 балла)

20. Военный историк, участник Бородинского сражения писал «Воспоследовала ужасная сеча, в коей и с той и с другой стороны истощены были чудеса почти сверхъестественной храбрости». Назовите автора этих строк? Вспомните название источника.               (3 балла)                                        

21. Что вам известно о подвиги генерала П.Г. Лихачева, командира 24ой пехотной дивизии во время Бородинского сражения.                                                                (3 балла)

22. Французские генералы и Наполеон обвинили Кутузова в том, что он ведет войну «не по правилам военного искусства», они требовали, чтобы он отказался от партизанских форм борьбы, не привлекал к участию в войне народные массы. Какой ответ дал М.И. Кутузов своим оппонентам?                                                                                        (3 балла)

23. Значение Смоленского сражения состоит в том, что:                                (1 балл)

а) оказался сорван первоначальный замысел Наполеона о разгроме поодиночке 1,2, 3-й армий;

б) основные силы французской армии были разгромлены;

в) русской армии удалось отстоять Смоленск;

г) русская армия перешла в контур наступления

24. Расположите в хронологической последовательности события Отечественной войны 1812г.:

  • Бородинское сражение;
  • назначение Кутузова главнокомандующим;
  • Смоленское сражение;
  • переправа через Березину;
  • сражение под Малоярославцем.                                                (до 5 баллов)

25. Что означают эти слова:                                        (по 1 баллу за каждое слово)

  • Бивак
  • Каре
  • Люнет
  • Шанц –
  • Корпия
  • Куверт
  • Ментик
  • Фермуар

                                                

26. Половину своего капитала (50тыс. руб. из 100) пожертвовал на защиту России от наполеоновских войск московский:                                                (1 балл)

а) генерал- губернатор

б) военный квартирмейстер

в) купец 1-й гильдии

г) городской глава

д) русский поэт В. Жуковский, вступивший в ополчение                                                        

27. С дамами он беседовал по-французски, в письмах жене изъяснялся на старомодном языке XVIII века, а в разговорах с крестьянами и солдатами употреблял простой и красочный русский язык. Речь идет о герое Отечественной войны 1812 года:                        (1 балл)

а) поэте и офицере Д.В. Давыдове

б) фельдмаршале  М.И.Кутузове

в) казачьем атамане М.И. Платове

г) генерале П.И. Багратионе

д) московском генерал - губернаторе Ф.В. Растопчине                

28. Когда Наполеон вошёл в Московский Кремль, он был поражён красотой его соборов. «Если бы я мог, я бы принёс на ладони Парижу этот храм»,  - воскликнул он. О каком кремлёвском соборе шла речь?                                                                        (1 балл)

   а) Архангельском

   б) Успенском

   в) Благовещенском

29. Как назывались гусарские брюки, расшитые на бёдрах узором из шнура или галуна? (1 балл)

а) колет

б) чакчиры

в) шаровары                

30. Какая традиция существовала в гусарском быту в XIX в.?                        (1 балл)

            а) носит блестящий, как будто новый, мундир и боевую, потрёпанную фуражку, с помятой тульей

             б) даже на балу появляться в поношенном мундире

             в) сочетать повседневную форму с деталями парадного мундира                                                                                                 

31. После какого сражения французской армии пришлось отступать из Москвы по старой Смоленской дороге?                                                                        (1 балл)

а) под Смоленском

б) под Калугой

в) под Малоярославцем                                         

32. Какие потери принесла Россия в войне 1812 г.?                                        (1 балл)

а) 100 тыс. человек

б) 500 тыс. человек

в) 2 млн. человек.

33. Какую территорию получила Россия в результате победы над Наполеоном?            (1 балл)

а) большую часть герцогства Варшавского;

б) территории Саксонии;

в) восточную Галицию.

34. С какой целью военная форма в Российской империи украшалась галуном – специальной тесьмой из золотой или серебряной нити?                                                (1 балл)

а) для обозначения рода войск;

б) для обозначения чина;

в) для обозначения количества наград.

35. Где Наполеон бросил свою армию после её поражения на реке Березине?        (1 балл)

            а) в Вильно;

б) в Могилеве;

в) в Брест-Литовске.

36. Что стало одним из итогов победы над Наполеоном в войне 1812 г.?                (1 балл)

а) падение монархии в Пруссии;

б) восстановление династии Бурбонов во Франции;

в) реставрация монархии в Англии.Задание № 79

37. С кем Россия вела войну в 1812 г. накануне вторжения армии Наполеона?        (1 балл)

а) с Турцией;

б) со Швецией;

в) с Персией.

38. О ком идет речь?                                                                         (2 балла)

Военную службу начал в 15 лет унтер-офицером. В 1788-1789 годах участвовал в штурме Очакова, в бою под Каушанами, во взятии Аккермана и Бендер. В 1890 годах сражался в Финляндии и Польше. В 1805-1807 годах он отличился в войне против Наполеона под Пултуском и Прейсиш-Эйлау. Во время русско-шведской войны 1808-1809 годов командовал корпусов в Финляндии, а затем был главнокомандующим всеми русскими войсками в Финляндии. С января 1810г. – военный министр. С войны 1812г. – главнокомандующий 1-й Западной армии. 600-тысячной армии Наполеона противостояли 200 тысяч русских войск на границе. Он избрал единственно возможную тактику. Отступая и умело маневрируя, он стремился сконцентрировать русские войска, не дать Наполеону разбить их поодиночке. Эта стратегия не была понята патриотически настроенной армией. Не пользовавшиеся популярностью полководец с иностранной фамилией, он передал командование М.И. Кутузову, оставшись во главе 1-ой армии. Руководя правым флангом при Бородине, он проявил редкостную храбрость. После смерти Кутузова в 1813 году вновь был назначен главнокомандующим. В сражениях под Бауценом, Кульмом, Лейпцигом, Бриенном, Бар-Сюр-Об, Фершампенуазе показал себя талантливым полководцем. Был произведён фельдмаршалы, получил княжеский титул. Умер в 1818г. на 57 году жизни.                        

39. О ком идет речь?                                                                         (2 балла)

«…Один из отличнейших генералов, особенно заслуживший любовь и уважение всей армии», - так писал Кутузов о нем, награждая его за стойкость, мужество и самообладание во время аустерлицкого поражения союзных войск в 1805г. Участник русско-шведской войны 1788-1790г., а затем кампании 1805г., он проявил себя во всех решающих событиях войны 1812г. Командуя шестым пехотным корпусом, он героически руководил обороной Смоленска. На поле Бородино сменил смертельно раненого Багратиона, а затем, командуя левым флангом русских войск, отбивал все атаки французов. Огромную роль он сыграл в сражении 12 октября под Малоярославцем. Восемь раз город переходил из рук в руки, наконец, Наполеон был вынужден отвести свои войска. Вместо Новой Калужской дороги французам пришлось отступать по разоренной Старой Смоленской дороге. В кампании 1813г. он участвовал в сражениях под Дрезденом и Лейпцигом, а затем, до взятия Парижа, находился в войсках под Гамбургом. Вскоре после возвращения  русских войск из-за границы, выйдя в отставку, он умер в Москве.                        

40. Программа военных поселений первое время осуществлялось Александром I в глубочайшей тайне. Перемещение военных частей объяснялось императором как мера для «удобного расквартирования войск». Новгородский генерал-губернатор впервые узнал о переходе части его губернии под военные поселения только из указа государя. Тем не менее и в нём причина перевода батальона солдат на его территорию объяснялось недостатком казарм в Петербурге. Чем можно объяснить столь великую засекреченность акции, которая по её реализации тут же становилась известной всей  России?

41. Напишите эссе на одну из тем:                                                        (до 30 баллов)

  • «Великая Бородинская битва».
  • «Бородинская битва – победа или поражение?»
  • «Победы русского оружия в Бородинской битве».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы викторин.Викторина №1

Викторина по русскому языку :"Проверь себя"....

Материалы викторин.Викторина №2

Викторина 2 "Проверь себя" Уважаемые учителя, вы можете проверить себя или использовать этот материал на уроках....

"Веселая математическая викторина" -викторина для обучающихся 5 - 7 классов

Внеклассое мероприятие по математике 5-7 классов....

Викторина « Все работы хороши - выбирай на вкус» Викторина « Все работы хороши - выбирай на вкус» викторина "

Цель:- расширить и конкретизировать знания детей о профессиях,- способствовать самостоятельности мышления и выбора,- формировать у детей интерес к будущей профессии,- воспитывать уважительное от...

Викторина для 5-6 класса "Хвостатая викторина"

Викторина позволяет вызвать интерес у учащихся  в области изучения темы" Царства "Животные"...