урок в 5 классе на тему "Древнейшие люди"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Майоров Данил Александрович

разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse_drevneyshie_lyudi.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по истории

в 5 классе

Тема:

«Древнейшие люди»

Учитель: Майоров Д.А

Тема урока: «Древнейшие люди».

Цель урока:

1.Познокомить с образом жизни и обликом древнейших людей, научить определять черты сходства и различия древнейшего человека и животных

2.Продолжить формирование умения работать с учебником и исторической картой.

3.Знать и понимать исторические термины.

Оборудование: учебник «История древнего мира», атласы, компьютер, слайды.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с определением науки истории, её основными задачами, источниками, которые позволяют современным ученым узнавать, что происходило в глубокой древности или прошлом веке.

Фронтальный опрос.

Вопросы:

  1. Дайте определение истории как науки.
  2. Для чего нужно изучать историю?

Учитель: Давайте представим, что мы с вами – группа археологов. Во время раскопок мы обнаружили множество разнообразных вещей.Ваша задача – в течение трех минут распределить найденные нами исторические источники по двум категориям – вещественные и письменные, и внести НОМЕРА выбранных вами вещей в правый и левый столбцы таблицы. Карточки для выполнения данной работы у вас на столах(приложений №1).

(После выполнения работы карточки собираются учителем. Карточки проверяются к следующему уроку, каждому учащемуся выставляется отметка).

3.Вступительная беседа учителя.

- откуда мы знаем, как жили наши далекие- далекие предки?

-что это за доказательства?

Как вы думаете, интересно ли изучать жизнь древних людей?

Рассмотрите иллюстрации п.1 учебника, и подумайте какие исторические источники и исторические дисциплины помогают исследовать жизнь древних людей (вещественные источники, археология).

Запись в тетради: Археологи - ученые, восстанавливающие жизнь по вещественным историческим источникам.

Работа археологов трудна и интересна. Самим раскопкам предшествует подготовительный процесс: нужно изучать различную научную литературу, затем изучить место, где планируется провести раскопки. С найденными вещественными источниками нужно обходиться осторожно, чтобы не повредить. Инструменты археологов - лопаты, разные кисточки.

4.Работа над темой урока.

Показ слайда «Облик древнейших людей».

Более 2-х миллионов лет назад на Земле появились первые люди. Они произошли от давно вымерших обезьян.

- где появились древнейшие люди?

(Работа с картой).

- чем древние люди отличаются от современных людей?

(Походили на обезьян, выступающая вперед челюсть, скошенный назад лоб, нависающие надбровные дуги, покрыты шерстью, руки свисают ниже колен.)

Дополнительный материал: древнейшие люди не умели разговаривать, объем мозга меньше, чем у современного человека.

Древнейшие люди научились изготавливать орудия труда: палки- копалки, заостренные камни, рубило.

Запись в тетради: Орудия труда – палка - копалка, заостренные камни, рубило).

-Как можно было применить эти орудия? (Добыть себе пищу).

-Чем питался древнейший человек? (Собирал то, что выросло).

Запись в тетради: Собирательство - сбор того, что дала природа.

-Что можно было собирать и какими орудиями труда?

(Корешки, плоды, ягоды, дикорастущие зерна, яйца птиц. Палкой - копалкой).

Чтобы все были сыты, нужно было всем собирать пропитание целыми днями.

-Достаточно ли было того, что собирали?

(Нет, так как пища малопитательна).

Показ слайда «Охота древнейших людей».

-Пофантазируйте, как мог охотиться древнейший человек?

( После рассказов детей, читаем текст учебника).

-Можно ли было в таких условиях прожить в одиночку?

Древнейшие люди жили человеческими стадами.

Запись в тетради: Человеческое стадо - коллектив древнейших людей.

В стаде было несколько десятков человек.

Родства не знали

Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не было.

Во главе с вожаками бродили первобытные стада в поисках пищи, каждое стадо жило своей самостоятельной жизнью.

Но все же это были люди – стадо было человеческим коллективом, в котором сохранялись и передавались от старших к младшим навыки изготовления  орудий труда из камня и дерева.

Древнейшие люди очень боялись огня. Если разряд молнии попадал в дерево и оно загоралось, начинался пожар! Тогда все живое спасалось бегством.

Но, может быть, какой- то любопытный человек, сунув ветку в огонь, понял, что огонь можно « поймать»! И тогда жизнь людей изменилась.

- Как изменилась жизнь древнейших людей с «приручением» огня?

(Огонь согревал в непогоду, отпугивал зверей, жарили мясо).

5.Закрепление изученного на уроке.

- когда появились первые люди?

- чем они отличались от животных?

- какими орудиями труда пользовались древнейшие люди?

- могли ли древнейшие люди прожить в одиночку?

-почему?

- как назывались группы людей?

-как изменилась жизнь людей с овладением огнем?

6.Подведение итогов.

7.Домашнее задание: п.1. ответы на вопросы на стр. 11 (устно).


ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ РАБОТЫ

ПО ПРОВЕРКЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Фамилия, имя ____________________________________________

1.Тарелка 7. Рисунок на стене здания

2. Табличка с символами 8. Остатки пищи

3. Горшок 9. Ковёр

4. Украшение из золота 10. Ложка

5. Угли 11. Пояс из кожи

6. Кости 12. Вышивка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка в 7 классе Тема «Знаменитые люди Британии»

Организация коллективной учебной деятельности (КУД) в группе на этапе совершенствования навыков иноя­зычного общения при работе по УМК «Английский язык» В.П.Кузовлева  в VIIклассе....

Урок истории в 5 классе культура первобытных людей

Урок в 5 классе "КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ". В папке находится конспект урока, сопроводительная музыка для презентации, презентация урока.Урок проходит на "ура!" ,включены игровые моменты,работа в кл...

Цикл уроков в 11 классе по теме "Люди и места"

Важной задачей современной школы является развитие творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся. Именно проектная деятельность формирует умения самостоятельно добывать новые знания, собир...

Урок в 5 классе «Природа и люди в Древней Индии»

Данный урок-репортаж даст обучающимся представление о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии; расширит кругозор,  приобщит ребят  к достижениям древнеиндийской ц...

Урок-игра. 5 класс. Жизнь первобытных людей.

Урок-игра. 5 класс. Жизнь первобытных людей....

Урок 6 класс ИР Древние люди и их стоянки на территории современной России

Урок по теме "Древние люди и их стоянки на территории современной России" к УМК Торкунова...

Урок немецкого в 3 классе по теме «Люди вокруг меня» Первый урок третьей главы " Люди вокруг меня ". Тема урока " Осень. Что делает семья Вундеркиндов осенью".

План урока немецкого языка в 3 классе по учебнику О.Л.Захаровой, К.Р.Цойнер "Вундеркинды плюс". Глава 3 "Люди вокруг меня", урок 1 :"Осень Что делают Вундеркинды осенью"....