Урок 6 класс ИР Древние люди и их стоянки на территории современной России
план-конспект урока по истории (6 класс)

Урок по теме "Древние люди и их стоянки на территории современной России" к УМК Торкунова

Скачать:


Предварительный просмотр:

История России – 6 класс

Урок 2. Древние люди и их стоянки на территории современной России 

 Цели:

 ~ обучающая (сформировать представление о древнейшей истории нашей страны; обратить внимание учащихся на причины более позднего по сравнению с Западной Европой развития хозяйства и государственности на территории нашей страны, дать этому объяснение; закрепить имеющиеся знания об исторических источниках);

 ~ развивающая (способствовать развитию памяти, внимания, воображения, мышления, речи, навыков работы с картой, навыков работы с таблицей);

 ~ воспитывающая (показать, что древнейшие люди, пришедшие на территорию нашей страны, прошли в своём развитии тот же путь, что и жители других регионов планеты).

План.

I Объяснение нового материала.

1. Исторические источники по истории России.

2. Древнейшее прошлое нашей страны.

3. Древнейшие стоянки на территории нашей страны.

II Закрепление

Домашнее задание: § 1, вопросы и задания к нему (устно);

карты, видео, иллюстрации, документы (страница группы на сайте Дневник.ру);  

выписать признаки первобытнообщинного строя;

задание №1 на с.8 Рабочей тетради

*Мини-проект: «Стоянки древнейших людей на территории России (Саратовской области)» (газета)

Ход урока.

Беседа

Слайд 1

Беседа

Беседа

Карта

Слайд 2

Приложение 1

Беседа

Карта (с.12)

Проблемный вопрос на доске

Беседа

Слайд 4

Беседа

Слайд 5

Слайд 6

Учебник с.12

Слайд 7

Беседа

Слайд 8

Слайд 9 – 10

Слайд 11

Учебник с.14

Запись

Слайд 12

Слайд 13

Беседа

Слайд 14

Учебник §1 п.2

Слайд 15

Беседа

Слайд 16

Слайд 17 – 19

Слайд 20 – 21  

Видео

Слайд 22

Слайд 23

Беседа

Тест ОГЭ

Слайд 24

I Объяснение нового материала.

?? Что изучает история? Какие периоды истории вы изучали в 5 и в начале 6 класса? В чём особенность курса, который вы начинаете изучать?

В этом учебном году в центре нашего внимания будут события русской истории с древнейших времён до конца XV века.

?? Зачем необходимо знать историю своей страны? Можно ли быть патриотом своей страны и при этом не интересоваться её историей?

?? Как вы думаете, с чего мы начнём изучение истории нашей Родины?

ЗАПИСЬ ТЕМЫ

(1)

?? На основании чего историки делают выводы о прошлом человечества? Что такое исторический источник?

(Исторический источник –  это памятник истории, который позволяет узнать о прошлом человечества) 

?? Какие источники по истории России вам известны?

Источники по истории России:

  1. Летописи – записи происходивших событий по годам.
  2. Письменные источники – деловые документы, грамоты, письма, литературные произведения, сказания, тексты договоров и законов и т.д.
  3. Данные археологии (вещественные источники)
  4. Данные лингвистики (науки о языке)
  5. Данные фольклористики (науки, изучающей народное творчество – былины, сказки, пословицы, песни и танцы)
  6. Изобразительные источники – иллюстрации в книгах, картины, скульптуры.
  7. Устные источники легенды, предания, обычаи и обряды, сказки

Изучая историю нашей страны важно понимать, что история России всегда была и является сегодня неотъемлемой частью мировой истории, оказывает на неё большое влияние.

А теперь отправимся в путешествие по страницам истории нашей Родины! В добрый путь!

(2)

?? Когда и где появились первые люди?

(более 2 млн лет назад на территории Восточной и Юго-Восточной Африки)

Задание классу: работа с таблицей «Древнейшее прошлое нашей страны» (Приложение №1).

?? Когда и где появились первые люди на территории нашей страны?

(от 500 тысяч до 1 млн лет назад на территории центрального Дагестана и Таманского полуострова; около 700 тыс. лет назад на Северном Кавказе)

?? Как вы думаете, почему на территории нашей страны люди появились позже?

(природно-климатические условия)

?? Возникает вопрос: был ли их путь развития таким же, как и у жителей остальных территорий Земли?

?? Как называют древнейший период жизни человечества? Почему его назвали каменным веком?

?? Дайте перевод терминов «палеолит», «мезолит», «неолит», «энеолит».

?? Каковы были основные занятия людей в эпоху (раннего) палеолита? Какими навыками они владели? Какие орудия труда существовали?

(охота и собирательство; умели поддерживать огонь; примитивное оружие и орудия труда из дерева, кости и камня: ручные рубила, скрёбла, остроконечники)

?? Что такое «человеческое стадо»?

(человеческое стадо – древнейший коллектив людей, ведущих совместный труд по добыванию пищи)

?? Какие изменения произошли в природно-климатических условиях жизни людей около 80 тысяч лет назад? Что такое ледниковый период?

Задание классу: покажите на карте (с.12) границы максимального оледенения. Какие районы современной России оказались подо льдом?

?? Как наступление ледника повлияло на образ жизни наших предков?

(расселились на север – на территорию нынешней Украины, в Среднее и Нижнее Поволжье, научились добывать огонь; возникло искусство и религиозные верования; орудия труда – копья с костяными наконечниками, дубины, каменные ножи, пилы, тёсла и шилья, костяные иглы с ушками; загонная (облавная) охота на крупных животных, собирательство, приручена собака; появилось половозрастное разделение труда)

?? Почему наступление ледникового периода привело к возникновению родовых общин? Дайте характеристику данной форме объединения людей.

Родовая община (род) – постоянный коллектив родственников.

?? Почему лук и стрелы появились именно после окончания ледникового периода?

(крупные животные вымерли, необходимость охоты на мелких и быстрых животных и птиц)

Задание классу: на основе учебника (с.14) объясните, что такое «микролиты», сделайте записи в тетради.

Микролиты – мелкие, тщательно обработанные кусочки каменных пластинок, использовавшиеся при изготовлении составных орудий.

?? Рассмотрите реконструкции (воссоздание на основе скелетных остатков) облика питекантропа, неандертальца и кроманьонца и сделайте выводы о том, как изменялась внешность человека, предположите, с чем это было связано.

(изменение облика связано с трудовой деятельностью)

?? Как называется тип хозяйства, существовавший в эпоху каменного века? Объясните, что это такое.

(присваивающее хозяйство – хозяйство, при котором  люди  пользовались готовыми продуктами природы)

(3)

Задание классу: на основе текста учебника (§1 п.2) покажите на карте и расскажите о древнейших стоянках человека на территории современной России. Заполните хронологическую таблицу.

Название

Местоположение

Возраст

Какие вещественные источники найдены

Денисова пещера

Алтай

50 тыс. лет

Стоянки древних людей

Костёнки

под Воронежем

35 – 45 тыс. лет

Орудия труда, украшения и произведения древнейшего искусства, в том числе «палеолитические венеры»

Сунгирь

под Владимиром

около 25 тыс.лет

Копья с наконечниками из кости мамонта, костяные браслеты, бусины.  Жезлы, дротики, одежда из натурального меха, обереги и т.д.

Задание классу: работа с видеофрагментом «Сунгирь» (добавление в таблицу).

Капова пещера

Южный Урал (Башкирия)

16 – 14 тыс. лет

Рисунки древних людей, изображающие мамонтов, носорогов, лошадей, а также треугольники, лестницы, линии

?? Покажите древнейшие стоянки человека на территории современной России

II Закрепление

?? Можно ли сказать, что люди на территории нашей страны прошли в своём развитии тот же путь, что и другие народы? Почему этот путь начался у них позже, чем у некоторых других народов?

?? Как первобытным людям удалось выжить и заселить территорию современной России?

?? Знали ли вы о том, что наша страна имеет настолько древнюю историю?

Задание классу: тестирование в формате ОГЭ.

Задание классу: рассмотрите фрагмент картины художника В.М.Васнецова «Охота на мамонта» (с.13). выясните, какая деталь картины является недостоверной.

(лук появился позже – в эпоху мезолита, когда мамонты уже вымерли)

ТЕРМИНОЛОГИЯ:

Исторический источник –  это памятник истории, который позволяет узнать о прошлом человечества 

Летопись – записи событий по годам.

Археология – наука, изучающая историческое прошлое человечества по вещественным источникам.

Фольклористика – наука, изучающая народное творчество, произведения. Создаваемые народом (былины, сказки, пословицы, песни, танцы).

Лингвистика – наука о языке.

Человеческое стадо – древнейший коллектив людей, ведущих совместный труд по добыванию пищи. 

Родовая община (род) – постоянный коллектив родственников.

Микролиты – мелкие, тщательно обработанные кусочки каменных пластинок, использовавшиеся при изготовлении составных орудий.

Присваивающее хозяйство – хозяйство, при котором люди пользовались готовыми продуктами природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 6 классе по теме "Древние люди и их стоянки на территории современной России"

Данный материал содержит планеруемые цели и задачи по ФГОС,наглядную схему....

Конспект урока по истории в 6 классе "Древние люди и их стоянки на территории современной России"

Урок "Древние люди и их стоянки на территории современной России" был разработан в соотсетствии с ФГОС. При разработке данного урока частично был использован материал урока учителя истории Гимназии № ...

Древние люди и их стоянки на территории современной России

Материал к уроку истории России в 6 классе по теме " Древние люди и их стоянки на территории современной России"....

История России 6 класс Древние люди и их стоянки на территории современной России

Технологическая карта урока "Древние люди и их стоянки на территории современной России", так же сопроводительная презентация к уроку.  Данный материал разработан по учебнику Истории Ро...

Рабочий лист к уроку «Древние люди и их стоянки на территории современной России»

Рабочий лист к уроку «Древние люди и их стоянки на территории современной России»...

Конспект урока "Древние люди и их стоянки на территории современной России"

В ходе урока вы узнаете о появлении людей на территории современной России, древнейших стоянках человека, зарождении родового строя и совершенствовании орудий труда....

Технологическая карта урока "Древние люди и их стоянки на территории современной России"

Технологическая карта урока по истории по УМК под ред. А.В. Торкунова....