Использования наглядных методов обучения на уроках истории.
методическая разработка по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Анфилогова Анастасия Андреевна

Тема моего выступления – Использования наглядных методов обучения на уроках истории.

Я работаю 2 год в школе учителем истории и столкнулась с такой проблемой, что учащиеся тяжело запоминают термины и понятия. А история примерно состоит на 50% из терминов. Поэтому чтобы улучшить запоминание терминов я решила применить один из приемов технологии критического мышления.

Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. 

Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:  «Вызов – осмысление – размышление». Рассмотрим эти стадии подробно. 
        В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и  представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Приемами данной технологии стали – применение наглядности, с помощью которой формируется понятийное мышление

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Мое выступление

Здравствуйте Уважаемые коллеги!
Тема моего выступления – Использования наглядных методов обучения на уроках истории.

Я работаю 2 год в школе учителем истории и столкнулась с такой проблемой, что учащиеся тяжело запоминают термины и понятия. А история примерно состоит на 50% из терминов. Поэтому чтобы улучшить запоминание терминов я решила применить один из приемов технологии критического мышления.

Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. 

Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:  «Вызов – осмысление – размышление». Рассмотрим эти стадии подробно. 
        В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и  представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Приемами данной технологии стали – применение наглядности, с помощью которой формируется понятийное мышление.?????????????????

Почему именно через наглядность я на уроках решила помогать формировать понятийный аппарат?

Вспомним цитату знаменитого педагога Константина Дмитриевича Ушинского

О НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИАнализируя роль наглядности в обучении, К. Д. Ушинский рассматривает ее как средство развития наблюдательности, умения верно выражать словах результаты наблюдения и делать из них логические выводы, видеть предметы всесторонне. Он стремится показать, как совершается переход от непосредственных наблюдений конкретных предметов и явлений к абстрактному мышлению. Верное логическое мышление, по его словам, возникает из верных и точных наблюдений.

В учебниках для начальной школы Ушинский дает образцы того, как учить детей «отыскивать, перечислять и излагать в порядке признаки предметов, потом сравнивать между собою несколько знакомых уже им предметов, находя между ними сходство и различие…»

Цитаты:

  • Детская природа ясно требует наглядности.
  • Дитя  мыслит  формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе.
  • Необходимо, чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его  руководством  ощущения  дитяти  превращались  в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово.

Данный прием я использую с детьми по окончанию раздела в момент закрепления изученного материала – например раздел в 5 классе – Первобытное общество, в конце мы с ними вспоминаем какие термины мы узнали с помощью иллюстраций из учебника, тех иллюстраций, которые я показывала при изучении новой темы.

Или изучение в 6 классе -
7,8 - ……

Я заметила, что данный прием помогает намного лучше запоминать новые понятия и термины. Ведь иллюстрации берутся не просто как отдельная прямая составляющая термина, а почти каждая несет в себе дополнительный пласт информации по изученному периоду. А современные дети в большинстве своем визуалы, и у них в памяти остаются яркие картинки, связанные с терминами и историей изучаемого периода
Демонстрация – слайд..
Уважаемая комиссия и коллеги хочу продемонстрировать вам данный прием на практике:

Показ слайдов

Данный прием не занимает много времени, и он универсален для всех предметов, потому что в каждом предмете есть свой понятийный аппарат, который можно укреплять. И детям становится интересно учить и запоминать.
Спасибо за внимание!

1 ТЕРМИН ПЕРВОБЫТНОСТЬ, ДРЕВНИЙ МИР (ериод времени от появления первых людей (1,6 млн лет тому назад) до возникновения первых цивилизаций, классовых обществ (конец 4-го тысячелетия до н.э.)) –
1.1. -  изображение ленты времени на которой период древнего мира обозначен, куда входит и первобытность около 2 млн. лет назад

1.2 – карта первейшего расселения древних людей и распространения земледелия. Первые люди в Восточной Африке,

1.3 – охота на диких коз – это главное занятие, которое их кормило

3 –изображение самки бизона в пещере Альтамира в Испании – изображали для того чтобы животные у них не выводились, проводили колдовской обряд – появление религиозных верований, появления искусства ( около 15 тыс. лет назад)

4 – каменный топор, мотыга и костяной серп – все это говорит о том, что у древнего че6ловека появляется земледелие около 10 тыс. лет назад (в Западной Азии)

2 термин – родовая община – коллектив родственников, проживающих на одной территории и ведущих совместное хозяйство

Это форма проживания древних людей, где люди связаны родством, коллективным трудом и потреблением. У сородичей распространена кровная месть за убийство человека из своей общины. Возникла около 40 тыс. лет назад, тогда же, когда и человек разумный.

Картинки по запросу человек разумный скелет

3 - Государство – это организация власти одного класса над другим. Первые государства появляются около 5 тысяч лет назад.

Первое в мире государство возникло в Египте в конце 4-ого тысячелетия до нашей эры. 

Признаки государства:
1. Единая территория

2. Аппарат власти (чиновники, стражники, войско)
В Древнем мире во главе государства стоял царь, который получал власть по наследству – от отца к сыну. использовалось для походов в другие страны, а также для подавления бунтов крестьян и рабов. 

http://to-name.ru/images/country/signs-state.jpg
3. Сбор налогов

4. Издание законов
Картинки по запросу законы древнего мира 

4 – ЕГИПЕТ  - страна в Африки, располагашаяся на берегах р. Нил от 1 порога до Средиземного моря

4.1 – р. Нил – главный источник питания египтян, от его разливов зависел урожай египтян, в июне разлив Нила – оставлял ил

4.2 – борьба северного и южного египта – белая корона – Южный Египет, красная – Северный, Борьба между царствами окончилась около 3000 года до н.э. победой Южного Египта, и Египет стал единым государством. Единый правитель стал носить двойную красно-белую корону. Повелитель всего ЕГИПТА –  II (2) тысячелетии до н.э. стали называть фараонами (в переводе это значит «большой дом»). 1 столицей – город Мемфис

5 – Храм – жилища богов

6 – Средние века –это исторический период, начавшийся с падения Западной Римской империи (конец V в.) и длившийся 1000 лет (до XV в.).  Период глубокого культурного упадка в противовес высокому взлету культуры в античном мире и в новое время.

7 – Дань – натуральный или денежный побор с покоренных земель и народов.

8 – Абсолютизм – форма правления, при которой власть принадлежит одному лицу - монарху


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации из опыта работы учителя по  организации диалогового общения, через технологию педагогических взаимодействий и методики интерактивного обучения....

Использование интерактивных методов обучения в преподавании истории и обществознания

В усовиях модернизации образования одной из ведущих задач является формирование у обучающихся ключевых компетенций. Для этого необходимо выявить наиболее  оптимальные формы обучения, методы и при...

Использование наглядных средств обучения на уроках истории как одно из условий оптимизации учебного процесса в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью изображений.Образное преподавание...

Образовательный проект «Продуктивное использование дистанционных методов обучения на уроках истории и обществознания»

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА В основе реализации проекта лежит проведение исследования эффективности использования дистанционных методов обучения для повышения мотивации учащихся к изучению истории ...

"Использование интерактивных методов обучения на уроках истории"

    Программа модернизации российского образования выдвигает задачу более широкого применения активных методов обучения и воспитания, реально отражающих социально-экономические и поли...