Использование наглядных средств обучения на уроках истории как одно из условий оптимизации учебного процесса в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения
проект (6, 7, 8, 9 класс)

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью изображений.

Образное преподавание истории имеет особое значение, т.к. прошлое нельзя по-настоящему узнать и понять, не представляя его зрительно.

Принцип наглядности – один из важнейших принципов обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Создание у учащихся с нарушением интеллекта конкретных представлений необходимо не только при изучении прошлого, но и современности.

Мышление учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида требует образности и конкретности воспринимаемого материала. Учитель не может опереться на личный опыт учащихся, на непосредственное наблюдение. И если на уроках истории не будет «образов прошлого», то в ответах учащихся появляются «железные дороги у славян», «винтовки у стрельцов», «сараи» вместо изб у крепостных крестьян.

Наглядность обогащает образное мышление, обеспечивает прочность знаний, развивает наблюдательность, воображение, речь, оказывает воздействие на учащихся, формирует их эстетические взгляды. Наглядные образы являются основой для формирования представлений и понятий. Конечно, роль наглядности в мыслительной деятельности по мере взросления учащихся снижается, но в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы не устраняется полностью. В обучении истории учащиеся с нарушением интеллекта методы наглядного обучения широко применяются наряду со словесными. Тем самым учитель вносит в обучение живое созерцание, являющееся исходной ступенью познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл z.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Использование наглядных средств обучения на уроках истории как одно из условий

оптимизации учебного процесса в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения

Учитель Волобуев А.А.

г. Нижневартовск

Использование наглядных средств обучения на уроках истории как одно из условий оптимизации учебного процесса

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью изображений.

Образное преподавание истории имеет особое значение, т.к. прошлое нельзя по-настоящему узнать и понять, не представляя его зрительно.

Принцип наглядности – один из важнейших принципов обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Создание у учащихся с нарушением интеллекта конкретных представлений необходимо не только при изучении прошлого, но и современности.

Мышление учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида требует образности и конкретности воспринимаемого материала. Учитель не может опереться на личный опыт учащихся, на непосредственное наблюдение. И если на уроках истории не будет «образов прошлого», то в ответах учащихся появляются «железные дороги у славян», «винтовки у стрельцов», «сараи» вместо изб у крепостных крестьян.

Наглядность обогащает образное мышление, обеспечивает прочность знаний, развивает наблюдательность, воображение, речь, оказывает воздействие на учащихся, формирует их эстетические взгляды. Наглядные образы являются основой для формирования представлений и понятий. Конечно, роль наглядности в мыслительной деятельности по мере взросления учащихся снижается, но в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы не устраняется полностью. В обучении истории учащиеся с нарушением интеллекта методы наглядного обучения широко применяются наряду со словесными. Тем самым учитель вносит в обучение живое созерцание, являющееся исходной ступенью познания.

В обучении истории используются разнообразные наглядные средства.

Первая группа наглядных средств обучения – предметная наглядность.

Она имеет особую познавательную ценность, предполагает непосредственное восприятие подлинных вещественных памятников исторического прошлого и его материальных следов.

Пример: при посещении московского Кремля, Красной площади ребята знакомились с архитектурными памятниками, которые находятся на их территории: с «Лобным местом», памятником Минину и Пожарскому, с собором Василия Блаженного, с башнями и стенами Кремля и т.д.

После экскурсии по теме «Красная площадь» на уроках истории с учащимися проводится беседа:

  1. Что означает название Красная площадь?
  2. Как выглядела Красная площадь в древности?
  3. Какие названия имела площадь?
  4. Что такое Лобное место? Когда было устроено и для чего предназначалось?
  5. Кому посвящен первый скульптурный монумент на Красной площади?
  6. Что особенно понравилось во время экскурсии.

Подобные беседы проводятся после каждой экскурсии.

Большую ценность при изучении исторического материала имеет посещение музеев.

Так, при посещении музея истории Москвы, ребята знакомятся с орудиями труда, предметами быта, оружием и т.п., что помогает воссозданию точных зрительных образов, лучшему усвоению материала по темам.

После экскурсии проводится беседа:

  1. Какой музей вы посетили?
  2. О чем рассказывает этот музей?
  3. Где находится музей?
  4. Какие экспонаты музея вам особенно понравились? Перечислите их.

Вторая группа наглядных средств – изобразительная наглядность.

Изобразительная наглядность представлена различными рисунками, фотографиями, учебными картинами.

Орудия труда различных эпох, внешний облик людей, их жилище, оружие – все это описывается с помощью показа изображений этих предметов (на таблицах, картинах, рисунках в учебном пособии. Например, сколько бы учитель ни говорил о бороне - суковатке или гончарном круге, умственно отсталые обучающиеся не будут представлять себе эти орудия труда, пока не увидят их изображение на картине или рисунке в учебнике.

Среди средств изобразительной наглядности в работе на уроке истории большое место занимают картины на исторические темы, дающие целостное представление об историческом явлении, событии, герое.

В кабинете истории находятся картины к определенным темам школьного курса истории, они соответствуют возрасту учащихся и отражают существенные явления или события прошлого, они просты по композиции и доступны для понимания учащимися.

При обучении учащихся, имеющих психофизические недостатки, наибольший эффект от использования исторических картин достигается при их оптимальном сочетании с живым словом учителя (повествование, описанием, рассказом, беседой).

Пример – работа с картиной «Иван III топчет ханскую грамоту» по теме «Освобождение от иноземного ига» в 7 классе. Начинается она с рассказа учителя: что собой представляло Московское государство при Иване III и какая главная задача стояла перед государством (положить конец монголо-татарскому игу).

Далее: демонстрация картины и продолжение рассказа учителя.

Кульминация картины – Иван III рвет ханскую грамоту (басму), бросает ей под ноги и топчет…

Этот момент и изобразил художник А.Кившенко на своей картине. Во время рассказа учитель указывает на персонажей картины, их позы, выражения лиц.

В заключении проводится обобщающая работа по картине:

  1. О чем говорит такое смелое и дерзкое поведение московского князя? (сильным стало Московское государство, можно и вызов бросить врагу, чтобы сбросить ненавистное иго).
  2. Иван III велел передать хану такой ответ: «Та курица умерла, которая носила татарам золотые яйца». Как понимать эти слова?
  3. Посмотрите на картину и скажите, какие её детали говорят о том, что нет больше страха и покорности перед Ордой?

Другой вид работы с картиной – развернутая беседа с учащимися, которая помогает уточнить и конкретизировать знания.

Так, например, по картине «Полюдье» проводится беседа по вопросам:

  1. Кто собирал дань?
  2. В какое время года князь выезжал за данью?
  3. Чем еще занимался князь во время объезда подвластного населения? Чем платили дань?
  4. Куда и на чем увозили дань?
  5. Зачем при сборе дани князю нужна была дружина?

Таким образом, используя картины на уроке, учитель не только формирует исторические представления и понятия, но и учит школьников подходить  к картине как к источнику исторических знаний.

Особая работа проводится с иллюстрациями учебника истории .

Иллюстрация учебного пособия многообразна и работа с ними разнообразна: одни используются в ходе рассказа как наглядность (например, Софийский собор в Киеве и Новгороде), другие разбираются вместе с учащимися, чтобы объяснить сущность, основные черты исторического явления («Продажа крепостных»), портреты помогают формировать четкие представления об историческом факте (изображения оружия и орудий труда). Но главное в работе с иллюстрацией состоит в том, что ни одна из них не остается не разобрана, т.к. сами учащиеся забывают к ним обратиться.

Третья группа наглядных средств – схематический рисунок.

К ним относятся: схема сражения, схема политического устройства, экономических связей и т.д.

Все схемы, представленные в учебнике, разбираются на уроке, другие готовятся заранее на плакатах или воссоздаются мелом на доске.

Пример. Урок по теме: «Образование СССР» (9 кл.). Объясняя причины объединения советских республик в единое союзное государство, рассказывая о принятии Договора об образовании СССР от 30.12.1922 г. на I Всесоюзном съезде Советов, одновременно воссоздается на доске схема, называются республики, которые вошли в состав СССР.

Объясняя тему «Образование государства восточных славян Киевская Русь» (7 кл.), работая с настенной картой, воссоздается схема «Границы Древней Руси».

Учащимся специальной (коррекционной) школы более доступен такой вид наглядности, как рисунок на доске, возникающий по мере изложения учителем нового материала, обеспечивающий одновременность восприятия слова и образа, показывающий явление или событие в динамике, облегчающий понимание исторического материала.

В конце урока, закрепляя пройденное, ученики сами рисуют в тетради, копируя рисунок учителя.

Рисование на доске является одним из методов коррекции, т.к. привлекает ученика к активному восприятию и разбору материала, развивает наблюдательность, интерес к истории.

Четвертая группа наглядных средств обучения – технические средства (ТСО)

ТСО усиливают яркость, эмоциональность, динамичность обучения, стимулируют воображение и мышление учащихся, поэтому их использование в специальной школе необходимо.

К этой группе относятся диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, звукозаписи, а также аппаратура, с помощью которой можно их демонстрировать.

Из всех ТСО наиболее эффективными являются видеозаписи. Живое изображение событий, показ исторического события в динамике и присущем ему драматизме. При закреплении темы проводится беседа с опорой на просмотренный фильм.

Использование перечисленных наглядных средств обучения на уроке истории, чередование их с другими формами работы создает оптимальные условия для активной деятельности учащихся и в то же время исключает перенапряжение внимания, так как дает школьникам возможность переключать внимание на различные стороны учебного процесса.

Вся эта работа в конечном итоге дает возможность добиваться положительных результатов в усвоении исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта, повышать уровень их воспитанности, решать коррекционные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая работа с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

О том, как смежные науки приходят на помощь на практике...

Использование методик развития интеллектуальной сферы в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Для обеспечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развития когнитивных процессов: памяти, внимание, мышления, воображения, и предпо...

"Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения"

Особенности коррекционно-воспитательной   работы  с умственноотсталыми учащимися.. Основные направления , формы и методы работы во время учебного процесса....

Использования наглядных методов обучения на уроках истории.

Тема моего выступления – Использования наглядных методов обучения на уроках истории.Я работаю 2 год в школе учителем истории и столкнулась с такой проблемой, что учащиеся тяжело запоминают терми...

Использование мультимедийных средств обучения на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся

Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощь...

Презентация: Куклотерапия как метод коррекции в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

Актуальность - данной темы в том, что  в настоящее время бумажные куклы вновь стали востребованными. Несмотря на то, что наши дети имеют все самое необходимое для развития - конструкторы, пазлы, ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ БЕРЕЖЛИВОГО КОЛЛЕДЖА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. Технология проблемного обучения включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных  методов, творческих по самой своей сути, и ориентирована не на интеграцию фактиче...