Технологическая карта урока «Реформы управления Петра I» 8 класс
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Бозылева Олеся Викторовна

Методическая разработка урока по истории России 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reformy_petra_1.odt29.3 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока История России 8 класс

Класс

8

Тема урока

Реформы управления  Петра I

Тип урока

Урок изучения нового материала

Вид урока

Проблемный урок

Цель

изучить основные положений реформ Петра I, рассмотреть их результаты и проанализировать историческое значение реформаторской деятельности Петра I; помочь учащимся увидеть альтернативы в указанный период.

Задачи

Образовательные: познакомить учеников с содержанием реформ Петра I; достичь понимания их исторического значения.

Развивающие: сформировать умение решать проблемную ситуацию; закрепить навыки работы с текстом учебника, умения давать аргументированную оценку и формулировать значение исторического события; делать выводы.

Воспитательные: способствовать развитию чувства гордости историческим прошлым своей страны, осознанию Петра I как великой личности российской истории; воспитание чувства сопереживания к судьбам простого народа.

Универсальные учебные действия

  • Личностные УУД: осуществление гражданской идентификации личности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
  • Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; оценка правильности выполнения действий; выполнение учебных действий.
  • Коммуникативные УУД: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; учет разных мнений; формулирование собственного мнения; умение задавать вопросы; построение монологического высказывания.
  • Познавательные УУД:осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; выделение существенной информации из текстов разных видов; выдвижение гипотез и их обоснование; доказательство; формулирование проблемы.

Планируемые результаты

Предметные:

Учащиеся должны:

  • объяснять, в чём заключались предпосылки петровских преобразований;
  • характеризовать важнейшие преобразования Петра I;
  • использовать текст Табели о рангах для характеристики социальной политики власти;
  • давать оценку итогов социальной политики Петра I;
  • оценивать реформаторскую деятельность Петра I.

Личностные:

Учащиеся должны:

  • осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений;
  • осознавать свою идентичность как гражданина страны;
  • проявлять толерантность.

Метапредметные:

Учащиеся должны:

  • использовать различные источники исторической информации;
  • анализировать и обобщать факты;
  • обосновывать выводы;
  • осуществлять коллективную работу, проявляя готовность к сотрудничеству с соучениками.

Межпредметные связи

Всеобщая история: история стран Европы XVII-XVIII вв.: политическое развитие европейских стран.

Методы и приемы обучения

Метод проблемного обучения, беседа.

ХОД УРОКА

Дидактическая структура урока

Содержание и приемы работы учителя

Содержание и приемы работы учащихся

Формируемые УУД

Организа-ционный момент

Актуали-

зация опорных

знаний

Проблемно-мотивационный этап

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность

к уроку

  1. Проверочный тест.

Очень часто историки представляют 18 век особым периодом в развитии нашей государственной жизни. Этому периоду дано несколько названий: одни зовут его «Императорским», другие «Петербургским», третьи просто называют это время новой русской историей. Новую русскую историю начинают с так называемой эпохи преобразований общественного быта. Главным деятелем этих преобразований был Петр I Великий. Поэтому время его царствования представляется нам той гранью, которая отделяет старую Русь от преобразованной России.

Давайте сопоставим высказывания двух историков:

В. Татищев: «Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации».

М. Щербатов «Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой». 

Приветствуют

учителя. Организуют

рабочее место.

Выполняют задания:

Учащиеся формулируют проблему, выбирают лучший вариант, который записывается на доске и в тетрадях.

Проблема: Могли ли Россия добиться успехов в экономическом, политическом и культурном развитии без реформ в сфере управления? Что изминилось в системе управления Рос. Государством?

Коммуникативные ууд: умение выражать свои мысли в устной и письменной форме,

предметные:Знать: даты, термины.

уметь: отвечать на вопросы по пройденному материалу.

познавательные:

умение работать с новой информацией, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

 

регулятивные ууд:

умение осуществлять целеполагание разбивать деятельность на этапы.

Этап введения нового материала

Организация работы в группах.

Реформы Петра I

Содержание реформ

Их значение

Реформа центрального управления (1711, 1718-21, 1722 гг.)

Введение правительствующего Сената. Наделен законосовещательными, судебными и контролирующими функциями.

171801721 гг. введение коллегий вместо приказов.(изначально их было 11)

1722г . введение должности генерал -прокурора  осуществлял контроль над деят-ю Сената. Руководил прокуратурой

Управление улучшилось: усилился контроль, четкое определение функций органов власти, коллективное принятие решений

Указ о единонаследии (1714 г.)

Запрещалось дробление дворянских имений. Уравнял в правах поместья и вотчины. Недвижимость передавалась только одному сыну.

Появилось единое дворянское сословие

Табель о рангах (1722 г.)

Государственная служба делилась на гражданскую и военную.

Устанавливалось 14 рангов для гражданских и военных чиновников.  Чины с 14-9 давали личное дворянство без права передачи по наследству. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином

Единая система чинов, продвижение по службе не зависит от происхождения

Областная (губернская) реформа (1708 г.)

Вместо уездов появились губернии. Всего 8 губерний. Управляли губерниями губернаторы и генерал-губернаторы с административными, полицейскими,финансовыми, судебными функциями. В 1719 г. губернии были поделены на 50 провинций, во главе которых стояли воеводы,подчинявшиеся губернаторам

Усиление местной власти

Реформа городского управления

1699г.

В городах были введены  Ратуши для управления городским торгово-промышленным населением, которые одновременно являлись и финансовым учреждением , и высшей судебной инстанцией для городского населения. Во главе городов находились бурмистры, которые избирались населением

Способствовала экономическому подъему городов, поддержка государством состоятельных горожан

Развитие местного самоуправления.

Каждая из групп учащихся выполняет задание по учебнику.

1-я группа. Реформа центрального управления.

Какие новые органы власти появились при Петре I? Чем они занимались?

Улучшилось ли управление страной? Ответ объясните.

2-я группа. Указ о единонаследии. Табель о рангах.

Каково содержание указа о единонаследии? Какое сословие стало единым?

Сколько классов чиновников вводила Табель о рангах? Что они получали вместе с чином?

От чего зависело продвижение по службе? Считаете ли вы такой порядок справедливым? Почему? 

3-я группа. Областная (губернская) реформа. И городская реформа. На какие части была разделена территория России в 1708 г.? Какой властью обладали губернаторы?

Для чего была проведена губернская реформа? Считаете ли вы эту реформу полезной? Почему? 

Класс знакомится с содержанием преобразований Петра I, слушая ответы каждой группы на вопросы. Заключительные вопросы заданий позволяют ученикам сформулировать историческое значение реформ. Оно заносятся всем классом в таблицу 

коммуникативные ууд:умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение другого).

регулятивные ууд:

умение осуществлять целеполагание, разбивать деятельность на этапы.

Метапредметные:Уметь аргументи-

ровать и отстаивать свое мнение. Уметь делать осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.

Предметные: уметь аргументировать свое мнение о реформах Петра 1.

Личностные: Осознавать значимость государственных преобразованийдля дальнейшего развития страны.

Первичное закрепление и диагностика усвоения нового материала

Выполнение задания «Закончи предложение»

  1. Указ 1714 года ликвидировал разницу между поместьями и ____________
  2. Дворяне получают право по завещанию передать свою землю только _______________________.
  3. Согласно «Табели о рангах» продвижение по службе зависит не от знатности, а от _______________________
  4. Потомственное дворянство можно было получить достигнув _________________
  5. Ярым противником реформ Петра был _________________________.
  6. Власть в стране полностью зависит от ________________

Учащиеся выполняют задание, а затем осуществляют взаимопроверку выполнения задания, по ответам, появившимся на экране.

  1. Указ 1714 года ликвидировал разницу между поместьями и ВОТЧИНОЙ.
  2. Дворяне получают право по завещанию передать свою землю только ОДНОМУ СВОЕМУ СЫНУ,
  3. Согласно «Табели о рангах» продвижение по службе зависит не от знатности, а от ЛИЧНЫХ ЗАСЛУГ.
  4. Потомственное дворянство можно было получить, достигнув 8 РАЗРЯДА.
  5. Ярым противником реформ Петра был ЦАРЕВИЧ АЛЕКСЕЙ.

Власть в стране полностью зависит от МОНАРХА (ЦАРЯ, ИМПЕРАТОРА, ПЕТРА).

личностные ууд:

навык оценочной деятельности.

познавательные:

умение работать с новой информацией, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Итоги урока, рефлексия

После представления результатов выполнения задания предлагается вернуться к решению проблемы:

Давайте вспомним противоположные оценки историков деятельности Петра и решим, какая оценка и почему кажется вам наиболее верной. А может быть, вы сформулируете собственную позицию. 

Ученики формулируют свой вывод. Часть класса поддерживает положительную оценку, данную Петру I В.Татищевым, и аргументируют ее тем, что реформы Петра улучшили центральную и местную систему управления страной, поставили продвижение по службе в зависимость от личных качеств человека, способствовали экономическому развитию городов. Сторонники высказывания М.Щербатова называют разрушение русских традиций, удар по авторитету православной церкви, подчинение ее государству.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Домашнее задание

Пар. 5 чит., вопр. Устно.

 задание 2 (стр. 39)

Слушают, записывают д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта урока истории в 11 классе по теме "Политика и экономика: от реформ к застою"

Технологическая карта урока истории в 11 классе по теме "Политика и экономика: от реформ к застою"...

Технологическая карта урока "Реформы Избранной Рады"

Оценка деятельности Избранной рады; сравнивать процессы централизации государства в России и европейских странах; характеризовать российские органы сословного представительства...

Технологическая карта урока Реформы Избранной рады

Технологическая карта урока Реформы Избранной рады...

Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме:"Картинки с выставки"

Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме: "Картинки с выставки". Цель: на примере творчества М.П. Мусоргского ввести понятие "Сюита"....