Тема урока: «Возникновение искусства и религиозных верований 5 класс Богородицкая Татьяна Ивановна, учитель истории
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

МБОУ "СОШ 30"

Курс: история Древнего мира

Класс: 5

Цели урока:

Образовательная: Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления.

Развивающая: Продолжить формирование умения рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты.

Воспитывающая: Воспитывать чувство прекрасного.Формировать у учащихся бережное отношение к произведениям искусства и памятникам археологии и истории.

Тип урока:комбинированный.

Оборудование:

- учебная доска;

- учебник для 5 класса А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира». – М., 2003 г.

- рабочая тетрадь;

- карта мира;

- атласы по истории Древнего мира;

- презентация;

- раздаточный материал (карточка №3 для проверки д/з).

Основные термины и понятия: Саутуола, Альтамира, религия, искусство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 99bfb647b24e7eadf7f7c6776d48278728e05c1228.84 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК №4

ГЛАВА 1. ПЕРВЫЕ СОБИРАТЕЛИ И ОХОТНИКИ

Тема урока: «Возникновение искусства и религиозных верований»

Курс: история Древнего мира

Класс: 5

Цели урока:

Образовательная: Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления.

Развивающая: Продолжить формирование умения рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты.

Воспитывающая: Воспитывать чувство прекрасного.Формировать у учащихся бережное отношение к произведениям искусства и памятникам археологии и истории.

Тип урока:комбинированный.

Оборудование:

- учебная доска;

- учебник для 5 класса А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира». – М., 2003 г.

- рабочая тетрадь;

- карта мира;

- атласы по истории Древнего мира;

- презентация;

- раздаточный материал (карточка №3 для проверки д/з).

Основные термины и понятия: Саутуола, Альтамира, религия, искусство.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент (1-2 мин.).

Приветствие учащихся.

II. Актуализация опорных знаний у учащихся по теме: «Родовые общины охотников и собирателей» - 5 мин.

1. Подготовка устного ответа по карточке №3

КАРТОЧКА №3

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Что помогло первобытным людям выжить в новых природных условиях?»

Для этого вспомни:

1. Какие природные изменения произошли на земле примерно 100 000 лет назад?

2. Как изменился животный мир?

3. Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?

4. Что называется родовой общиной?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося: Примерно 100 тыс. лет назад, на земле произошло сильное похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник. В этих природных условиях человек выжил потому, что научился пользоваться огнем, рыть землянки, освоил пещеры, начал шить одежду. Животный мир изменился тоже. Появились более мелкие животные, охотиться на которых было сложнее. Поэтому человек придумал лук и стрелы. А так же люди стали родовыми общинами, т.е. коллективами родственников, имеющих все общее.

2.Решение творческих задач с классом.

Задача №1

В гроте Тешик-таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 000 обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади – 2, медведя – 2, горного козла – 767, леопарда -1.

Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш?

Какие выводы можно сделать на основе этих археологических данных?

Ответ:Охота. Люди занимались охотой, ловили больше горных козлов, меньше – лошадей, медведей и леопардов.

Задача №2

Какие археологические находки указывают на места обитания обезьянолюдей, а какие – на стоянки людей каменного века?

Ответ:Первый признак стоянки древнего человека – следы костра, обломки хорошо обработанных каменных орудий (у обезьянолюдей – расколотая галька).

3. Развернутый ответ учащегося по карточке №3.

III. Переход к изучению новой темы.

Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяснять явления природы. На помощь приходит религия.

Задача для учащихся:Что такое религия? Почему она появилась?

IV. Изучение новой темы.

План:

1. Причины появления религии.

2. Появление искусства.

1.Рассказ учителя.

Естественных причин явлений природы люди не знали. У них возникла вера в то, что между животным и его изображением, которое создает художник, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет на охоте. Узнать это ученым помогли наблюдения за племенами в Австралии, сделанные в наши дни (см. с. 20, учебник Вигасина). Люди пытались понять причины тех явлений, которые происходят и в самих. Например, почему человек видит сны? Люди поверили в то, что у человека есть душа. Если человек спит – душа его встречается с душами других людей…

2. Работа с дополнительной литературой.

Цитируется небольшой текст.

«…Одну могилу решили расчистить. Первое захоронение и довольно богатое. Оно оказалось женским. В изголовье стояла берестяная коробочка с украшениями – гривной, височными подвесками, бусами. Такие коробочки с дарами археологи называют жертвенными комплексами. Чаще всего небольшие берестяные туески, плотно закрытые крышкой. В них укладывали головные уборы, нитки бус, височные подвески, шейные гривны, браслеты, застежки, а также ножи и шилья. Иногда в могиле находилось два и даже три жертвенных комплекса. При этом число вещей превышало 20 экземпляров. Мужские могилы были значительно беднее. В них найдены железные ножи, наконечники стрел, копий, колчанные крючки, мечи, части конской упряжки, удила, каменные точила и тому подобное….».(Голдина Р.Д. Силуэты растаявших времен. – Ижевск, 1996. С.131, 134).

3. Беседа по вопросам к тексту.

- Для чего археологи раскапывают могилы людей? (Чтобы получить вещественные памятники, а значит информацию).

- Как они определяют женское и мужское захоронение? (По находкам).

- Для чего люди клали в могилы разные вещи? (Считали, что все это пригодится в стране мертвых, верили в загробную жизнь).

- Так что называется религией?

4. Работа над новым понятием.

Религия – это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение им.

Запись делается на доске, учащимися – в тетради.

5. Рассказ учителя.

Первобытные люди пытались понять, почему спящие видят сны. У них возникла вера, что в каждомчеловеке обитает сверхъестественное существо – душа. Когда человек спит, он ничего не замечает и не слышит. Значит, душа покинула его тело. Она встречается с душами других людей, ест и пьет, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя: душа не успеет вернуться – и тогда человек умрёт.

Люди верили, что души предков переселились в далекую «страну мертвых». Там они также живут родовыми общинами, охотятся, ловят рыбу и собирают съедобные плоды.

Хороня сородича, люди клали в могилу все необходимое для путешествия в далекую «страну мертвых» и для жизни в этой стране: пищу и крепкую обувь, одежду, копья, ожерелье из раковин или, например, медвежьих клыков.

Появившиеся у первобытных людей верования – в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти – называются религиозным.

Причины возникновения религии: непонимание и страх перед явлениями природы.

5. Самостоятельная работа с текстом учебника.

Прочитать с. 15 п.1 §3

- О чем свидетельствуют найденные рисунки на стенах пещер? (О зарождении искусства).

6. Работа в тетрадях.

Искусство – творческое отражение действительности. Отображение человеком окружающего и внутреннего мира.

IV. Закрепление изученного на уроке.

Каким словом можно заменить следующие выражения:

Вера в богов и духов - ____________ (религия).

Изображения почитаемых богов и духов - _________ (живопись).

Подарки богам и духам - ____________ (жертвоприношение).

Поражение копьями нарисованное животное - ________ (колдовской обряд).

Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей - ____________(оборотни).

V. Итог урока.

Домашнее задание: 1. Прочитать §3 с. 14-17 учебника Вигасина.

2. Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему появилась религия и искусство?» Уметь объяснять эти понятия.

3.Устно задание №4 с.17 учебника Вигасина.

4.Подготовить сообщение по теме: «Как возникло скотоводство»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по химии «Решение задач повышенной сложности» для учащихся 10 класса, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории

Программа элективного курса по химии «Решение задач повышенной сложности» для учащихся 10 класса, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории...

Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Возникновение искусства и религиозных верований

Тема: Возникновение искусства и религиозных верований.·        Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления;·...

Мотивация на уроках истории через творческую работу учащихся на примере темы «Возникновение искусства и религиозных верований»

В условиях глубоких преобразований различных сфер общественной жизни страны, возрастает необходимость в знание истории подрастающего поколения, способного понять, оценить и преобразовать в своей практ...

Конспект урока "Возникновение искусства и религиозных верований"

Долгое время учёные не знали о том, что первобытные люди умели рисовать. Более 120 лет испанский археолог Марселино де Саутуола обследовал в Испании подземную пещеру Альтамиру. Вместе с ним была его м...

Презентация к уроку "Возникновение искусства и религиозных верований" (история Древнего мира, 5 класс)

Данная презентация позволит проиллюстрировать изучаемый материал по теме "Возникновение искусства и религиозных верований"...