Методическая разработка урока : "Поэма Гомера Илиада"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Голышева Анна Николаевна

Тема урока –Троянская война в поэме Гомера «Илиада». Данный урок является третьим в разделе Древняя Греция. Он тесно связан с предыдущей темой «Микены и Троя», а  так же готовит учащихся к следующему уроку – поэма Гомера «Одиссея». Эта тема новая для ребят, поэтом я выбрала тип урока – изучение нового материала.

           Цель урока: Познакомиться с древнегреческим произведением

    

             Задачи урока (предметные, метапредметные, личностные)

Личностные   воспитание чувства взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки, умение дать личную оценку действиям героев.

Метапредметные  развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметные  развитие умений работать с учебником и дополнительной адаптированной литературой, анализировать исторические иллюстрации, анализировать аудио и видео фрагменты.

 

Пояснительная записка

 

Актуальность темы данного урока заключается в том, что произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея» являются ценным материалом, который позволяет создать полное впечатление о мифологической картине мира ранней греческой культуры.

Целевая аудитория – 5 класс

Учебник   Колпаков, С.В. Всеобщая  история .История Древнего мира.5 кл. Дрофа 2012 г

Цели и задачи урока:

Цель урока: Познакомиться с древнегреческим произведением

Задачи урока:

а) сформировать у учащихся представления: о сосуществовании мифологических сведений.

б) обобщить знания о причинах, ходе и итогах Троянской войны

в) формирование способности видеть красоту древнегреческой поэмы «Илиада»

 

Планируемые результаты:


Личностные   воспитание чувства взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки, умение дать личную оценку действиям героев.

Метапредметные  развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметные  развитие умений работать с учебником и дополнительной адаптированной литературой, анализировать исторические иллюстрации, анализировать аудио и видео фрагменты.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poema_gomera_iliada.pptx2.78 МБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx28.29 КБ
Файл prilozhenie_1.docx26.43 КБ
Файл prilozhenie_2.docx13.35 КБ
Файл zadanie_dopolnitelno.docx81.62 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поэма Гомера «Илиада» Презентацию выполнила Учитель истории ЦО №173 Голышева А.Н

Слайд 2

Цель и задачи урока Цель : Познакомиться с древнегреческим произведением Задачи: - Узнать, кто такой Гомер. - Познакомиться с основными героями поэмы. - Дать оценку событиям Троянской войны.

Слайд 3

Задание 2 Афина Гера Афродита Парис Менелай Агамемнон Елена Прекрасная Ахиллес Патрокл Андромаха Приам Гектор

Слайд 4

Иллюстрация №1

Слайд 5

Иллюстрация №2

Слайд 6

Иллюстрация №2

Слайд 7

Иллюстрация №4

Слайд 8

Цель и задачи урока Цель : Познакомиться с древнегреческим произведение Задачи: - Узнать кто такой Гомер. - Познакомиться с основными героями поэмы - Дать оценку событиям Троянской войны.



Предварительный просмотр:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Универсальные

учебные действия

(УУД)

1. Организационный

( 2 мин.)

Здравствуйте ребята! Меня зовут – Анна Николаевна, сегодня я буду вести у вас урок. Проверьте, пожалуйста, на столе наличие учебника, тетради, письменных принадлежностей.

Надеюсь, что сегодня на уроке наша совместная работа будет плодотворной

Приветствуют учителя

Предметные

Знать  содержание поэм Гомера «Илиада»

характеризовать:

-особенности религиозных верований древних греков;

-имена и предназначение богов;

-содержание мифа о Троянском коне;

-содержание мифов о поединке Гектора и Ахила,

Личностные

При оценке исторических явлений научить выявлять гуманистические, нравственные ценности древних греков.Научить давать собственную оценку поступкам героев «Илиады» и «Одиссеи», сравнивая нравственно-патриотические ценности древних греков с моральными нормами современного общества.

выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи

Метапредметные

Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий 

Познавательные –– выявлять особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные   участвуют в коллектив ном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

2. Актуализация знаний

(3 мин)

И начать урок мне хочется со четверостишия, посвящённого Греции:

                       ***

Греция – виденье наших снов.

Родина мифических героев.

Скалы здесь – обители Богов.

А в памяти живут герои Трои.

Ребята, мы с вами продолжаем знакомиться с историей Древней Греции. О чём же мы будем говорить сегодня? Я предлагаю вам просмотреть видеоряд сюжетов и попробовать самим подойти к теме нашего сегодняшнего урока.

Скажите пожалуйста, кто изображен был на последнем слайде? (Поэт), а что пишут поэты? Произведения.

Слушают учителя,

Смотрят видеофрагмент

Фронтальный опрос

3. Постановка цели

(2 мин)

Правильно, тема сегодняшнего урока – поэма Гомера «Илиада». Сегодня нам предстоит узнать о событиях Троянской войны и ее героях из поэмы Гомера «Илиада»

Давайте попробуем поставить цель и задачи урока :

Цель: Познакомиться с древнегреческим произведением

- Узнать кто такой Гомер.

- Познакомиться с основными героями поэмы

- Дать оценку событиям Троянской войны.

Ставят цель и задачи

Фронтальный опрос

4. Первичное восприятие и усвоение нового материала

(18 мин)

Рассказ учителя: Поэму Илиада написал поэт – Гомера 8 в.д.н.э. Существует легенда, что писатель был слепым.  Свое название поэма получила от названия столицы Трои – Илион.. Главные герои поэмы – боги и люди. Поэма “Илиада” начинается с мифа о “яблоке раздора”.  Давайте вспомним предыдущий параграф и выполним задание 1, вспомним мифологическую и действительную причину троянской войны.

Что же, на ваш взгляд, послужило мифологической причиной Троянской войны? А что же послужило действительной причиной Троянской войны.

Действительная причина Троянской войны-стремление греков укрепить свои позиции на полуострове Малая Азия.

Мифическая причина-является «яблоко раздора»

Древние греки очень любили поэму “Илиада”, знали наизусть тысячу строк. В произведении воспеваются военные события и подвиги героев.

А каких героев? Давайте сейчас выполним задание 2 – просмотрим видеофрагмент (ролик взят с сайта инфоурок «Ход троянской войны») и напишем всех действующих лиц в поэме. Попробуйте это задание выполнять одновременно с просмотром видеофрагмента

 

Проверяет правильность задания

Афина – богиня войны и мудрости

Гера – покровительница семейного очага, брака.

Афродита – богиня красоты и любви

Парис – Парис — сын Приама, царя Трои, брат Гектора. В «Илиаде» — хвастливый, беспечный красавец, который, вероломно нарушив законы гостеприимства, похитил у Менелая его жену Елену.

Елена Прекрасная - жена Менелая  

Менелай -  (спартанский царь).  

Агамемнон – греческий военачальник, богатый жадный царь

Ахил или Ахилес – бесстрашный греческий воин. Один из главных героев Иллиады.

Патрокл –близкий друг Ахиллеса, именно Патрокл надел доспехи Ахилеса, чтобы вдохновить греков на подвиги. Сразился с Гектором и погиб.

Андромаха – жена Гектора.

Приам – отец Гектора

Гектор - сын Приама, предводитель троянского войска.

Вопросы для рассуждения:

Ребята, как вы поняли.. как случилось , что друг Ахиллеса, Патрокл, погиб в сражении? 

Что задумал  Ахилес?

Сейчас я вас предлагаю познакомиться более подробно с основными сюжетами поэмы Илиада. Для этого мы с вами образуем группы! Каждой группе я выдам один из эпизодов поэмы Илиада, ваша задача ответить на вопросы, которые прикреплены к иллюстрации, если у вас возникают трудности, то у вас есть подсказка – она в конверте. Так же выберите одного человека, кто от группы будет отвечать. Можно совещаться. Ответы пишите на специально выданных бланках

1) Что происходит на иллюстрации? (Кто или что изображено?)

2) Какими духовными ценностями наделены герои изображённые на иллюстрации?

3) Какие чувства вызывает у вас данное событие?

Знакомятся с рабочим листом, выполняют задание 1.

Смотрят видеоролик. Выполняют задание 2

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают себя

Работают с отрывком, выполняют задание 3, восстанавливают ход событий. Отвечают на вопросы учителя

Фронтальная, индивидуальная  работа

Фронтальная, индивидуальная  работа

Фронтальная, индивидуальная  работа

5. Первичное  осмысление и закрепление изученного

(3 мин)

Ребята, мы справились со всеми заданиями. Скажите пожалуйста, кто победил в Троянской войне?

Давайте мы сейчас закрепим изученный материал.

Выполним филворд – это задание 3. Ваша задача найти  4 участников  поэмы «Илиада» и выделить их  линией. Черной линией выделено имя Ахилес – это пример, как нужно выполнять это задание.

А

Х

И

Л

Л

Е

С

М

Е

Н

Е

Л

А

Й

П

Н

Н

Е

Л

А

Ф

И

Л

О

П

А

Ф

Н

А

О

П

Н

А

Г

Е

Н

Е

Л

К

Н

Р

С

Р

Н

О

Е

Й

А

Р

А

Н

А

О

Д

О

Д

И

М

Е

М

А

П

Р

П

А

Т

Р

Р

Д

И

С

Р

О

А

Г

Е

Р

А

П

А

Р

О

И

С

Д

К

Т

Х

И

Л

Л

О

Р

Х

И

М

Т

С

И

Г

Е

Г

О

М

Е

Р

Е

И

С

А

А

Е

О

Д

И

С

С

Е

Й

З

К

Л

П

Х

О

Й

М

И

П

Р

И

А

М

Ы

Р

Л

А

А

Д

Г

Е

С

Г

Е

К

Т

О

Р

А

Г

Т

Х

И

Е

Д

С

Р

О

Т

К

Е

Г

С

Е

Р

И

С

Р

Э

Е

О

Д

И

С

С

Е

Н

Р

О

Л

С

А

Ю

Й

О

Ю

Я

Н

О

Й

А

А

К

Л

Е

Й

А

Г

А

М

Е

М

Н

Ь

Я

Х

Л

Е

С

Щ

Проверяет выхоленность и правильность задания.

Фронтальная, индивидуальная  работа

6. Рефлексия деятельности

(1 мин)

Ребята, вы сегодня активно работали. Давайте сейчас оценим себя. Пожалуйста, посмотрите на наши задачи, которые мы поставили перед собой в начале урока и подумайте со всеми ли вы справились?

1 изображение – Афины – означает, что вы без ошибок справились со всеми заданиями на уроке, усвоили все задачи -  вы обладаете мудростью Афины

2 изображение – богиня Ника, что означает «победа», вы справились не всеми заданиями, некоторые задачи – были сложны для вас, но вы как и богиня Ника, стремитесь к победе.

3 изображение – разгневанный Зевс – это означает, что у вас не получилось справится с заданиями.

Фронтальная, индивидуальная  работа

7. Домашнее задание

(1 мин.)

Параграф 24 (читать) и  подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы Гомера (по выбору)

8. Заключительный организационный момент



Предварительный просмотр:

Текст 1

После гибели Гектора трудно стало троянцам защищать город. Но и греки не могли силой овладеть им. Тогда Одиссей предложил действовать хитростью.

Однажды троянцы увидали, как греки сели на корабли и отплыли от берега. Двинулись троянцы к покинутому лагерю, радуясь, что долгая осада кончилась. Лагерь был пустТолько огромный деревянный конь стоял посредине. Почему враги бросили его? Не вернутся ли назад? Тут подвели пленного грека.

- Меня возненавидел Одиссей, - сказал он, - вот почему я спрятался и ждал отплытия наших кораблейЗнайте – этот конь посвящён самой богине Афине. Втащите его в Трою, он принесёт вам счастье и удачу.

Поверили троянцы лжи пленника и потащили коня канатами в город. Громадина не пролезала в ворота – пришлось разобрать часть стены. Ночью же, когда весь город спал, открылась дверца в брюхе коня. Внутри его прятался отряд во главе с Одиссеем. Той же ночью на кораблях вернулось греческое войско. Через пролом в стене оно проникло в город. И запылала Троя, перебиты были её защитники, погиб старый Приам, обращены в рабство женщины и дети. Так на десятый год войны пала могучая Троя.

Текст 2

Патрокл попросил тогда, чтобы Ахилл хотя бы одолжил ему свои доспехи: может быть, поверят троянцы, что вступил в бой сам Ахилл, и отступят от кораблей. Патрокл надел доспехи Ахила и без промедления ринулся в бой. Он сражался как лев: он впервые вел за собой большое войско и хотел этой возможностью воспользоваться в полной мере. Одолев могучего союзника троянцев, Патрокл решил в азарте боя с самим Гектором помериться силами и направил к нему свою колесницу. Гектор вскочил на колесницу и рванулся навстречу Патроклу. Яростный бой разгорелся Патрокл трижды врывался в ряды троянцев, сплотившихся вокруг Гектора, и каждый раз убивал по девять воинов. Но когда он на них устремился в четвертый раз, сзади зашел Аполлон и нанес ему страшный удар рукой в спину, лишивший Патрокла всей его силы; на землю слетел его шлем, а латы соскользнули сами собой с плеч. С удивлением троянцы обнаружили, что стоит перед ними вовсе не Ахилл, всегда наводивший на них страх. Тогда копейщик Эвфорб забежал сзади и вонзил ему копье в незащищенную спину. Затем и Гектор нанес смертельный удар копьем.

«Только не хвались, храбрый Гектор, что это ты убил меня», — воскликнул умирающий Патрокл. «Судьба погубила меня рукой Аполлона, ты же убиваешь меня третьим. Но знай: и перед тобой стоит смерть, скоро убьет тебя могучий АхиллС именем Ахилла на устах Патрокл испустил дух.

Текст 3

Но грозно ответил  Ахилл Гектору :

 Нет! Не предлагай мне договоров, ненавистный враг! Как невозможен договор между львом и людьми или между волками и овцами, так невозможен он и между нами. Нет! Соберись со всеми силами, вспомни все свое искусство в ратном деле. Нет тебе спасения! Ты заплатишь мне за пролитую тобой кровь моего друга Патрокла и других моих друзей, убитых тобой.

Могучей рукой Ахилл бросил свое копье в Гектора. Припал к земле Гектор и этим избежал смертельного удара. Афина-Паллада быстро схватила копье Ахилла и подала его опять герою. Понял Гектор, что обманула его Афина-Паллада, понял, что суждено ему погибнуть. Выхватив меч, бросился Гектор на Ахилла. Ринулся на Гектора и Ахилл; могучей рукой поразил он его копьем в шею. Упал на землю смертельно раненный Гектор. Он мог лишь сказать еще несколько слов торжествующему Ахиллу:

— Я заклинаю тебя, Ахилл, твоей жизнью и твоими родными, не отдавай моего тела на растерзание мирмидонским псам, возврати мое тело отцу и матери, за него они дадут тебе несчетный выкуп.

Текст 4

Ужасное дело замыслил торжествующий Ахилл. Проколов на ногах Гектора сухожилия, продел он крепкий ремень сквозь сухожилия и привязал труп за ноги к колеснице. Вскочил он на нее, высоко подняв доспехи, снятые с Гектора, и погнал коней по полю. По земле волочилось тело Гектора за колесницей. Пыль поднялась на поле. Почернела прекрасная голова Гектора от пыли, бьется она о землю.

Горько рыдает отец Гектора -Приам. Он просит пустить его в поле, он хочет молить победителя Ахилла сжалиться над ним, старцем. Услыхала горестные вопли трояцев и Андромаха. В страхе выронила она челнок из рук. Побежала Андромаха на стены и с них увидала тело мужа, влачащееся по пыли за колесницей Ахилла. Без чувств упала на руки троянок несчастная жена Гектора. Спало с нее драгоценное покрывало, дар Афродиты, рассыпались ее волосы. Придя в себя, громко зарыдала она. Теперь никого не осталось у нее на свете. Осиротел и прекрасный сын ее Астианакс. Несчастным сиротой будет расти он, никто не защитит его от обиды. Невыразимое горе раздирало сердце Андромахи. Громко рыдали вокруг нее все троянки. Погиб великий защитник Трои.



Предварительный просмотр:

1) Что происходит на иллюстрации?

2) Какими духовными ценностями наделены герои, изображённые на иллюстрации?

3) Какие чувства вызывает у вас данное событие?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Выполните задание:

Представьте, что изображение ожило, и ответьте на вопросы

1) я вижу  ________________________________________________

2) я слышу________________________________________________

3) я знаю_________________________________________________

4) я делаю вывод__________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока « Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Портрет и речь героя как средство выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Подготовка к сочинению»

Цели урока:Образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть выяснить способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации зн...

методическая разработка урока поэма А. Ахматовой "Реквием"

Методическвя разработка урока изучения поэмы А Ахматовой "Рекквием"Поэзия Ахматовой, ее судьба, ее облик - прекрасный и величественный - олицетворяют Россию в самые трудные, трагические годы ее тысяче...

Методическая разработка урока : "Поэма А. Блока "Двенадцать" — гимн революции?"

Блок – величайший русский поэт начала ХХ века. Судьба России, великие исторические потрясения, которые выпали на ее долю в начале XX века, стали одной из главных тем его творчества. А. Блок в св...

Методическая разработка урока "Поэма Гомера Илиада"

Методическая разработка урока "Поэма Гомера Илиада" в 5 классе....

Презентация к уроку "Поэма Гомера "Илиада"

Мультимедийнок е сопровождение к методическому пособию Грудий Т.Н....

Конспект урока "Поэма Гомера "Илиада"

Цели:Личностные: знакомство учащихся с произведениями Гомера как историческими источниками.Предметные: на основе анализа поэм Гомера учащиеся должны иметь общее представление о содержании поэмы «...

Конспект урока «Поэма Гомера «Илиада»

Тип урока: урок открытия новых знанийЦель: Познакомить учащихся с поэмой Гомера «Илиада», проследить отражение исторических событий в литературном произведении.Планируемые результаты:Лично...