Формирование устойчивой учебной мотивации обучающихся на уроках истории
статья по истории

Технологии и методы обучения, способствующие формированию устойчивой мотивации обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ustoychivoy_uchebnoy_motivatsii.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование устойчивой учебной мотивации обучающихся на уроках истории

        Инновационные изменения в обществе определяют потребность в творческих, интеллектуально развитых выпускниках. В условиях модернизации российского образования  ученик должен уметь самостоятельно мыслить,  видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены.  Перед учителем поставлены новые задачи: не только дать обучающимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда,  приоритетом развития образования сегодня становится личностно ориентированная направленность ученика. Поэтому не случайно одним из стратегических направлений в развитии современного школьного курса истории становится компетентностный подход.

        Однако существует проблема: формирование компетентности обучающихся во многом зависит от их внутренней потребности к саморазвитию и самообразованию, но на протяжении ряда лет в средних классах   наблюдается снижение познавательной активности, мотивации к изучению предмета, что не способствует развитию личности обучающихся. Очевидно, что низкая мотивация сегодняшних школьников ставит под сомнение эффективность учебной деятельности в целом.
Таким образом, в условиях современной школы проблема мотивации обучающихся к учебной деятельности является одной из наиболее актуальных проблем.        Какие шаги могут способствовать разрешению данной проблемы? Думается, что значительную помощь здесь может оказать использование современных образовательных технологий.

        Одной из технологий, базирующейся на позициях деятельного активного подхода к построению педагогического процесса, является технология развития критического мышления.

Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем:
- не объем знаний или количество информации является целью образования,
а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим
способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;
- не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое
рождается в процессе обучения;
- коммуникативно - деятельностный принцип обучения, предусматривающий
диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также
«партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;
- объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом
объекте.
Целями и задачами  данной технологии являются
1) Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
2)   Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, креативность, мобильность, самостоятельность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
3) Развитие аналитического  мышления.
4)   Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
5)  Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
        Главная роль в данной технологии отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
Обучающемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.

 Технологии критического мышления содержат следующие этапы:
-  первый этап работы называется стадия вызова - пробуждение имеющихся знаний, интереса к информации, актуализация жизненного опыта. Другими словами «создание мотива к обучению». На этой стадии у ребенка возникают собственные цели и мотивы для изучения нового.
 - второй этап называется осмысление содержания (получение новой информации). Учитель может предложить кроме текста учебника альтернативные источники информации. А учащиеся со временем начинают более вдумчиво читать, слушать, задавать разнообразные вопросы.
  - третий этап - стадия рефлексии, которая  необходима не только для того, чтобы преподаватель проверил память учащихся, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы. Рефлексия представляет собой обращённость познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, своё психологическое состояние. На разных стадиях технологии используются приёмы и методы, о которых и пойдёт в дальнейшем речь.
        Одним из приемов данной технологии, является составление кластера. В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала, который позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

        В 5-6х классах работа над кластером может быть одним из компонентов комбинированного урока и частью домашнего задания. В начале следующего занятия школьники в парах изучают работы друг друга, по очереди озвучивают отдельные «гроздья» кластера, отвечают на уточняющие вопросы одноклассника-эксперта. В результате каждый обучающийся может продемонстрировать не только знания новой темы, но и такие умения,  как ясно и доходчиво объяснять новый материал;  представлять его под иным, чем в учебнике, углом зрения; формулировать собственные выводы и оценочные суждения; вести диалог, слушать другого, корректно обсуждать спорные идеи.
        Еще один эффективный прием в рамках технологии развития критического мышления  - это инсерт. Название складывается из первых букв его  назначения: interactive (интерактивная)  noting (размечающая) system (система)  effective (для эффективного) reading and (чтения)  thinking (размышления). В дословном переводе инсерт с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.

        Предметная область использования данного приема: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений.  Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Этапы инсерта соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия. Этот приём использую при работе с текстом исторического источника. Используя условные значки можно проверить свои предположения, осознать новые знания, исправить неверные предположения, пробудить дальнейший интерес к теме. Преподаватель выступает в роли помощника, комментируя непонятные отрывки текста, отвечая на вопросы обучающихся. 

Поскольку для современного общества характерным является процесс информатизации, эффективным средством развития мотивации могут выступить информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Какие информационно-коммуникативные технологии можно использовать на уроках истории для развития мотивации учебной деятельности учащихся?

Об актуальности использования ИКТ в образовании с целью развития мотивации учебной деятельности обучающихся говорят следующие факты: во-первых, это связано с высокой ролью информационной техники в жизни современных детей. Во-вторых, средства ИКТ интерактивны. Интерес создается с помощью разнообразия форм предоставления информации: текст, изображения, музыка, видео и т. д. В-третьих, данные средства обучения делают знания доступными для ученика и способствуют его исследовательской деятельности. В-четвертых, высокая вариативность использования: на уроках и в домашней работе, индивидуально или в группах и т. д. В-пятых, ИКТ совершенствуют процесс изучения истории. Несмотря на то, что большинство изучаемых историей данных являются теоретическими, наглядность в ее преподавании играет важнейшую роль. Речь идет о формировании картографических умений, применении изображений исторических деятелей, изучение реконструкций утраченных предметов и событий, а также использование схем и таблиц. ИКТ вносят разнообразие в процесс преподавания истории, в результате чего материал усваивается более доступно.

Вариативность использования компьютера в образовательном процессе очень велика:

Во-первых, компьютер можно использовать для организации самостоятельной работы школьников: в виде выполнения индивидуального задания в классе; при работе с модульной частью электронного пособия; самостоятельного изучения темы дома, для поиска дополнительной информации по теме. При этом, данный вид работы может решить проблему индивидуализации обучения, так как при взаимодействии с компьютером ребенок может сам устанавливать темп своей деятельности, который будет способствовать более эффективному усвоению материала. Во-вторых, компьютер можно использовать при организации групповой работы, которую могут осуществлять как два человека, так и множество.

В-третьих, на уроках обучение посредством компьютера можно осуществлять на всех его этапах: при изучении нового материала, закреплении, повторении, на тапе контроля знаний, формулировании домашнего задания. Использование компьютерной техники вносит разнообразие в учебный процесс, способствует развитию творческой и исследовательской деятельности детей и при использовании сети Интернет является весьма значимым источником информации.

        Метод проблемного обучения.

        При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. Если при традиционном обучении упор делается на мотивы непосредственного побуждения (учитель интересно рассказывает, показывает и т.п.), то при проблемном ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные. Наиболее важными функциями проблемного обучения являются, во-первых, развитие творческих способностей обучающихся и, во-вторых, развитие практических навыков использования знаний и повышение уровня усвоения учебного материала.
Способами создания ситуаций проблемного обучения могут являться:

1. Использование фактов, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью.

2. Ситуация конфликта - новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями.

3. Ситуация несоответствия - жизненный опыт учащихся противоречит научным данным, предъявленным в условии задачи.

4. Ситуация неопределенности - проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность и интуицию учащихся.

5. Ситуация предположения - которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий.

6. Ситуация выбора - учащимся предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, наиболее на их взгляд убедительный.

7. Ситуация прогнозирования альтернативных путей развития исторических событий: и тех которые уже состоялись, и тех, последствия которых еще некому не известны.


        Игровые технологии

        Одним из проверенных способов мотивации обучения учеников, формирования у школьников познавательного интереса является игра. Игровая деятельность на уроках способствует повышению заинтересованности предметом и облегчает усвоение технических вопросов. С другой стороны, игра является основным видом деятельности ребенка и одновременно главным средством и условием интеллектуального развития ученика, поскольку, прежде чем научиться глубоко осознавать суть причинно-следственных связей, человек должен пройти в детстве период умственных упражнений, которые и повлияют на становление собственного видения предметов и явлений.

        На некоторое время подсознательное восприятие усвоения знаний как некоего трудного и скучного занятия, замещается на лёгкое и весёлое времяпровождение. Время и продолжительность игровой паузы должно выбираться в соответствии с темой занятия, объёмом необходимого изложения теоретического материала и должно служить дополнением к уроку, но, ни в коем случае, не замещением или подменой процесса обучения.

        Использование игр возможно для всех школьных возрастов, главное учесть восприятие игрового момента учеником как соответствующего его возрасту занятия.

Некоторые примеры игр на уроках истории:

«Узнай историческую личность по описанию»

        Учитель предлагает ученикам описание внешности исторической личности или его деятельности. Задача учеников заключается в том, чтобы узнать по описанию историческую личность или же соотнести описание с портретом.

«Сколько способов применения предмета?»

         Учитель предлагает фото или рисунок какого-то предмета быта древних людей, их орудия труда и т.п. Ученикам необходимо назвать как можно больше разнообразных способов их применения. Победит тот, кто назовет наибольшее количество функций предмета (способ применения может быть нетрадиционным, но реалистичным). Игра активизирует и развивает креативное мышление.

  «Бюро находок»

        Обучающимся показываются предметы, которые в исторической традиции связаны с деятельностью определенной личности или государства. Ученики должны установить, какому деятелю или к какому государству относятся данные предметы.

Игра «да-нет»

        Ученик выходит к доске. Учитель поднимает над ним крупно отпечатанное на листке (или на экране, к которому ученик стоит спиной) слово. Весь класс видит загаданное слово, кроме вышедшего к доске. Теперь ученик задаёт вопросы, остальные отвечают “Да” или “Нет”.  Ученик может адресовать свои вопросы конкретным ученикам.

«Историческая цепочка»

«Найди лишнее и объяснить, почему оно лишнее»

        Ролевая игра

         Учебная игра, в ходе которой участники имитируют реальную ситуацию путем выполнения назначенных ролей. Цель проведения ролевой игры заключается в приобретении опыта поведения  или обращения, а также определенных навыков. Каждый участник должен знать идею роли и цель ролевой игры вообще. Важно дать группе выйти из роли по окончании  игры и каждому – сказать несколько слов о своих чувствах, впечатлениях или мыслях. Ролевую игру используют как наиболее эффективное средство наглядного освещения содержания и сути тематики.

        Метод проектов

        Метод проектов не является новым в мировой педагогической практике. Он возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Но в современном школьном образовании он опять становится одним из самых востребованных, так как имеет ряд преимуществ. Во-первых, это даёт возможность формирования у учащихся необходимых навыков, опыта, умений. Во-вторых, возможность групповой работы, формирование коммуникативных навыков. В-третьих, умение использовать знания за стенами школы.

        В школе проектную деятельность можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

        Типы проектов, применяемых на уроках, зависит от возраста учащихся и соответствующих тем. Для 5-6 классов характерны:

- творческие проекты. Например, учащиеся могут подготовить сценку на тему «Афинский театр»; небольшое представление по одному отрывку из мифов Древней Греции; экскурсию по теме «Рим — вечный город». На уроках истории средних веков возможны небольшие по объему творческие работы, оформленные на ватманах по различным темам, например: «Культура раннего Возрождения в Италии», «Научные открытия и изобретения»; «Средневековое искусство» и т.д. Возможны составление кроссвордов, карт, предметов деятельности людей в разные эпохи.

- ролевые проекты. Учащиеся должны примерить роль представителя какой-либо изучаемой страны. Исходя из этого могут быть представлены следующие темы: «Я — древнеримский гладиатор»; «Я — египетский вельможа», «Я — ученик спартанской школы» и прочее.

        В  7-9 классах возможны краткосрочные проекты. Например, в течение нескольких уроков выполняют задания по пройденным параграфам. Обучающимся предлагается самостоятельное изучение эпохи с использованием различных источников. Возможны такие темы: «Ивана Грозный в оценках потомков»; «Рождение Российского многонационального государства», «Самозванцы в мировой истории» и т.д. Учениками в ходе проекта составляется план их работы с привлечением дополнительной литературы, исторических источников, интернета. Результатами исследования могут являться различные выступления, доклады, презентации и составление видеофрагментов.

        Подводя итог, следует отметить, что использование вышеупомянутых технологий и методов обучения на уроках истории полностью укладывается в рамки педагогики сотрудничества и способствует повышению учебной мотивации обучающихся, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой высоким уровнем познавательной активности обучающихся. Эти технологии и методы содействуют более качественному усвоению учебного материала, удовлетворению потребностей и запросов школьников, проявляющих интерес, склонности и способности к предмету. Технологии позволяют активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы обучающихся.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта повышения мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания в условиях детского оздоровительного лагеря

В статье Е.А. Смирнова анализируется опыт повышения мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания в общеобразовательной школе в условиях детского оздоровительного лагеря, предлага...

Формирование положительной учебной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы

Одна из серьёзных проблем сегодняшней школы- падение интереса к изучению русского языка, классической литературы и, как следствие, падение грамотности. неумение правильно и логично выражать свои мысли...

Статья "Мотивация обучающихся на уроках истории"

Аннотация: Развитие и повышение у школьников положительного отношения к учебной деятельности с целью повышения эффективности  учебного процесса.  Ключевые слова: мотивация к обуч...

Статья: Развитие мотивации обучающихся на уроках истории через применение современных образовательных технологий: "Игровая деятельность на уроке истории"

Игра – это форма деятельности в условиях ситуаций, которые направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта в котором складывается и совершенствуются необходимые в жизни знания, умения и...

Формирования исходной мотивации обучающихся на уроках истории (из опыта преподавания)

Аннотация. В статье представлено описание одного из приемов формирования исходной мотивации обучающихся на уроке истории.Ключевые слова: мотивация, исходная мотивация, формирующее оценивание, этапы ур...

Формирование функциональной грамотности на уроках химии через развитие учебной мотивации обучающихся. Тема урока: "Получение и применение кислот. Химические свойства кислот"

Формирование функциональной грамотности на уроках химии через развитие учебной мотивации обучающихся. Тема урока: "Получение и применение кислот. Химические свойства кислот"В современном, ст...