Технологическая карта урока «Русская культура XVI в.: письменность, литература, живопись, архитектура, повседневная жизнь» 7 класс
план-конспект урока по истории (7 класс)

Бозылева Олеся Викторовна

Конспект урока по ФГОС к учебнику "История России" под редакцией Торкунова А.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_16_v.odt25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта уроков истории России

Тема урока

Русская культура в XVI в.: письменность, литература, живопись , архитектура, повседневная жизнь

Тип урока

Урок изучения нового знания

Цель урока

сформировать представление, что избавление от ордынской зависимости и создание единого государства привели к формированию национальной русской культуры, к небывалому культурному взлету России; познакомить с достижениями русского просвещения, устного народного творчества, литературы в конце XV – XVI вв.

Образовательные
ресурсы

Учебник «История России», карточки с заданиями для групп, презентация

План урока

  1. Особенности развития культуры
  2. Просвещение. Начало книгопечатаниязнь
  3. Летописание
  4. Публицистика. Светская литература
  5. Архитектура
  6. Изобразительное искусство
  7. Повседневная жи
  8. Устное народное творчество. Литература

Личностно значимая проблема

Как создание единого государства повлияло на развитие культуры народов России?

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Культурное возрождение, культурные контакты , книгопечатанье, Иван Федоров, публицистика, регалии, энциклопедии, эпос

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Актуализация знаний

4

Беседа

Конец  15 начало 16 вв. - это период создания единого централизованного Русского гос-ва. Все это привело к изменениям в политической, социальной , экономической и культурной жизни  русского общества. На прошлых уроках мы рассматривали особенности социально-экономического, политического развития, а о чем еще не говорили? (о культуре России в 16 в.)

Мы начинаем изучение темы “ Русская культура 16 вв: письменность, литература, живопись, архитектура, повседневная жизнь”. Для начала, давайте вспомним: - что такое культура?

- Вспомните особенности развития русской культуры в XII – XIII. Каковы характерные черты западноевропейской культуры в XV – XVI вв.?

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение

Происходит формулирование задания и проблемы урока

Фронтальная работа

Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

III. Изучение нового материала

30

Беседа

Записи основных положений в тетради

Работа с учебником

Как вы думаете, какие события русской истории повлияли на развитие культуры?

  Ключевое значение для культурной жизни России XV—XVII вв. имели подъем национального самосознания и освобождение от золотоордынского ига, формирование великорусской народности и единого государства, а также расширение культурных связей с соседними странами и народами. Происходит постепенное слияние традиций местных художественных школ и формирование на этой основе общерусской культуры. Запишем.

А)формируется единая русская культура.

Б)отражение в культуре исторических событий того времени.

В) развитие культурных контактов России с другими странами.

Г) сильное влияние православной церкви на духовную и культурную жизнь российского общества.

Работа в группах

1. группа Просвещение. Развитие книгопечатания. Составьте рассказ о образовании в 16 в. когда и кем было изобретено российское книгопечатание. Каково было его значение?

2 группа. Летописание. Составьте рассказ о особенностях развития летописания в 16 в. Дать характеристику наиболее известным летописным сборникам 16 в. (летописец Ивана IV, Степенная книга, Казанская история)

3 группа – Публицистика. Светская литература . Дайте определение понятию Публицистика, что это за направление литературы. Охарактеризуйте публицистические произведения 16 в.

4 группа -   Архитектура. Составьте рассказ о развитии русской  архитектуры 16 в. (шатровый стиль, памятники архитектуры, строительный материал)

5 группа -   Изобразительное искусство. Охарактеризуйте развитие русской живописи 16 в.

6 группа -  Повседневная жизнь.  Используя материал учебника на стр.108 п. 9 составить рассказ об особенностях повседневного быта и религиозных праздниках народов России 16 в.

А теперь давайте проанализируем наши записи.

Со второй половины XIV века вместе с хозяйственным восстановлением русских земель начинается и культурное возрождение Руси. Самым благоприятным образом на развитии русской культуры сказалась Куликовская битва — первая крупная победа над ордынцами.

Составляют схемы и записывают ее на доске.

От каждой группы желающие у доски производят представление задание своей группы

1. Фронтальная работа

2. Индивидуальная работа.

3. Работа в группах.

4. Индивидуальная работа.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

IV. Первичное  осмысление и закрепление изученного

44

Организует работу с учащимися

Таким образом, мы с вами можем сказать, что создание единого Русского государства, избавление от ордынского владычества привели к формированию национальной русской культуры, к небывалому культурному взлету России. Появление книгопечатания имело огромное значение в деле просвещения народа. Главной темой литературных произведений становится не только борьба с иноземными захватчиками, но и идея укрепления единого государства и царской власти.

Производят анализ урока и приходят к выводу, подтверждают проблему, поставленную в начале урока

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

V. Итоги урока.

Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проблемное задание урока  (обсуждение): Как создание единого государства повлияло на развитие культуры народов России?

Отвечают на вопросы.

Определяют   свое эмоциональное состояние на уроке  

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Домашнее задание

2

стр. 100-110 чит, вопр. Устно, приготовиться к проверочной работе по 1 части учебника

Конкретизирует домашнее задание

 

Записывают домашнее
задание

Индивидуальная работа

  1. группа Просвещение. Развитие кногопечатания. Составьте рассказ о образовании в 16 в. Когда и кем было изобретено российское книгопечатание. Каково было его значение? ( п. 2-3, стр. 101-103)

2 группа. Летописание. Составьте рассказ о особенностях развития летописания в 16 в. Дать характеристику наиболее известным летописным сборникам 16 в. (летописец Ивана IV, Степенная книга, Казанская история) п. 4 стр. 103-104

3 группа – Публицистика. Светская литература . Дайте определение понятию Публицистика, что это за направление литературы. Охарактеризуйте публицистические произведения 16 в. п.  5 стр. 104-105

4 группа -   Архитектура. Составьте рассказ о развитии русской  архитектуры 16 в. (шатровый стиль, памятники архитектуры, строительный материал)          п. 6 стр. 105-106

5 группа -   Изобразительное искусство. Охарактеризуйте развитие русской живописи 16 в.  п. 7 стр. 107-108

 

6 группа -  Повседневная жизнь.  Используя материал учебника на стр.108 п. 9 составить рассказ об особенностях повседневного быта и религиозных праздниках народов России 16 в.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Понятие о БСП. Интонация в БСП». 9 класс

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Понятие о БСП. Интонация в БСП». 9 класс...

Технологическая карта урока физической культуры "Обучение технике: перекатов боком, кувырков вперед, назад" 7 класс

Урок нацелен на развитие интереса к гимнастике и обучение технике перекатов, кувырков вперед, назад через соревновательный и игровой методы обучения....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи" в 6 классе

Технологическая карта урока по теме "Местоимение как часть речи" в 6 классе...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Синтаксические связи слов в словосочетании» (8 класс).

Этот урок  открытие новых знаний. Задача учителя - расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает  новые термины: согласование, управление...

Технологическая карта урока русского языка по теме" Правописание приставок пре- и при-" 6 класс

Методическая разработка урока русского языка по теме " Правописание приставок пре- и при-". УМК Т.А. Ладыженской 6 кл....