Культура эпохи Великих реформ
статья по истории (8 класс)

Груздева Марина Борисовна

Исследование общекультурных компетенций школьника как условие формирования его самоопределения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_epohi_velikih_reform.doc115.67 КБ

Предварительный просмотр:

Груздева М. Б., учитель истории и Обществознания

Неверко A. E., учитель музыки

ГБОУ СОШ № 546 Санкт-Петербурга

КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВЕЛИКИХ РЕФОРМ

Формирование гражданской позиции и чувства патриотизма у школьников является приоритетным направлением государственной политики. В.О. Ключевский называл историю великой наставницей жизни. Историческая память формирует мировоззрение человека.

Новое содержание и новая структура образования ставят перед учителем задачи по формированию у обучающихся российской гражданской идентичности - первой среди личностных образовательных результатов, формированию общекультурных компетенций.

ФГОС последнего поколения основного общего образования требуют от учителя такой организации работы ученика, которая будет способствовать его самоизменению и саморазвитию. Важно не просто передавать знания обучающимся, а способствовать формированию потребности самостоятельно определять цели и задачи, строить образовательный маршрут, оценивать свои результаты.

Ярким примером в воспитании патриотизма является эпоха Александра II. В России в этот период произошли наиболее успешные либеральные реформы, С 1861 по 1870-е годы были проведены такие реформы как аграрная, земская, городская, университетская, судебная, бюджетная, военная, банковская и другие. Не случайно эти года вошли в историю России как период Великих реформ. В это же время была создана культура, которая до сих пор воспринимается в мире как классическая русская культура. Её создателем и носителем была интеллигенция, вовлёкшая в культурное творчество не только европейские идеи и собственный опыт просвещения, но и народную традицию.

Реформы способствовали развитию духовной жизни общества за счёт модернизации всей социокультурной среды. Изменялось национальное сознание, а, следовательно, и смена культурной модели.

В период либерально-демократических реформ происходит новый подъём общественного движения. Появляются надежды на изменение ситуации в стране. Русская интеллигенция пыталась понять, в чём причина тяжёлого состояния, в котором оказалась страна, и как выбраться из тяжёлого кризиса, В литературе и общественной мысли возникает поколение «шестидесятников». Нежелание мириться со старыми порядками объединяло людей, готовых разрушить устои общества, казавшегося им безнадёжно больным.

Евгений Базаров в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» говорил, что нравственные болезни можно вылечить, исправив общество. Образ Евгения Базарова молодёжью того времени воспринимался как пример для подражания. Интеллигентская идеология выдвинула против всемогущего государства независимую личность, А.И. Герцен по-своему ответил на вопрос о роли литературы в российском обществе, Он увидел в литературе залог национального пробуждения, инструмент преодоления самодержавной системы. В литературном творчестве появляется такое направление как реализм, т.е. изображение действительности без прикрас. К этому направлению в русской литературе можно отнести творчество Ф.М. Достоевского, Ф.И. Тютчева, Н.A. Некрасова и других русских писателей и поэтов.

Лидерство литературы сделало её настоящей кладовой сюжетов и образов для живописи, музыки и других областей творчества. Самое главное влияние она оказывала через комплекс идей, которые выражали новые ценности общества.

На основе нового понимания целей искусства и задач художника в 1860-1870-е гг. возникло движение за формирование культуры высокой общественной значимости. Оно возникло в среде художников и выразилось в форме передвижных художественных выставок. Живопись должна была выразить общую устремлённость к обновлению. Установка передвижнической живописи на диалог со зрителем формировала новый художественный язык. Как и в литературе, реализм изобразительного искусства не означал простое копирование натуры, он вдохновлялся определённой социальной идеей. Художники реалистической школы часто сравнивали свои картины с распахнутым окном. Зритель видел в этом «окне» жизнь глазами художника, вдохновлённого «критическим отношением» к действительности.

Изменения коснулись и музыкальной культуры, привнеся в нее новые черты. Вторая половина XIX века рождает талантливых композиторов и музыкантов. Развиваются профессиональное музыкальное образование, музыкальная наука и музыкальная критика. Открываются Московская и Петербургская  консерватории, в Петербурге открыта Бесплатная музыкальная школа. Русское музыкальное общество проводит регулярные концерты симфонической музыки для широкого круга слушателей. Ведется работа по популяризации русской музыки. Появляются новые профессиональные музыкальные сообщества: московское, возглавляемое П.И. Чайковским (Аренский, Калинников, Рахманинов, Танеев и др.), и петербургское - «Могучая кучка» (Бородин, Римский-Корсаков, Мусоргский, Кюи) с М.А. Балакиревым во главе. «Кучкисты» подняли на свой флаг принцип «народности», особую роль в своих произведениях отводя истории, фольклору, психологии народного сознания. Любимые жанры этого периода - опера, программная симфония, романс, позже - концерт для солирующего инструмента, камерный ансамбль, многочастный симфонический цикл, музыка для балета, светское хоровое пение. Музыка рисует психологические портреты героев, реализм становится главенствующим художественным методом, искусство носит острую социальную направленность, теперь оно социально значимо.

Музыка пореформенной России отмечена двумя особенностями: интересом к фольклору и вниманием к теме социального напряжения в обществе в разные исторические эпохи.

Музыкальный критик В.В. Стасов ставит вопрос о разработке исторической темы в искусстве музыки. В творчестве композиторов «Могучей кучки» народ - главное действующее лицо; взаимоотношения народа и царя, народа и власти становятся основой драматургического конфликта. В качестве иллюстрации этого направления можно рассматривать оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов» (конфликт между стремлением к самодержавию и недовольством народа в период смуты) и «Хованщина» (стрелецкие бунты при Петре I, конфликт старого и нового укладов жизни). В опере «Псковитянка» Н.А. Римский-Корсаков описывает конфликт между монархом Иваном Грозным и народом города Пскова, сцены татарского нашествия в опере «Сказание о невидимом граде Китеже». Московская Русь предстает перед слушателями в опере «Царская невеста». Тема социальной трагедии, конфликта наместника власти с народом выражена в операх П.И. Чайковского «Чародейка» и «Опричник».

Ведущее место среди симфонических жанров во второй половине 19 века занимает симфония. П.И. Чайковский и А.П. Бородин, создатели русской симфонии, в своих произведениях показали конфликт между внешним миром, ставшим враждебным человеку, и внутренним миром человека, стремящегося к счастью. Героический народный эпос выходит на первый план.

Историческая тема ярко представлена в операх «Мазепа», «Орлеанская дева», кантате «Москва», симфонической фантазии «1812 год» Чайковского, симфонических произведениях «Кремль», «Стенька Разин», «Из средних веков» А.К. Глазунова, «Суворовском марше» А.С. Аренского и других.

Фольклор, наряду с произведениями профессиональных композиторов, также отображает происходящие в обществе изменения. Крестьянский фольклор отреагировал на крестьянскую реформу 1861 год: в новых условиях труда появляется рабочий фольклор. Исконные традиции разных народов многонациональной России представлены в народном творчестве. Фольклор необыкновенно востребован композиторами, которые обращаются к народным мелодиям, инструментам и голосам. Последователи М.И. Глинки включают в свои произведения интонационные цитаты, а нередко - и народные произведения целиком. Сочинения наполнены массовыми народными сценами.

Композиторы записывают, обрабатывают и аранжируют мелодии народных песен. Народные мелодии мы слышим в увертюре к опере Мусоргского «Борис Годунов», в опере А.С. Даргомыжского «Русалка», в песнях Леля и сцене проводов Масленицы у Римского-Корсакова, в операх «Снегурочка» и «Сказка о царе Салтане», во многих других произведениях русских композиторов этого периода.

Широко известны сборник «Сто русских народных песен» для голоса в сопровождении фортепиано Н.А. Римского-Корсакова, сборник «50 русских народных песен, положенных для фортепиано в 4 руки» П.И. Чайковского; А.К. Лядов сделал обработки более 200 народных песен, популярна его сюита «Восемь русских народных песен для оркестра». Балакирев, Мусоргский, Бородин и другие не только цитируют народные мелодии, но и сочиняют музыку в народном стиле, стилизуют звучание оркестра под звучание народных инструментов.

В неизмененном виде былинные напевы включены Римским-Корсаковым в музыку оперы «Садко», в опере «Сказание о невидимом граде Китеже» звучат народные исторические песни.

Музыку песен других народов России в свои симфонические сочинения включает Чайковский (Четвертая симфония, Первый струнный квартет). Украинский гопак нашел яркую оркестровую жизнь у Римского-Корсакова в опере «Майская ночь», у Чайковского - в опере «Мазепа», у Мусоргского - в опере «Сорочинская ярмарка».

Восточная тема также очень востребована. Композиторы вдохновлены музыкой арабских стран, Кавказа, Средней Азии. Римский-Корсаков сочиняет симфоническую сюиту «Шехеразада»; на основе тем Востока Бородин рисует половецкий стан в опере «Князь Игорь», Римский-Корсаков в опере «Золотой петушок» - Шемаханскую царицу; подлинная тема грузинской лезгинки звучит у А.Г. Рубинштейна в опере «Демон».

Главная особенность музыкальной жизни России того времени - ее демократизация. Теперь концертные залы и театры стали доступны широкому кругу любителей музыки, музыка вышла из узкого камерного круга, став доступной новому контингенту: чиновникам, рабочим, студентам.

Пореформенная Россия подарила миру целое поколение композиторов, чьи имена вписаны золотыми буквами в мировую музыкальную сокровищницу. Русская классическая школа, начиная с основоположника М.И. Глинки, подняла русскую музыку на небывалую высоту, и она, став одной из ведущих, заняла достойное место среди европейских музыкальных культур.

Подводя итог сказанному, хочется вспомнить слова Президента России Федеральному собранию Российской Федерации в 2008 году: «Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений». /Послание Президента России Федеральному собранию Российской Федерации в 2008 году/.

Примерные вопросы и задания для обучающихся:

  1. Назовите главную задачу царствования Александра II.
  2. Назовите причины роста общественного движения в 1860-е гг.
  3. Как вы думаете, почему период Великих реформ в обществе породил бурный творческий подъем в искусстве?
  4. Рассмотрите картины художников-передвижников и определите, на каких из них изображены современные им события, на каких -исторические.
  5. Рассмотрите картины художников-передвижников и определите, кто преимущественно является героем произведений.
  6. Прочитайте стихотворение Н.А. Некрасова «Школьник» и ответьте на вопрос: о каких трудностях обучения крестьянских детей рассказывается в произведении.
  7. Почему во второй половине XIX века интерес к народному творчеству не только не угас, но и многократно возрос?
  8. Послушайте увертюру к опере МЛ. Мусоргского «Борис Годунов» и определите, что указывает на интонационную связь музыки композитора с народной музыкой.
  9. Послушайте, как звучит гопак у Римского-Корсакова в опере «Майская ночь», у Чайковского в опере «Мазепа», у Мусоргского в опере «Сорочинская ярмарка». Определите, что объединяет три обработки и какими новыми чертами наделил каждый композитор народный танец?
  10. Подберите ритмический аккомпанемент к любимой народной песне. Исполните ее в новой обработке.

Список литературы:

  1. Березовская Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры, - Москва: Русское слово, 2013. 320 с.
  2. Никитина Л.Д. История русской музыки: популярные лекции / Л.Д. Никитина. - Москва: Академия, 1999. 272 с.
  3. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А, История России. - Москва: Тк Велби, 2003, 520 с.
  4. Рапацкая Л.А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века» - Москва: Владос, 2001. 384 с.
  5. Стрелова О.Ю. Воспитание историей как формирования ценностей личности // Преподавание истории и Обществознания в школе. 2003. № 7. Стр. 66-70.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кл. час "Культура эпохи великих потрясений"

Знать историю своей страны должен каждый. Кл. час посвящён развитию архитектуры, живописи, литературы и книгопечатания на Руси в конце XV начале XVI века....

Приложение к кл.часу "Культура эпохи великих потрясений"

Поэтапное проведение кл.часа "Культура эпохи великих потрясений"....

Викторина к кл.часу "Культура эпохи великих потрясений"

В презентации даны вопросы по материалам кл. часа "Культура эпохи великих потрясений", что помогает лучше усвоить материал....

Культура эпохи Возрождения. Великая трагедия У. Шекспира о бессмертной любви — «Ромео и Джульетта»

Методическая разработка представляет собой конспект урока литературы  по теме: «Культура эпохи Возрождения. Великая трагедия У. Шекспира о бессмертной любви — «Ромео и Джульетта».  Осн...

Россия во второй половине XIX века (Александр II и Эпоха Великих реформ)

Разработка уроков по теме Россия во второй половине XIX века (Александр II и Великие реформы)...

План-конспект урока по теме: "Петр 1. Россия в эпоху петровских реформ"

План-конспект урока, проведенный в 8 классе по истории России для повторения и закрепления материала...

28.04 Урок2 Россия в эпоху великих реформ Александра II

Задпние1. Ознакомиться с материалом учебника, стр. 61 -682. Ответить на контрольные вопросы 1 - 5, стр.68...