Тоталитарные режимы Европы
учебно-методический материал по истории (9 класс)

Дручинина Елена Александровна

Технологическая карта урока в 9 классе по всеобщей истории "Тоталитарные режимы Европы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_druchinina_e.a.docx98.45 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: история (всеобщая история)

Класс: 9

Тема урока: «Тоталитарные режимы Европы»   

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

•        Обеспечить усвоение учащимися условий формирования тоталитарных режимов и причин их установления в странах Европы;

•        Охарактеризовать основные мероприятия тоталитарных правительств в Италии и Германии;

•        Объяснить смысл и значение важнейших исторических понятий (фашизм, тоталитаризм, нацизм) и добиться их усвоения;

•        Выяснить основные черты тоталитаризма как феномена ХХ века;

•        Развитие аналитического и синтезирующего мышления;

•        Выработка умения искать решение проблемы, выдвигать гипотезы;

•        Развитие умений действовать в группе и самостоятельно;

•        Реализация принципа проблемности развивающего обучения;

•        Воспитание чувства неприятия к насилию, бесчеловечности тоталитарных режимов;

•        Воспитание гуманности, толерантности к другим расам, народам.

Планируемые результаты:

Предметные:  

  • способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения   таких явлений: тоталитаризм, Версальско-Вашингтонская система;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков исторических личностей, определение роли личности в истории на примере А. Гитлера и Б. Муссолини;
  • умение извлекать необходимую информацию из различных источников, сравнивать данные различных источников, исторические события и явления, определять общее и специфику;
  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий на основе причин формирования тоталитарных режимов в Европе, развития фашизма;
  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий на примере складывания причин формирования фашизма в Италии и Германии, предпосылок Второй Мировой войны.

Личностные:

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • понимание культурного многообразия мира, толерантность.
  • способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

Метапредметные:

  •  развитие способности к приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
  • умение работать в группе, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
  • способность анализировать факты, делать выводы, представлять результаты своей деятельности, оценивать достигнутые результаты;

Межпредметные и внутрикурсовые связи:

«Обществознание», «история России», «Итоги первой Мировой войны», «Мировой экономический кризис 1929-1932 гг. и «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта

Образовательные ресурсы и оборудование: 

  • Учебник «Новейшая история. 9 класс»: учеб. для 9 класса общеобр. учреждений/Н.В.Загладин. –М.: Русское слово, 2010.
  • Презентация «Тоталитарные режимы Европы»;
  • Видеофрагменты документального фильма «Триумф воли» режиссер Лени Рифеншталь, 1935;
  • Исторические источники (расписание в немецкой школе, задача из немецкого учебника по математике);
  • Карта «Итоги Первой Мировой войны»
  • Мультимедийный проектор
  • Раздаточный материал ( конверт с цитатами)

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

виды деятельности

формируемые УУД

Оргмомент

Приветствие учащихся.

- Ребята, на слайде вы видите эпиграф к сегодняшнему уроку.  Как вы думаете, почему такой эпиграф?

СЛАЙД №1

Настраиваются на урок

Объясняют, что историю необходимо изучать, незнание истории приводит к ошибкам.

Коммуникативные: высказывают свое мнение.

Введение в новую тему.

Постановка проблемы

- Ваши ответы верны, и мы сегодня будем знакомиться с еще одним «уроком истории».

Посмотрите на слайд и сформулируйте тему урока. СЛАЙД №2

-Запишите   дату и тему урока в тетради.

- Ребята, какие задачи мы сегодня с вами можем решить на уроке?

- Что такое политический режим?

- Давайте вспомним признаки тоталитарного режима?  СЛАЙД №3

Формулируют тему урока «Тоталитарные режимы»

Записывают тему, формируют задачи урока. Оценивают и дополняют ответы одноклассников.

Из курса обществознания вспоминают понятие политический режим и его признаки.

 Регулятивные: ставят учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают суждения и дополняют ответы одноклассников

Познавательные: Выделяют главные, существенные признаки понятий

Изучение нового материала

- Особенностью тоталитарных режимов Европы стало распространение идей нацизма и фашизма.  ФАШИЗМ (от итал. fascio - пучок, связка, объединение) - идеология, политическое движение, которые характеризуются следующими признаками и чертами. СЛАЙД №4

Запишите определение фашизма в тетрадь.

- Идеи фашизма зародились в Италии в 1919 году, лидером итальянской фашистской партии стал   Б. Муссолини.  В Германии развитие идей фашизма связано с партией НСДАП и ее лидером А. Гитлером.

 СЛАЙД №5

В Испании ключевой фигурой в развитии фашизма стал генерал Франко, в Японии-   формируется режим Тонако. СЛАЙД №6

- Ребята, как вы думаете почему идеи фашистская идеология, пропагандирующая нацизм и расизм стала популярна?  И почему именно в этих странах?

-Действительно, одной из причин зарождения фашистских идей стала Версальско- Вашингтонская система. СЛАЙД №7

-Посмотрите на карту и вспомните какие территориальные изменения произошли в Европе? СЛАЙД №8

-Почему Версальско - Вашингтонскую систему называют бомбой замедленного действия? СЛАЙД №8

- Ребята, кроме поражения в Первой Мировой войне с какими еще трудностями пришлось «встретиться» Германии?

- Каким образом мировой экономический кризис мог повлиять на развитие фашизма?

- Скажите, мы знаем примеры того, как правительство может сгладить негативные последствия кризиса?

СЛАЙД №9

- Ребята, в Германии и Италии были и другие партии. Давайте обратимся к учебнику.

Работа со схемой в учебнике стр. 43

-Какие политические силы могли противостоять фашизму? СЛАЙД №9

- НСАП получила большинство в парламенте. 1933- Гитлер становится рейхсканцлером.

С приходом Гитлера к власти происходят изменения в экономическом развитии Германии.

Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 44-46

- Ребята, прочитайте и выпишите в тетрадь преобразования в экономике.

- На основе выписанной информации сделайте вывод какой характер носила экономика? На что была направлена?

-С приходом Гитлера к власти изменись не только экономика.  Большое внимание уделялось идеологии. Идеология нацистской партии была довольно проста и тем самым пользовалась большой популярностью среди простых немцев. Во всех бедах, неудачах и поражениях, в том, в каком положении живут немцы, винили евреев. Крупные еврейские капиталы в Германии должны были быть конфискованы в пользу немецкого народа. Славяне, цыгане, евреи, демократы, коммунисты – все они были врагами нацистов и подлежали физическому истреблению на благо Германии.

-Ребята, прочитайте и скажите, чему еще уделялось большое внимание в Германии?

Работа с историческим  документом стр.51 в учебнике

-Ребята, сейчас вы увидите видеофрагмент из документального фильма «Триумф воли».

Скажите, какая идея была создана в Германии?

ВИДЕО фрагмент № 1   СЛАЙД №10

-Обратите внимание, на феномен любви к Гитлеру, харизму.

- Обучение в школах также строилось по особу плану.

У вас на партах документ. Давайте посмотрим, что же изучали школьники в Германии. Какие задачи они решали.

Работа с историческим  документом

 (раздаточный материал «расписание в школе», задача по математике)

СЛАЙД №11, 12

-  Ребята, как вы думаете, почему уделялось такое большое внимание воспитанию молодежи?

-Тоталитарные фашистские режимы устанавливалось не только в Германии, но и в других странах.Работа в группах

- 1 группа –  выписывает особенности установления тоталитарного режима в Италии

стр. 48-49

- 2 группа- особенности режима в Японии стр. 49-50

-Что общего вы видите фашистских тоталитарных режимах разных стран?

-К сожалению, фашистские режимы, которые являются разновидностью тоталитарных режимов, установились не только в Германии, Италии.

ВИДЕО Фрагмент № 2   СЛАЙД №13

-В каких странах еще было профашистское правительство?

Слушают учителя, записывают новую информацию в тетрадь

 

Учащиеся высказывают причины появления и развития фашизма в тех странах, которые были недовольны итогами Первой Мировой войны.

Приходят к выводу о зарождении реваншистских настроений в Германии и Италии, выстраивают связь между территориальными изменениями и зарождением фашизма.

Ответы учащихся, о том, что мировой экономический кризис очень сильно ударил по уровню жизни Германии.

Выявляют причинно-следственные связи кризиса и развитие идей нацизма, расизма.

Вспоминают экономический курс Ф. Рузвельта.

В ходе рассуждений приходят к выводу, что правительство Италии и Германии не смогло решить «острые проблемы» и это приводило к  разочарованию немцев в сложившейся политической системе и как следствие росту радикализма.

Самостоятельно анализируют схему и приходят к выводу, что коммунисты и социал-демократы могли объединить усилия и выступить «единым фронтом» против НСДАП.

Самостоятельно читают и выписывают:

программа аризации, экспроприации собственности, основой которой стал закон о гражданстве.

Делают вывод, что экономика носила плановый характер, милитаризация экономики.

Работают с историческим источником и делают вывод, что большое внимание уделялось воспитаю молодежи.

Смотрят видео и делают выводы, что была создана идея об особой «арийской нации», особенного немецкого молодого человека, способного победить врагом Германии.

Делают выводы, что образование строилось на идеях расизма и нацизма

Делают вывод, что у молодежи еще не сформировались жизненные взгляды и позиции, недостаточно опыта, чтобы отличить истину от лжи, молодежь более восприимчива и готова к переменам, за молодежью будущее.

Самостоятельно читают и готовят ответ и тезисы для записи другой группе.

Делают вывод о стремлении к внешней агрессии, нацизму.

Указывают страны: Венгрия, Словакия и др.

Познавательные: Классифицируют информацию по заданным признакам

Познавательные: Устанавливают причинно-следственные связи

Решают проблемные задачи

Познавательные: Устанавливают причинно-следственные связи, рассуждают

Решают проблемные задачи

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

 

Познавательные:

Сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям

Познавательные:

Анализируют данные таблицы, делают выводы, выстраивают логическую цепочку

Познавательные:

Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях;

работать с текстом

Познавательные:

Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях;

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Познавательные:

Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях;

Познавательные:

Решать проблемные задачи, выстраивать логические цепочки

Регулятивные: Работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

Познавательные:

Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях;

Коммуникативные:

Участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество

Рефлексия

- Вы знаете к чему привело развитие нацизма и фашизма. СЛАЙД №14

- Давайте вернемся к высказыванию В.О.  Ключевского. Почему я выбрала это высказывание эпиграфом для урока.

-Актуально ли это для нашего времени?

- Решили ли поставленные перед урок задачи?

- Ребята, перед вами на парте конверт с цитатами историков. СЛАЙД №16

- Посмотрите цитаты, на Ваш взгляд, какое высказывание отражает главную мысль нашего урока. Свой ответ аргументируйте

Выводы о том, что  фашизм привел в Второй Мировой войне.

Делают выводы о причинах зарождения фашизма и нацизма, развития тоталитаризма.   Вывод об опасности незнания истории, фальсификации истории, опасности распространения неонацистских идей.  Ценности современной демократии.

Анализируют проделанную работу, делают вывод какой «урок истории» мы сегодня получили.

Анализируют высказывания и делают выводы: о важности ценности свободы, о недопустимости нацизма, насилия.

Комуникативные:

высказывать суждения, подтверждая их фактами;

Осознание уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению.

Коммуникативные:

Осознание уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению.

Подведение итогов

д\з

7, вопрос № 7 устно

Оценки

Раздаточный материал

Лист № 1

ЛИСТ № 2

Задача из немецкого учебника по математике для средней школы 1939 г.
«Юнкерс» вылетает с грузом 12 дюжин бомб, каждая весом 10 кг. Самолет держит курс на Варшаву, центр мирового еврейства. Он бомбит этот город. При вылете с полной бомбовой нагрузкой и бензобаком, содержащим 1500 кг горючего, самолет весит 8 тонн. При возвращении самолета из своего крестового похода он все еще имеет 230 кг горючего. Каков собственный вес самолета?

ЛИСТ №3

« Какая разница для мертвых, сирот и бездомных, во имя чего творятся произвол и разрушения — во имя тоталитаризма или во имя священной демократии и либерализма? »
Махатма Ганди

«Учение — только свет, по народной пословице, — оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание»
Иван Тургенев

«Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы. Сила, нужная ему для подавления другого народа, в конце концов всегда обращается против него самого»
Фридрих Энгельс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тоталитарные режимы в 1930-е годы. Италия, Германия, Испания. 9 класс

методическая разработка по всеобщей истории для 9 класса....

Конспект урока по новейшей истории. 9 класс. Тема: "Установление тоталитарных режимов в Европе"

Урок разработан с применением технологии прблемного обучения.Урок преследует следующие цели:Обеспечить усвоение учащимися условий формирования тоталитарных режимов и причин их установления в странах Е...

Урок "Тоталитарные режимы в 30-е годы"

Урок Новейшая история 9 класс...

Урок-презентация для 11 класса на тему"Тоталитарные режимы XX века"

Данная презинтация содержит материал для проведения уроков по политическим режимам. Её можно использовать как на уроках итории, так и на уроках обществознания....

Тоталитарные режимы Европы 30-х годов XX века: сущность и причины формирования

Урок ставит своей задачей формирование метапредметных и личностных результатов. В методической разработке представлено описание урока и раздаточные материалы....