Развитие читательской грамотности и навыков смыслового чтения на уроках истории
методическая разработка по истории

В материалах представлены различные тексты и задания к ним для опредления уровня сформированности смыслового чтения обучающихся.  Для  систематизации проверяемых элементов предложен кодификатор. Тексты могут использоваться как для отработки так и проврки умений обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya.docx2.77 МБ
Файл kodifikator.docx33.31 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Схема уровней грамотности чтения

1-ый уровень

Найти один или более независимый отрывок явно выраженной в тексте информации по простому критерию .

Распознать главную идею или авторские намерения в тексте, когда требуемая информация в нем общеизвестна .

Установить простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями .

Сплошные тексты: определить основную идею текста, используя заголовки частей текста или  выделяющие  их  обозначения,  либо  найти  явно  выраженную информацию в короткой части текста.

Несплошные тексты: найти отдельные части явно выраженной информации

на одной простой карте, которая включает в себя небольшой по объему текст

в несколько слов или фраз.

2-ый уровень

Найти   один   или

несколько   отрывков

информации. Работать       с  противоречивой

информацией

Определять   главную

мысль, понимать связи,

формировать,

применять   простые

категории      или

истолковывать значения

в  ограниченной  части

текста,      когда информация малоизвестна     и требуется    сделать простые выводы

Делать  сравнения  или

устанавливать   связи

между   текстом   и

внешними   знаниями

либо     объяснять

особенности    текста,

основываясь     на

собственном  опыте  и

отношениях

Сплошные  тексты:  найти,  или  интерпретировать,    или  обобщить  информацию из различных частей текста либо текстов с целью определить  намерения автора, следуя логическим связям внутри части текста.

Несплошные  тексты:  продемонстрировать  понимание явно  выраженной  структуры  визуального  изображения  информации,  либо  объединить  небольшие части информации из графика или таблицы.

3-ый уровень

Найти  и  в  некоторых

случаях   распознать

связи между отрывками

информации.

Работать с известной, но

противоречивой

информацией

Объединить  несколько

частей текста для того,

чтобы    определить

главную     мысль,

объяснить  связи  и

истолковать  значения

слов  и  смысл  фраз.

Сравнивать,

противопоставлять  или

классифицировать части

информации

Делать  сравнения  или

устанавливать   связи,

давать  объяснения  или

оценивать  особенности

текста.  Демонстрировать

точное    понимание  текста  в  связи  с  известными,

повседневными  знаниями      или  основывать  выводы  на

известных знаниях.

Сплошные  тексты:  найти,  интерпретировать или  оценивать  информацию,  используя особенности организации текста, если они имеются, и следуя явно  или неявно выраженным логическим связям.

Несплошные  тексты:  рассмотреть  информацию,  данную  в  нескольких

различных формах, в их взаимосвязи и сделать на этой основе вывод

4-ый уровень

Найти  и  установить

возможную

последовательность или

комбинацию  отрывков

глубоко    скрытой

информации,   каждая

часть  которой  может

отвечать множественным

критериям  в  тексте  с

неизвестным  контекстом или формой.  Сделать  вывод  о  том,  какая  информация  в  тексте  необходима  для

выполнения задания

Использовать  глубокие

идеи,  заложенные  в

тексте, для понимания и

применения категорий в

незнакомом контексте.

Истолковывать  разделы

текста,  беря  в  рассчѐт

понимание  текста  в

целом.   Работать   с

идеями,    которые

противоречат

ожиданиям      и

сформированы     в

негативном контексте

Использовать

академические    и

общеизвестные  знания

для выдвижения гипотез  

или критической оценки

текста.

Демонстрировать

точное    понимание

длинных  и  сложных

текстов.

Сплошные  тексты:  следуя  лингвистическим  или  тематическим  связям

различных частей текста; найти, интерпретировать или оценивать неявно  выраженную информацию либо сделать  выводы философского характера.

Несплошные тексты: найти отдельные части информации и сравнить или  обобщить их

5-ый уровень

Работа с информацией

Интерпретация текста

Рефлексия и оценка

Найти  и  установить

последовательность или

комбинацию  фрагментов   текста  глубоко    скрытой

информации,   часть  которой  может  быть  задана  вне  основного  текста. Сделать  вывод  о  том,  какая  информация  в  тексте  необходима  для  выполнения задания. Работать       с

правдоподобной  и/или

достаточно  объемной

Истолковать   знания

нюансов  языка  либо

продемонстрировать

полное    понимание

текста  и  всех  его

деталей

Критически  оценивать

или выдвигать гипотезы

на  основе  специальных

знаний.  Работать  с

понятиями,   которые

противоположны

ожиданиям,

основываясь     на

глубоком   понимании

длинных  или  сложных

текстов

информацией

Сплошные  тексты:  выявить  связь  отдельных  частей  текста  с  темой  или  основной  мыслью,  работая  с  противоречивыми  текстами,  структура  изложения которых неочевидна или явно не обозначена.

Несплошные тексты: установить характер связи частей информации, которая

 представлена  в  виде  графиков,  таблиц,  диаграмм  и  пр.,  и  может  быть  длинной и детализированной, иногда используя информации., внешнюю по

отношению к основной.

Читатель должен обнаружить, что для полного понимания данного текста

требуется  использовать  различные  элементы  этого  же  текста,  например,

сноски.

Пути  достижения  планируемых  результатов  освоения  обучающимися стратегии смыслового чтения

Классы

Чему учить/что проверять (кодификатор)

Стратегии

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (ПП)

5-6

ПП1

-определять главную тему, общую

цель или  назначение текста;

Интерактивные  подходы  

(упражнения,  задания)

Развитие  критического

мышления  через  чтение и   письмо:

«Чтение  про себя»,

«Чтение   в кружок»,

«Чтение  про себя    с  вопросами», «Чтение   с

остановкам»

ПП2

- выбирать из текста или придумать

заголовок,      соответствующий

содержанию и общему смыслу текста;

ПП3

- формулировать       тезис,

выражающий общий смысл текста;

ПП4

- объяснять        порядок  частей/инструкций,  содержащихся  в  тексте;

ПП5

-находить  в  тексте  требуемую  информацию

ПП6

-решать  учебно-познавательные  и  учебно-

практические      задачи, требующие  полного  и  критического понимания текста.

7-9

ПП7

- предвосхищать      содержание

предметного  плана  текста  по  заголовку и с опорой на предыдущий  опыт;

Словарная    карта,

групповая

работа, инсерт,

кластеры,

организация

дискуссий

выделенных фактов и мыслей;

«Чтение  про себя    с  пометками»,

«Отношения

между  вопросом  и

ответом»

ПП8

-сопоставлять  разные  точки  зрения  и  разные  источники  информации  по  заданной теме;

ПП9

-выполнять  смысловое  свѐртывание ;

ПП10

-формировать на основе текста систему

аргументов (доводов) для обоснования

определѐнной позиции;

ПП11

-понимать   душевное   состояние

персонажей текста, сопереживать им;

ПП12

-организовывать поиск информации;

ПП13

-приобрести   первичный   опыт  критического отношения к получаемой  информации,  сопоставления  еѐ  с  информацией из  других источников и  имеющимся жизненным опытом.

ПП14

-Овладеть  элементарными  навыками

чтения информации, представленной в

наглядно-символической    форме.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации (ПИ)

5-6

 ПИ-1

-структурировать  текст,  используя  нумерацию  страниц,  списки,  ссылки, оглавление;

Развитие  критического

мышления  через  чтение  и   письмо

(чтение   с остановками)

«Список  тем книги»,

«Черты характера»

«Синквейн»

ПИ-2

-проводить  проверку  правописания;

использовать  в  тексте  таблицы, изображения;

ПИ-3

-преобразовывать  текст,  используя

новые    формы    представления  информации:   формулы,   графики,  диаграммы,  таблицы  (в  том  числе  динамические,   электронные,   в

частности  в  практических  задачах),  переходить  от  одного  представления  данных к другому.

7-9

ПИ-4

-Выявлять имплицитную  информацию

текста  на  основе  сопоставления иллюстративного   материала   с  информацией текста, анализа подтекста  (использованных  языковых  средств  и  структуры текста).

Визуальные  методы

организации  материала,

таблица  «Кто?Что?,

Когда?, Где?,

Почему?»,

Работа с текстом: оценка информации (О)

5-6

О1

-Откликаться на содержание текста:

-связывать        информацию,

обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

Интерактивные подходы,

Логические цепочки, Инсерт, Тайм –аут,

Вопросы после текста,

Проверочный

лист

О2

-оценивать  утверждения,  сделанные  в  тексте, исходя из своих представлений  о мире;

О3

-откликаться  на  форму  текста:

оценивать  не  только  содержание

текста, но и его форму, а в целом  - мастерство его исполнения.

7-9

О4

-На  основе  имеющихся  знаний,  жизненного   опыта   подвергать  сомнению  достоверность  имеющейся  информации,      обнаруживать

недостоверность     получаемой  информации, пробелы в информации и  находить  пути  восполнения  этих  пробелов.

Кластеры, логические цепочки

О5

-В  процессе  работы с  одним  или  несколькими  источниками  выявлять  содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

О6

-Использовать  полученный  опыт  восприятия информационных объектов  для  обогащения  чувственного  опыта,  высказывать  оценочные  суждения  и  свою  точку  зрения  о  полученном

сообщении  (прочитанном  тексте) критически  относиться  к  рекламной  информации;

О7

-Находить способы проверки  противоречивой информации,  определять достоверную  

информацию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков смыслового чтения на уроках физики

Презентация подготовлена к выступлению на районном методическом объединении учителей физики. Раскрыты основные аспекты  развития навыков смыслового чтения на уроках физики. Использованы теоритече...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Данный материал познакомит с формированием навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы....

Развитие навыков смыслового чтения на уроках биологии.

Выступление на семинаре заместителей директоров по УВР....

«Формирование читательской компетенции школьников: навыки смыслового чтения и работы с текстом»

laquo;Методическая разработка урока по формированию  навыков смыслового чтения и работы с текстами в условиях реализации требований ФГОС»...

статья Работа с текстовым источником как метод развития навыка смыслового чтения на уроках истории и обществознания

статья "Работа с текстовым источником как метод развития навыка смыслового чтения на уроках истории и обществознания" посвящена особенностям работы с историческим текстовым источником на уро...

Сообщение на РМО по теме: "Формирование функциональной грамотности (смысловое чтение) на уроках истории и обществознания."

Сообщение было подготовлено для выступления на РМО учителей истории и обществознания...