Историография истории Отечества
методическая разработка по истории

Климова Лариса Викторовна

Сущность, формы, функции исторического знания. История: - процесс развития человеческого общества, а также - изучение данного процесса. Родоначальник – Геродот. История формирует историческое сознание. Историческое сознание - это совокупное представление общества в целом и его отдельных групп о своем прошлом и о прошлом человечества. Уровни исторического сознания: 1. Обыденный (бытовой); 2. Уровень стереотипов. Стереотипы складываются под влиянием художественной литературы и не всегда объективно отображают действительность. 3. «Школьный» - систематизированные в хронологическом порядке знания. 4. Профессиональный - анализ источников на основе научной методологии; дает возможность выявления тенденций и прогнозов. Главная задача истории - на основе изучения прошлого понять современную ситуацию и преобразовать ее с учетом достижений и просчетов предыдущих поколений. История – это способ самоидентификации общества, средство ориентации людей в социальном пространстве. История – это форма социальной памяти человечества.

 

2.Методы и источники изучения истории

 

История – это воссоздание прошлого на основе источников, это моделирование прошлого. Роль математического аппарата, необходимого для моделирования, выполняют современное мировоззрение, философия, общественные потребности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Историография истории Отечества92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методический материал

по теме:

«Историография истории Отечества»

Составил: Климова Лариса Викторовна

                                                   

                                                     

Содержание

Введение

1.Сущность, формы, функции исторического знания

2.Методы и источники изучения истории

3. Понятие и классификация исторического источника

Заключение

Введение

Сущность, формы, функции исторического знания. История: - процесс развития человеческого общества, а также - изучение данного процесса. Родоначальник – Геродот. История формирует историческое сознание. Историческое сознание - это совокупное представление общества в целом и его отдельных групп о своем прошлом и о прошлом человечества. Уровни исторического сознания: 1. Обыденный (бытовой); 2. Уровень стереотипов. Стереотипы складываются под влиянием художественной литературы и не всегда объективно отображают действительность. 3. «Школьный» - систематизированные в хронологическом порядке знания. 4. Профессиональный - анализ источников на основе научной методологии; дает возможность выявления тенденций и прогнозов. Главная задача истории - на основе изучения прошлого понять современную ситуацию и преобразовать ее с учетом достижений и просчетов предыдущих поколений. История – это способ самоидентификации общества, средство ориентации людей в социальном пространстве. История – это форма социальной памяти человечества.

 

2.Методы и источники изучения истории

 

История – это воссоздание прошлого на основе источников, это моделирование прошлого. Роль математического аппарата, необходимого для моделирования, выполняют современное мировоззрение, философия, общественные потребности.

 

Основные подходы к изучению исторического процесса:

 

1. Теологический - провиденциализм (провидение, предопределенность событий).

 

2. Субъективистский - деятельность выдающихся личностей.

 

3.Формационный - (середина XIX в.). К. Маркс и Ф. Энгельс. Суть: все человечество неизбежно проходит в своем развитии 5 общественно-экономических формаций (способов производства): первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социализм и коммунизм.

 

4. Цивилизационный - (2ая половина XIX в). Данилевский, Тойнби. Была разработана теория культурно-исторических типов. Согласно цивилизационному подходу, человечество состоит из локальных цивилизаций (восточная и западная), каждая из которых развивается самостоятельно под воздействием комплекса факторов (геополитическое положение, экономика, религия, культура.

 

Современная методология включает 2 основных подхода к историческому исследованию: объяснение фактов и интерпретация фактов.

 

3. Понятие и классификация исторического источника

 

Источник - документ, непосредственно отражающий исторический процесс (законы, государственное делопроизводство, статистика, документы личного характера). Источниковедение - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая исторические источники. Основными источниками по истории России XII-XYII в. в. служат летописи, с XYIII в. – государственное делопроизводство, в XX в. появляются документы политических партий.

 

4.Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное

 

Историография как научная дисциплина возникла не сразу. Она постепенно вызревала в недрах исторической науки и была теснейшим образом связана со степенью ее зрелости. Уже В. Н. Татищев обращал внимание на историю наук и ученых. Историографический опыт накапливался в трудах историков XVIII - начала XIX веков, но в целом, до середины XIX века историография разрабатывалась эпизодически. Одними из первых критиков, которые по существу и знаменуют начало историографии, были А. З. Зиновьев и И. Н. Средний-Камашев. Перу Зиновьева принадлежит работа «О начале, ходе и успехах российской истории», в которой автор рассмотрел не только развитие исторической науки в лице ее крупнейших представителей, но и поставил ряд методологических проблем, правда, в весьма общей и образной форме. . Историография, таким образом, благодаря трудам С. М. Соловьева, начинала исполнять научно-информационную, коммуникативную функцию. Историография рождалась не только из внутринаучных потребностей исторической науки, но и из потребностей университетского преподавания. Много сделали для развития историографии К. Н. Бестужев-Рюмин, М. О. Коялович, , В. С. Иконников, П. Н. Милюков, В. О. Ключевский, Д. И. Багалей, А. С. Лаппо-Данилевский. Прежний, картезианский идеал науки подвергается критике, что было связано в значительной степени с успехами естественных наук и прежде всего физики - разрушением ньютоновской картины мира. Милюков делал шаг вперед по сравнению со своими предшественниками в более широком понимании предмета историографии, он рассматривал ее в контексте культуры. По мысли Лаппо-Данилевского, историография должна заниматься изучением народного самосознания, той его части, которая выразилась в научной обработке сознания прошлого. В дореволюционной научной традиции мы можем зафиксировать существенное продвижение в плане понимания предмета историографии и принципов историографического анализа. В общем, очевидна тенденция к преодолению позитивистского образа исторической науки, интерес к ее дискретным моментам развития, к личностному знанию, окрашенному ценностями эпохи и профессиональной корпоративной культуры. По существу, был намечен грандиозный науковедческий проект, который превосходил развитие историко-науковедческой мысли второй половины ХХ в. Судьбу историографии как науки в советский период нельзя назвать удачной - мы можем заметить слишком много дискретных линий в ее развитии, вплоть до полного забвения ряда достижений, что во многом это было связано с отношением к исторической науке вообще. В 1920-е гг. небольшим островом, где сохранялась историография как наука был Институт красной профессуры, и, в частности, знаменитый историографический семинар М. Н. Покровского. С восстановлением исторических факультетов в нашей стране в середине 1930-х гг. курсы историографии вновь начинают читаться в университетах. В эпоху оттепели, мы наблюдаем все возрастающий интерес к историографии, это нашло отражение в создании комиссии по истории исторической науки, выходе специальных изданий, в курсе лекций Л. В.Черепнина. Опыт накопленный советской историографией был обобщен в статье М. В. Нечкиной «История истории. Некоторые методологические вопросы исторической науки».

 

Методология и теория исторической науки

 

6. История России - неотъемлемая часть всемирной истории

 

История нашей страны – часть мировой истории и не может рассматриваться вне ее контекста. Глобальные мировые исторические процессы так или иначе всегда связаны с нашей страной. Геополитическое положение России определяет ее важное международное значения как для стран Запада, так и для стран востока.

 

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов

 

Славянская цивилизация была вовлечена в процесс великого переселения народов (IY-YI века). В это время влияние на развитие славянских племен оказала античная традиция. Славяне селились на территории от реки Эльбы на западе до верховьев реки волги на востоке и от Южного берега Балтийского моря на севере до Греции на юге. Во многих местах они смешивались с другими народами.

 

Проблема этногенеза восточных славян

 

На рубеже III-II тысячелетий до н. э. индоевропейские племена начали обособляться и говорить ни индоевропейских диалектах. Предки славян обитали где-то в районе бассейна реки Висла, в период разделения индоевропейцев они оказались на северо-востоке Европы. Постепенно эта территория расширяется. Со второй половины II тысячелетия до н. э. единообразие праславянского мира нарушается. Наступает эпоха войн, переселений. Формируются новые общности. В северной половине Центральной Европы расположились венеды. В восточной части – появились восточные славяне. Здесь возникло государство Русь.

 

9.Основные этапы становления государственности

 

Имущественная и социальная дифференциация внутри сельской общины в YIII – IX веках приводят к выделению родоплеменной и военно-дружинной знати. В эпоху господства родовых отношений высшим органом племени является народное собрание. Оно обеспечивает социальное и экономическое равенство всем членам сообщества. На нем избирались старейшины племени и князья, которые были носителями военной и административной власти племени. Эти должности занимали наиболее уважаемые члены племени. В период разложения родового строя роль народного собрания начинает падать. Вокруг племенного князя формируется военная дружина, которая не подчиняется народному собранию, а превращается в орган давления. Верхушка племени узурпирует власть. Эта группа объявляет себя собственником земли, облагает подвластное население налогом. Процесс классообразования и формирования ранних форм государственности у восточных славян привел к образованию на Руси в конце IX века раннефеодального государства. В этих условиях и происходит образование единого восточнославянского государства Киевская Русь.

 

Процесс развития феодальных отношений в древнерусском государстве привел к значительному усилению власти местных князей и боярства, начавших борьбу за власть с великим князем. На рубеже XIII – XIY веков политическое дробление страны достигло наивысшей ступени. По мере объединения русских земель вокруг Москвы политическая самостоятельность удельных князей все больше ущемлялась. Тенденция к образованию централизованной феодальной монархии усиливалась. Объединение русских земель и окончательное освобождение от ордынской зависимости создало предпосылки для превращения Московского великого княжения в сословно-представительную монархию. Позже сословно-представительная монархия преобразовалась в абсолютную. Абсолютная монархия просуществовала в таком виде почти до самой революции, когда ее сменила конституционная монархия.

 

10.Древняя Русь и кочевники

 

Первое нашествие на Русь кочевых племен относится к Y веку до н. э. с этого времени начинается длительный период противостояния Руси и кочевников. Одни племена сменялись другими (скифы, сарматы, гунны, авары, печенеги, половцы). Тактика противоборства была различная. С одними русские князья вели вооруженную борьбу, с другими заключали мирные договоры и привлекали их золотом и подарками на свою сторону. Были факты, когда мирные договоры заключались между князем и главой кочевого племени и при этом заключался брак между их детьми. Нападения кочевников сильно ослабляли Русь, наносили огромный материальный урон, вызывали огромное количество жертв. Для того, чтобы противостоять этому, Русь должна была объединить усилия всех князей, то есть объединиться.

 

11.Византийско-древнерусские связи

 

Отношения между Византией и Русью складывались сложно и противоречиво. В YI веке не имея сил сдерживать натиск славян, византийцы откупались от нашествий территориями, богатыми дарами. К X веку Русь стремилась овладеть новыми важными для нее стратегически территориями. Во главе с Олегом воины двинулись на Константинополь. Устрашась греки поспешили заключить мир, по которому византийцы обязались выплатить Руси денежную контрибуцию, а затем еще ежегодно выплачивать еще и дань. Для русских купцов и послов был оговорен ряд льгот.

 

В последующий период договор то разрывался, то вновь возобновлялся после очередных военных столкновений. Между Византией и Русью заключался даже военный договор. Лишь Иоану Цимисхию удалось добиться победы и облегчить условия мирного договора (971 года). В результате Русь теряла часть приобретенной ранее территории. Русы должны были покинуть Дунай. Завоевания в Причерноморье и Поволжье сохранились. Византия сыграла важную роль в принятии христианства. Ища союзников и стараясь укрепить позиции государства на мировой арене князь Владимир помог византийцам в подавлении антиправительственного мятежа в обмен на обещание отдать ему в жены принцессу Анну. После помощи византийцы не торопились исполнять обещание. Владимир предпринял поход на Херсонес, грозил атаковать Константинополь. После этого Владимир принял крещение, а Анна поехала в Крым. После долгого период мира Русь вновь при Ярославе начала войну с Византией. Мир был заключен лишь в 1046 году. Был устроен брак между византийской принцессой дочерью Константина Мономаха и сыном Ярослава – Всеволодом.

 

12.Особенности социального строя Древней Руси

 

В племени выделяется верхушка. Правит им князь, княжение передается по наследству. Войском управляет воевода. Основную часть племени составляют «люди», «смерды», то есть свободные человеки. Среди них стали выделяться вои, те, кто участвовал в войске и в вече. Среди людей на высшей ступени стояли «мужи», главы больших патриархальных семей. Им подчинялась «челядь», то есть женщины, дети, другие члены семьи. На низу общественной лестницы находились рабы, которые занимались принудительным трудом. По истечении определенного срока славяне отпускали их на волю, и те оставались жить среди племени.

 

13.Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности

 

Государство начало складываться у славян в YIII веке. Вожди, которые раньше выбирались за мудрость, теперь превращаются в племенных князей. Предводителем войска является воевода. Профессиональные воины – отроки – были лично преданы князю. К концу YIII века стали складываться два государственных центра – Киев и Новгород. Различные племенные союзы объединились в межплеменные группировки. Оба центра стояли на важных торговых путях, оба контролировали стратегически важные пункты, оба складывались как многоэтнические государственные образования.

 

14.Принятие христианства

 

Христианская религия ускорила развитие феодальных отношений в Киевской Руси. Введение христианства способствовало сближению ее с Византией и государствами Западной Европы. Киевская Русь выдвинулась в ряд передовых стран средневекового мира.

 

Христианство начинает проникать на Русь в первой половине IX века, когда там происходит становление феодализма и государственности. Первое массовое крещение имело место в 866 году. Второе – после 874 года. Оно коснулось Киевских русов. Оба эти крещения связаны с неудачными походами на Византию.

 

Отдельные мероприятия по укреплению позиций христианства в стране проводит Ольга. Однако ей не удается совершить христианизацию в государственных масштабах. В правление Святослава положение христиан на Руси ухудшилось. Это был период репрессий против христиан. В период правления Ярополка византийская и римско-католическая церкви пытаются найти дорогу на Русь.

 

В 988 году Владимир тайно принял христианство. По возвращении на Русь в августе 990 года из Византии состоялось массовое крещение киевлян - язычников. Некоторые язычники бежали в леса, не желая расставаться со своей верой. В последующие год продолжалось насаждение христианства, однако языческие верования полностью изжиты не были. После крещения Руси христианство византийского образца слилось с русским язычеством. Однако православная церковь терпела лишь те языческие традиции, которые не мешали развитию феодального строя.

 

Распространение ислама

 

Ислам - вторая по значению и массовости после христианства религия в России. Знакомство предков нынешних россиян с исламским вероучением началось в VIII в. Как и во многих других уголках мира, этому способствовал стремительный и успешный ход арабских завоеваний. Период с VIII по Х в. Можно рассматривать как начальный этап исламизации населения Волжской Булгарии и одновременно образованием в тюркском Поволжье североевразийского форпоста средневековой мусульманской цивилизации. В последующие столетия, вплоть до завоевания Волжской Булгарии монгольской армией, предки современных казанских татар полностью становятся составной частью многоликой, говорящей на разных языках и наречиях средневековой мусульманской общины. С середины XIII до середины XV в. в период существования крупнейшего средневекового государства Евразии - Золотой орды, исламское вероучение, заметно расширяя свои позиции, становится идейной основой не только для булгарского общества, но и для других тюркских и тюркизированных народов Восточной Европы и Западной Сибири (кипчако, огузов, остатков хазар и др.). Одной из главных характеристик "татарского" периода Российской истории можно справедливо считать мирное сосуществование различных конфессий, основанное на взаимном уважении и широкой веротерпимости. Во второй половине XU века было образовано Московское государство. Вскоре после этого началась ликвидация всех форм мусульманской государственности (включая и религию), которая сопровождалась внедрением в христианскую среду идей борьбы с инаковерием. На долгие годы нетерпимость к магометанству приобретает характер государственной политической установки. Лишь после Пугачевского восстания Екатерина вынуждена была изменить политику в этом вопросе. Положительные изменения в жизни мусульманских организаций, непосредственно связанных с развитием демократии в России.

 

Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв

 

Полноправными правителями были в XI веке киевские князья. Мужи племенных княжений превратились в бояр, старшую великокняжескую дружину. Рядом стояла младшая дружина из менее знатных и более молодых людей. В услужении князя была личная дружина, где служили «отроки» и «детские». Дружина все больше превращалась в рычаг государственной власти. В городах князь опирался на бояр-посадников, в армии – на воевод, тысяцких, которые также являлись представителями древних боярских родов. Князь выражал интересы бояр. В то же время княжеская власть выражала и интересы всего народа, так как осуществляла оборону страны, поддерживала порядок внутри страны, карала за уголовные преступления. Общество уже расслоилось на богатых и бедных, но четких социальных делений еще не было. Еще немало сохранилось старых отношений и традиций. При решении важнейших вопросов в городах собиралось вече.

 

Первым этапом подчинения князем, боярами, дружинниками населения, работающего на земле, было полюдье, а позднее регулярный, упорядоченный сбор дани с подвластного населения. Лично люди были свободны, но они уже попали в зависимость от власти.

 

Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

 

Ордынское иго сыграло отрицательную роль. Оно отбросило русские земли в их развитии назад. Ордынцы не содействовали объединению русских земель. В их интересах было разжигать вражду между русскими князьями. Культура находилась в упадке. Два с половиной века господства татаро-монгольского ига привело к обоюдным заимствованиям – в хозяйстве (была заведена ямская гоньба), в быту, в языке (лошадь) в обычаях и традициях.

 

Несмотря на все трудности, высокого развития в XIY веке достигло животноводство и земледелие. Крестьяне стали широко применять паровую систему земледелия с трехпольным севооборотом. Стало больше рабочего скота. повысилась урожайность. В XY веке юридически был закреплен Юрьев день как единственный в году, когда крестьяне могли перейти от одного владельца к другому. Была прекращена выплата дани Золотой Орде.

 

18. Россия и средневековые государства Европы и Азии

 

Для Западной Европы Россия стала своеобразным щитом. Она, сама истекая кровью, прикрывала восточные границы многих европейских государств, создавая им условия для стремительного развития. С азиатскими странами у России складывались отношения противостояния.

 

19. Специфика формирования единого российского государства

 

Формирование российского единого государства способствовало консолидации русских людей, складыванию великой народности. Рост экономических и политических связей между разыми славянскими народностями, общие задачи борьбы в Ордой и Литвой, а также другими противниками, стремление к единству стали движущими силами формирования великорусской народности. В то же время происходит отделение от нее украинской и белорусской народностей.

 

Возвышение Москвы

 

На арену борьбы за политическое лидерство выдвигается Москва. Территория московского княжества заметно расширилась на рубеже XIII-XIY веков. В начале XIY века Юрий Данилович московский борется уже за престол со своим двоюродным дядей Михаилом Ярославичем тверским. Борьба за власть остается незавершенной. Оба гибнут.

 

При Иване Даниловиче митрополичья кафедра переезжает в Москву. Москва сначала становится церковной столицей. Постепенно Ивану покорились князья ростовский, галицкий, белозерский, угличский. Настало время тишины, так как прекратились погромы и набеги.

 

21.Формирование сословной системы организации общества.

 

Все больше земли переходило в XIII-XY веках в результате дарения, захвата, купли-продажи к князьям, боярам, иерархам церкви. Кроме вотчин, которые переходили по наследству, появились поместья, которые князь давал своим дворцовым и военным слугам в награду за верную службу, за выполнение каких-либо обязанностей или повинностей. Так появились помещики. Крестьян по старой памяти называли «смерды», «изорники», «люди». С XY века сельское население стали называть крестьяне. Холопов звали полными людьми. Они составляли собственность своих господ. Холопы, прислуживающие в домах – дворня, работающие на барской пашне – страдники, управляющие отдельными отраслями хозяйства – тиуны, ключники, посельские. Имелись военные холопы, ходившие с барином в походы. Это самые привилегированные холопы. В городах жили ремесленники и купцы.

 

22.Реформы Петра I

 

Петр полностью перестроил государственный аппарат. Сенат стал высшим законодательным, распорядительным и исполнительным органом при царе. Введение должности генерал-прокурора со штатом чиновников на местах усилило надзор верховной власти за деятельностью всех звеньев государственного аппарата. На место приказов пришли коллегии. Большое преимущество коллегий состояло в том, что они ведали вполне определенными участками государственного управления и распространяли свою деятельность на всю территорию страны. Коллегию возглавлял президент, при нем были советники и другие должностные лица. Новые центральные учреждения отличал принцип коллегиальности. Порядок работы Сената и коллегий был закреплен в законодательстве.

 

Реформы Петра I распространились и на местное управление. Было введено губернское деление государства. Формы контроля за деятельностью государственного аппарата были многообразны: ведомственный контроль коллегии за деятельностью их местных уполномоченных, контроль Сената за всем аппаратом, в том числе и коллегиями; ревизион-коллегия осуществляла проверку счетов и финансовый контроль. Был введен институт фискалитета.

 

На службе принцип родовитости был заменен принципом личной выслуги («Табель о рангах»). При Петре I царская власть стала неограниченной. В Росси оформился абсолютизм. Реформа государственного аппарата была проведена в связи с необходимости решения общенациональных задач, стоящих перед страной. Значение Сената как органа контроля возросло. При Петре был создан Священный правительствующий Синод, состоящий из назначенных царем представителей духовенства. Церковь была поставлены под контроль государства. Петром была учреждена прокуратура, рекрутские наборы.

 

Платой за радикальные преобразования явилось укрепление крепостничества, приостановление формирования капиталистических отношений, усиление налогового бремени на население.

 

23.Век Екатерины

 

Значительное место в политической программе Екатерины II занимали не только задачи, вытекающие из практических потребностей времени (усиление могущества империи, укрепление государственного строя и позиций в нем дворянства и пр.), но и отвлеченные теории, усвоенные императрицей преимущественно из французской литературы - Вольтера, Дидро, Монтескье, Д’Аламбера. Это последнее обстоятельство позволяет характеризовать ее время как период «просвещенного абсолютизма». Смысл просвещенного абсолютизма состоял в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее одиозные феодальные институты. Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ. В роли тогдашних «просветителей» выступали и прусский король Фридрих II, и шведский - Густав III, и австрийский император Иосиф II. В России же развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. Екатерина были искренней сторонницей просветительских идей и просвещенного абсолютизма, но не смогла в силу обстоятельств своего правления противостоять своему окружению.

 

24.Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма

 

Абсолютная монархия, сложившаяся в России в конце XYII века, призвана была решить ряд общегосударственных задач. Во-первых, это прорыв к морю, к мировым торговым путям. В условиях экономической и политической изоляции Россия не смогла бы преодолеть отставание, что создавало угрозу агрессии со стороны соседних государств. Перед страной остро стояла задача воссоединения родственных, вышедших из одного корня славянских народов. Все эти задачи имели общенациональный характер. Таким образом, абсолютизм на определенном этапе его развития отражал общенациональные интересы и пользовался поддержкой всего населения.

 

Ранняя форма абсолютизма, сложившаяся в конце XYII века с Боярской думой и боярской аристократией, оказалась недостаточно приспособленной к решению указанных выше внутриполитических и внешнеполитических задач. Только дворянская империя, сформировавшаяся в результате реформ Петра I, с ее крайним авторитаризмом, предельной централизацией, мощными силовыми структурами в виде регулярной армии и регулярной полиции, мощной идеологической системой в виде Церкви, подчиненной государству, эффективной системой контроля за деятельностью государственного аппарата, оказалась способной успешно решить стоявшие перед страной задачи.

 

Российский абсолютизм в отличие от классического европейского возник не под влиянием генезиса капитализма, балансирования монарха между феодалами и третьим сословием, а на крепостническо-дворянской основе. Его формированию способствовали традиции самодержавия, усиление централизации власти, напряженная международная обстановка, опыт западноевропейского абсолютизма.

 

25.Дискуссии о генезисе самодержавия

 

Существуют различные точки зрения на возникновение самодержавной власти. Некоторые считают, что царская власть – от бога. Другие утверждают, что власть правителя основывается на общественном договоре (Руссо). При нарушении договора с одной стороны другая стороны договора также имеет право защищать свои интересы. Третьи исследователи убеждены – что самодержавная власть – порождение определенных общественных условий и объясняется ими.

 

26.Особенности и основные этапы экономического развития России

 

Первоначально хозяйство на Руси существовало как натуральное. Затем оно становится, по мере развития труда ремесленников, мелкотоварным. С возникновением мануфактуры происходит возникновения мануфактурно-промышленной экономики, которая затем перерастается в промышленно-фабричную. На смену ручному труду работников мануфактуры приходит механизированный труд рабочих заводов и фабрик.

 

Эволюция форм собственности на землю

 

Первоначально земля принадлежала племени. В период появления государства и расслоения общества на классы земля переходит к князю, его приближенным. В последующие века появляются такие формы собственности на землю, как поместье, вотчина, дворцовые, государственные и церковные земли. Дворцовые и государственные земли принадлежали царской семье. Вотчина отличалась от поместья тем, что она передавалась по наследству. Поместье давалось дворянам за службу и первоначально пне передавалось по наследству. Однако постепенно права собственников на поместье увеличиваются. Петр I уравнял в правах владельцев вотчины и поместья.

 

Заключение

В настоящее время особо остро стоит вопрос о месте и роли России в мировом сообществе, в системе международных отношений. Само расположение нашей страны на стыке различных цивилизаций, культур, стран и народов, грандиозность ее пространств порождает множество вопросов о том, что есть Россия и каково ее место в мире. Россия оказалась в эпицентре глобальных перемен. Крушение СССР и тотальный кризис нанесли сокрушительный удар по российской государственности, подорвали привычный порядок, поставили под сомнение саму русскую идею.

 

Россия присутствует и в Европе, и в Азии, и на Севере, и на Юге. Естественно, там есть ее интересы. Партнеров и союзников России надо искать везде. Однако это должны быть такие партнеры, которые и считаются, и признают наши национальные интересы. В последнее время налаживается сотрудничество с США, которое, по его словам, отнюдь не исчерпывается проблемами борьбы с терроризмом. В укреплении глобальной стабильности особая ответственность, несомненно, ложится на Россию и США. Вопрос противодействия терроризму должен оставаться центральной темой во взаимодействии с нашими партнерами по СНГ, Договору о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Arendt H. On Revolution. – New York: Viking Press, 1965; Penguin books, 1990. – P. 42; Арендт Х. О революции (фрагмент из книги) // НЛО. – 1997. – № 26.
  2. Агаев С.Л. Иран между прошлым и будущим. – М., 1987.
  3. Алиев М. Антимонархическая и антиимпериалистическая революция в Иране // Народы Азии и Африки. – 1979. – № 3.
  4. Антология мировой политической мысли. В 5-ти томах. – Т. 1. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. – М., «Мысль». 1997.
  5. Григулевич И. Р., Культурная революция на Кубе. – М., 1965.
  6. Жданов Н. В., Игнатенко А. А. Ислам на пороге XXI века. – М., 1989.
  7. Иранская революция: причины и уроки. – М., 1989.
  8. История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков): Краткий курс. / Под редакцией Комиссии ЦК ВКП(б); Одобрен ЦК ВКП(б), 1938 г. – М.: ОГИЗ – Госполитиздат, 1986.
  9. История политических и правовых учений: Учебник / Под общ. ред. акад. РАН B.C. Нерсесянца. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2001.
  10. История политической мысли / Под ред. СИ. Мавроди. – М., 1991.
  11. Кредер А. А. Новейшая история XX век. – М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка программы дополнительного образования " История Отечества - в истории костюма ".

Данная программа может быть использована в качестве дополнительного образования учителями истории, МХК,а так же педагогами школьных музеев и всеми преподавателями, интересующимися этнографией....

Опорные конспекты по ряду тем Истории Отечества 9 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Авторские разработка учителя истории Юрченко Е.Ф.

Опорные конспекты будут полезны для учащихся 9  класса, изучающих Историю Отечества в специально (коррекционной) школе VIII вида....

Открытые уроки по Истории Отечества в 7,8,9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Авторские разработки учителя истории Юрченко Е.Ф. (14 уроков)

Открытые уроки по Истории Отечества в 7, 8, 9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида....

Учебный проект по истории "История малой Родины - история Отечества"

 в Современных условиях необходимо выявлять педагогические условия для патриатического воспитания школьников....

Учебный проект по истории "История малой Родины - история Отечества"

 в Современных условиях необходимо выявлять педагогические условия для патриатического воспитания школьников....

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...