Презентация по истории 5 класс "Древняя Индия"
презентация к уроку по истории (5 класс)

Урок – презентация по истории в 5 классе

 

Тема: Индия в древности

 

Цели  и задачи урока:

 

·       Познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии.

·       Обеспечить усвоение учащимися новых понятий,  подвести к пониманию того, что появление неравенства у индейцев было закреплено религией

·       Развивать смекалку, память, речь, внимание, умение делать вывод, устанавливать причинно-следственные связи.

·       Продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран, составлять рассказ на основе одного-двух источников знаний.

 

Оборудование:

·       современная политическая карта мира

·        карта «Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс.до н.э. – 3                              в. н.э.

·       компьютер и проектор.

 

      В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов.

 

           В ходе урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы

 

Новые слова:   касты, джунгли, брахман, шудра, буддизм.

 

 

Домашнее задание: §20-21

 

 

 

 

Ход урока

 

1.    Организационный момент

 

2.    Актуализация опорных знаний по теме: «персидская держава «Царя царей»

 

Подготовка устного ответа

 

- Как правил Персидской державой Дарий 1?

 

Для этого вспомни:

·       Какие государства нами изученные вошли в состав персидской державы при Дарии 1 и его предшественниках?

·       Для чего Дарий 1 разделил свою державу на 20 округов, а во главе их поставил наместников?

·       Чем платили налоги, покоренные народы Дарий 1?

·       Для чего Дарий 1 начинал чеканить золотые монеты?

·       Почему Дарий 1 заботился о своей армии?

·       Как выглядела «царская дорога»?

·       Как была налажена связь во времена правления Дария 1?

 

Решение задачи устно.

   В результате завоевания образовалось огромное Персидское царство. Наибольшего могущества оно достигло при царе Дарии 1. Многие народы Дарий держал в повиновении и выколачивал из них богатую дань. Во все концы государства он посылал шпионов, которых называли «глаза и уши царя»

·       Какими средствами Дарий 1 держал в повиновении покоренные народы? Охарактеризуйте положение завоеванных стран.

 

 

 

 

Слайд №1 презентации является опорным планом урока

 

image

Учитель: в первом тысячелетии до н.э. в Древней Индии было множество племен и государств. В 3-м веке до н.э. почти все индийские царства объединил под своей властью Ашока.

Рассматривается слайд №2

image

 

Учитель: Индия расположена на юге Азии. С запада, востока и юга омывается Индийским океаном. С севера Индию защищают самые высокие горы в мире Гималаи. На территории Индии протекают крупные реки Инд и Ганг, свое начало они берут в Гималаях. На берегах этих рек и селились в древности индийцы. Они считали реки священными, дающими жизнь. Индийцы верили, что на заснеженных вершинах Гималаев живут боги. - В каких странах Африки и Западной Азии мы встречали это явление? (В Египте и Междуречье)

Рассматривается слайд№3

image

Учитель: Большую часть года в Индии очень жарко. Гималаи не дают проникнуть холодным ветрам с севера. Когда же ветер дует с юга и гонит дождевые тучи с океана, то горы их останавливают. Поэтому целых два месяца в году, июль и август, в Индии льют дожди и реки выходят из берегов. В остальное время года дожди бывают редко.

 - В каких странах Африки и Западной Азии мы встречали это явление? (В Египте и Междуречье)

 С освоением железа, работа по обработке земли, вырубке деревьев стала намного легче. Появились топоры, мотыги, лопаты. Древние жители Индии сеяли пшеницу, ячмень, сажали рис, сахарный тростник, хлопчатник. Охотились на диких зверей, сетями ловили птиц. Из джунглей приносили плоды.

Рассматривается слайд№4

image

 

Учитель: Первые государства появились в джунглях, а не в горах.

Почему?

Джунгли – густые труднопроходимые леса. Оставаясь на ночлег человек, мог питаться бананами, плодами манго,  кокосовыми орехами. Но там было опасно (ядовитые змеи, ядовитые насекомые, разные хищные звери-тигры, львы, леопарды, обезьяны). Индийцы особенно боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг дома комочки варенного риса и молили: «Угощайтесь, змеи, а нас не трогайте».

 

Рассматривается слайд№5

image

 

 

Учитель: Люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома и даже канализация. Города строились по специальному плану, значит, люди обладали математическими знаниями.

Было найдено несколько таких городов. Все они 4 тыс. лет тому назад опустели. И сейчас никто с уверенностью не может сказать, что за люди построили эти города и почему вынуждены были их покинуть.

Рассматривается слайд№6

 

image

 

Учитель: Некоторых богов индийцы представляли в виде диких животных – льва или обезьяны. Сначала индийцы обожествляли животных слонов, коров, а затем сменили боги, с головами животных

 

Рассматривается слайд№7

 

 Учитель:  В Индии был приручен слон. Он переносил тяжести и участвовал в сражениях. Индийцы поклонялись слону: одним из главных богов был мудрый Ганеша с головой слона.

image

 

 

 С особым почтением относились к корове (молоко, простокваша) и поэтому её называли кормилицей. А того, кто убивал корову, считали страшным  преступником, с которым и разговаривать никто не смел. Считалось, что все исходящее от коровы, свято и обладает целебными свойствами: пол в хижине обмазывали коровьим навозом. А индеец, чтобы очистить себя от греха прислуживал корове, временами жил в коровнике глотая пыль, и стоял перед нею, молитвенно сложив ладони.

 

Рассматривается слайд№8

image

 

Учитель: Индийцы верили, что человек живет 7 раз. Что звери птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой совсем как люди. Когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестает жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. После смерти его душа перемещается в новое тело. Кем он станет после смерти, зависит от того, как он жил в этой жизни.

 «…быть может тот облезлый кот был раньше попугаем

  а этот милый человек был раньше добрым псом.»

(В.Высоцкий)

Рассматривается слайд№9

image

Учитель: прочитайте на стр.98 п.1

?       Что такое касты

?       Расположите касты в соответствующем порядке.

?       Как объясняли индийцы их происхождение.

Учащиеся отвечают на вопросы по прочитанному.

Каста – это группа людей, которая обладает определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству.

 

Рассматривается слайд№10

image

 

Рассматривается слайд№11

image

 

Учитель: По легенде касты появились из частей тела бога Брахмы.

Жрецы-брахманы появились из его рта, и поэтому они знают как произносить молитвы. Войны вышли из могучих рук Брахмы и поэтому умеют сражаться. Большинство народа земледельцы, те, кто пашет землю и пасет скот, созданы из его бедер. А слуги находятся ниже всех, поэтому возникли из запыленных ступней его ног.

     У какого народа существовала подобная легенда? (У древних евреев (в Библии) легенда о происхождении Адама и Евы)

    Человек, принадлежавший к одной касте, перейти в другую не мог по преданию.

Рассматривается слайд№12

 

image

Учитель: Самым мудрыми и почтенными в Индии считались брахманы. Их приглашали в каждый дом, где хотели принести в жертву богам. Хозяин дома обещал им за это богатый подарок, обычно корову. Сначала брахманы разжигали огонь трением двух деревянных палочек. Потом они пели хвалебную песнь богам и  звали их в гости – посидеть на связках травы у костра, вдыхая запах еды, которую бросали в огонь. Индийцы думали, что зерна риса и ячменя, масло и молоко не сгорают в жертвенном огне, а с дымом уносятся на небеса – к богам. Если боги будут сыты и довольны, они в благодарность пошлют дождь, чтобы снова был хороший урожай на полях. Так и кормили друг друга боги и люди.

Жизнь брахмана делилась на три части: учение, обзаведение семьей и отшельничество (это значит, он отказывался от общения с другими людьми и жил уединенно)

Рассматривается слайд№13

image

 

Учитель: войны были самые знатные люди, они участвовали в битвах на слонах или на колесницах, а в мирное время пировали во дворцах, выезжали на охоту или устраивали состязания в стрельбе из лука. Войны считали, что их предками были цари и князья.

 

Рассматривается слайд№14

image

Учитель: Земледельцы имели имущество: землю, дом, скот. Они платили налоги. Земледельцы с пренебрежением относились к слугам-беднякам.

Рассматривается слайд№15

image

Учитель: слуги были фактически рабами, но хозяин не мог их убивать. Слуги не имели имущества и не могли приносить жертвы богам, прося их о помощи.

 

Рассматривается слайд№16

image

 

Учитель: хуже приходилось тем слугам, которых называли «неприкасаемыми». Неприкасаемые находились вне кастового деления общества. Им запрещалось жить в деревне, питались отбросами, с ними никто не садился за стол – все равно с каким-нибудь грязным животным. Они выполняли самые грязные и тяжелые работы, носили особые одежды, чтобы никто к ним случайно не подошел и не мог прикоснуться.

   Подумайте, как человек мог стать неприкасаемым?

 

Рассматривается слайд№17

image

 

Учитель: Неравенство между кастами казалось индийцам естественным и вечным. Если человек из низшей касты осмеливался понять руку на брахмана, царь приказывал отрубить ему руку. Если он обращался к брахману с поучениями, ему пронзали язык раскаленным железом или в глотку лили кипящее масло. Религия давала людям лишь одно утешение: если простые земледельцы и слуги будут покорны своей участи, то после смерти они могут родиться воинами, царями и даже брахманами.

Рассматривается слайд№18

image

 

Будда основатель религии буддизма, учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение.

 

Закрепление изученного на уроке:

Впишите недостающие слова.

 

·       Индия расположена на юге материка ___________________.

·       Северная граница Индии самые высокие горы в мире _________________

·       Берега Индии с запада, востока и юга омывает ___________________океан.

·       Самые многоводные реки _______ и _______.

·       По индийским верованиям бог создавший людей из частей своего тела – Б_  _  _  _ а.

·       Труднопроходимые леса Индии д_  _  _  _  _ и.

·       Животные водившиеся в джунглях – т _  _  _ ы, л _  _ы, л _  _  _  _  _  _ ы.

·       Индийский мудрец _ _ _ _ _ учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение.

 

Выставление оценок.

Домашнее задание: §20-21

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon drevnyaya_indiya_5_klass.ppt1.6 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ.

Слайд 2

ПЛАН УРОКА. 1.Географическое положение и природные условия Индии. 2.Жизнь в индийских джунглях. 3.Древнейшие города Индии. 4.Священные животные и боги. 5.Верования древних индийцев. 6.Индийские касты.

Слайд 3

Географическое положение Индии. Индия расположена на юге Азии. Север г.Гималаи Запад Восток Индийский Юг океан р. Инд и Ганг

Слайд 4

1.Природные условия Индии Рассмотрите карту и попытайтесь описать природные условия Индии Как вы думаете, чем могли зани-маться жители Древней Индии ?

Слайд 5

2.Жизнь в индийских джунглях 1-ые государст-ва в Индии поя-вились в джунг-лях, а не в горах. ПОЧЕМУ ? Подумайте, что хорошего,и что плохого могли принести джунг-ли людям.

Слайд 6

3.Древнейшие города Индии. Ок.5000 тыс.лет назад в Индии возникли таинственные города .Спустя тысячу лет они неожиданно опустели. Развалины Мохенджо-Даро

Слайд 7

Священные животные и боги. Единого бога в Древней Индии не было. Почему ? Сначала индийцы обожествляли животных-слонов, коров, а затем их сменили боги,с головами животных.

Слайд 8

БОГ ГАШЕНА

Слайд 9

Верования древних индийцев Индийцы верили в то ,что человек живет 7 раз . После смерти его душа перемещается в новое тело. «…быть может тот облезлый кот был раньше попугаем а этот милый человек был раньше добрым псом.» (В.Высоцкий)

Слайд 10

Легенда о происхождении каст Прочитайте п.1 с.98 Что такое касты Расположите касты в соответствующем порядке. Как объясняли индийцы их происхождение

Слайд 11

КАСТЫ В ИНДИИ

Слайд 12

КАСТЫ В ИНДИИ

Слайд 13

КАСТЫ В ИНДИИ

Слайд 14

КАСТЫ В ИНДИИ

Слайд 15

КАСТЫ В ИНДИИ !!!НЕПРИКАСАЕМЫЕ НАХОДИЛИСЬ ВНЕ КАСТ!!!

Слайд 16

Легенда о происхождении каст 1 2 3 4 1.Рот- Брахманы 2.Руки- Воины 3.Бедра- Земледельцы 4.Ступни- Слуги У какого народа существовала подобная легенда?

Слайд 17

Брахманы и их роль в индийском обществе Брахманы-самая почитаемая часть населения Индии. Брахманы общались с богом. Жизнь брахмана делилась на три части -учение,обза-ведение семьей,от-шельничество .

Слайд 18

Воины Воины-самые знатные люди в Индии .Из них происходили Цари и Князья

Слайд 19

Земледельцы Земледельцы-имели имущество : землю,дом,скот ; земледельцы платили налоги.

Слайд 20

Слуги Слуги-были фактическими рабами,но хозяин не мог их убить. Слуги не имели имущества и не могли приносить жертвы богам прося их о помощи.

Слайд 21

Неприкасаемые Неприкасаемые находились вне кастового деления общества. Неприкасаемые жили вне деревень, и выполняли самые грязные и тяжелые работы. Подумайте как человек мог стать неприкасаемым ?

Слайд 22

Неравенство между кастами Тех, кто противился порядку постигало суровое наказание: Отрубали руку Пронзали язык раскаленным железом Лили в глотку кипящее масло.

Слайд 23

Основатель религии буддизма Будда учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение.

Слайд 24

Впишите недостающие слова. Индия расположена на юге материка _______________. Северная граница Индии самые высокие горы в мире _________ Берега Индии с запада, востока и юга омывает ___________________ океан. Самые многоводные реки _______ и _______. По индийским верованиям бог создавший людей из частей своего тела – Б _ _ _ _ а. Труднопроходимые леса Индии д_ _ _ _ _ и. Животные водившиеся в джунглях – т _ _ _ ы, л _ _ ы, л _ _ _ _ _ _ ы. Индийский мудрец Б _ _ _ а учил, что главное - личные достоинства человека, а не его происхождение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по истории "Древняя Индия"

тест  по  истории на  тему "Древняя Индия" в 5 классе...

презентация по истории на тему Древний Китай и Древняя Индия

презентация к уроку истории на тему"Древний Китай и Древняя Индия"...

презентация к уроку истории "Древния Индия".

природа и население древней Индии...

презентация к уроку истории "Древняя Индия".

природа,население и культура Индии...

Методическая разработка урока истории в 5 классе "История Древней Индии" по ФГОС

Надеюсь, что разработка поможет коллегам при подготовке к уроку в 5 классе....

презентация к уроку истории "Древняя Индия" 5 класс

презентация к уроку истории  "Древняя Индия" 5 класс...