Тест тематического контроля раздел "Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием".
тест по истории (5 класс)

Данный тест тематического контроля соотвествует требования ФГОС ООО. Представлена спецификация теста, включая критерии оценивания. К каждому заданию теста прилагается инструкция. В тесте есть задание повышенного уровня сложности (творческий уровень), которое оценивается дополнительно. Представлены ключи к тесту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование тематической проверочной работы, соответствующей требованиям ФГОС ООО.

При составлении тесте тематического контроля будем ориентироваться на использование учебника: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история: История Древнего мира: 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.

Раздел  «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием» Состоит из 7 тем:

  • Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
  • Зарождение демократии в Афинах
  • Древняя Спарта
  • Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей
  • Олимпийские игры в древности
  • Победа греков над персами в Марафонской битве
  • Нашествие персидских войск

Спецификация:

1. педагогические цели тестирования: определение степени усвоения классом и каждым учеником материала темы, выявление структуры знаний на содержательном уровне в 5 классе;

2. содержание теста: «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием» (7 часов);

3. исходные (нормативные) документы, определяющие  содержание педагогического теста: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897);

4. учебники и учебные пособия, рекомендуемые для подготовки к педагогическому тестированию: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история: История Древнего мира: 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.

5. применяемый подход к разработке и интерпретации педагогического теста: критериально-ориентированный тест;

6. элементы содержания предмета включенные в тест: «Древняя Аттика», «Реформы Солона»,  «Древняя Спарта», «Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей», «Олимпийские игры в древности», «Греко-персидские войны»;

7. контролируемые знания и умения по истории:

1) Хронологические знания и умения.

Называть даты важнейших событий.

Устанавливать последовательность исторических событий.

2) Знание фактов.

Место, обстоятельства, участники, результаты.

3)Умение анализировать.

Называть характерные, существенные черты исторических событий и явлений.

4)Сравнивать исторические события и явления.

5) Группировать, систематизировать факты по заданному признаку.

6) Знание понятий и терминов.

7) Умение работать с картой.

Находить и показывать на исторической карте природные и социальные объекты, используя систему условных обозначений.

8. Уровни знаний и умений проверяемые тестом:

1-й уровень – распознание понятий и фактов, умение воспроизвести имеющиеся знания,

2-й уровень – выполнение задания по образцу (реализация стандартного алгоритма),

3-й уровень – творческое применение знаний (перенос знаний, нестандартная ситуация, формулировка);

План теста тематического контроля

№ ТЗ

Элемент содержания

Проверяемое умение

Форма ТЗ

Уровень усвоения

1

Древняя Аттика  

2

1

1

2

Реформы Солона

5

2

2

3

Древняя Аттика

Древняя Спарта

5

2

2

4

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей

5

5

2

5

Древняя Аттика

Греко-Персидские войны

6

5

1

6

Олимпийские игры в Древности

2

1

1

7

Греко-Персидские войны

1, 3, 7

5

2

8

Греко-Персидские войны

2

4

1

9

Греко-Персидские войны

1

3

1

10

Греко-Персидские войны

5

4

2

11

Древняя Аттика

Древняя Спарта

4

5

3

Форма ТЗ: 1 – задания с выбором одного правильного ответа, 2 – задания с выбором нескольких правильных ответов, 3 – задания на установление правильной последовательности, 4 – задания на установление соответствия, 5 –  задания со свободным развёрнутым ответом.

9. требования к уровню подготовки респондента: базовый уровень;

10. Соотношение заданий в варианте по уровням усвоения знаний: 45% заданий ориентированы на проверку знаний исторических дат, фактов и репродуктивный уровень, 45% - на умения, группировать, систематизировать, анализировать, работать с картой, 10% - продуктивный (творческий) уровень.

11. Уровень трудности заданий 40 – 80 %

12. доминирующая деятельность испытуемого: письменный тест;

14. форма предъявления: бланковый тест;

15. инструкция к выполнению ТЗ:

ТЗ 1, 2, 3, 6, 8, 9,10 рядом с номером задания запишите только номер правильного, на Ваш взгляд, ответа. Учитывая материально – техническую базу школ, делаем расчет, что тестирование проводится на обычном тетрадном листе.

ТЗ 4, 5, 7, 11 дайте развёрнутый ответ в свободной форме, изложив основные положения, факты, применив важнейшие понятия.

16. количество вариантов теста: 2;

17. количество заданий в варианте теста: 11

18. количество форм заданий в варианте теста: 5

19. способ оценки выполнения задания политомический, ТЗ 1, 5 – дихотомический.

20. общее время выполнения теста 45 минут.

21. критерии оценки:

Баллы

0 – 10

11 – 15

16 – 22

23 – 27

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

За выполнения задания повышенного уровня (творческий уровень) ставится дополнительная отметка «5» или «4». Отметка «5», если указаны все характеристики, которые есть в образце ответа и соблюдена форма выполнения задания, «4», если упущено максимум 4 характеристики и соблюдена форма выполнения задания. Отметка «3» или «2» за задание повышенного уровня не ставится, чтобы стимулировать детей пытаться выполнить подобные задания.

Тест тематического контроля раздел  «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»

Вариант I.

1. Инструкция. Рядом с номером задания запишите только номер правильного, на Ваш взгляд, ответа.

Кто считался гражданами Афинского полиса?

  1. всё население полиса, включая рабов
  2. свободные богатые жители Афин (знать, торговцы, ремесленники)

З)       свободные афиняне, родители которых были гражданами полиса

4)       свободные знатные жители Афин, землевладельцы

2. Инструкция. Рядом с номером задания запишите только номера правильных, на Ваш взгляд, ответов.

Какими из перечисленных прав обладали граждане Афинского полиса после принятия законов Солона (три ответа)?

1) могли избираться на любые государственные должности

2) участвовали в работе Народного собрания и суда

З) избирались на должность архонта при условии знатности и обладания богатством

  1. избирались на должность судей только по степени знатности и по размеру имущества
  2. избирались на должность судей по жребию, независимо от степени знатности и богатства

3. Инструкция. Рядом с номером задания запишите только номера правильных, на Ваш взгляд, ответов.

Выберите, что из списка приведенного ниже характеризует государственное устройство Афин.

1) На народном собрание граждане криком выражали одобрение или несогласие.

2) получение должности по жребию

3) Совет старейшин обладал огромной и бесконтрольной властью

4) Должность первого стратега

5) Тайное голосование белыми и черными камешками

6) Совет пятисот

7) Войском командовали два царя

8) Демократия

9) Народный суд

10) Плата за исполнение выборных должностей

13) В народном собрании принимали участие все граждане мужчины старше 20 лет

14)Власти запрещали гражданам заниматься торговлей и ремеслом и покидать пределы страны

4. Инструкция. Дайте развёрнутый ответ в свободной форме, изложив основные положения, факты, применив важнейшие понятия.

Перечисли не менее 3 – х наименований, что греки ввозили в колонии.

5. Инструкция. Запишите рядом с номером задания термин и его определение.  

Дайте определение терминам: полис, архонт, фаланга.

6. Инструкция. Рядом с номером задания запишите только номер правильного, на Ваш взгляд, ответа.

Отметьте год проведения первых Олимпийских игр.

1) 776 год до н. э.        

2) 700 год до н. э.

3) 753 год до н. э.        

4) 594 год до н. э.

7. Инструкция. Дайте развёрнутый ответ в свободной форме, изложив основные положения, факты, применив важнейшие понятия.

Какое сражение на схеме? Укажите год сражения.

В чём его значение?

C:\Users\Sony\Downloads\025_salamin.gif

 

8. Инструкция. Рядом с номером задания запишите только номера правильных, на Ваш взгляд, ответов.

Первым сражением Греко-персидских войн, в котором эллины одержали победу, была(о)

  1. битва при Платеях        З) Саламинское сражение
  2. Марафонская битва        4) битва в Фермопильском ущелье

Отметьте дату этого события.

1) 490 год до н. э.                  3) 484 год до н. э.

2) 480 год до н. э.                  4) 479 год до н. э.

Укажите имя полководца-победителя.

1) Феаген        2) Фемистокл        З) Милон        4) Мильтиад

9. Инструкция. Расположите в хронологической последовательности события:

1) Первые Олимпийские игры

2) Реформы Солона

3) Законы Драконта

10. Инструкция. Установите соответствие между выражениями и именами, учтите, что имен больше, чем выражений:

1) «О ты горькая вода Геллеспонта! Вот тебе от нашего владыки! Запомни хорошенько, царь перейдет тебя, желаешь ли ты этого или нет!»

2) «Радуйтесь, мы победили!»

3) «Вперед сыны Эллады! Спасайте Родину, спасайте жен, детей своих…»

а) клятва война; б) Эсхил; в) персидские войны; г) Фемистокл; д) надписи на памятнике; е) воин участник Марафонской битвы; ж) персидские послы

11. Задание повышенного уровня (творческий уровень).

Инструкция. Дайте развёрнутый ответ в свободной форме, изложив основные положения, факты, применив важнейшие понятия.

Если бы вы были жителем Древних Афин, как бы вы охарактеризовали спартанца (государственное устройство его полиса, быт, нравы)?

Ключ к тесту тематического контроля раздел «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием», вариант I.

1. 3

Правильное выполнение – 1 балл, неправильное – 0 баллов.

2. 2, 3, 5

За каждый верно указанный элемент – 1 балл, максимальный балл – 3.

3. 2,4,5,6,8,9,10,13

За каждые 2 верно указанных элемента – 1 балл, максимальный балл – 4.

4. Оливковое масло, вино, изделия ремесленников.

За каждый верно указанный элемент – 1 балл, максимальный балл – 3.

5. Полис – город – государство.

    Архонт – должностное лицо в Аттике, принадлежал к знатному роду, избирался ареопагом. В Аттике было 9 правителей – архонтов.

    Фаланга – плотносомкнутый строй пехоты у древних греков.

За каждый верно указанный элемент – 1 балл, максимальный балл – 3.

6. 1

Правильное выполнение – 1 балл, неправильное – 0 баллов.

7.  Саламинское сражение. 480 г. до н.э. Саламинская победа стала решающей в ходе греко-персидских войн.

За каждый верно указанный элемент – 1 балл, максимальный балл – 3.

8. 2, 1, 4

За каждый верно указанный элемент – 1 балл, максимальный балл – 3.

9. 1, 3, 2

За каждый верно указанный элемент – 1 балл, максимальный балл – 3.

10. 1в, 2е, 3б

За каждый верно указанный элемент – 1 балл, максимальный балл – 3.

11. Задание повышенного уровня (творческий уровень).

Я, как житель Афин, свободный грек, осуждаю спартанцев за то, что они держат в рабстве своих соплеменников – греков, жителей Лаконии и Мессении. Я считаю гнусным делом убийство илотов по ночам. Подобное недостойно юного грека. Я Афинян нахожу, что спартанцы являются неучами, грамоту они учат мало. Образ жизни их примитивен, дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству. Пища спартанцев скудна, быт прост, а нравы суровы. Способ голосования в народном собрании является детским. Голосовать криком за предложения старейшин нерационально. Войсками в Спарте командует два царя, там где командуют двое, не командует никто. Вот, что я думаю о государственном устройстве, быте и нравах спартанцев.

Вариант II.

1. Инструкция. Рядом с номером задания запишите только номер правильного, на Ваш взгляд, ответа.

В Аттике в долговое рабство мог попасть

  1. зажиточный ремесленник
  2. знатный землевладелец
  3.  бедный земледелец
  4.  богатый торговец

2. Инструкция. Рядом с номером задания запишите только номера правильных, на Ваш взгляд, ответов.

Что из перечисленного относится к деятельности Солона в Афинах (пять ответов)?

  1. отмена всех законов Драконта
  2. отмена самых жестоких законов Драконта

З) созыв Народного собрания, в котором участвовали все граждане Афинского полиса

  1. учреждение выборного суда из числа знатных граждан Афин
  2. отмена долгового рабства
  3. созыв Народного собрания, в котором участвовало всё население Афин, в том числе и рабы-чужеземцы
  4. учреждение выборного суда из числа всех граждан Афин
  5.  выборы архонтов не только из числа знати, но и из богатых представителей демоса.

3. Инструкция. Рядом с номером задания запишите только номера правильных, на Ваш взгляд, ответов.

Выберите, что характеризует государственное устройство Спарты.

1. На народном собрание граждане криком выражали одобрение или несогласие.

2) получение должности по жребию

3) Совет старейшин обладал огромной и бесконтрольной властью

4) Должность первого стратега

5) Тайное голосование белыми и черными камешками

6) Совет пятисот

7) Войском командовали два царя

8) Демократия

9) Народный суд

10) Плата за исполнение выборных должностей

13) В народном собрании принимали участие все граждане мужчины старше 20 лет

14)Власти запрещали гражданам заниматься торговлей и ремеслом и покидать пределы страны

15) Граждане делились на четыре разряда

16) Метеки не имели права избирать и быть избранными

4. Инструкция. Дайте развёрнутый ответ в свободной форме, изложив основные положения, факты, применив важнейшие понятия.

Перечисли не менее 3 – х наименований, что греки вывозили из колонии.

5. Инструкция. Запишите рядом с номером задания термин и его определение.  

Дайте определение терминам: ареопаг, демократия, стратег.

6. Инструкция. Рядом с номером задания запишите только номер правильного, на Ваш взгляд, ответа.

Как часто проходили Олимпиады?

  1. один раз в три года        

2) один раз в четыре года        

З) один раз в два года

4) один раз в пять лет

7. Инструкция. Дайте развёрнутый ответ в свободной форме, изложив основные положения, факты, применив важнейшие понятия.

Какое сражение на схеме? Укажите год сражения.

В чём его значение?

C:\Users\Sony\Downloads\022_marafon.gif

8. Инструкция. Рядом с номером задания запишите только номера правильных, на Ваш взгляд, ответов.

Укажите название сражения, победа в котором переломила ход Греко-персидских войн в пользу эллинов.

1) Марафонская битва                                     З) Саламинское сражение

2) сражение в Фермопильском ущелье    4) битва при Платеях

Отметьте дату этого события.

1) 495 год до н. э.           З) 485 год до н. э.

2) 490 год до н. э.           4) 480 год до н. э.

Укажите имя полководца-победителя.

1) Солон        2) Фемистокл   З) Мильтиад  4) Ксеркс

9. Инструкция. Расположите в хронологической последовательности события:

1) Саламинское морское сражение

2) Сражение в Фермопильском ущелье

3) Марафонское сражение

10. Инструкция. Установите соответствие между выражениями и именами, учтите, что имен больше, чем выражений:

1) «Верны законам своим здесь мы костьми полегли»

2) «Наш владыка требует земли и воды!»

3) «Я буду сражаться за моих богов и за мой очаг и оставлю после себя Отечество не ослабевшим, но более могущественным…»

а) клятва война; б) Эсхил; в) персидские войны; г) Фемистокл; д) надписи на памятнике; е) воин участник Марафонской битвы; ж) персидские послы

11. Задание повышенного уровня (творческий уровень).

Инструкция. Дайте развёрнутый ответ в свободной форме, изложив основные положения, факты, применив важнейшие понятия.

Если бы вы были жителем Древней Спарты, как бы вы охарактеризовали гражданина Афин (государственное устройство его полиса, быт, нравы)?

Ключ к тесту тематического контроля раздел «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием», вариант II.

1. 3

Правильное выполнение – 1 балл, неправильное – 0 баллов.

2. 2,3,5,7,8

За каждый верно указанный элемент – 1 балл, максимальный балл – 5.

3. 1, 3, 7, 14

За каждый верно указанный элемент – 1 балл, максимальный балл – 4.

4. Пшеница, шкуры животных, мёд.

За каждый верно указанный элемент – 1 балл, максимальный балл – 3.

5. Ареопаг – совет знати в Афинском полисе, ежегодно выбирал из числа знатных и богатых 9 правителей – архонтов, судил жителей Аттики.

    Демократия – власть народа. 

    Стратег – военачальник в древнегреческих войсках. 

За каждый верно указанный элемент – 1 балл, максимальный балл – 3.

6. 4

Правильное выполнение – 1 балл, неправильное – 0 баллов.

7. Марафонская битва. 490г. до н.э. Первое сражение Греко-персидских войн, в котором эллины одержали победу.

За каждый верно указанный элемент – 1 балл, максимальный балл – 3.

8. 3, 4, 2

За каждый верно указанный элемент – 1 балл, максимальный балл – 3.

9. 3, 2, 1

За каждый верно указанный элемент – 1 балл, максимальный балл – 3.

10. 1д, 2ж, 3а

За каждый верно указанный элемент – 1 балл, максимальный балл – 3.

11. Задание повышенного уровня (творческий уровень).

Я – настоящий спартанец никогда не стану заниматься торговлей и ремеслом, эти занятия недостойные, а у афинян это основные занятия, которыми занимаются даже мужчины! Что за пустая трата времени изучать искусство, грамоту, надо напряженно заниматься гимнастикой. Афинянен изнежен и ведет неправильный образ жизни, его пища слишком изыскана. Форма государственного правления, существующая в Афинском полисе, неприемлема. В Совет старейшин  в Спарте входят граждане не моложе 60 лет, в Совете 500 в Афинах могут участвовать юнцы, что им можно доверить решать?! Процедура голосование в народном собрании сложная и занимает много времени, что за камешки, когда можно просто покричать. Вот, что я думаю о государственном устройстве, быте и нравах афинян.

Разработанный педагогический тест тематического контроля соответствует требования ФГОС. Проверяет как знания, так и функциональные умения, есть задание повышенного уровня сложности. Распечатав план теста и поместив его в открытом доступе в кабинете, педагог сможет реализовать требования критериально-уровневого подхода. Получив результаты тестирование, ознакомившись с планом, обучающейся будет понимать какие знания недостаточно усвоены, а умения недостаточно отработаны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

Тест к урокам по греко-персидским войнам в двух вариантах...

«Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»

Тест  с выбором одного ответа, установлением соответствий, исключение лишнего ответа, работа с текстом...

Проверочная работа "Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием"

Проверочная работа по теме "Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием"...

Итоговая проверочная работа по теме:«Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием».

Материал может быть использован в качестве контроля знаний пятиклассников по завершении изучения темы "Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием". В работе есть задания на соотнесение дат и со...

Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием Тема: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу (§ 29)

Цель урока: рассмотреть систему жизни области Аттика, где находился знаменитейший город Афины. Установить главную причину, почему греки попадали в долговое рабство....

"Своя игра" к главе 8 "Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием" урок истории в 5 классе

quot;Своя игра" - повторительно - обобщающий урок истории в 5 классе по теме "Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием" глава 8.  Играт состоит из пяти категорий : 1. Зар...

Проверочная работа для 5 класса по всеобщей истории. Тема «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»

Проверочная работа по всеобщей истории соответствует содержанию и структуре учебника «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» под редакцией А. А. Искандерова (издательство «...