Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 9 класса
рабочая программа по истории (9 класс)

Синюков Илья Сергеевич

Рабочая программа элективного курса по обществознанию составлена на основе: распоряжения Комитета по образованию от 12.04.2013 № 907-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений (организаций) Санкт-Петербурга, реализующих программы общего образования, на 2018/2019 учебный год»;

 

  • авторской программы по истории и культуре Санкт-Петербурга Л.К. Ермолаевой, 2016 г.
  • учебного плана ГБОУ ШИ ОР

Программа адресована учащимся 9 класса общеобразовательной основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_istoriya_i_kultura_spb_9_klass_2018-2019.docx81.6 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат Курортного района Санкт-Петербурга «Олимпийский резерв»

________________________________________________________________________

197706, Санкт-Петербург, Сестрорецк, Приморское шоссе, дом 356, тел. (812) 437-34-60, 437-34-22, 437-25-35

Рекомендовано к использованию МО протокол №______ от ______

Согласовано Заместитель директора по УВР ГБОУШИ ОР ______________ Первухина Н.А.

Принято на заседании Педагогического совета Протокол № ___________ от ____

Утверждено Директор ______ Умеренков В.И. Приказ № ___ от ________

Рабочая программа

по истории и культуре Санкт-Петербурга

для учащихся 9 класса

Срок реализации: 1 год

Автор: учитель истории и обществознания Синюков Илья Сергеевич

Санкт – Петербург

2018-19г

Пояснительная записка.

Рабочая программа элективного курса по обществознанию составлена на основе: распоряжения Комитета по образованию от 12.04.2013 № 907-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений (организаций) Санкт-Петербурга, реализующих программы общего образования, на 2018/2019 учебный год»;

  • авторской программы по истории и культуре Санкт-Петербурга Л.К. Ермолаевой, 2016 г.
  • учебного плана ГБОУ ШИ ОР

Программа адресована учащимся 9 класса общеобразовательной основной школы.

Общая характеристика программы

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов; исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга – Комитетом по образованию;

-соответствует стандарту основного общего образования по литературе, социальному заказу родителей;

-построена с учѐтом принципов системности, научности, доступности, преемственности, наглядности, учета возрастных особенностей;

-способствует развитию коммуникативной, познавательной и информационной компетенции учащихся;

-обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Цель учебного курса

Способствовать тому, чтобы, подросток смог воспринимать:

  • городские объекты, музейные экспозиции, семейные реликвии, городские и семейные традиции как наследие, необходимое всем петербуржцам (в том числе и лично ему), оставленное предками и обогащаемое ныне живущими;

  • себя как «наследника Великого Города», «пользователя» петербургского наследия и участника процесса его формирования.

Задачи учебного курса.

  1. Формировать познавательный интерес к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.

  1. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расши-рить имеющиеся у них знания:

  • о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;
  • о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.
  1. Способствовать формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:
  • ориентироваться по карте города;
  • ориентироваться в реальном городском пространстве;
  • работать с источниками информации о городе;

  • применять полученные знания в новых учебных ситуациях и повседневной жизни.
  1. Совершенствовать общеучебные умения
  2. Выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению

Место учебного курса

Место предмета «История и культура Санкт-Петербурга» в учебном плане определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации в 9 классе – 34 часа (17 модулей по 2 часа)

Формы организации деятельности учащихся:

  1. Коллективные
  2. Индивидуальные

Формы и методы урока:

  • деловая игра;
  • пресс-конференция;
  • игра;
  • путешествие;
  • смотр знаний и др.;
  • практическая работа;
  • самостоятельная работа;

Виды и формы текущего, промежуточного, итогового контроля

  • текущий контроль: тематические срезы, устный опрос;

  • промежуточный контроль: проверочные работы, тесты, самостоятельные работы;
  • итоговый контроль: тест, проект;
  • дистанционный контроль: тест, самостоятельные работы.

  • планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах, самопроверки и взаимопроверки, тесты, работа с текстом, заполнение таблиц, устные рассказы. Кроме средств контроля преду-смотрены следующие формы учѐта достижений обучающихся: участие в конкурсах, выставках, презентациях.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения предмета учащиеся:

  • грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе;

  • указывают хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга, называют важнейшие для каждого периода исторические события; соотносят их с памятниками наследия;

  • называют конкретный памятник или группу памятников, разъясняют о какой гране или гранях петербургского наследия они «рассказывают» (об истории, экономике, образовании, науке или др.)

  • объясняют их ценность (утилитарную, историко-культурную, общественную значимость или др.) для современников и в настоящее время;

  • называют петербургские традиции, разъясняют причины их появления или исчезновения, рассказывают о них, оценивая их позитивные и нега-тивные стороны;

- называют фамилии знаменитых петербуржцев, соотносят их с соответствующими памятниками наследия, рассказывают об их жизнедеятельно-сти, высказывают свое мнение о вкладе каждого из них в культурное наследие Санкт-Петербурга;

  • разъясняют особенности формирования петербургского населения и специфику его состава; указывают условия жизни горожан; перечисляют традиционные проблемы горожан и городского хозяйства; рассказывают об особенностях быта горожан; выявляют связи с сегодняшним днем; объясняют роль каждого горожанина в жизни города;

  • раскрывают основные положения содержания Устава Санкт-Петербурга; узнают, описывают и объясняют герб Санкт-Петербурга; узнают и опи-сывают флаг города;

  • объясняют возможности, предоставляемые городом для реализации жизненных планов людей;

  • объясняют на конкретных примерах последствия природно-географических условий для формирования культурного наследия нашего края и Санкт-Петербурга;

  • указывают основные периоды развития нашего края;

Формирование у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:

  • ориентироваться по карте города;

  • ориентироваться в реальном городском пространстве;
  • воспринимать разнообразные памятники культурного наследия как многоплановые источники информации;
  • применять знания в учебной и повседневной ситуации;

  • ориентироваться по различным видам карт (карта транспорта, достопримечательностей, историческая, экологическая и др.), рекомендо-ванным учителем:

  • находят на карте нужные объекты;
  • прокладывают оптимальные маршруты;
  • читают карты как источник информации.

Результаты изучения «Истории и культуры Санкт-Петербурга»

Личностными результатами изучения курса «История и культура Санкт - Петербурга» в 9-м классе является формирование следующих умений: - эмоционально-ценностного восприятия ребенком города как «своего мира», представляющего значимость (ценность) для него при условии грамотного взаимодействия с объектами городской среды и людьми.

Оценивать жизненные ситуации  с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нрав-ственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «История и культура Санкт- Петербурга» в 9-м классе является формирование следую-щих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения        знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Содержание программы.

Петроград – Ленинград – город советской эпохи (1917-1991гг.) (8 блоков). 

Цель: познакомить учащихся с городом в довоенный и военный период. Учащиеся будут иметь представление:

  1. О роли Петрограда в довоенный период.
  2. О роли Ленинграда во время Великой Отечественной войны
  3. О подвиге жителей блокадного Ленинграда.
  4. О разнообразии памятников истории и культуры, которые составляют наследие города.

Учащиеся должны уметь:

  1. Называют основные хронологические рамки основных периодов развития города.
  2. Грамотно произносить писать краеведческие термины, названия памятников, фамилии петербуржцев.
  3. Описывать изученные памятники в реальном городе по описанию, по иллюстрациям.
  4. Ориентироваться по карте города.

Учащиеся должны знать:

  1. Важнейшие для каждого периода исторические события и соотносить их с определенными памятниками.
  2. Имена выдающихся людей, внешних вклад в развитие экономики, образования, науки, культуры, чья деятельность связана с С-Пб.

Введение. Общая характеристика эпохи. Источники знаний. Карта и облик города. Граница.

Центр. Пригороды. Природные ориентиры и городские доминанты (здания торговых фирм, заводские трубы, трубы ТЭЦ). Официальные топонимы. Нумерация домов, сохранившаяся до начала XXI века. Сформировавшийся облик центра города, вошедший в конце XX в. в список

памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Санкт-Петербург – Петроград – «зеркало» и «арена» истории. Столичные памятники, памятные места, музейные экспозиции, напоминаю-щие об общероссийских событиях: отмене крепостного права; общественном и революционном движении. 1914 г. – переименование Петербурга в Петроград. Петербург – Петроград – арена важнейших для России политических событий: памятные места и памятники первой русской револю-ции; Февральской буржуазной революции 1917 г. Санкт-Петербург – Петроград – столица империи. Памятники и памятные места, напоминающие об императорах Александре II, Александре III и Николае II. Мариинский дворец место заседания, Таврический дворец – место заседаний Государ-ственной думы.

Санкт-Петербург – экономический центр России и город технических достижений. Санкт-Петербург – один из крупнейших фабричных центров пореформенной России. Разнообразие фабрик и заводов: тяжелой и легкой промышленности, традиционных и новых отраслей промышленности, казенных и частных, принадлежавших российским и владельцам. Технические достижения в промышленности. Промышленные кризисы. Санкт-Петербург – Петроград –центр внешней и внутренней торговли. Петербург – финансовая столица. Петербургские предприниматели и их вклад в культурное наследие Санкт-Петербурга. Экономический кризис в Петрограде –последствие 1914-1917 гг. Санкт-

Петербург – Петроград –центр образования, просвещения, науки. Разнообразие учебных заведений в городе и возможность получить образование разным слоям населения.

Разнообразие петербургских музеев –центров просвещения.

Санкт-Петербург – Петроград –центр художественной культуры. Художественная культура разночинного Петербурга второй половины XIX века. Разнообразие художественных стилей. Вклад Петербургских мастеров в развитие отечественной культуры; памятники, памятные места, музейные экспозиции. «Серебряный век» культуры в Петербурге – Петрограде: разнообразие художественных стилей

Ленинград – город герой (1941-1945). Место Ленинграда в стратегических планах фашистского командования. Город в начале войны по воспоминаниям современников, документам и фотографиям тех лет, памятным местам и музейным экспозициям. Подвиг и трагедия жителей бло-кадного Ленинграда.

Хронология жизни блокадного города и его жителей ( 8 сентября 1941 г., 18 января 1943 г., 27 января 1944 г.). Условия жизни и труд бло-кадников. Знаменитые ленинградцы. «Дорога жизни». Помощь осажденному городу области и всей страны. Памятники и памятные места города, напоминающие о блокаде. Жители блокадного Ленинграда –носители памяти о героических и трагических событиях. Образ блокадного Ленин-града в литературе, живописи, музыке, кино. Новые виды художественной культуры–фото и киноискусство.

Санкт-Петербург – место жительства горожан. Изменение состава населения пореформенного, капиталистического Петербурга; города во-енного времени. Условия жизни горожан: управление, проблемы жителей, городское хозяйство. Формирование господствующего стиля поведения петербуржцев в 1914-1917 гг. Образ города в поэзии, живописных произведениях, восприятии людей.

Наш край в конце XIX – начале XX века.

Наш край –часть Балтийского региона, западные и северные соседи и взаимоотношения с ними. Наш край в годы первой мировой войны.

Развитие нашего края в XIX – начале XX в. вокруг загородных царских резиденций. Дачные пригороды столицы.

Наследие Ленинграда (1941-1991гг.) (5 блоков)

Цель: познакомить учащихся в Ленинградом в послевоенный период, в период советской эпохи.

Учащиеся будут иметь представление:

  1. О роли Ленинграда в отечественной истории.
  2. О культурном и историческом наследии, сложившемся в годы существования Ленинграда

  1. О разнообразии памятников истории и культуры, которые составляют наследие Ленинграда.

Учащиеся должны уметь:

  1. Называть главные исторические события этого периода.
  2. Грамотно произносить писать краеведческие термины, названия памятников, фамилии ленинградцев, вошедших в историю..
  3. Описывать изученные памятники в реальном городе по описанию, по иллюстрациям.
  4. Ориентироваться по карте города.

Учащиеся должны знать:

Важнейшие для каждого периода исторические события и соотносить их с определенными памятниками .Наследие Ленинграда (1945-1991) Введение. Общая характеристика эпохи. Источники знаний. Карта и облик города.

Рост территории города с 1945 по 1991 гг.: границы города, центр, «спальные районы», городские доминанты ( телебашня, многоэтажные дома в спальных районах, многоэтажные общественные здания), насыпной район, пригороды). Облик центра и «спальных» районов по фотогра-фиям и сохранившимся объектам – этапы истории Ленинграда Городские события.

Ленинград – крупный экономический центр. Достижения и недостатки ленинградской экономики в годы советской власти. Особенности ленинградской промышленности Ленинграда. Предприятия легкой промышленности, ассортимент и качество их изделий, дефицит товаров первой необходимости. Ленинград – крупный торговый и транспортный узел: пассажирские и торговые порты города, железнодорожные и автобусный вокзалы, аэропорты. Особенности строительства: типовое, крупно-блочное, домостроительный комбинат. Внутригородская торговля. Ленинград – центр образования, просвещения, науки.

Условия для получения обязательного образования. Центры просвещения.

Лениздат – книгоиздательский центр Петербурга. Памятные места, связанные с научными открытиями ленинградских ученых. Известные ленинградские ученые – лауреаты государственных премий СССР, международных премий. Ленинград – центр художественной культуры. Па-мятники, памятные места города, музейные экспозиции, напоминающие о художественной культуре и деятельности выдающихся представителей этого периода. Народные театры, театральные и художественные студии.

Ленинградское киноискусство. Ленинград – место жительства горожан. Изменение состава населения послевоенного Ленинграда; причины этих изменений и их последствия. Совершенствование городского хозяйства и его проблемы. Новшества в быту горожан. Отличия в повседневной жизни разных слоев горожан. Праздничные традиции ленинградцев. Взаимоотношения ленинградцев, их поведение на улице, в общественных ме-стах. Отношение к ленинградцам жителей других городов. Образ Ленинграда в литературе, живописи, музыке.

Наш край в XX веке. Изменение территории Ленинградской области на протяжении XX в. Ленинград – главный город области.

Роль края как пограничной территории: события 1918-1920 гг., 1939 г., 1941-1945 гг., военные городки послевоенного периода. Экономическое развитие края. Состав населения и его изменения. Длительный процесс улучшения бытовых условий жителей городов края: электрификация, радиофикация, газификация, налаживание регулярного снабжения продовольствием, промтоварами.

«Вымирающие» деревни. Освоение территории края: осушение болот, вырубка леса, строительство электростанций, дорог, каналов, садо-водств и.т.д. – положительные и отрицательные последствия этого освоения. Состояние культурного наследия на территории края.

Современный Санкт-Петербург ( 4 блока)

Цель: Восприятие себя как «наследника Великого города», «пользователя» петербургского наследия и участника его формирования.

Учащиеся будут иметь представление:

  1. Об изменениях в жизни страны.
  2. О культурном и историческом наследии города
  3. О роли основных исторических событиях в жизни города.

  1. О разнообразии памятников истории и культуры, которые составляют наследие города.

  1. О художественных стилях, нашедших выражение в культурной жизни города

Учащиеся должны уметь:

  1. Называют основные хронологические рамки основных периодов развития города.
  2. Грамотно произносить писать краеведческие термины, названия памятников, фамилии петербуржцев.
  3. Описывать изученные памятники в реальном городе по описанию, по иллюстрациям.
  4. Ориентироваться по карте города.

Учащиеся должны знать:

Важнейшие для каждого периода исторические события и соотносить их с определенными памятниками

Современный Санкт-Петербург Введение. Общая характеристика эпохи. Источники знаний. Санкт-Петербург –«зеркало» и «арена» исто-рии. Изменения в жизни страны и нашего города: 12 июня 1991 года провозглашение независимости Российской Федерации, возвращение городу первого имени. События 20 августа 1991 г. по документам, воспоминаниям очевидцев. Участники тех событий. Празднование в Петербурге 300-летия российского флота, 300-летие Санкт-Петербурга и другие исторические события, очевидцами которых являются школьники.

Санкт-Петербург – «северная столица». Санкт-Петербург – самостоятельный субъект РФ. Устав Санкт-Петербурга: органы управления.

Официальные символы Санкт-Петербурга: флаг, герб, гимн. Санкт-Петербург – центр политической жизни.

Карта и облик города. Исторический центр, периферийные районы, районы административного подчинения города; промышленные райо-ны, спальные районы, КАД (круговая автомобильная дорога), дамба. Возвращение первоначальных названий площадям, улицам, мостам. Санкт-Петербург – экономический центр Российской Федерации. Промышленность Санкт-Петербурга: традиционные для города и новые отрасли

производства; старинные и новые предприятия, в том числе иностранные фирмы.

Учебно-тематический план

Название раздела (модуля)

№ блока

Тема урока (блока)

Контроль

1

Петроград  –  Ленинград  –

1

Петроград-Ленинград – «зеркало» и «арена» исто-

Устный опрос

город

советской

эпохи

рии.

(1917-1991гг.).Город в дово-

2

Топография и облик города. Петроград-Ленинград –

Тест

енный и военный период. (8 блоков)

место жительства горожан.

3

Петроград-Ленинград   –   экономический   центр

Устный опрос, проверка

СССР.

сочинений.

4

Ленинград   –  центр  образования,  просвещения,

Устный опрос, тестиро-

науки.

вание.

5

Ленинград –центр художественной культуры.

Письменная работа.

6

Ленинград –город-герой (1941-1945гг).

Устный опрос.

Самостоятельная работа.

7

Подвиг и трагедия жителей блокадного Ленинграда.

Устный опрос, доклад,

8

Повторение и обобщение темы модуля.

Тест.

2

Наследие Ленинграда (1945-

1

Ленинград-место жительства горожан.

Устный опрос, письмен-

1991гг).

(5 блоков)

ная работа.

2

Ленинград-крупный экономический центр СССР.

Тест,

самостоятельная работа.

3

Ленинград-центр образования, просвещения, науки

Устный опрос, доклад.

и художественной культуры.

4

Наш край в ХХ веке.

Творческая работа

« Знаменитые люди

Сестрорецка»

5

Повторение и обобщение темы модуля.

Тест.

3

Современный Санкт-Петербург (4 блока)

1

Изменения в жизни страны и города. (1991 г.)

Устный опрос, письмен-

ная работа.

2

Санкт-Петербург- экономический центр РФ.

Самостоятельная работа

3

Санкт-Петербург- город больших возможностей для

самореализации.

Тест

4

Повторение и обобщение.

Итоговый  тест

Итого в 9-х классах: 17 блоков, 34 часа

Календарно –тематический план.

Предмет: История и культура Санкт-Петербурга

Классы: 9

Учителя: Синюков И.С.

Кол-во часов за год: 34

В неделю 1 час в неделю

Плановых контрольных работ: 1

Основное пособие для учащихся:

Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 3, СПб. СМИО Пресс. 2016г

Планирование составлено на основе: Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга 2015г

Поурочно-тематическое планирование

Тема урока и содержание

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля

Планируемые результаты усвоения

Модуль 1 Ленинград – город советской эпохи(1917-1991). Город в довоенный и военный периоды

1

Петроград – Ленинград – «зеркало» и «арена» истории.

1.Общая характеристика эпохи.

2.Источники знаний.

3.События осени 1917 г.

4.Захват власти большевиками 24-25 октября 1917 г.

5.Исторические события в Смольном институте и Таврическом дворце.

6. Последствия октябрьских событий.

7.Перенос столицы в

Москву.

Урок изучения

нового материала.

Слушают рассказ

учителя, работают с учебником.

Устный

опрос.

Знают:

- значение терминов: «культура», «памятники культурного наследия», «традиции», «краеведение»

Умеют:

- применять термины при характеристике культурного наследия города.

2

Топография и облик города. Петроград-Ленинград – место жительства горожан.

1.Облик послереволюционного

Петрограда.

2.Изменения в облике Ленинграда. Жилмассивы.

3.Генеральный план изменения Ленинграда.

Изучение нового материала.

Работают с картой, с иллюстрациями.

Тест.

Знают:

- значение терминов: «жилмассив», «фабрики-кухни»;

- какие изменения произошли в облике послереволюционного Петрограда. В чем заключался Генеральный план изменения города;

- даты переименования города;

Умеют:

- ориентироваться по карте города, описывать важные объекты города.

3

 Ленинград – экономический центр социалистического государства.

1. Успехи промышленности.

2. Ленинградская торговля.

Комбинированный урок с элементами практикума

Работают с текстом. Составляют таблицы.

Устный опрос, проверка сочинений.

Знают:

- промышленные предприятия города, какую продукцию они выпускали.

Умеют:

- давать характеристику экономики города начала XX в.

4

Ленинград – центр советского образования и просвещения. Научные центры и ученые

Социалистического Ленинграда.

1.Учебные заведения советского образования.

2.Задачи советской школы.

3.Вузы.

4.Центры просвещения.

5.Новые музеи города.

6.Научно – исследовательские институты.

7.Памятники ленинградским ученым.

Урок изучения

нового материала.

Слушают рассказ

учителя, работают с учебником,

отвечают на вопросы.

Устный опрос, тестирование.

Знают:

- значение терминов: «ШКИД», «пионер», «ликбез»;

- какие задачи ставили перед учебными заведениями;

-какие задачи выполняли вузы.

Умеют:

- приводить примеры центров просвещения,

ленинградских ученых, памятников ученым;

- соотносить фамилии ученых и отрасли наук, связанные с ними.

5

Ленинград – центр художественной культуры. Старые и новые традиции в

Художественной культуре.

1.Поэты и писатели Ленинграда.

2.Театр. Балет.

3.Музыкальные центры.

4.Живопись.

5.Скульптура.

6.Архитектура.

7.Кино.

Комбинированный урок.

Смотрят видео-фильм, отвечают

на вопросы. По

вариантам: составить презентации – 1)По следам поэтов и

писателей. 2)По музыкальным

театрам.

Письменная работа.

Знают:

- фамилии поэтов, писателей, представителей музыки, театра, балета 20-30 гг.

Умеют:

- соотносить фамилии представителей культуры и виды искусства, связанные с ними.

6

Ленинград – город-герой (1941-1945гг.)

1.Начало Великой Отечественной войны.

2.Установление Блокады Ленинграда.

3.Бои за Ленинград в 1941-1942 г.г.

4.Операция «Искра».

5.Снятие Блокады.

6.Подготовка города к защите.

7.Военный облик Ленинграда.

8.Разрушение городского хозяйства. Бытовые трудности

Комбинированный урок.

Просмотр  и обсуждение презентации «Ленинград в годы ВОВ».

Работа в группах. Фронтальный опрос.

Работа с фрагментами воспоминаний.

Устный

опрос, самостоятельная

работа.

Знают:

- даты начала-окончания ВОВ, начала-окончания блокады;

- понятия «план Д», операция «Искра»;

- фамилии главнокомандующих.

Умеют:

- показывать на карты основные места сражений.

7

Подвиг и трагедия

жителей блокадного Ленинграда.

1. Трагические дни первой блокадной зимы.

2. Жизнь Блокадного города.

3.Знаменитые ленинградцы.

4. «Дорога жизни».

Комбинированный урок.

Смотрят видео-фильм, отвечают на вопросы. Составляют таблицу: «Промышленность района в годы Блокады».

Устный

опрос, доклад.

Знают:

- условия проживания блокадников;

- какие заводы работали;

- биографию Тани Савичевой;

- значение и смысл терминов «дорога жизни». «зеленое кольцо славы».

Умеют:

- работать с архивными документами и воспроизводить найденную информацию.

8

Повторение темы

модуля.

Петроград - Ленинград 1917-1945 гг.

Обобщение и

систематизация

знаний.

Выполняют задания теста.

Тест.

Знают:

- даты, основные понятия и термины модуля.

Умеют:

- применять полученные знания на практике.

Модуль 2 Наследие Ленинграда (1945-1991гг)

9

Ленинград – место жительства горожан.

1.События 40-50 годов в Ленинграде.

2.Архитектурное наследие 60-70 годов.

3. Общественная жизнь во второй половине 80-х годов.

Изучение нового материала.

Работают с картой, учебником,

отвечают на вопросы.

Устный

опрос, письменная работа.

Знают:

- последствия блокады, изменения в городе;

- понятия «Генеральный План 1948г», «перестройка».

Умеют:

- назвать события 60-80 гг.

10

Ленинград – крупный экономический центр.

1.Генеральный план развития Ленинграда 1966 года.

2.Индустриальное строительство.

3.Ленинград – крупный промышленный центр СССР.

4.Торговля.

5.Ленинград – крупнейший транспортный узел страны.

Урок-лекция.

Слушают учителя. Составляют

таблицу.

Тест, самостоятельная работа.

Знают:

- как изменилась территория и планировка города;

- Генеральный план 1966г.

- понятие «индустриальное строительство».

Умеют:

- показывать на карте новые улицы, парки;

- приводить  примеры промышленных предприятий;

- называть крупные порты и вокзалы города.

11

Ленинград – центр образования, просвещения, науки.

1.Ленинградская школа 60-80-х годов.

2.ВУЗы.

3.Центры просвещения.

4. Наука.

5.Ленинградские писатели и поэты.

6.Театр и ленинградские актеры.

7.Музыкальный Ленинград.

8.Киностудия «Ленфильм».

Изучение нового материала.

Слушают учителя, конспектируют. Составляют кроссворд.

Устный опрос,  доклад.

Знают:

- учебные заведения города,

центры просвещения;

Умеют:

- приводить примеры учебных заведений, центров просвещения, показывать их на карте;

- называть фамилии ученых и их роль в науке;

- соотносить фамилии представителей культуры и виды искусства, связанные с ними.

12

Наш край в XX веке. Ленинградская область в советское время.

1.Карта Ленинградской области.

2.Основные события XX века.

3.Сельское хозяйство и промышленность области.

4.Быт жителей области.

5.Памятники культуры на территории области.

Изучение нового материала.

Работают с картой, учебником,

отвечают на вопросы.

Творческая работа

«Знаменитые люди

Сестрорецка»

Знают:

- события XX в. в Ленинградской обл.;

- знаменитых людей Сестрорецка.

Умеют:

- работать с картой Ленинградской области.

13

Повторение темы

модуля.

Наследие Ленинграда (1945-1991гг)

Обобщение и

систематизация

знаний.

Выполняют задания теста.

Тест.

Знают:

- даты, основные понятия и термины модуля.

Умеют:

- применять полученные знания на практике.

Модуль 3 Современный Санкт-Петербург

14

Изменения в жизни страны и города (1991г)

1.Город – «живой» организм.

2.Всемирное культурное наследие города.

3.Уникальность и неповторимость СПб.

4.Участие города в событиях 1991 года.

5.СПб – «северная

столица».

6.Генеральный план развития города до 2025 года.

Комбинированный урок.

Работают с картой, учебником,

отвечают на вопросы.

Устный опрос, письменная работа.

Знают:

- события 1991 г.;

- Генеральный план развития города до 2025 года.

Умеют:

- доказывать уникальность СПб;

- ориентироваться в современных картах.

15

Санкт-Петербург –экономический центр РФ.

1.Промышленность Петербурга

2.Роль малого бизнеса.

3. Петербург – город банков.

Изучение нового материала.

Работают с учебником, отвечают

на вопросы.

Самостоятельная

работа.

Знают:

- промышленные предприятия современного Петербурга и банка.

Умеют:

- показывать их на карте.

16

Санкт-Петербург – город больших возможностей для самореализации.

1. Разнообразие типов образовательных заведений.

2. Возможности самообразования, просвещения.

3.Разнообразие путей приобщения к художественной культуре граждан.

Комбинированный урок.

Слушают учителя, работают с учебником.

Тест.

Знают:

- высшие учебные заведения города, центры просвещения.

Умеют:

- показывать их на карте;

- различать специфику учебных заведений.

17

Повторение и обобщение.

Урок обобщения и

систематизации

материла и контроля

знаний и умений.

Выполняют задания  итогового

теста

Итоговый тест.

Знают:

- даты, основные понятия и термины курса.

Умеют:

- применять полученные знания на практике.


Критерии оценки знаний

Оценка «5» ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объема программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, делать выводы, устанавливать медпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствия ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах, устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4»:

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «3»

(уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2»:

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ

4. Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.

Оценка «1»: ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков

Перечень учебно-методического обеспечения

Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса.

Учебно-методический комплекс:

Литература для учителя

Литература для учащихся

Ермолаева Л.К.,История и культура Санкт-Петербурга, Часть 3, СПб.

Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 3, СПб.

СМИО Пресс. 2016

СМИО Пресс. 2016.

Ермолаева Л.К. Система краеведческого образования в школа С-Пб.

Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий.

Издание второе, исправленное и дополненное. С-Пб, СМИО Пресс,

2015.-144с.

Дополнительная литература (к разделам):

  1. Барышников М. Н. Деловой мир Петербурга. Исторический справочник. —СПб., 2000.
  2. Бахтиаров А. А. Брюхо Петербурга: Очерки столичной жизни. - СПб., 1994.3.
  3. Длуголенский Я. Н. Век Достоевского. В 2х ч. – СПб., 2005- 2007.
  4. Дмитриев С. С. Очерки русской культуры начала XX века. Книга для учителя. — М.,1985.
  5. Засосов Д. А., Пызин В. И. Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов. - Л., 1991..
  6. Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века / Сост. В. Г. Исаченко. - СПб., 1998.
  7. Муравьева И. А. Век модерна. – СПб., 2001- 2004.
  8. От конки до трамвая / Сост. Е. Шапилов, М. Величко, Л. Процай, Н. Буйников

Интернет – ресурсы.

1.Все музеи Санкт-Петербурга www.Museum.ru

2.Карта Санкт-Петербурга www.kartaspb.ru

3.Кунсткамера www.kunstkamera.ru

  1. Мосты Санкт-Петербурга www/most-spb.ru

  1. Петербург в фотографиях www.hellopiter.ru/Photo_piter.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга 5класс

Материал IX Фестиваля «Использование информационных технологий вобразовательной деятельности»...

Программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7-9 класса

Программа учебного курса«ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»для учащихся 7 – 9 классов[1] (программа рассчитана на три года обучения – 102 часа) Идея содержания программы Процесс формирова...

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса (по уч. Ермолаевой)...

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса.

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса....

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса.

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса....

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9  классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3   (базовый урове...

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 классе

Рабочая программа  «История и культура Санкт-Петербурга» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы...