Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса.
рабочая программа по краеведению (6 класс) по теме
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_istorii_i_kulture_spb_6_kl.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 395 Санкт-Петербурга
«Утверждена» Директор ГБОУ лицея №395 Санкт-Петербурга С.П.Сергеева ____________ «___» _____________2013 | «Согласована» Зам.директора по УР Г.П. Мальцева ___________ «___» _____________2013 | «Рассмотрена» на заседании КНО Руководитель МО Л.Л. Королёва____________ Протокол № 1 от 29.08.2013 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга» для 6 класса
на 2013 – 2014 учебный год
Класс: 6
Ф.И.О. учителя: Дан Татьяна Юрьевна
Количество часов по учебному плану: 34 часа (1 час в неделю)
Количество часов по рабочей программе: 34 часа
Санкт-Петербург
2013
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории и культуре Санкт–Петербурга в 6 классах разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы Л.К. Ермолаевой «Система краеведческого образования в школах Санкт – Петербурга»". (базовый уровень) .
Обучение осуществляется по учебному пособию : Ермолаева Л.К., Удальцова Т.И, Карахтанова Н.Н., Левашко М.А. Петербург – город – музей. Петербургская тетрадь.Ч.3.- СПб : СМИО Пресс, - 2012. 91с., ил. ( 6 класс).
Цель курса: способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но всемирного культурного наследия, а себя – как носителей традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.
Задачи курса :
1.Продолжить формирование познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия;
2.Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания:
- о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;
- о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.
3.Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений , необходимых им в учебной и повседневной жизни:
- ориентироваться по карте города;
- ориентироваться в реальном городском пространстве;
- работать с источниками информации о городе;
-применять полученные знания в новых учебных ситуациях и повседневной жизни; 4. Совершенствовать общеучебные умения;
5. Выражать впечатления от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению.
Программа рассчитана на 34 часа в год ( 1 час в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ — 4 ч
практических – 2 ч.
Требования к уровню освоения обучающимися личностных, метепредметных, и предметных результатов.
Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, частично на уроках естественнонаучного цикла.
С учетом специфики предмета «История и культура Санкт - Петербурга» главным критерием в оценке должны служить не знания формального характера, а озвучивание собственной позиции, умение мыслить самостоятельно и тривиально. Обучающемуся рекомендуется продемонстрировать наличие своей точки зрения и, если она не совпадает с общепринятой, аргументировано её отстаивать.
Высшего уровня оценки заслуживает демонстрация личной модели культурного развития школьника на путях духовного и гражданского становления личности, её социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. Следует высоко оценивать компетенции, связанные с организацией личного досуга, активной позицией как полноправного члена общества, приобщившегося к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам позитивного опыта человечества, зафиксированного в художественных образах, обращая внимание на способность учащегося давать критическую оценку «внушающей силе искусства», широко используемой в массовой культуре, рекламе, СМИ. Наиболее ценным предоставляется умение ученика демонстрировать личное толерантное отношение к миру, способность воспринимать национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой, оценивать её уникальность и неповторимость.
Познавательный интерес учащихся проявляется в их ориентированности на познание культурного наследия города: желании выполнить дополнительное задание; посетить изученные памятники и найти новые, побывать в музее; прочитать рекомендованную книгу; самостоятельно «добыть» новую информацию; принять участие во внеклассной краеведческой деятельности.
Выпускники 6 классов
- грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе;
- перечисляют петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного; называют конкретные экспонаты (соответственно программе); узнают их по изображению; рассказывают о них как памятниках культурного наследия мира и Петербурга (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем); объясняют их историко-культурную значимость;
- перечисляют петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого (соответственно программе); рассказывают о них как об уникальных традициях всемирного и петербургского культурного наследия (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем);
- называют фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; соотносят фамилию и конкретный памятник; рассказывают о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия; разъясняют причины появления подлинных и стилизованных памятников, а также причины их сохранения.
Ориентируются:
- по карте-схеме и карте достопримечательностей города, пригородов; схеме метрополитена и карте транспорта Санкт-Петербурга (соответственно программе);
- в реальном городе (по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по карте достопримечательностей);
- объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; дают оценку собственного поведения;
- регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки; сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок, совершенных с родителями;
Умеют:
- работать с письменным источником: находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях, рекомендованных учителем или библиотекарем;
- узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; описывать объекты по памятке, как памятники всемирного и петербургского культурного наследия;
- рассматривать на учебных прогулках реальные городские объекты и музейные экспонаты, извлекая из них информацию с помощью познавательных заданий, составленных учителем, или самостоятельно, делая вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);
- обращаться к родственникам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы; записывать ответы).
- используя ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета), разъяснить, объяснить влияние какой культуры (цивилизации, народа) нашло отражение в конкретном петербургском памятнике (архитектурном, скульптурном, литературном, живописном, музейном экспонате, произведении декоративно-прикладного искусства) или традиции; соотнести мифы, библейские сказания, легенды, литературные произведения с изучаемыми объектами;
- применять полученные знания и умения (на уроках, на учебных прогулках по городу, при подготовке сообщений, при выполнении творческих работ, а также в общении с родственниками, младшеклассниками, во внеклассных мероприятиях, главное при рассмотрении реальных объектов);
- сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;
- комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, составлять простой план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительной литературе (не более 2 источников);
- обосновывать, аргументировать свой ответ (собственное мнение, оценку);
- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательные задания.
Эмоционально-ценностное отношение к городу учащихся проявляется:
- при выполнении оценочных заданий и высказывании оценочных суждений о памятниках и их состоянии, музеях, о деятельности петербуржцев и отношении современных горожан к памятникам;
- при выполнении творческих заданий и мотивации их выполнения;
- в стремлении применить свои знания в реальной жизни;
- в самооценке («я знаю», «я умею», «я хочу узнать»).
Содержание учебной программы курса .
Наследие V-XV вв. Наш край - участник истории средних веков. Наш край - часть России и Европы. Научные центры Петербурга, изучающие всемирное культурное наследие. Петербургские ученые — исследователи Средневековья. Подлинные памятники средневековья в Петербурге и на территории нашего края – Ленинградской области.
Подлинные памятники Византии и Руси в Петербурге: в Эрмитаже, Русском музее, Музее истории религии. Средневековые храмы и монастыри нашего края (Ленинградской области). Георгиевский храм в Старой Ладоге, Большой Тихвинский Успенский (Богородице -Успенский) монастырь. По усмотрению учителя могут быть введены иные памятники).Православные храмы Петербурга – памятники православной культуры, художественной культуры (в том числе, живописи, мозаика, скульптуры и т. д.), истории города (храмы – памятники военной славы России, императорской семьи и др.). Монастыри в Петербурге – памятники православной культуры, художественной культуры, истории города.
Вступление: подлинные памятники средневековой истории Балтийского региона. Старая Ладога – заповедник средневековой культуры, крепости Ленинградской области, город Выборг. Петербургский памятник «Ландскрона – Невское устье – Ниеншанц».Подлинные памятники средневековой Европы в Петербурге. Экспонаты Эрмитажа, Музея истории религии.«Следы» средневековья в петербургской архитектуре: храмы, доходные дома, замки. Памятники, напоминающие о средневековом зодчестве, – памятники истории и культуры Петербурга.«Отзвуки» средневековья в художественной культуре Петербурга: в литературе, в интерьерах дворцов.«Отголоски» средневековых традиций в жизни города и горожан: городское самоуправление, университет, музыкальная культура, «рыцарское поведение».Наследие средневековья – наука геральдика. Петербургские гербы – источники информации: герб города, родовые гербы, гербы городов Ленинградской области, гербы городов России на петербургских памятниках .
Наследие еврейской культуры
Петербургские музеи — хранители истории, отражение достижений наук и художественной культуры . Подлинные памятники петербургской художественной культуры в Русском музее .Уникальность топографии и облика центра города, сочетающего наследие Природы и Культуры. Разнообразие уникальных архитектурных памятников петербургского культурного наследия.
Особенности состава населения Петербурга. Их именами гордится Петербург, Россия, памятники, напоминающие о создателях петербургского наследия.
Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение.
1. Учебники, допущенные к использованию
Комитетом по образованию Администрации Санкт-Петербурга
- Ермолаева Л. К., Левашко М. А., Карахтанова Н.Н, Удальцова Т. И. Санкт-Петербург – город-музей. Ч. 3 (Наследие Средневековья и наследие Петербурга). — СПб., СМИО Пресс, 2012.
Интернет-ресурсы по истории и культуре Санкт-Петербурга
- Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/
- Государственный музей истории Санкт-Петербурга http://www.spbmuseum.ru/
Живой город http://www.save-spb.ru/
Техническое обеспечение: компьютер, проектор.
При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: РКМ, игровые. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: экскурсий.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме теста.
Особенности класса, в котором будет реализована данная рабочая программа
У учащихся 6 класса 2013-2014 года обучения имеется достаточный уровень подготовленности к освоению данного учебного курса, т.к. в этой параллели школьников была реализована программа курса « История и культура Санкт-Петербурга » Л.К. Ермолаевой. Поэтому программа в шестом классе реализуется с учетом уже имеющихся у обучающихся знаний.
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в участии в краеведческий играх, экскурсиях.
Специфика контроля
Информацию о ходе усвоения учебного материала получают в процессе следующих видов контроля:
- текущий контроль: тематические срезы, тест, устный опрос;
- промежуточный контроль: проверочная работа, тест, самостоятельная работа;
- итоговый контроль: контрольная работа, тест.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | |
практические работы | контрольные работы | |||
Вводное повторение. | 4 | |||
Наследие средневековья и наследие Петербурга. | 2 | 1 | ||
Наследие Византии, православной Руси, Петербурга. | 14 | 1 | 1 | |
Наследие Европы и наследие Петербурга. | 14 | 1 | 2 | |
Итого: | 34 | |||
.
Календарно-тематический план
Номер урока | Дата | Название раздела, темы, темы урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | ||||||
п/п | в теме | По плану | По факту | По плану | Фактически | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы** | Д.З* | ||
Вид | Форма | |||||||||
I. | Тема: «Вводное повторение. » Всего 4 часов | |||||||||
Город, как живой организм, жители города. | ||||||||||
Город на островах. География Петербурга. | ||||||||||
Топонимика Петербурга. | ||||||||||
Мой город, мой район, моя улица. | текущий | презентация | ||||||||
II. | Тема: «Наследие средневековья и наследие Петербурга. » Всего 2 часов | |||||||||
От средневековья до наших дней. | ||||||||||
Петербург – центр науки о средневековье. | §19 | |||||||||
III. | Тема: «Наследие Византии, православной Руси, Петербурга. » Всего 14 часов | |||||||||
Наследие Византии. | ||||||||||
Подлинные памятники Византии и Руси в Петербурге. | §21 | |||||||||
Контрольное тестирование. | текущий | |||||||||
Средневековые памятники и монастыри нашего края. | §22 | |||||||||
Работа с картой нашего края. | ||||||||||
Православный храм. Внешний облик, внутреннее убранство. | §23 | |||||||||
Православные храмы Петербурга. | презентация | §23 | ||||||||
Православные храмы Петербурга. | тематический | §23 | ||||||||
Храмы Красносельского района. | ||||||||||
Контрольное тестирование. | ||||||||||
Православные монастыри в Петербурге. | §24 | |||||||||
Александро-Невская лавра. | текущий | |||||||||
Небесные покровители Санкт -Петербурга. | Интернет урок | |||||||||
Александр Невский, Ксения Блаженная, Иоанн Кронштадтский. | ||||||||||
IV. | Тема: «Наследие Европы и наследие Петербурга » Всего 14 часов | |||||||||
Подлинные памятники средневековой истории Балтийского региона. | §25 | |||||||||
Древнерусские города: Ладога, Новгород, Псков. | ||||||||||
Памятники Петербурга, напоминающие о русско-шведских отношениях до основания города. | §26 | |||||||||
Подлинные памятники средневековой Европы в Петербурге. | §27 | |||||||||
Эрмитаж: Рыцарский зал. | Интернет урок | |||||||||
Контрольное тестирование. | тематический | |||||||||
« Следы» средневековой архитектуры в Петербурге. | призентация | §28 | ||||||||
Архитектурные стили: готика, романский. | ||||||||||
Петербургские замки. | §29 | |||||||||
«Отзвуки» средневековья в жизни петербуржцев и Петербурга. | §30 | |||||||||
Петербургские гербы. | §31 | |||||||||
Итоговое повторение и обобщение. | итоговый | |||||||||
Итоговое повторение и обобщение. | ||||||||||
Итоговое повторение и обобщение. |
Примечание 1: Колонки таблицы, выделенные * являются вариативными, то есть их заполнение определяется потребностью учителя.
Примечание 2: Группа метапредметных результатов является вариативной, то есть описание этих результатов в календарно-тематическом планировании определяется потребностью учителя.
Примечание 3: Виды контрольно-оценочной деятельности: входной, текущий, тематический, итоговый.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга 5класс
Материал IX Фестиваля «Использование информационных технологий вобразовательной деятельности»...
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса (по уч. Ермолаевой)...
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса.
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса....
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 классе
Рабочая программа «История и культура Санкт-Петербурга» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы...
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 9 класса
Рабочая программа элективного курса по обществознанию составлена на основе: распоряжения Комитета по образованию от 12.04.2013 № 907-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений (...