Урок в 8-м классе «Реформы и реформаторы второй половины XIX века»
план-конспект урока по истории (8 класс)

Таболина Ольга Анатольевна

Урок истории на тему: «Реформы и реформаторы второй половины XIX века», разработанный и проведенный  в 8 классе, является одним из удачных примеров реализации федеральных государственных образовательных стандартов на учебных занятиях общественно-научного цикла. Являясь по своему типу обобщающим, предлагаемый урок направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, отраженных на этапе целеполагания. Организация образовательной деятельности обучающихся, направленная на достижение указанных результатов, базируется на использовании таких образовательных технологий, как технология развития критического мышления, проблемного  и группового обучения.

Уже с самого начала урока, на этапе активизации сформировавшихся у обучающихся представлений о российских реформах и реформаторах XIX века, обсуждение целей урока началось только после того, как каждый обучающийся сформулировал своё личное отношение к цитате В.О. Ключевского. Эта линия: «от индивидуального – к общему, а затем – к индивидуальному» была выдержана  на протяжении всего занятия. Таким образом, в ходе урока можно наблюдать изменения в образовательных результатах для каждого обучающегося.

После этапа активного целеполагания учитель  организует работу в парах: обучающиеся группируют карточки с материалом, имеющим отношение к тематике урока. Содержание карточек так составлено педагогом, чтобы обучающиеся вынуждены обращаться к своим знаниям, опыту. Тем самым, речь идет не только о когнитивной задаче классификации по основанию, но и об уточнении своего «личного» отношения к содержанию урока. Бесспорно, изучение истории не будет полным и системным без включения личности обучающихся в процесс, что и обусловливает достижение личностных результатов.

После этого этапа обучающиеся уже готовы приступить к работе над сочинением, со структурой которого учитель их знакомит.

 На следующем этапе урока при фронтальном обсуждении реформ Александра II обучающиеся применяя.n скорректированное отношение к реформам XIX века. Важно, что на этом этапе учитель контексте обсуждения путей развития общества организует интеграцию с учебной дисциплиной «Обществознание», а также побуждает применять полученные выводы к другим историческим периодам, в том числе и к современности.

После того, как обучающихся подвели к обсуждению итогов реформ Александра II, педагог организует обсуждение контрреформ Александра III.

На основе сопоставления каждый обучающийся уточняет структуру плана своего исторического сочинения. В этот момент педагог организует индивидуальную работу по оценке текстов готовых исторических сочинений. Это важно было сделать для того, чтобы обучающиеся осознали критерии оценки сочинений и при создании своих текстов они осмысленно руководствовались выявленными критериями. Следует отметить актуальность работы учителя и её учеников над сочинением в свете введения предмета «История» как обязательного для сдачи ЕГЭ при завершении среднего уровня обучения.

В результате обучающиеся самостоятельно корректируют цели и задачи своей самостоятельной работы дома.

Как мы видим, на протяжении урока был реализован  процесс достижения такого предметного результата, как умение самостоятельно анализировать документальную базу по изученному историческому периоду. Каждый шаг педагога был направлен не на классическое «принуждение» к правильному мнению, а созданию условий для формулировки самостоятельных обобщений: через выявление критериев классификации, установления причинно-следственных связей, организацию сотрудничества с одноклассниками и осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации, что – в целом – работало на достижение соответствующих метапредметных результатов. А привлечение информации из таких областей, как обществознание и литература способствовало формированию целостного мировоззрения, уровень которого можно будет оценить по написанным дома историческим сочинениям.

Педагог проявила индивидуальное педагогическое творчество в подборе и адаптации для 8 класса методических материалов ( в том числе и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ по истории), а использование на занятии привычных для обучающихся информационно-коммуникативных технологий создало атмосферу живого конструктивного поиска.

 Урок  соответствует требованиям современного урока в части достижения результатов, организации образовательной деятельности и соответствия принципам целостности и равномерной активности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок 8-й класс292.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Реформы и реформаторы второй половины XIX века»

ИСТОРИЯ

Таболина Ольга Анатольевна, учитель истории и обществознания

Выходные данные учебников/учебных пособий, использованных автором на уроке: История России, XIX век. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.
/А.А. Данилов и др. – М.: Просвещение, 2012.

Класс: 8

Место урока: Раздел II. Россия во второй половине  XIX века. Урок 64.

Тип урока: обобщающий урок.

Используемые педагогические технологии:

технология развития критического мышления (в части работы с информацией);

технология проблемного обучения (в части формулировки исследовательской проблемы);

технология группового обучения (в части организации группового взаимодействия);

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование: компьютер, проектор (с подключением к сети Интернет), учебные планшеты.

Цель урока: создать условия для развития умения обучающихся самостоятельно систематизировать исторические сведения по истории России второй половины XIX века

Задачи:

обеспечить актуализацию обучающимися имеющихся представлений и знаний о реформах и реформаторах России второй половины XIX века;

обеспечить усвоение и применение на практике требований к написанию исторического сочинения.

В контексте сформулированной цели и задач предполагается формирование следующих  компетенций:

Формирование предметных компетенций

умение самостоятельно анализировать документальную базу по изученному историческому периоду;

Формирование метапредметных компетенций

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:  формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Формирование личностных компетенций

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Формы и методы диагностики основных компетенций (подробно представлены в технологической карте урока): предметные – оцениваются учителем при анализе правильности выполнения заданий на этапе актуализации и систематизации изученных знаний; метапредметные - при анализе выполнения продуктивных заданий на всех этапах уроках, в том числе и при работе в парах, работе с критериями оценки сочинений; личностные – в ходе наблюдения учителем за работой обучающихся в течение урока. 

Этапы учебного занятия.

I. Мотивационно-ориентировочный этап.

Цель этапа: создать условия для самостоятельной актуализации обучающимися имеющихся знаний об изучаемом периоде

Учитель приветствует обучающихся и проверяет готовность к уроку (учебные планшеты)

Учитель напоминает, что в течение нескольких недель на уроках изучались основные события истории России второй половины XIX века. Этому периоду были посвящены и учебные экскурсии, и просмотры фрагментов исторических фильмов. Сегодня – обобщающий урок. Обращает внимание обучающихся на эпиграф к уроку (слова В.О. Ключевского), читает их и предлагает самостоятельно сформулировать тему урока, учитывая изученный период.

         Оформление классной доски:

Закон жизни отсталых государств среди опередивших: нужда реформ созревает раньше, чем

народ созревает для реформы.

                                                                                                            Василий Осипович Ключевский

         Ученики предлагают формулировки тем.

         На экране слайд:  тема урока «Реформы и реформаторы второй половины 19 века»

         Учитель предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать цель и задачи урока.

         Ученики формулируют цель и задачи урока.

II. Систематизация изученного материала.

          Цель этапа: организовать процесс самостоятельной систематизации актуализированных на первом этапе сведений об изучаемом периоде.         

Учитель обращает внимание обучающихся, что на каждой парте лежит конверт с карточками (на карточках размещены в разном порядке портреты исторических личностей, записаны исторические события, исторические понятия). Учитель просит сгруппировать карточки, но название групп придумать самостоятельно. (Предполагаемые названия групп: «Реформаторы», «Исторические понятия», «Контрреформаторы», «Исторические события периода правления Александра II», «Исторические события периода правления Александра III» и тд.).

   Ученики работают в парах. Учитель осуществляет индивидуальное сопровождение процесса работы.

Учитель подводит итог работы, уточняет классификацию (по группам и по двум периодам: правление  Александра II и Александра III), записывает названия групп на доске (Поле сведений), отмечает, что работа с группами карт в течение урока будет продолжаться. В группах карт есть пустые карты, которые могут быть заполнены позже. Эта работа поможет выполнить ещё одну задачу урока - подготовиться к  написанию исторического сочинения по одному из указанных периодов. Это и станет домашним заданием. Учитель предлагает ученикам повторить требования, которые необходимо знать для написания исторического сочинения и  сфотографировать их с помощью планшета.

Ученики фотографируют структуру исторического сочинения.

Учитель напоминает, что сочинение должно быть завершено оценкой значимости выбранного периода для истории России. «Известный Вам поэт Александр Блок в поэме «Возмездие» так охарактеризовал XIX век». Учитель читает стихи и задаёт вопрос «Почему поэт даёт такую характеристику?».

Ученики комментируют слова поэта, формулируют выводы.

На экране прямое включение (веб-камера) Собор Воскресения Христова на Крови.

Учитель предлагает ученикам назвать мемориальное сооружение, вспомнить и озвучить исторические сведения о нём.

Ученики актуализируют знания, которые были получены ими в ходе учебных экскурсий.

Учитель дополняет их сведения тем, что по всему периметру Собора расположены доски из гранита. На них описаны все деяния, за которые русский народ был благодарен убиенному императору Александру II. За какие деяния, народ благодарен царю?            

Ученики называют  реформы Александра II.

Учитель предлагает ученикам  сформулировать историческое значение реформаторской деятельности Александра II. Для этого предлагает задействовать карточки из группы «Исторические понятия», «Исторические события».

Ученики работают в парах с группой карточек, дописывают в пустые карточки понятия и события, которые отсутствуют, но были ими изучены, и устно формулируют историческое значение реформаторской деятельности Александра II.

Учитель подводит итог работы и предлагает ученикам для подготовки к сочинению группу карточек, связанных с деятельностью  Александра II, сфотографировать. «С кем из  русских правителей по масштабности этих реформ можно сравнить Александра II?».

Ученики вспоминают реформаторскую деятельность Петра Великого, Екатерины  II.

Учитель: «Вспомните, ребята, из курса обществознания, какие существуют два пути развития общества? Назовите их».

Ученики: «Путь реформ и революций».

Учитель: «Какой путь является более приемлемым для развития общества?».

Ученики: «Реформы, как правило, проходят более спокойно, безболезненно для социума».

 Учитель: «Принято считать, что революции проводятся снизу, а реформы сверху.

Человек или группа людей, которые входят во властные органы, осознают необходимость реформ, выбирают основные направления и методы их проведения, принимают решения (закон, манифест, указ и тд.). Подумаем,  какими качествами должен обладать реформатор? Попробуем создать образ реформатора. Предлагаю Вам выполнить работу в парах и заполнить кластер».

Ученики в парах работают над кластером. Затем устно отвечают.         

Учитель предлагает ученикам назвать современных реформаторов России, которые соответствуют, по их мнению, указанным в кластере требованиям.

Ученики называют современных государственных деятелей.

Учитель подводит итог работы и для подготовки к сочинению предлагает сфотографировать кластер.

Учитель обращает внимание на то, что реформатор проводит реформы не один.  «Вспомните и скажите, кто поддерживал Александра II в проведении реформ. Для этого предлагаю выбрать из группы карточек «Исторические личности» тех, кто непосредственно принимал участие в разработке реформ».

Ученики работают в парах, находят в группе  карточек  безыменные портреты реформаторов и определяют их, подписывают. 

Учитель подводит итог работы и для подготовки к сочинению предлагает ученикам сфотографировать результаты работы с карточками.                                                             

Учитель: «Современники утверждают, что 1 марта 1881 года бомба, брошенная народовольцем Игнатием Гриневицким, повернула колесо истории России. Почему?».

Ученики: «Были приостановлены реформы. Конституция  М. Лорис-Меликова осталась не утверждённой. Александр III, сын  Александра II, проводит контрреформы.  

Учитель предлагает вспомнить и назвать контрреформы Александр III.

Ученики называют контрреформы.

Учитель предлагает охарактеризовать период правления  Александра III. Для этого предлагает задействовать карточки из группы «Исторические понятия» и «Исторические события» и если есть необходимость дополнить пустые карточки записями событий и понятий.

Ученики характеризуют период правления  Александра III.

Учитель подводит итог работы, предлагает  ученикам сфотографировать ряд карточек, которые относятся к периоду правления Александра III. Затем предлагает вспомнить тех государственных деятелей, которые  стояли за проведением контрреформ,  выбрать портреты из группы «Исторические личности»  и определить их.

Ученики актуализируют свои знания и называют личности по портретам, вспоминают те исторические личности, чьи портреты на карточках отсутствуют.

Учитель подводит итог работы, предлагает проверить результаты свое работы и для подготовки к сочинению сфотографировать портреты.

Учитель предлагает ответить на вопрос «Почему Александр III принимает решения о контрреформах?»

Ученики: опасения за свою жизнь, за будущее России.

Учитель: Скажите, Вы можете привести ещё пример аналогичной ситуации, когда реформатор от страха за ситуацию останавливает путь реформирования?

Ученики вспоминают: Александр I, Николай I.

Учитель формулирует проблемный вопрос: «Действительно ли основная причина смены курса реформ на историческом пути России – страх за себя, будущее России? Предлагаю обратить внимание на эпиграф. Как Вы считаете прав ли В.О. Ключевский?»

Ученики: актуализируют свои исторические знания, аргументируют свои выводы.

    III. Организация активной работы с информацией.

          Цель этапа: создание условий для освоения критериев оценки исторического сочинения и применения их.

Учитель напоминает, что одной из задач урока является подготовка к историческому сочинению. Предлагает обучающимся индивидуально ознакомиться и оценить готовые исторические сочинения, которые имеют ряд неточностей. (На партах лежат сочинения,  критерии их оценки). Приложение.                                                                    

Ученики знакомятся с критериями оценки сочинения; читают сочинение и оценивают, выставляя баллы в таблице критериев, затем делают вывод.

Учитель: «Теперь давайте обсудим, какие баллы вы поставили, за что снизили».

Ученики обсуждают  и – тем самым уточняют критерии оценивания сочинения  для себя.

  1.  Самостоятельная систематизация изученного материала.        

Цель этапа: создание условий для формирования и осознания отношения к изучаемой теме и к структуре исторического сочинения.

Учитель предлагает обменяться текстами сочинений, прочесть сочинение другого варианта и поставить на полях карандашом отметки согласно схеме (представлена в карте урока). Ученики работают с текстами и устно объясняют выставленные «значки».

Учитель предлагает в  качестве итога урока –  сформулировать уточненную тему  исторического сочинения по одному из рассматриваемых периодов. 

Ученики формулируют темы сочинений.

  1. Домашнее задание.

Учитель просит обучающихся озвучить и записать домашнее задание.

Ученики формулируют задание, задают уточняющие вопросы.

Приложение

Критерии оценивания исторического сочинения

Баллы

Оценка

К-1

Правильно указаны два события (явления, процессы)

2

К-2

Правильно указаны две исторические личности и их роль в данный период истории России

2

К-3

Правильно указаны причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами)

2

К-4

Дана историческая оценка значимости периода

1

К-5

При изложении корректно использованы исторические термины, понятия

1

К-6

В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки

2

К-7

Ответ представлен в виде исторического сочинения

1

Технологическая карта урока

Этапы учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

Диагностика результатов

  1. Мотивационно-ориентировочный этап.

Цель этапа: создать условия для самостоятельной актуализации обучающимися имеющихся представлений об изучаемом периоде

Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку. (Заранее педагог готовит карточки с названиями процессов, событий, персоналий, и т.д. карточки в конвертах лежат на партах)  

Учитель обращает внимание обучающихся на эпиграф к уроку (слова В.О. Ключевского), и предлагает самостоятельно сформулировать тему урока, (затем сформулировать цель и задачи урока).   

Обучающиеся приветствуют учителя

Обучающиеся предполагают, аргументируют свою точку зрения.

1 минута

3 минуты

Обучающиеся демонстрируют готовность к обучению.

Обучающиеся могут связать изученный материал с цитатой, осознанно подобрав необходимые речевые средства, в части аргументации своей точки зрения.

                                                                                                                                                                                  Итого: 4 минуты

  1. Систематиза-

ция изученного материала.

Цель этапа: организовать процесс самостоятельной систематизации актуализированных на первом этапе сведений об изучаемом периоде.

Учитель предлагает сгруппировать карточки  и назвать эти группы.

Учитель обобщает ответы, записывает названия групп на доске (Поле сведений), объясняет назначение этих групп,   особенности работы с ними в течение урока, в том числе и помощь в выполнении ещё одной задачи урока - подготовки к  написанию исторического сочинения по одному из периодов. Это станет домашним заданием.

Учитель предлагает ученикам повторить требования к написанию сочинения и обратить внимание на то, что сочинение должно быть завершено оценкой значимости  выбранного периода для истории России. Знакомит с характеристикой  этого периода, данной А.Блоком, и просит прокомментировать или дополнить её.

Учитель включает веб-камеру (прямое включение Собор Воскресения Христова на Крови): «Назовите мемориальное сооружение, вспомните и озвучьте исторические сведения о нём».

Учитель дополняет ответы учеников  историческими сведениями, затем предлагает ученикам перечислить реформы Александра II и сформулировать историческое значение его реформаторской деятельности, используя группу карточек «Исторические понятия»,  «Исторические события». (Учитель мотивирует обучающихся на объяснение терминов, подводит к обобщению периода правления  Александра II).После работы с картами учитель организует проблемную беседу:

-С кем из  русских правителей по масштабности этих реформ можно сравнить Александра II?

-Вспомните из курса обществознания, какие существуют два пути развития общества? (путь реформ и революций).

- Какой путь является более приемлемым для развития общества?

Учитель даёт задание подумать над тем, какими качествами должен обладать реформатор; создать его образ, заполнив кластер

Учитель организует проблемную беседу, предлагает соотнести созданный учениками образ с современными реформаторами России, известными им.

Учитель отмечает, что реформатор проводит реформы не один и предлагает назвать государственных деятелей, которые принимали участие в разработке реформ Александра II (обращает внимание на группы карточек «Исторические личности»).Учитель мотивирует обучающихся на объяснение личного вклада в разработку реформ названных деятелей, подводит к обобщению периода правления  Александра II.

Учитель формулирует проблемный вопрос «Почему современники утверждают, что 1 марта 1881 года бомба, брошенная народовольцем Игнатием Гриневицким, повернула колесо истории России?».

Учитель предлагает с помощью группы карточек «Исторические события» и «Исторические понятия» вспомнить и назвать контрреформы Александр III, дать характеристику этому историческому периоду. Обращает внимание на группу карт «Исторические личности» и даёт задание определить их по портретам, а также назвать тех исторических личностей, которые своей деятельностью определяли период правления Александра III.

Учитель формулирует проблемный вопрос «Является ли «страх» реформаторов за свою жизнь и судьбу России основной причиной сменой курса развития государства в XIX веке? Согласны ли Вы с этой позицией или с мнением В.О. Ключевского. (Эпиграф)

Обучающиеся работают в парах, классифицируют карточки. Учитель осуществляет индивидуальное сопровождение процесса работы.

Обучающиеся предполагают, аргументируют свою точку зрения. 

Устные ответы обучающихся

 Обучающиеся называют реформы, работают в парах с группой карточек «Исторические понятия», «Исторические события», дописывают в пустые карточки понятия и события, которые отсутствуют, но были ими изучены, и устно формулируют историческое значение реформаторской деятельности Александра II; сравнивают его деятельность с деятельностью Петра I, Екатерины II. Отмечают, что путь реформ является наиболее благоприятный для развития общества.

Обучающиеся работают в парах, затем заполняют кластер.

Обучающиеся предполагают, аргументируют свою точку зрения. 

Обучающиеся актуализируют полученные ранее исторические знания, определяют по портретам исторических персоналий, формулируют личный их вклад в разработку реформ

Обучающиеся актуализируют полученные ранее исторические знания, аргументируют свою точку зрения.

Обучающиеся работают в парах,  аргументируют свою точку зрения. 

Обучающиеся отвечают, аргументируя свою точку зрения.

2 минуты

Устные ответы: 2- минуты

Устные ответы:

2 минуты

 4 минуты (включая информацию учителя)

4  минуты

1 минута

2 минуты

2 минуты

2 минуты

2 минуты

Обучающиеся могут создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать; демонстрируют умение организовывать сотрудничество со сверстниками.

Обучающиеся могут осознанно подобрать необходимые речевые средства, в части аргументации своей точки зрения.

Обучающиеся актуализируют исторические сведения о Соборе

Обучающиеся могут

самостоятельно анализировать документальную базу по изученному периоду,

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной речью, монологической контекстной речью;

Обучающиеся могут устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Обучающиеся могут

самостоятельно анализировать документальную базу по изученному периоду,

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих

мыслей, аргументируя и отстаивая свою точку зрения

Обучающиеся демонстрируют умение организовывать сотрудничество со сверстниками. Обучающиеся могут создавать обобщения, классифицировать.

Обучающиеся демонстрируют умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, отстаивать свою точку зрения.

                                                                                                                                                                                 Итого: 23-25 минут

III. Организация активной работы с информацией.

Цель этапа: создание условий для освоения критериев оценки исторического сочинения и применения их.

Учитель даёт задание индивидуально ознакомиться с текстами написанных исторических сочинения и оценить их по предложенным критериям.

Учитель организует обсуждение текстов (количество выставленных баллов) сочинений, при этом уточняет требования к написанию.

Обучающиеся работают в парах, знакомятся с критериями оценки. Читают сочинение, оценивают, отмечая знаком соответствие/

несоответствие пункта в таблице критериев и делают устные выводы.

7 минут

Обучающиеся демонстрируют умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

  1. Самосто-ятельная систематизация изученного материала.

Цель этапа: создание условий для формирования и осознания отношения к изучаемой теме и к структуре исторического сочинения.

Учитель предлагает обменяться  сочинениями, прочитать их и проанализировать по схеме:

?

Неясно, что имеется в виду. Нужно пояснить.

Отражена важная мысль для темы сочинения.

!

Очень хорошая идея – можно взять «на вооружение»

Мне кажется, это – лишнее.

Учитель предлагает в  качестве итога урока   сформулировать уточненную тему  сочинения по одному из рассматриваемых периодов.

Обучающиеся читают текст с разметкой.

Обучающиеся обсуждают  в парах результаты работы: объясняют выставленные «значки».

Обучающиеся выборочно озвучивают темы сочинений, аргументируя свои ответы.

Устные ответы: 3-минуты

Устные ответы: 2 минуты

Обучающиеся могут

самостоятельно анализировать документальную базу, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.

                                                                                                                                                                                  Итого: 5 минут

V. Домашнее задание.

Учитель просит сформулировать домашнее задание (написать историческое сочинение по одному из изученных периодов, используя материалы урока)

Обучающиеся формулируют задание, задают уточняющие вопросы.

Итого:2 минуты

                                                                                                                                                                                    45 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории в 6 классе Собирание русских земель во второй половине XIV века.

Конспект и презентация урока истории в 6 классе "Собирание русских земель во второй половине XIV века". ( по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулина «История государства и народов России»).  ...

Тест по теме «Литература второй половины XIX века и XX века»

Тест по теме "Литература второй половины XIX  века и  XX"Выявить усвоение темы....

Россия во второй половине XIX века (Александр II и Эпоха Великих реформ)

Разработка уроков по теме Россия во второй половине XIX века (Александр II и Великие реформы)...

Методическая разработка урока для 8-го класса. Тема: «Реформы и реформаторы второй половины XIX века»

Повторительно-обобщающий урок в 8-м классе «Реформы и реформаторы второй половины XIX века» разработан с учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов нового пок...