НЕДЕЛЯ ИСТОРИИ, посвященная 75-летию Сталинградской битвы
материал по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Огальцова Римма Николаевна

НЕДЕЛЯ ИСТОРИИ,  посвященная 75-летию Сталинградской битвы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина по Сталинградской битве.

1.Когда началась и закончилась Сталинградская битва?

2.Как называлась «Высота 102» на военных картах Сталинграда?

3. О каком памятнике-ансамбле Волгограда его автор народный художник СССР Вучетич Е.В. сказал: «Камни живут дольше, чем люди, и только люди сделали его бессмертными камнями …»

4.Какое название носила операция по контрнаступлению советских войск под Сталинградом?

5. Зимой 1943 г. Донской фронт взял в плен 90 тысяч солдат и офицеров, 23 генерала и одного… Кого?

6. Сколько человек погибло в Сталинградской битве с обеих сторон?

7. Накануне Сталинградского сражения Сталин колебался, кого следует назначить на пост командующего войсками Сталинградского фронта: он хотел бы _____________, да тот неизвестно где. Назовите фамилию?

8. Этот город до войны называли «индустриальным сердцем» региона. А первые 14 месяцев Великой Отечественной войны один из заводов этого города был головным предприятием танковой промышленности СССР, давая до 40% производившихся танков «Т-34″. Назовите этот завод тремя словами.

9. Сооружение этого памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» было начато в 1963 году и завершено в 1967 (изначально планировалось открыть его к двадцатилетию победы в Великой Отечественной войне). О каком памятнике речь?

10. Английский генерал Маккартур восхищался инструктивным приказом генерала Чуйкова времен Сталинградской обороны «Вот стиль истинного джентльмена: генерал Чуйков предлагает солдатам всегда сопровождать эту даму и при входе в помещение пропускать ее вперед». Назовите имя этой дамы.

11. Как теперь называется город Сталинград?

12. Сколько дней длилась Сталинградская битва?

13. Чьим именем после окончания Великой Отечественной войны стали называть дом, в котором во время Сталинградской битвы держала оборону группа советских бойцов?

14. Этот герой Сталинградской битвы родился в селе Еленинка Челябинской области, как снайпер уничтожил 225 солдат и офицеров противника, в том числе 11 снайперов. Особенно прославился его снайперский поединок с немецким снайпером майором Кенингом. Кто этот герой?

15.Сколько лет назад закончилась Сталинградская битва?

Ответы:

1. июль 1942-февраль 1943.

2. Мамаев курган.

3. памятник ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане.

4.  Уран

5.  Генерала-фельдмаршала Паулюса.

6.  2 млн.

7. Власов.

8. Сталинградский тракторный завод.

9.  Родина-мать.

10. Граната.

11.  Волгоград.

12.  200 дней.

13.  Павлов.

14.  Василий Зайцев.

15.  75 лет назад.



Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

ГЕОРГИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ЖУКОВ

Г. К. Жуков родился 19 ноября 1896 г. в деревне Стрелковка в Калужской области. Его семья была небогатой, поэтому мальчику

пришлось рано начать работать. Отец сапожничал в городе, а мать

занималась тяжёлой крестьянской работой.

В 11 лет, окончив начальные классы церковно-приходской школы на «отлично», он отправился в Москву учиться ремеслу. Родители определили его в скорняжную мастерскую (мастерская по выделению меха). Став мастером, он ушёл оттуда в армию. В 1915 г. попал на службу в кавалерию (род сухопутных войск, которые передвигаются в бою на лошадях).

Спустя год армейской службы его отобрали для учёбы на унтер-офицера (военнослужащий младшего командного состава). После окончания учёбы Жуков был направлен на фронт. В это время шла

Первая мировая война. Попал он на фронт молодым солдатом, а вернулся опытным фронтовиком с Георгиевскими крестами на груди, которыми его наградили за захват в плен немецкого офицера и за

тяжёлое ранение. В 1941 г. Жукова назначают начальником Генерального штаба. Шла Великая Отечественная война. В эту войну генерал Жуков проявил себя как талантливый полководец. 18 января 1943 г., в день завершения прорыва Ленинградской блокады, Жукову было присвоено звание Маршала Советского Союза. А впереди его ждали новые победы и новые награды. Он был первым награждён орденом «Победы», медалью «Золотая Звезда Героя Советского

Союза» — четырежды. Со всеми важнейшими стратегическими операциями советских войск в ходе Великой Отечественной

войны неразрывно связано имя Георгия Константиновича Жукова. «Там, где Жуков, там Победа».

Эта фраза родилась в советской армии во время Московской битвы, стала крылатой и жила среди бойцов до последних дней войны. И это действительно было так. Летом 1941 г. он организовывает первую

крупную и успешную контрнаступательную операцию советских войск под Ельней, в критической обстановке сентября заменяет не справившегося с организацией обороны Ленинграда К. Е. Ворошилова

и налаживает оборону города, в октябре отзывается Сталиным в Москву и организует оборону Москвы, а затем и контрнаступление советских войск, приведшее к разгрому немецкой группы армий «Центр». Г. К. Жуков был одним из разработчиков плана контрнаступления под Сталинградом, операции на Курской дуге. Он же заменил раненого генерала армии Н. Ф. Ватутина и вступил в командование 1 м Украинским фронтом в марте 1944 г. Наконец, в ноябре 1944 г. И. В. Сталин назначает его командующим 1 м Белорусским фронтом, которому предстояло выйти на Берлин и водрузить знамя Победы над рейхстагом. Г. К. Жуков принимал капитуляцию Германии в ночь с 8 на 9 мая 1945 г., а также знаменитый парад Победы 24 июня 1945 г. на Красной площади.

ПРОЕКТ

КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ

РОКОССОВСКИЙ

Рокоссовский Константин Константинович родился в г. Великие Луки, в семье железнодорожного машиниста, поляка по происхождению. Армейскую службу начал в царской армии рядовым, продолжил младшим унтер офицером в Драгунском полку. В годы Великой Отечественной войны К. К. Рокоссовский — командир

9 го механизированного

корпуса, командующий

4-й и 16-й армиями. Командующий войсками Западного фронта Г. К. Жуков писал в его боевой характеристике: «Тов. Рокоссовский успешно провёл оборонительную операцию и не пропустил врага

к Москве, также умело провёл наступательную операцию по разгрому немецких войск... храбр, энергичен. Войсками армии управляет твёрдо. Должности командующего войсками армии вполне соответствует». Рокоссовскому дважды присвоено звание Героя Советского Союза. Он награждён семью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, шестью орденами Красного Знамени орденами Суворова I степени, и Кутузова I степени. Удостоен ордена «Победа». В битве под Курском, командуя войсками Центрального фронта, проявил военное искусство при отражении наступления немецких войск, а затем при разгроме орловской группировки противника в ходе контрнаступления. После Курской битвы Рокоссовскому было присвоено звание генерал полковника, спустя три месяца — генерала армии. Организация и проведение артиллерийской контр-подготовки в Курской битве, оригинальность решения в операции «Багратион» (1944 г.), отсечение и разгром крупных группировок противника в 1945 г. в Восточно-Прусской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях — примеры полководческого искусства Рокоссовского. Ещё до окончания операции в Белоруссии Рокоссовскому было присвоено звание маршала. «Мой Багратион» — так Иосиф Сталин иногда называл Рокоссовского. Беречь людей, воздерживаясь от неподготовленных

действий, не обеспеченных артиллерийским огнём и авиационной поддержкой, таков был один из главных принципов деятельности командующего фронтом Рокоссовского в заключительных операциях Великой Отечественной войны. При этом он всегда стремился достичь максимального превосходства в силах и средствах на направлениях главного удара. Рокоссовского часто можно было видеть на переднем крае, среди солдат и офицеров. «Если долго не бываешь в окопах, — говорил он, — то появляется ощущение, словно какая то важная линия связи оборвалась и какой-то очень ценной информации не хватает...» А солдат отвечал на это искреннее внимание командующего к себе безграничным доверием и готовностью к самопожертвованию во имя Родины, во имя Победы. Многие военные историки называют Рокоссовского самым талантливым советским полководцем. Неслучайно именно он 24 июня 1945 г. командовал Парадом Победы в Москве.

ПРОЕКТ

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ ВАСИЛЕВСКИЙ

Василевский А. М. родился 18 сентября 1895 г. в селе Новая Гольчиха Кинешеманского уезда Костромской губернии в большой семье священника. Полководец, Маршал Советского Союза (1943), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). С детства мечтал быть агрономом или учителем, но после окончания церковно-приходской школы был определён в Кинишемское духовное училище, а потом в Костромскую духовную семинарию, из последнего класса которой ушёл добровольцем в армию. Окончив в 1915 г. ускоренные курсы Алексеевского военного училища, был отправлен на фронт командовать полуротой. В мемуарах Василевский писал: «В юности очень непросто решить задачу, какой дорогой пойти... Я в конце концов стал военным. И благодарен судьбе, что вышло именно так, и, думаю, в жизни я оказался на своём месте». Великую Отечественную войну Василевский встретил в должности заместителя начальника Генштаба. Принимал активное участие в разработке плана по обороне Москвы и переходу в контрнаступление. За успешное выполнение задачи был представлен к внеочередному званию «генерал- лейтенант». В июне 1942 г. Василевский назначается начальником Генштаба, а с осени 1942 г. — заместителем народного комиссара обороны. Летом 1942 г. генерал Василевский принимал активное участие в разработке плана и координации действий воинских частей Советской Армии под Сталинградом. Летом 1943 г. Василевского ждали новые испытания. У Гитлера оставался шанс на решительный

штурм. Не было особых сомнений, что дожидаться его нужно на Курской дуге. Разведка подтвердила это. Для советского командования вопрос заключался в способах и формах противостояния врагу. Василевский и Жуков настаивали на проведении оборонительной операции с последующим переходом в контрнаступление и разгром врага. Фронтовое руководство, в особенности южного фаса Курской дуги, предлагало упреждающую наступательную операцию. Верховный командующий колебался, не надеясь более на мощную, глубокоэшелонированную оборону. Но Василевскому уже не впервой было переубеждать Сталина и брать ответственность на себя. Жуков отправился представителем Ставки на северный фас дуги к Рокоссовскому, а Василевский — на юг к Ватутину. В Курской битве Василевскому пришлось в особенности нелегко. Против него воевал один из лучших гитлеровских стратегов — фельдмаршал Манштейн. Под его командованием были лучшие эсэсовские дивизии, самая большая численность танков. Но мощь Красной Армии, умения её командиров и полководцев превысили мощь вермахта. Измотав и обескровив лучшие немецкие части в оборонительных боях, наши войска перешли в атаку. Произошёл окончательный перелом в Великой Отечественной войне. После Курской дуги, операций «Кутузов» и «Полководец Румянцев» Красная Армия больше не отступала, стремительно гнала врага с оккупированной территории. После трагической гибели командующего

3 м Белорусским фронтом генерала Черняховского, Василевский был назначен на его место. Операция по взятию Кенигсберга, которой руководил Василевский, стала образцом тактической гибкости и смекалки, её изучают в военных академиях и в наше время.



Предварительный просмотр:

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ

«ДЕТИ СТАЛИНГРАДА»

Работа учащихся 6-7 классов

Содержание

Введение

1. Голодная зима 1942 года

2.Труд на производстве и в госпиталях

3.Юные защитники города

Заключение

Введение

В Сталинград война ворвалась внезапно. 23 августа 1942 года. Еще накануне жители слышали по радио, что бои идут на Дону, почти за 100 километров от города. Работали все предприятия, магазины, кинотеатры, детские сады, школы готовились к новому учебному году. Но в тот день, пополудни, все в одночасье рухнуло. 4-я немецкая воздушная армия обрушила свой бомбовый удар по улицам Сталинграда. Сотни самолетов, совершая один заход за другим, планомерно уничтожали жилые кварталы. История войн еще не знала столь массированного разрушительного налета. В городе тогда не было скопления наших войск, так что все усилия противника были направлены на уничтожение именно мирного населения. Говоря о негуманном отношении немцев к советским людям, нельзя не вспомнить признания генерал-майора Леннинга: «Город Сталинград официально предназначен открытому грабежу из-за его удивительного сопротивления».  Из показаний майора Шпайтелья: «Немецкие войска в городе Сталинграде проявили грабеж и насилия над советским населением, забирали у местных жителей теплые вещи, хлеб и продукты, изымали столы, стулья, посуду, ценности», а также по воспоминаниям самого населения, становится понятно, что в Сталинграде размеры производимых немцами грабежей превзошли все, что имело место в других(подобных) оккупированных ими городах Советского Союза.

         Детям,  вместе со взрослыми, приходилось терпеть все горести немецкой оккупации. Немногие тогда, в сентябре, знали, что их ждет.

Цель работы: показать как жили дети военного Сталинграда на основе воспоминаний повзрослевших детей.

1.Голодная зима 1942 года

 Фашисты воплотили в жизнь самые страшные людские кошмары, и, судя по воспоминаниям детей военного Сталинграда, даже получали от этого удовольствие.

C:\Users\Ислам\Pictures\b91d970938970fe354234f96118_prev.jpg

Почти в каждом воспоминании повзрослевшего «ребенка военного Сталинграда» можно увидеть описание голода. Голода, заставляющего ежедневно рисковать и так неспокойной жизнью в норах, окопах. Под обстрелами и бомбежками, в мороз и стужу, дети, хоть как-то стремясь помочь близким и себе, и наравне со взрослыми отыскивали пищу, порой становившуюся пригодной только после многих усилий. А. А. Алексеева: «… Голодная зима 1942-го. Наверное, ее никогда не забудешь. Разве можно забыть, как ходили на развалины бывшего кожзавода и выдирали, а вернее вырубали топором из ям просоленные и мороженые шкуры? Разрубив такую шкуру на куски и опалив в печке, варили, а затем пропускали через мясорубку. Полученную таким образом студенистую массу ели. О вкусовых качествах не думали – важно было выжить.

В. Д. Изусткина писала: «… Голодная зима заставила всех нас искать все, что с грехом пополам годилось в пищу. Вот почему разбредясь в разные стороны от нашего домика, искали мы под снегом то, что оставалось от уже съеденных немцами лошадей. Как правило, это были копыта, да полуразложившиеся шкуры. Правда, были еще «продукты», которыми мы тогда питались, чтобы избежать голодной смерти, - это патока и клей – декстрин. За ними мы ходили, а вернее, ползали, на животе под пулями на тракторный завод…Принесенную патоку долго вываривали, стараясь освободить ее от керосина. Из клея же пекли лепешки. От этих «деликатесов» языки у нас стали деревянные… Все равно голод был так силен, что притуплял опасность…».

Помимо поисков еды,  детям каждый день приходилось бороться с судьбой…за воду! Ведь за водой им приходилось продираться к Волге, на виду у немцев, абсолютно беззащитными и бесправными. Каждую такую «вылазку» поджидала смерть…  А. П. Корнеева: « Каждый зимний поход девочки за водой и горелым зерном был походом между жизнью и смертью За водой Таня ходила на Волгу. Свирепый ветер насквозь продувал ее неказистую одежонку, колол лицо снежной пылью, к тому же, надо было пройти до воды и обратно так, чтобы не попасть под пули, разрывы снарядов и мин. Но если даже удавалось миновать все это, то это еще не означало оказаться дома с водой: часто кончалось тем, что немецкий часовой подходил, забирал ведро и уносил к себе в блиндаж… И когда уже пустое ведро возвращали, опасный путь к воде повторялся…».

         Е. П. Жорова вспоминала: « Вода. Чего больше всего было в Сталинграде? Кажется именно ее, ведь под боком целая Волга. Но воды-то нам, сидящим в подвалах, больше всего и не хватало. Жажда, пожалуй, переносилась нами значительно тяжелее, чем голод. Да и цена воды была нередко весьма высокой  - в человеческую жизнь. Именно такую цену заплатили некоторые мои сверстники, скрывавшиеся, как и я, в котельной одного из домов гидролизного завода. Отсюда ходили в сентябре за водой мальчишки-смельчаки в ледники, размещавшиеся около элеватора. Увы, ни один из них назад не вернулся. Причину трагедии мы узнали несколько дней спустя… На верху элеватора сидел немецкий снайпер, который расстреливал каждого, кто приближался к нему… Расплата смертью за воду длилась до тех пор, пока наши бойцы не сумели уничтожить жестокого убийцу…».

Оказывается, и малолетний ребенок может мгновенно осознать, что такое опасность, грозящая смертью… Галина Крыжановская, которой не исполнилось тогда и пяти, вспоминает, как она, больная, с высокой температурой, лежала в доме, где хозяйничали фашисты: «Помню, как один молодой немец стал куражиться надо мной, поднося нож к моим ушам, носу, грозя отрезать их, если я буду стонать и кашлять». В эти страшные мгновения, не зная чужого языка, одним инстинктом девочка поняла, какая ей грозит опасность, и что она не должна даже пискнуть, не то чтобы крикнуть: «Мама!»Галина Крыжановская рассказывает о том, как они выживали, находясь в оккупации. «От голода кожа у нас с сестрой заживо гнила, ноги распухли. По ночам мама выползала из нашего подземного убежища, добиралась до помойной ямы, куда немцы сбрасывали очистки, огрызки, кишки…»  Она  описывает такой случай. В подпол, где укрывалась семья Шапошниковых, – мать и трое детей, прыгнул молодой боец. «Как же вы здесь жили?» – удивился он и сразу снял свой вещевой мешок. Положил на топчан кусок хлеба и брикет каши. И сразу выскочил наружу. Мать семейства бросилась за ним, чтобы сказать ему спасибо. И тут на ее глазах бойца насмерть сразила пуля. «Если бы не задержался, не стал бы с нами делиться хлебом, может быть, успел бы проскочить опасное место», — сокрушалась она потом.

2.Труд на производстве и в госпиталях

М. Н. Киселев писал в своих воспоминаниях: « Война застала меня в ремесленном училище. Учебный процесс наш резко изменился. Вместо положенных двух лет обучения уже через десять месяцев я оказался на тракторном заводе. О сокращенном обучении мы не жалели. Наоборот, стремились поскорее попасть в цех, чтобы лозунг «Все - для фронта! Все - для победы!» могли осуществлять не только другие, но и мы, подростки.

Время было суровое, и скидок на возраст нам практически не было. Работали по 12 часов. С непривычки быстро уставали. Особенно было тяжело, если попадали в ночную смену. Работал я тогда фрезеровщиком и очень этим гордился. Но были среди нас и такие(особенно среди мальчишек – токарей), которые, чтобы стоять за станком , подставляли под ноги ящики и еще что-либо». 

После оккупации, оказавшись в глухом селе, одиннадцатилетняя Лариса Полякова вместе с матерью пошла работать в госпиталь. Взяв медицинскую сумку, в мороз и пургу каждый день Лариса отправлялась в неблизкий путь, чтобы принести в госпиталь медикаменты и перевязочные средства. Пережив страх бомбежек и голод, девочка нашла в себе силы ухаживать за двумя тяжелоранеными бойцами.  Дети работали в госпиталях на ровне со взрослыми. М. И. Малютина рассказывала: « Многие из нас, детей Сталинграда, ведут свой отсчет «пребывания» на войне с 23 августа. Я же ее ощутила  здесь же, в городе несколько раньше, когда девочек нашего восьмого класса послали оказывать помощь по переоборудованию школы под госпиталь. На все было отведено, как нам говорили, 10-12 дней. Мы начали с того, что освобождали классы от парт, а на их место ставили койки, заправляли их постельными принадлежностями, Но настоящая работа началась тогда, когда в одну из ночей прибыл состав с ранеными, и мы помогали переносить их из вагонов в здание вокзала. Делать это было совсем не просто. Ведь наши силенки были - не ахти какие. Вот почему каждые носилки мы обслуживали вчетвером. Двое брали за ручки, а еще двое подлезали под носилки и чуть приподнявшись, двигались вместе с основными. Раненые стонали, иные бредили, а то и сильно ругались. Большинство их было черными от дыма и копоти, оборванные, грязные, в окровавленных бинтах. Глядя на них мы нередко ревели, но дело свое делали. Но и после того, как мы вместе со взрослыми доставили раненых в госпиталь, нас домой не отпустили. Работы хватало всем: ухаживали за ранеными, перематывали бинты, выносили судна.

3.Юные защитники города

Анатолию Столповскому было всего 10 лет. Он часто отлучался из подземного убежища, чтобы добыть еду для матери и младших детей. Но мать не знала, что Толик постоянно под огнем ползает в соседний подвал, где расположился артиллерийский командный пункт. Офицеры, заметив огневые точки врага, по телефону передавали команды на левый берег Волги, где находились артиллерийские батареи. Однажды, когда фашисты предприняли очередную атаку, взрывом разорвало телефонные провода. На глазах Толика погибли двое связистов, которые один за другим пытались восстановить связь. Фашисты были уже в десятках метров от КП, когда Толик, надев маскхалат, пополз искать место обрыва. Вскоре офицер уже передавал команды артиллеристам. Вражеская атака была отбита. Еще не раз в решающие моменты боя мальчишка под обстрелом соединял нарушенную связь. Толик со своими родными был в нашем подвале, и я была свидетелем того, как капитан, передав матери буханки хлеба и консервы, благодарил ее за воспитание такого отважного сына

Анатолия Столповского наградили медалью «За оборону Сталинграда». С медалью на груди он пришел учиться в свой 4-й класс

C:\Users\Ислам\Pictures\0c7b40a5da8de8b84a57aec42ae.jpg C:\Users\Ислам\Pictures\1784a7a184279a4442b3554f9fb.jpg 

Самый юный защитник Сталинграда 6-летний Сережа Алешков.

Ираида Модина, которой было 11 лет, рассказывает о том, как они встречали бойцов Красной Армии. В дни Сталинградской битвы их семью – мать и троих детей фашисты загнали в барак концлагеря. Чудом они выбрались из него и на другой день увидели, что немцы сожгли барак вместе с людьми. От болезней и голода умерла мать. «Мы были полностью истощены и напоминали ходячие скелеты, — написала она. На головах – гнойные нарывы. Мы с трудом двигались… Однажды наша старшая сестра Мария за окном увидела всадника, на шапке которого была пятиконечная красная звезда. Она распахнула дверь и упала в ноги вошедшим бойцам. Я помню, как она в рубашке, обхватив колени одного из бойцов, сотрясаясь от рыданий, повторяла: «Спасители наши пришли. Родные мои!» Бойцы кормили нас и гладили наши обстриженные головы. Они казались нам самыми близкими людьми на свете».

 

Заключение

Победа в Сталинграде стала событием планетарного масштаба. В город приходили тысячи приветственных телеграмм и писем, шли вагоны с продовольствием и строительными материалами. Именем Сталинграда назывались площади и улицы. Но никто в мире не радовался победе так, как бойцы-сталинградцы и жители выстоявшего в сражениях города. Поколению детей военной поры было присуще раннее осознание своего гражданского долга, стремление сделать, что было в их силах, чтобы «помочь сражающейся Родине», как ни высокопарно сегодня это звучит. Но такими были юные сталинградцы.

Человек, читающий воспоминания будет потрясен судьбой детей, которые выживали в этой кровавой войне. Как матери старались сохранить своего дитя. После всего этого просыпается чувство патриотизма, того чувства которого в данном времени так не хватает  молодежи и конечно же современное поколение  не должно забывать  те суровые годы и уважать любого человека который выжил в этой войне несмотря не на что.

Интернет- ресурсы:

http://detistalingrada.narod.ru/deti_v_okkupatsii/

http://www.veteran-chest.ru/mesta-i-sobitiya/pamyat/mesta-i-sobitiya/o-chem-molchali-deti-stalingrada

http://www.gorvesti.ru/society/8912-deti-stalingrada-samye-strashnye-dni

http://yablor.ru/blogs/mirnie-jiteli-v-stalingradskoy-bitve/2187545


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

Недели Истории,

посвященной 75-летию Сталинградской битвы

(с  27.11.2017 г. По 01.12.2017 г.)

Дата проведения

План проведения

Место проведения

27.11.2017 г.

Открытие Недели истории

Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине Сталинградской битвы (презентация) (8—9 классы)

Актовый зал

28.11.2017 г.

Конкурс чтецов (чтение стихов о Великой Отечественной войне) (5-9 классы)

Актовый зал

29.11.2017 г.

Вернисаж. Конкурс рисунков, посвященных Сталинградской битве.

(5-9 классы)

Кабинет истории

30.11.2017 г.

Защита проектов «Военачальники Сталинградской битвой»  (8 класс)

Кабинет истории

01.12.2017 г.

Групповой проект «Дети Сталинграда» (6-7 классы)

Кабинет истории

        Жюри:        Куликова С.В.

                        Ефимцева Н.Н.

                        Еремина С.В.

        Ответственный за проведение:                Огальцова Р.Н.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»

Г.Камышлов

Судьбы детей военного Сталинграда

Сталинградская битва глазами детей

Шевцова Алина Олеговна 1а группа

Фоминых Александр Михайлович – преподаватель истории

Содержание

  1. Воспоминания детей о
  2. Подвиги детей военного Сталинграда

Сталинград – это боль, это муки,

В Сталинграде лишь плач матерей.

Вот берет мать дите свое в руки

И несется сквозь пули быстрей.

Реки крови и свист пулеметов

Не забудет дитя никогда.

Горы трупов умерших солдатов

Крики помощи, но в никуда…

 Царапкина Анна

Сталинград! Сталинградская битва! Эти слова осенью 1942 года не сходили с уст народов всей планеты. Их произносили во всех странах мира, на всех континентах. К событиям, развернувшимся на берегах Волги, было приковано внимание сотен миллионов людей Земли. Здесь, в величайшей битве Второй мировой войны, решалась судьба не только Советского государства. Здесь решалась судьба всего человечества. Сумеет ли Красная Армия сломить хребет гитлеровской армии и остановить фашистское нашествие? На этот вопрос должны были ответить сражения, развернувшиеся у Дона и Волги. Но самое страшное – это те, страхи, горе, голод и боль перенесли Дети военного Сталинграда. По воспоминаниям многих «детей военного Сталинграда», воскресенье 23 августа 1942 года было теплым и солнечным. В центре города – большое оживление- работали магазины, рынки, в парках отдыхали горожане; на центральных улицах работали военные и милиционеры, подготавливая место для прохода военной техники… Через несколько минут после обращения начальника штаба по противовоздушной обороне Сталинграда об ожидающемся массивном налете немецкой авиации, над центром города появился разведывательный самолет «рама». Он выбросил  огромное количество листовок и повернул обратно.

В  16 часов 18 минут, как утверждали очевидцы, послышался нарастающий гул. Большими группами, в строгом порядке летели  немецкие самолеты. Из воспоминаний Ю.Аникина (в то время 13-и летний школьник):    «Стоя на трамвайном кольце я своими глазами видел, как фашистские стервятники нагло летели вдоль города по направлению к заводам, группами, с интервалом в несколько минут. Фугасные и зажигательные бомбы (по 25 штук в самораскрывающихся ящиках), куски рельсов, пустые железные бочки с отверстиями сыпались на город, создавая устрашающий визг, вой, грохот. Мощные взрывы тяжелых бомб постоянно сотрясали землю и воздух».

 Охваченные ужасом люди, по их рассказам, пытались спрятаться в первых попавшихся укрытиях. Спасались в наспех вырытых небольших землянках, окопах, щелях, подвалах. Стало гореть все кругом: дома, улицы, город. Горели и стоящие на берегу нефтеперерабатывающие заводы, из-за горящих нефтяных пятен, казалось, что Волга горела тоже.

  В надежде на спасение, люди пытались пробраться на переправу через Волгу, но попав туда, многие поворачивали обратно, поняв, что эвакуироваться просто невозможно. Небольшой участок переправы использовали военные, редко переправляли раненых и детей. Попасть на баржу можно было только пройдя адскую давку.  «Народ валом, давя друг друга, стал карабкаться на баржу по сходням. А когда рухнул под нами причал, то я машинально вцепилась руками в брючины впереди идущего мужчины, который держал на руках маленького ребенка, но сам он успел одной рукой держаться за сходню. Потом как-то изловчился, достал из кармана перочинный ножик и вырезал те места брюк, за которое я держалась. С этими лоскутами в руках, потеряв от страха сознание, я пошла ко дну…очнулась я на берегу среди таких же «утопленников», как и я…уже взобравшись на крутой берег мы услышали гул самолета… А когда посмотрели в сторону Волги, то  та самая баржа горела ярким пламенем, как и люди с нее, барахтаясь в разлившейся нефтяной луже», - вспоминала Мазурова Нина Прокофьевна.

Некоторые пытались перебраться самостоятельно, но под постоянным обстрелом и бомбежками почти все погибали.  Так, главный путь к эвакуации был отрезан. Дети и взрослые возвращались обратно, в кошмар 23 августа.

Над головой был непрекращающийся поток самолетов, вокруг ад: пожары, копоть, пыль, смрад от сгоревших человеческих тел…Огромный костер горящего города был виден на десятки километров вокруг.

Только после полуночи атаки фашистской авиации прекратились. В этот день погибло более 40 тысяч мирных жителей (по подсчетам советского командования), в этот день закончилось детство тысяч сталинградских детей…

Как и взрослым, детям  пришлось пережить и голод, и холод, и гибель родных и все это в таком малом возрасте.  А они не только держались, но и делали все, что было в их силах, ради выживания, ради победы. Вот как об этом вспоминают они сами…

Подвиги детей военного Сталинграда

Тушение "зажигалок"

В. Я. Ходырев

«…Однажды наша группа, среди которой находился и я, услышала нарастающий гул вражеского самолета, а вскоре - и свист падающих бомб. На крышу упало несколько зажигалок, одна из них оказалась вблизи меня, ослепительно брызгая искрами. От неожиданности и волнения на какое-то время забыл, как необходимо действовать. Наотмашь ударил ее лопатой. Она еще сильно вспыхнула, обдавая фонтаном искр, и, подпрыгнув, перелетела через край крыши. Не причинив никому никакого вреда, так и догорела на земле посреди двора.

Были потом на моем счету и другие укрощенные зажигалки, но ту, первую, запомнил особенно. Прожженные ее искрами штаны с гордостью показывал дворовым мальчишкам…»

 Поимка лазутчиков

В. Л. Кравцов

« … В конце июля где-то около двенадцати часов ночи после объявления воздушной тревоги, когда по небу метались ослепительно белые лучи прожекторов, мы стояли на перекрестке улиц, у смирновского магазина. Неожиданно, из-за дома напротив, шипя, в небо ввинтилась ракета. Описав дугу, она упала где-то в районе переправы. Не сговариваясь, мы рванули в темный двор. Убегающего в сторону водокачки человека увидели сразу. Наиболее легкий на ноги Юра настиг ракетчика первым и сбил его с ног. Этого мгновения хватило, чтобы мы с Колей оказались тут как тут.

Оседлали вражеского лазутчика всем составом патруля. Обыскав его, ничего не нашли: по всей вероятности, успел избавиться от лишних улик. Связав задержанному руки брючным ремнем, повели его в милицию. Всю дорогу молчали, каждый думал о своем. Только Юрка все никак не мог успокоиться и бесконечно повторял: «Ну и гад!… Ну и фашист проклятый!».  

Нас поблагодарили за бдительность. А К. С. Богданова добавила:  « Я горжусь вами, ребята. Вас обязательно наградят».

Но 23 августа перечеркнуло все. Всем было не до наград. И все же они появились. Но позже, через два года, когда мы семнадцатилетними ушли на фронт. Только Коли среди нас не было, он погиб на пятый день после бомбежки ».

 Труд на производстве

М. Н. Киселев

« … Война застала меня в ремесленном училище. Учебный процесс наш резко изменился. Вместо положенных двух лет обучения уже через десять месяцев я оказался на тракторном заводе. О сокращенном обучении мы не жалели. Наоборот, стремились поскорее попасть в цех, чтобы лозунг «Все - для фронта! Все - для победы!» могли осуществлять не только другие, но и мы, подростки.

Время было суровое, и скидок на возраст нам практически не было. Работали по 12 часов. С непривычки быстро уставали. Особенно было тяжело, если попадали в ночную смену. Работал я тогда фрезеровщиком и очень этим гордился. Но были среди нас и такие(особенно средимальчишек – токарей), которые, чтобы стоять за станком , подставляли под ноги ящики и еще что-либо».  

Спасение людей на катере

В. А. Потемкина

« …Наша семья в то время была «на плаву». Дело в том, что папа работал механиком на небольшом катере «Леваневский». Накануне начала бомбежки города начальство направило судно в Саратов за военным обмундированием и одновременно разрешило капитану и моему папе взять свои семьи, чтобы там и оставить. Но едва мы отплыли, как началась такая бомбежка, что пришлось возвратиться назад. Потом задание отменили, мы же так и остались жить на катере.

 Но это была совсем иная, нежели раньше, жизнь – военная. Мы грузили боеприпасы и продовольствие и доставляли его в центр. После этого забирали на борт раненых бойцов, женщин, стариков, детей и переправляли на левый берег. На обратном пути наступала очередь действовать « гражданской» половины команды катера, то есть жене капитана с сынишкой  и нам с мамой. Двигаясь по покачивающейся палубе от раненого к раненому, мы поправляли им повязки, давали пить, успокаивали бойцов с тяжелыми ранениями, , прося их немного потерпеть, пока мы не достигнем противоположного берега.

Все это приходилось делать под огнем. Немецкие самолеты сбили нам мачту, много раз пропарывали нас пулеметными очередями. Нередко от этих смертельных стежек гибли взятые на борт люди. Во время одной такой ходки были ранены капитан и папа, но на берегу им оказали срочную помощь, и мы вновь продолжали наши опасные рейсы.

Вот так нежданно – негаданно оказалась я в числе защитников Сталинграда. Правда, немного мне лично удалось сделать, но если впоследствии выжил хотя бы один боец, которому я чем-то помогла, то я – счастлива».

 Участие в боевых действиях

Когда началась бомбежка, у Жени Моторина - коренного сталинградца, погибли мать и сестра. Так четырнадцатилетний подросток был вынужден какое-то время находиться вместе с бойцами на передовой. Они пытались эвакуировать его через Волгу, но из-за постоянных бомбежек и обстрелов это не удавалось. Настоящий кошмар Женя испытал, когда во время очередной бомбежки, шедший с ним рядом боец закрыл мальчика своим телом. В итоге солдата буквально изорвало осколками, но Моторин остался жив. Пораженный подросток долго бежал от того места. А остановившись в каком-то полуразрушенном доме, понял, что стоит на месте недавнего боя, окруженный трупами сталинградских защитников. Неподалеку лежал автомат, схватив который Женя услышал винтовочные выстрелы и длительные автоматные очереди.

В доме напротив шел бой. Через минуту, по спинам заходивших в тыл нашим солдатам немцев, ударила продолжительная автоматная очередь. Спасший воинов Женя, стал с тех пор сыном полка.  Солдаты и офицеры позднее называли парня «сталинградским Гаврошем ». А на гимнастерке юного защитника появлялись медали: «За отвагу», «За боевые заслуги».

 

Разведка

Бесчаснова (Радыно) Людмила Владимировна

« …Меня направили в детприемник на Клинскую улицу. Многих малышей брали в семьи , а мы ждали отправки в детские дома.

Положения на фронте было тяжелым. Враг подошел к Дону, и до Сталинграда оставались десятки километров. Взрослым пройти рубеж от Дона до станиц было сложно, так как выжженные поля очень хорошо просматривались, и всех взрослых задерживали. Командование попробовало послать ребят в разведку. В детприемнике отобрали шестерых ребят.

  Шесть дней нас готовили для разведки. По альбомам знакомились с техникой врага, обмундированием, знаками различия, условными обозначениями на машинах, как быстро сосчитать количество солдат в колонне ( по 4 человека в ряд – рядов – взвод, 4 взвода – рота и т.п.). Еще большая ценность, если бы удалось случайно посмотреть в солдатской или офицерской книжке цифры на 1 и 2 страницах, и все это держать в памяти, ничего нигде не записывая. Даже кухня могла рассказать о многом, так как количество полевых кухонь, обслуживающих определенный участок, говорило о приблизительном количестве солдат, находящихся на данном участке. Мне все это очень пригодилось, так как сведения были более полными и точными. Конечно, немцы не спешили показывать свои документы. Но иногда удавалось расположить немцев к себе  и попросить показать фотографии фрау  и киндер, а это слабость всех фронтовиков. Фотографии хранились в карманах френчей, где рядом лежали и книжки. Конечно, не все разрешали даже открыть книжку, но иногда все же удавалось. При переходе линии фронта не всегда было очень гладко. И ловили, нас и допрашивали.

Мое первое задание было за Дон в районе Кумовки. Фронтовая разведка подыскала участок высадки, и нас, с Е. К. Алексеевой (по легенде моя мать) на лодке переправили на берег, занятый врагом. Мы ни разу не видели живых немцев, и нам было не по себе. Было раннее утро. Солнце только всходило. Мы немного свернули, чтобы не было заметно, что идем от берега Дона. И вдруг, неожиданно оказались рядом с дорогой, на которой стояла колонна мотоциклистов. Мы крепко сжали друг другу руки и, делая беспечный вид, прошли сквозь ряды, вернее между мотоциклистами. Немцы не обратили на нас никакого внимания, а мы, со страху, не могли произнести ни одного слова. И только пройдя значительное расстояние, облегченно вздохнули и рассмеялись. Крещение было пройдено и стало почти не страшно. Впереди показались патрули, нас обыскали и , отобрав сало, строго-настрого запретили ходить здесь. Обращались с нами грубо, и мы поняли, что должны всегда быть начеку и возвращаться обратно другим путем. Мы должны были вернуться через день – два к месту высадки и тихо произнести «черный ворон». Кто был на тихой реке ночью, тот знает, как далеко разносится даже легкий всплеск…

В станицах солдат не было, а были созданные из казаков патрули, и в одном из домов жил староста. Пить из своих колодцев нам не разрешали. Хлеб пекли во дворе на капустных листьях, но с посторонними не делились. Дома стояли добротные и не разрушенные. Сведения, которые нам удалось собрать, давали возможность возвратиться в срок и доложить обстановку на этом участке. Небольшая заминка произошла на пути следования, которая изменил мою дальнейшую судьбу: мы возвращались домой, и вдруг начался обстрел. Мы забежали в землянку, где были старики и дети. Все молились. Гляди на Елену Константиновну, я тоже стала молиться, но делала это впервые  и , по-видимому, неправильно. Тогда старик наклонился ко мне и тихо сказал, чтобы я не молилась, и что это не моя мама. Мы возвратились и рассказали все об увиденном и услышанном. Больше меня ни с кем не посылали и изменили легенду. Она была почти правдоподобна. Я, мол, потеряла маму, ищу ее и ухожу подальше от бомбежки. Я приехала из Ленинграда. Это зачастую помогало достать пищу и пройти охраняемые участки. Еще шесть раз ходила на задание».

Русанова Галина Михайловна

«… Вскоре после приезда в Сталинград умерла от тифа мать, а я попала в детский дом. Те, кто пережил войну в детстве, помнят, как безошибочно по звуку, по силуэту научились мы разделять системы артиллерийских орудий, танков, самолетов, воинские знаки различия гитлеровской армии. Все это помогло и мне, когда я стала разведчицей.

В разведку я ходила не одна, была у меня напарница, двенадцати летняя ленинградка Люся Радыно. Не раз нас задерживали гитлеровцы. Допрашивали. И фашисты, и предатели, бывшие на службе у врагов. Вопросы задавали «с подходом », без нажима, чтобы не напугать, однако, мы уверенно старались держаться своей «легенды»: «Мы из Ленинграда, потеряли родных».

Держаться «легенды» было легко, потому, что не было в ней вымысла. И слово «Ленинграда» произносили мы с особой гордостью.

Навсегда запомнила июльскую ночь 1942 года. Меня с моим напарником Ваней направили с левого лесистого берега Дона и оставили одних на территории, занятой врагом.

И встретились. На дороге нас нагнали два немецких солдата на велосипедах. Остановили. Обыскали. Не найдя ничего  кроме хлеба, отпустили.

Так состоялось мое первое боевое крещение. То, первое задание, разведотдела 62-й армии, принимавшей участие в боях за Сталинград, не принесло видимого успеха: во время 25-километрового рейда в тыл врага ни немецкая техника, ни войска – и все равно, оно было самым трудным, потому, что первым. Последнее мое задание было в октябре 1942 года, когда шли ожесточенные бои за Сталинград. Севернее тракторного завода я должна была пройти полосу земли, занятой немцами. Два дня бесконечных попыток не принесли желаемого успеха: каждый сантиметр той земли был пристрелен точно. Лишь на третий день удалось попасть на тропинку, которая привела к немецким окопам.

 На подходе меня окликнули, оказалось, я вышла на минное поле. Немец провел меня через поле и сдал начальству. Неделю держали меня за прислугу, едва кормили и допрашивали. Затем лагерь военнопленных. Потом - перевод в другой лагерь, из которого (вот счастливая судьба) отпустили».

 Вержичинский Юрий Николаевич

« … На спуске со стороны Рабоче-Крестьянской стоял подбитый наш танк. Я приготовился переползти к нему, и вот у самого танка я попал к нашим разведчикам. Они расспросили, что я видел на своем пути. Я сказал им, что только что прошла немецкая разведка, она пошла под Астраханский мост. Меня они взяли с собой. Так я попал в 130 зенитно-минометный дивизион. Решили с первой оказией отправить за Волгу. Но я «прижился» сначала у минометчиков, а потом и у разведчиков, так как хорошо знал этот район.

 … В дивизионе мне, как местному приходилось несколько раз переходить одному через линию фронта. Получаю задание: под видом беженца пройти от Казанской церкви через Дар-Гору, станции Садовая. Если удастся, пройти до Лапшина сада. Не записывать, не зарисовывать, только запоминать. Многие местные жители уходили из города через Дар-гору, станцию Воропоново и дальше.

В районе Дар-горы, недалеко от 14 школы я был задержан немецкими танкистами по подозрению,  что я еврей. Следует сказать, что по отцовской линии моя родня – поляки. Я отличался от белобрысых местных мальчишек, тем, что был черноволос, как смола. Танкисты передали меня эсесовцам-украинцам то ли из Галичины, то ли из Верховины. А те, не мудрствуя, решили просто повесить. Но тут же я сорвался. Дело в том, что у немецких танков пушки очень короткие, и веревка соскользнула.

Только начали второй раз вешать, и …тут начался минометный обстрел нашим дивизионом. Это страшное зрелище. Не дай Бог, снова попасть под такой обстрел. Моих палачей, словно ветром сдуло, а я, как был с веревкой на шее, так и бросился бежать, не глядя на разрывы.

 Отбежав порядочно, я бросился под настил пола разрушенного дома и набросил на голову пальто. Дело было в конце октября, то ли в начале ноября, и я был в зимнем пальто. Когда я встал после обстрела, то пальто было похоже на «царскую мантию»,- из синего пальто всюду торчала вата». 

 Детям,  вместе со взрослыми, приходилось терпеть все горести немецкой оккупации. Немногие тогда, в сентябре, знали, что их ждет. Э.С. Лапшина: «О том, как ведут себя немцы на захваченной территории, я читала в газетах еще в начале войны. Честно скажу, восприятие было двойственным – и верилось, и не верилось. Но когда немцы в сентябре вошли в наш окоп, все мои сомнения были повергнуты…».

Фашисты воплотили в жизнь самые страшные людские кошмары, и, судя по воспоминаниям детей военного Сталинграда, даже получали от этого удовольствие. «Вместе с появлением немецких танков начались кровавые расправы. Под мелодии губных гармошек, под маркой борьбы с партизанами немцы вешали людей. Почти на каждом сохранившемся столбу висели мужчина или женщина. Врываясь в подвалы, погреба, щели, фашисты грабили, насиловали. Пьяные оргии продолжались несколько дней. Каждый такой день мог стать для любого из нас последним»,- А. А. Ягодин.

Говоря о негуманном отношении немцев к советским людям, нельзя не вспомнить признания генерал-майора Леннинга: «Город Сталинград официально предназначен открытому грабежу из-за его удивительного сопротивления».  Из показаний майора Шпайтелья: «Немецкие войска в городе Сталинграде проявили грабеж и насилия над советским населением, забирали у местных жителей теплые вещи, хлеб и продукты, изымали столы, стулья, посуду, ценности», а также по воспоминаниям самого населения, становится понятно, что в Сталинграде размеры производимых немцами грабежей превзошли все, что имело место в других(подобных) оккупированных ими городах Советского Союза.

 И, конечно же, это не могло обойти стороной детей. Ведь отбирали их хлеб, их вещи, их надежду на выживание…

 Так, сами того не осознавая, сталинградские дети стали «заложниками войны».

                                        

Список литературы:

http://art.ioso.ru

http://detistalingrada.narod.ru

http://ru.wikipedia.org



Предварительный просмотр:

1

Гремят истории колокола

Взывая к памяти моей,

И в них набаты

Жестоких битв и созиданий даты

И праздники, чья ширь и даль светла

2

И позабытый вновь встает рассвет

И кто-то падает сраженный,

И город, артиллерией сожженный,

От дыма черен и от пепла сед.

3

Они гремят, в них отзвук прежних дней,

Намек, подсказка, предостереженье.

Кто помнит, тот не знает поражения,

Кто помнит, тот беспамятных сильней.

4

Мы засыпали с думой о тебе,

Мы на заре включали репродуктор,

Чтобы услышать о твоей судьбе

Тобою начиналось наше утро.

5

В заботах дня десятки раз подряд,

Сжимая зубы, затаив дыханье

Твердили мы : « Мужайся, Сталинград!»

Сквозь наше сердце шло твое страданье,

6

Сквозь нашу кровь струился горячо

Поток твоих немыслимых пожаров.

Нам так хотелось стать к плечу плечом

И на себя принять хоть часть ударов!

7

От рождения земля не видала

Ни осады, ни битвы такой,

Содрогалась земля, и краснели поля,

Все пылало на Волгой-рекой.

8

В зное заводы, дома, вокзал,

Пыль на крутом берегу.

Голос Отчизны ему сказал:

Город не сдай врагу.

Верный присяге русский солдат,

Он защищал Сталинград

9

Для нас земли за Волгой нет!

Так говорили сталинградцы,

Давая Родине обет,

Что будут до конца сражаться!

10

Придёт зима, замрёт земля,

И ты к Мамаеву кургану придёшь 2 февраля.

И там, у той заиндевелой,

У той священной высоты

Ты на крыло метели белой

Положишь красные цветы.

11

И словно в первый раз заметишь,

Каким он был, их ратный путь...

Февраль, февраль... Солдатский месяц,

Пурга в лицо, снега по грудь.

Сто лет пройдёт, и сто метелиц,

А мы пред ними все в долгу...

Февраль, февраль... Солдатский месяц,

Горят гвоздики на снегу.

12

Волгоград-Сталинград.

Души павших солдат

Все время горят – просто некуда деться.

Просто нету наград.

Нет на свете наград,

Что достойнее памяти сердца.

13

Что творилось тогда-

Кровь текла, как вода.

Но не Волгой, а бурной стремниной.

Засучив рукава

Нагло перла орда.

Прикрываясь бронею «тигриной».

14

Черно-белый оскал,

В полный рост кто-то встал,

Перекрестным огнем покрестившись.

Кто за нас погибал,

Нас за это прощал,

Но в бессмертье ушел, не простившись.

15

Волгоград - Сталинград,

Рядовой и комбат

Здесь лежат, невзирая на званья.

Молча люди стоят,

Журавли пролетят,

И курлыканье – как отпеванье.



Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия,

посвященного годовщине Сталинградской битвы.

Звучат колокола из песни И.Кобзона «Поклонимся великим тем годам…»

Чтец 1: Гремят истории колокола

Взывая к памяти моей,

И в них набаты

Жестоких битв и созиданий даты

И праздники, чья ширь и даль светла

И позабытый вновь встает рассвет

И кто-то падает сраженный,

И город, артиллерией сожженный,

От дыма черен и от пепла сед.

Они гремят, в них отзвук прежних дней,

Намек, подсказка, предостереженье.

Кто помнит, тот не знает поражения,

Кто помнит, тот беспамятных сильней.

Чтец 2: мы засыпали с думой о тебе,

Мы на заре включали репродуктор,

Чтобы услышать о твоей судьбе

Тобою начиналось наше утро.

В заботах дня десятки раз подряд,

Сжимая зубы, затаив дыханье

Твердили мы : « Мужайся, Сталинград!»

Сквозь наше сердце шло твое страданье,

Сквозь нашу кровь струился горячо

Поток твоих немыслимых пожаров.

Нам так хотелось стать к плечу плечом

И на себя принять хоть часть ударов!

2-го февраля – годовщина Сталинградской битвы, одной из самых тяжелых и кровопролитных за всю историю второй мировой войны.

Ведущий 1: Ребята, 2 февраля наша страна отмечает годовщину Сталинградской битвы. Кто слышал о городе Сталинграде? Это современный Волгоград. В этот день в 1943 году прозвучали последние залпы одной из важнейших битв Великой отечественной войны. Давайте еще раз вспомним и поклонимся великим тем годам.

Ведущий 2: стратегическое значение Сталинграда определялось двумя важными факторами: его оборонным потенциалом и географическим положением. В городе работал знаменитый в 30-е годы тракторный завод, который давал стране 50% тракторов. В 1940 году на его базе начинается производство танков Т-34. Важное оборонное значение имела продукция и других заводов. Сталинград являлся и крупным транспортным узлом с магистралями в Среднюю Азию и на Урал. По Волге велась транспортировка бакинской нефти в центральные районы страны. 17 июля 1942 года историческая битва началась….

Ведущий 1: Эта битва началась 17 июля 1942 года. Под городом начались тяжелые кровопролитные бои. Все мужчины ушли на фронт, а дети, женщины, старики помогали работать в тылу - работали на заводах, шли в партизаны. Битва за Сталинград была очень тяжелая. Отстоять город было делом чести. Ведь с захватом такого крупного центра промышленности, каким являлся Сталинград, фашистам удалось бы не только ослабить страну, но и подойти к столице нашей Родины – Москве. Главнокомандующий советской армии издал приказ «Ни шагу назад». Советские солдаты сражались за каждую улицу, ща каждый дом, каждый этаж, за каждый камушек нашей родной земли. 200 дней и ночей длилась Сталинградская битва. Один из страшных дней для жителей города – 23 августа 1942 года. Тогда в далеком 1942 году немецкая боевая авиация намеревалась стереть Сталинград с лица Земли. На дома горожан были сброшены несколько тысяч бомб, уничтожив большую часть Сталинграда, убила более 40 тысяч человек, превратив тем самым город в громадную территорию, покрытую горящими руинами. Ценой невероятных усилий наши войска смогли не только отбить наступление гитлеровских войск 19 ноября 1942 года, но и окружить передовые части немецкой армии. В Сталинградской битве Советская Армия разгромила 5 армий противника, пленила 91 тысячу человек. Но и среди советских солдат было много потерь.

Ведущий 2: Сталинградское сражение называют величайшим. Иногда не сражением, а битвой. И не битвой даже, а побоищем. И тут преувеличения нет. Разве военные историки могут указать гам на другое сражение, в котором на определенных его этапах участвовало бы одновременно с обеих сторон свыше двух миллионов человек? КАКИМ БИТВАМ ПРОШЛОГО СРАВИНИТЬСЯ С ЭТОЙ, ЕСЛИ ВСПОМНИТЬ, ЧТО ТОЛЬКО В БОЯХ ЗА «Дом ПАВЛОВА» Гитлеровские войска понесли значительно большие потери, чем при взятии Парижа! Что же касается исторических последствий Сталинградской эпопеи, то и они не имеют себе равных. Лишь после того, как вышел из подвала универмага плененный фельдмаршал Паулюс и двумя днями позже поднял руки последний гитлеровец из его 330-тысячной армии, люди почувствовали –Мир спасен! 200 дней и 200 ночей! Да, Сталинградская битва не затихала ни днем, ни ночью. Спеть в огне, город в огне – вот что изо дня в день видели защитники Сталинграда .

Чтец 1: От рождения земля не видала

Ни осады, ни битвы такой,

Содрогалась земля, и краснели поля,

Все пылало на Волгой-рекой.

В зное заводы, дома, вокзал,

Пыль на крутом берегу.

Голос Отчизны ему сказал:

Город не сдай врагу.

Верный присяге русский солдат,

Он защищал Сталинград .

Чтец 2: (на фоне мелодии)

Для нас земли за Волгой нет!

Так говорили сталинградцы,

Давая Родине обет,

Что будут до конца сражаться!

Ведущий 1: в своих фронтовых блокнотах Константин Симонов писал : « …Казалось, что слова «стоять насмерть» родилось именно в Сталинграде.

Сталинград приучил человека, вооружённого автоматом, полудюжиной гранат и пулемётом, считать себя, чтобы не творилось кругом, силой, которая может задержать много немцев».

Когда на Мамаевом кургане в самый напряжённый момент боя прекратилась связь, рядовой связист 308 стрелковой дивизии Матвей Путилов пошёл ликвидировать разрыв провода. При восстановлении повреждённой линии связи ему осколком мины раздробило обе руки. Теряя сознание, он крепко зажал зубами концы провода. Связь была восстановлена. За этот подвиг Матвей был посмертно награждён Орденом Отечественной войны 2 степени. Его катушка связи передавалась лучшим связистам 308 дивизии.

Ведущий 2: Героический подвиг, похожий на подвиг сказочного героя Данко, который сжёг своё сердце во имя счастья людей, совершил военный моряк Михаил Паникаха. 28 сентября во время отражения вражеской атаки у посёлка Красный Октябрь, он израсходовал все гранаты и, схватив бутылку с горючей смесью, размахнулся, чтобы бросить её в фашистский танк. И в этот миг бутылка была разбита фашистской пулей. Моряк вспыхнул живым факелом, и на глазах у поражённых товарищей устремился навстречу вражеской машине. Огромная вспышка огня и дыма поглотила его. Михаил сгорел. Своим телом он закрыл вражеский пулемёт и спас жизнь своим товарищам, которые потом овладели дотом и в жестокой схватке уничтожили много гитлеровцев.

Ведущий 1: Славой овеяно имя города-героя Сталинграда. Местом самых ожесточённых боёв в Сталинграде стал Мамаев курган. На военных картах, в боевых донесениях, в военных приказах Мамаев курган именовался высотой 102,0. Участники же Сталинградской битвы назовут его «главной высотой Отчизны». Они скажут: «Кто был в Сталинграде, знает, что это такое». Скажет о нём и сам Василий Иванович Чуйков: «Сталинград — это Мамаев курган, каждый квадратный метр которого пробит тысячью осколков мин и снарядов; скаты его были скользкими от крови, и даже зимой он никогда не был белым — снег таял от взрывов и огня».

Ведущий 2: Именно здесь, в районе Мамаева кургана, 2 февраля 1943 года закончилась Сталинградская битва. Нелёгок был путь Красной армии у стен Сталинграда. Сколько крови пролито на полях сражений, сколько друзей и родных мы потеряли. Не сгладит время горе в наших сердцах. Для нас все погибшие останутся навсегда юными, молодыми, сильными.

Чтец 1: Придёт зима, замрёт земля,

И ты к Мамаеву кургану придёшь 2 февраля.

И там, у той заиндевелой,

У той священной высоты

Ты на крыло метели белой

Положишь красные цветы.

И словно в первый раз заметишь,

Каким он был, их ратный путь...

Февраль, февраль... Солдатский месяц,

Пурга в лицо, снега по грудь.

Сто лет пройдёт, и сто метелиц,

А мы пред ними все в долгу...

Февраль, февраль... Солдатский месяц,

Горят гвоздики на снегу.

Ведущий 1: Одним из самых известных во всем мире памятников Сталинградской битвы является комплекс памятников «Мамаев Курган».

Сообщение: Мамаев Курган, возвышенность в центральной части Волгограда, господствующая над городом, в районе которой во время Сталинградской битвы 1942-1943 происходили упорные бои. В 1963 -1967 на Мамаевом Кургане в ознаменование победы над Сталинградом создан памятник - ансамбль (авторский коллектив под руководством скульптора Е.В,Вучетича и архитектора Я.Б.Белопольского, Ленинская премия, 1970). В центре ансамбля монумент Матер -Родины (высота 52 м). у подножия кургана монумент «Стоять насмерть», под ним руины двух стен с рельефными композициями, раскрывающими тему героической борьбы. Еще одним памятным местом Сталинградской битвы является Площадь павших борцов.

Ведущий 2: Во многих странах, в том числе во Франции, Великобритании, Бельгии и ряде других стран именем битвы названы улицы, скверы, площади. Только в Париже имя «Сталинград» носят площадь, бульвар и одна из станций метро. В честь Сталинградской битвы также назван проспект в Брюсселе.

1 февраля 1943 года после сокрушительного удара нашей артиллерии сдалась и северная часть. 2 февраля 1943 года в 6 часов закончилась Сталинградская битва.

Чтец 1: Волгоград-Сталинград.

Души павших солдат

Все время горят – просто некуда деться.

Просто нету наград.

Нет на свете наград,

Что достойнее памяти сердца.

Что творилось тогда-

Кровь текла, как вода.

Но не Волгой, а бурной стремниной.

Засучив рукава

Нагло перла орда.

Прикрываясь бронею «тигриной».

Чтец 2: Черно-белый оскал,

В полный рост кто-то встал,

Перекрестным огнем покрестившись.

Кто за нас погибал,

Нас за это прощал,

Но в бессмертье ушел, не простившись.

Волгоград- Сталинград,

Рядовой и комбат

Здесь лежат, невзирая на званья.

Молча люди стоят,

Журавли пролетят,

И курлыканье – как отпеванье.


Песня «Журавли» Марк Бернес,

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?

Сегодня, предвечернею порою,
Я вижу, как в тумане журавли
Летят своим определенным строем,
Как по полям людьми они брели.

Они летят, свершают путь свой длинный
И выкликают чьи-то имена.
Не потому ли с кличем журавлиным
От века речь аварская сходна?

Летит, летит по небу клин усталый — 
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый — 
Быть может, это место для меня!

Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно – музыкальная композиция, посвященная 65-летию Сталинградской битвы "Это было с бойцами или страной, или в сердце твоем»

Сценарий праздника для детей в возрасте от 10 до 16 лет.  Постановка посвящена девушкам и юношам ушедшим на фронт. В сценарии использованы стихи, песни военной тематики....

КОНФЕРЕНЦИЯ «НАЧАЛО КОРЕННОГО ПЕРЕЛОМА», посвященная 70-летию Сталинградской битвы

для учащихся 9-11 классов (презентация результатов исследования просмотренных видеоматериалов «Час истины №214 «Битва за Сталинград». Передача первая»»http://www.redmediatv.ru/video.php?id=1462, «Час ...

Методическая разработка урока на конкурс "Откуда есть пошла Русская земля" Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева "Горячий снег" ( к 70-летию Сталинградской битвы)

Прошло немало лет с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Совсем скоро ( 2 февраля 1943 года) страна будет отмечать 70-летие ПОБЕДЫ в Сталинградской битве. Но и сегодня в...

Методическая разработка урока. "Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева "Горячий снег" (к 70-летию Сталинградской битвы)

Прошло немало лет с тех пор , как отгремели победные залпы Великой Отечественной войны.Совсем скоро ( 2 февраля 2013 года) страна будет отмечать  70-летие сталинградской битвы. И сегодня время ра...

Викторина, посвящённая 70-летию Сталинградской битвы

Викторина состоит из вопросов 1 и 2 уровней сложности....

НЕДЕЛЯ ИСТОРИИ, посвященная Великой Отечественной войне (Битва под Москвой)

НЕДЕЛЯ ИСТОРИИ,  посвященная Великой Отечественной войне  (Битва под Москвой)...