Разработка открытого урока в 6 классе "ПУТЕШЕСТВИЕ В СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД"
методическая разработка по истории (6 класс)
Сегодня мы совершаем виртуальное путешествие в средневековый город, познакомимся с жизнью и бытом горожан, ремесленников, купцов, поработаем с историческими документами, побываем на пиру в средневековом замке. А сейчас давайте вспомним некоторые термины и понятия из средневековой жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60.5 КБ |
![]() | 13.74 КБ |
![]() | 31.5 КБ |
![]() | 37.5 КБ |
![]() | 29.5 КБ |
![]() | 25.5 КБ |
![]() | 10.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Павловский Посад Московской области
Разработка открытого урока
в 6 классе
по теме:
Учитель истории и обществознания:
Огальцова Р.Н.
г. Павловский Посад
2017 – 2018 год
ТЕМА УРОКА: | Путешествие в средневековый город. |
ЦЕЛИ УРОКА: | 1. образовательная |
а) систематизация и контроль знаний учащихся по теме «Средневековый город»; | |
б) развитие познавательной активности учащихся; закрепление умений и навыков при работе с картами и схемами. | |
2. воспитательная | |
а) сформировать у учащихся представление о добре и зле, нравственные понятия. | |
ОБОРУДОВАНИЕ: | 1. учебник; |
2. карта «Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы в XI-XIV вв.»; | |
3. настольные атласы; | |
4. тест – повторение; | |
5. тест – закрепление; | |
6. основные термины; | |
7. опорные понятия; | |
8. рабочая тетрадь; | |
9. картины «В мастерской ремесленника», «В средневековом городе»; | |
10. исторические документы; | |
11. Реквизит: ложка, вилка, карты, чай, подсвечник, салфетки, механические часы. |
ХОД УРОКА:
- Орг. момент.
- Опрос учащихся.
- Объяснение новой темы.
- Закрепление и обобщение изученного.
- Домашнее задание.
- Орг. момент.
Приветствие. Запись в журнале.
Объявление темы и целей урока.
Слово учителя:
Сегодня мы совершаем виртуальное путешествие в средневековый город, познакомимся с жизнью и бытом горожан, ремесленников, купцов, поработаем с историческими документами, побываем на пиру в средневековом замке. А сейчас давайте вспомним некоторые термины и понятия из средневековой жизни.
II. Фронтальный опрос – повторение.
Проводится викторина – разминка «отгадай словечко» (работа с терминами).
На доске вывешиваются слова, которые учитель использует в викторине. Учащиеся должны подобрать нужный ответ.
Работа с тестами.
Учащиеся находят правильные ответы, проводят самопроверку. Учитель проводит выборочный опрос по тестам.
- Объяснение новой темы.
Работа с картой.
На доске вывешивается карта «Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы в XI – XIV вв.».
Слово учителя:
Новые города появлялись в различных местах, о чем свидетельствуют их названия: около замков и крепостей (Аугсбург, Страсбург, Бранденбург), вокруг монастырей (Сент Олбанс, Сен Жермен, Сант Яго), около мостов (Брюгге, Кембридж), около переправ через реки (Оксфорд). В немецком языке слово «бург» означает крепость, «фурт» - брод, «хафен» - гавань; в английском языке слово «форд» означает брод, «бридж» - мост.
Что способствовало возникновению городов? Появились новые орудия труда, увеличилось количество распаханных земель, возросла урожайность, и это привело к отделению ремесла от сельского хозяйства. Многие феодалы способствовали росту городов на своих землях так как города приносили хороший и стабильный доход. Города способствовали торговле. Найдите на карте крупные торгово-ремесленные города.
Учащиеся находят на карте и называют города: Брюссель, Антверпен, Аугсбург, Оксфорд.
Учитель:
По какому морю европейцы плавали, чтобы торговать со странами Востока, со странами Кавказа и Крыма?
Ученик:
Чтобы торговать со странами Востока, со странами Кавказа и Крыма средневековые купцы плавали по Средиземному морю и по Черному морю.
Учитель:
Какой важный морской торговый путь существовал для торговли на Севере?
Ученик:
Это был путь по Северному и Балтийскому морям.
Учитель:
Назовите города, в которых проходили крупнейшие ярмарки и торги?
Ученик:
Париж, Милан, Москва, Новгород.
Учитель:
В средние века профессия купца была очень опасной. Кто представлял угрозу для купцов?
Ученик:
Разбойники и пираты. Они нападали на купцов, грабили их и даже продавали в рабство.
Учитель:
Чтобы легче было переносить трудности, купцы часто объединялись. Как называлось такое объединение?
Ученик:
Такое объединение называлось «гильдия». Это союз купцов, который организовывался для защиты их интересов.
Учитель:
Какие налоги приходилось платить купцам?
Ученик:
Купцам приходилось платить налог за пыль, за переезд по мосту.
Учитель:
Что обозначала средневековая поговорка: «Что с возу упало, то пропало»?
Ученик:
Упавшие вещи с повозок купцов принадлежали хозяину того участка земли, по которой следовал торговец.
Слово учителя:
Мы с вами привезли товар в средневековый город, а теперь давайте побываем в лавке ремесленника.
Индивидуальный опрос по опережающему заданию.
Отвечает первый ученик, которому было дано опережающее задание: составить рассказ по картине «Лавка ремесленника».
Отвечает второй ученик, зачитывает «Статут ткачей шерсти».
Учитель дополняет ответы учащихся, комментирует их. И оценивает.
- Закрепление и обобщение изученного.
Проводится игра «Пир в средневековом замке».
Класс делится на две команды, за каждый правильный ответ начисляют пять баллов. В конце игры подводят итоги и определяют победителя
На столе раскладывают реквизит: подсвечники со свечами, посуду, вилки, ножи, ложки, механические часы, чай, салфетки, игральные карты.
Задание 1.
Определить, что не могло находиться на пиру в средневековом замке (вилки, чай, салфетки, часы, карты).
Задание 2.
Зачем на свечах деления? (чтобы следить за временем; каждое деление соответствует двум часам).
Задание 3.
Как будет вымыта посуда? (никак; посуду чистили с помощью песка и травы).
Задание 4.
Как хранилась пища? (мясо и рыбу хранили в соли, овощи и фрукты сушили и мариновали).
Слово учителя:
Давайте еще раз посмотрим на картину «Средневековый город». Как жилось людям в этом городе? Как выглядел город изнутри? В долгие месяцы осени и зимы город рано погружался во мрак. Домовладельцев обязывали вывешивать фонари у своих домов лишь в особых случаях: при пожаре, в дни приезда высокопоставленных гостей. Горожанин вынужденный вечером выйти из дома, вооружался длинной палкой и коптящим фонарем, который надо было защищать плащом от ветра. Улица носила имя какого-нибудь святого или обозначалась названием того ремесла, представители которой селились на этой улице. Нумерации домов не было. Обычно дом украшался эмблемой своего хозяина. Адрес звучал своеобразно: «улица Святого Якоба. Дом синего сапога., справа». Дома были деревянные, их обмазывали снаружи глиной и крыли тёсом или соловой. Только отдельные здания, принадлежавшие дворянам да богатым купцам, были каменные. При таких условиях, когда деревянные здания тесно примыкали друг к другу, пожары были нередки и представляли собой грозное, опустошительное бедствие, с которым боролись все горожане.
Работа с историческими источниками.
Решение исторических задач.
Учащиеся зачитывают свои задания, ученики стараются найти правильный ответ (приложение).
Слово учителя:
Мы с вами совершили путешествие в средневековый город, побывали в лавке у ремесленника, узнали каковы обычаи в цехах, каковы порядки в городе, как жили простые горожане и состоятельные купцы. А сейчас давайте составим термины, значение которых вы узнали на уроке.
Проводится игра «Шарада» (приложение).
V. Домашнее задание.
Учитель комментирует ответы учащихся, выставляет оценки, записывает на доске домашнее задание.
Предварительный просмотр:
- Никто в Париже не может быть ткачом, если он не купил право заниматься этим ремеслом у короля.
- Каждый ткач может иметь в своем доме два широких станка и один узкий.
- Каждый ткач шерсти может иметь лишь одного ученика, причем не меньше, чем на4 года службы. Плата за учебу должна равняться – 4 парижским ливрам… Или на 7 лет без денег.
- Если ученик уйдет по вине хозяина в течение четверти года, хозяин возвращает ему три четверти денег.
- Старшина и двое присяжных должны смотреть имеет ли мастер достаточно имущества и способен ли он передать мастерство своему ученику.
- Ткани любого сорта должны иметь в ширину семь четвертей, иначе мастер заплатит 5 су штрафа.
- Никто при выделке сукна не может примешивать к настоящей шерсти шерсть ягненка под угрозой штрафа в 10 су за каждый кусок.
- Старшина и присяжные должны… разрезать испорченное сукно на пять частей и вернуть его хозяину после уплаты 20 су штрафа за каждый целый кусок.
- Каждый ткач должен платить торговую пошлину в размере 6 денье с любого куска сукна.
- Никто не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа в 12 денье.
- Все штрафы должны уплачиваться главе парижского округа или его помощнику.
Предварительный просмотр:
- Причины появления новых городов в Средневековой Европе.
А) успехи в хозяйстве;
Б) строительство замков;
В) отделение ремесла от сельского хозяйства.
- Город, жители которого победили в борьбе с сеньором.
А) монополия;
Б) коммуна;
В) фортуна.
- Орган управления городом, избираемый горожанами.
А) совет народных депутатов;
Б) городской совет;
В) совет ремесленников.
- Что такое цех?
А) место добычи сырья;
Б) место обработки сырья;
В) союз ремесленников одной специальности.
- Кто являлся хозяином мастерской?
А) цеховой старшина;
Б) мастер;
В) подмастерье.
- Что такое гильдия?
А) союз старшин;
Б) союз купцов;
В) союз правителей.
- Название управления городов, жители которых победили сеньора.
А) самоопределение;
Б) самовыражение;
В) самоуправление.
- Название правил, которые обязаны соблюдать все члены цеха.
А) устав;
Б) программа;
В) приказ.
- Что такое банк в Средневековье?
А) хранилище больших сумм денег;
Б) место торговли купцов;
В) место работы менял.
- Что называется товаром?
А) вещь, изготовленная на продажу;
Б) вещь, изготовленная для собственного пользования;
В) вещь, изготовленная для подарка.
- Что такое ярмарка?
А) большая площадь;
Б) ежегодный торг;
В) место сбора налогов.
- Здание городского совета в средневековом городе:
А) мэрия;
Б) сенат;
В) ратуша.
Предварительный просмотр:
Игра «Шарада»
Первый слог – кусок земли.
Второй слог – мычание коровы.
Третий слог – предлог.
Целое – свободный средневековый город.
(ком-му-на)
Игра «Шарада»
Первый слог – бог солнца в Египте.
Второй слог – короткое музыкальное приветствие.
Третий слог – начальная буква алфавита.
Целое – здание городского совета в средневековом городе.
(ра-ту-ша)
ВИКТОРИНА
- То, что производил ремесленник на продажу (товар).
- Помощник мастера (подмастерье).
- Глава цеха, избиравшийся мастерами (старшина).
- Правила, обязательные для всех членов цеха (устав).
- Города, освободившиеся от власти сеньора (коммуна).
- Здание городского совета (ратуша).
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЕ № 1
Реши историческую задачу:
Герцог Конрад фон Церинген, владевший землями в Брей-сгау (Германия), 3 апреля 1202 года подал жалобу в суд Фрейбурга на двух его жителей: Зетвина и Лютфрида. Герцог утверждал, что они его крепостные, бежавшие из своих деревень осенью 1201 года, он требовал, чтобы они вернулись на прежние места жительства. Но Лютфрид доказал при помощи 7 свидетелей, что он живет в городе с 1 апреля 1202 года. А Зетвин заявил, что он лично свободный.
Вопрос:
Какое решение должен был принять суд и на каком основании?
Ответ:
ЗАДАНИЕ № 2
Реши историческую задачу:
Известно, что в средневековых европейских городах были очень узкие улицы. Власти многих городов пытались регулировать их ширину, определяя, что улица не должна быть уже установленной ими нормы – например, не уже длины копья или, как в Париже, такой, чтобы идущий по ней осёл, мотая головой, мог щипать траву с противоположных боковых оград улицы.
Вопрос:
Как обходили эти запреты хитрые горожане?
Ответ:
ЗАДАНИЕ № 3
Реши историческую задачу:
В одном средневековом документе сказано: «Да будет известно, нам в Кельн явился Вальтер Кезингер, предложивший построить колесо для прядения и сучения шелка. Но, подумавши, посоветовавшись со своими друзьями, совет нашел, что многие в нашем городе, которые кормятся этим ремеслом, тогда погибнут. Поэтому постановлено, что не надо строить и ставить колесо ни теперь, ни когда-либо впоследствии»
Вопрос:
Почему совет не разрешил строить колесо, ведь с экономической точки зрения это было выгодно?
Ответ:
ЗАДАНИЕ № 4
Работа по картине. Составление рассказа.
Представь, что ты – владелец ремесленной мастерской XIII века. Расскажи о том, что ты производишь в своей мастерской? Кто тебе помогает? Какие орудия труда ты используешь? Какое сырье? Отгадай, гербы каких ремесленников ребята здесь изобразили?
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/18/picture-19688.jpg)
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/07/picture-61112-1362675673.jpg)
Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс
Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...
Разработка открытого урока в 5 классе по теме: "Урок-путешествие в страну Лингвинию"
Открытый урок проводился в рамках районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Цель: распространение педагогического опыта....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/13/picture-142317-1352823003.jpg)
Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.
Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/04/picture-74703.jpg)
Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.
1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами." 2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/15/picture-260507-1531672541.jpg)
Метадическая разработка открытого урока вокала. Тема:«Усовершенствование навыков и умений постановки голоса в процессе работы на уроках вокала».
- обеспечить формирование у учащегося знание об особенностях работы голосового аппарата; - обобщить и систематизировать знания, полученные в процессе работы на уроке; - создать условия для развити...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/06/picture-911744-1515257438.jpg)
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...