Разработка урока "СТРОИТЕЛЬСТВО ОБНОВЛЕННОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
план-конспект урока по истории (9 класс)

Огальцова Римма Николаевна

Перегруппировка политических сил после августа 1991 года; национальная политика; разработка новой Конституции; политический кризис 1993 года; чеченская война; опыт российского парламентаризма и многопартийности в современных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_stroitelstvo_obnovlennoy_federatsii_2015-2016.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

школа-интернат для обучающихся

 с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Павловский Посад Московской области

Разработка  урока

по истории России (9 класс)

ТЕМА:

 

Учитель истории:

Огальцова Р.Н.

г. Павловский Посад

2015 – 2016 учебный год

ТЕМА УРОКА:

Строительство обновленной Федерации.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. образовательная

а)  усвоить принципиальное отличие новой политической системы России от советской модели организации власти;

б)  осмыслить первые итоги и последствия ее функционирования;

2. воспитательная

а) сформировать у учащихся представление о добре и зле, нравственные понятия.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. учебник;

2. карта «Российская Федерация» (1991-1998 гг);

3. настольные атласы;

4. контурные карты;

5. таблица;

6. основные термины;

7. опорные понятия;

8. Конституция РФ 1993 г.;

9. основные даты;

10. рабочая тетрадь;

ХОД  УРОКА:

  1. Орг. момент.

  1. Опрос учащихся.

  1. Объяснение новой темы.

  1. Закрепление.

  1. Обобщение.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

Правовое государство; разделение властей; парламентская республика; президентская республика; Федеративный договор; политический кризис.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:

Перегруппировка политических сил после августа 1991 года; национальная политика; разработка новой Конституции; политический кризис 1993 года; чеченская война; опыт российского парламентаризма и многопартийности в современных условиях.

РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТОЙ:

Уметь показать на карте «Российская Федерация» (1991 – 1998 гг.) основные субъекты РФ.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ:

21 сентября – 4 октября 1993 г. – политический кризис;

12 декабря 1993 г. – принятие Конституции РФ, выборы Государственной Думы;

лето 1996 г. – президентские выборы.

ХОД  УРОКА:

  1. Орг. Момент:

Приветствие, запись в журнале.

  1. Опрос учащихся:

Возрождение духовных ценностей (фронтальный опрос):

1) Какие религиозные конфессии характерны для России?

2) Чем был вызван кризис коммунистической идеологии в начале 90-х годов?

3) Какие фильмы вызвали большой общественный интерес в 90-е годы?

4) Какие изменения произошли в средствах массовой информации?

  1. Объяснение новой темы:

План:

  1. Народы и регионы России накануне и после распада СССР.
  2. Федеративный договор.
  3. Конституция 1993 года  о принципах федеративного устройства России.
  4. Нарастание противоречий между Центром и регионами.
  5. Чеченский кризис.
  6. Результаты федеративного строительства в 90-е годы.

Для выяснения главного вопроса о принципиальном отличии либеральной и советской систем власти ученикам предлагается сравнить тексты Конституции СССР 1977 года и Конституции РФ 1993 года, а затем заполнить таблицу.

Вопросы по таблице:

  1. Что означает характеристика РФ как демократического государства?
  2. Почему при всех внешних демократических атрибутах  советскую систему власти нельзя было назвать подлинно демократической?
  3. Что характеризует Россию как правовое государство?
  4. Создано ли в России правовое государство?

При рассмотрении вопросов политического кризиса в России осенью 1993 года учащиеся зачитывают статьи учебника – воспоминания активных участников событий – Б.Н. Ельцина, Р.И. Хасбулатова, Е.Т. Гайдара, а затем высказывают собственное мнение к происшедшему, оценивают его итоги и последствия. Учитель комментирует ответы учащихся, поправляет их.

Важным вопросом является национальная политика России в 90-е годы. Центральное место занимает здесь война в Чечне (1994-1996 гг.)

Слово учителя:

Предвыборные обещания Б.Н. Ельцина дать регионам « столько суверенитета, сколько смогут съесть», обернулись после выборов главы Российского государства нарастанием центробежных тенденций в самой России. В условиях же наметившегося ослабления центральной власти и краха СССР тяга к самостоятельности в некоторых автономных республиках и областях заметно усилилась. В ряде из них были введены посты президентов. 27 октября 1991 года президентом Чечено-Ингушской АССР был избран Джохар Дудаев, провозгласивший выход Чечено-Ингушетии из состава России. Вскоре в Чечне стали формироваться вооруженные силы, «приватизировавшие» вооружение Советской Армии, расположенное на территории республики. Попытки Центра «урезонить» и даже припугнуть Дудаева успеха не принесли. В августе 1994 года «общенародный съезд» чеченского народа поддержал решение своего президента о начале «священной войны» с Россией за независимость. В ответ Москва  предъявила ультиматум мятежной провинции, предложив под угрозой применения силы сложить оружие. После отказ выполнить это требование 10 декабря в Чечню вошли федеральные войска, а фронтовая авиация приступила к бомбардировкам. Иллюзии московских властей в считанные дни восстановить конституционный порядок в Чечне вскоре развеялись. Обе стороны несли огромные потери.

Война в Чечне стала крупнейшим военным столкновением на территории бывшего СССР со времен  Второй Мировой войны. Она обошлась россиянам в триллионы рублей, а самое главное – унесла жизни свыше 100 тысяч человек с обеих сторон. Она стала серьезным предупреждением, как властям, так и их противникам о последствиях возможного гражданского конфликта в России.

  1. Закрепление:

Вопросы:

  1. В чем причина оживления массовых национальных движений в России?
  2. Какие варианты решения национального вопроса существовали в 90-е годы?
  3. Почему было необходимо срочно менять национальную политику?
  4. Каким образом были устранены противоречия между государственными актами и федеральными законами о суверенизации краев и областей?

  1. Обобщение:

Февраль 1994 года – подписание Федерального договора о разграничении полномочий. «Миртемир Шаймиев взял ситуацию под контроль в Татарстане».

Домашнее задание:

Учитель комментирует ответы учащихся, выставляет оценки и записывает домашнее задание на доске.

Система

власти Советов

Политическая система власти России с декабря 1993 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....