Методическая разработка на тему:“Роль уроков-семинаров с профориентацией как мотивация учащихся к изучению школьных предметов и выбору дальнейшей профессиональной деятельности”.
методическая разработка по истории (11 класс)

Тип урока позаимствован у ВУЗов и в контексте СВУ МВД РФ ориентирован на дальнеший выбор профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Для старших классов24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема методической разработки:

“Роль уроков-семинаров с профориентацией как мотивация учащихся к изучению школьных предметов и выбору дальнейшей профессиональной деятельности”.

Данная методическая разработка в большей степени рекомендована для проведения занятий в старших классах (9-11), т.к. в ней рассматривается такой тип урока, как урок-семинар. Урок-семинар позаимствован у преподавателей ВУЗов и его основная цель – “погрузить”  учащихся в проблему и найти альтернативные пути решения. Преимуществом данного типа урока является подготовка учащихся к обучению в ВУЗах и более легкой адаптации там в дальнейшем.

Проведение уроков-семинаров сегодня, на наш взгляд, кажется весьма актуальным. Во-первых, урок-семинар позволяет разнообразить традиционное ведение занятия. Во-вторых, позволяет учащемуся проявить себя, выразить собственное мнение, что в контексте современных тенденций в образовании, в частности гуманизации, является крайне важным.

Преимущества уроков-семинаров, на наш взгляд, заключаются в следующем:

  • они позволяют раскрыть индивидуальные особенности каждого учащегося;
  • самостоятельная работа учащихся исключает возможность списать у одноклассников;
  • выступление перед публикой, работа в группе, отстаивание своей точки зрения развивают коммуникативные навыки;
  • благодаря необычной подаче материала информация усваивается намного лучше;
  • учащиеся пытаются найти альтернативные способы решения поставленных проблем;
  • вырабатываются навыки и умения анализировать изученный материал, делать соответствующие выводы.

Уроки-семинары имеют свои особенности:

  1. возможен недостаток времени, поэтому подобные занятия лучше проводить во время парных уроков;
  2. разный уровень успеваемости учащихся может привести к тому, что отстающие учащиеся могут проявлять чрезмерную пассивность и во время занятий в группах просто отсиживаются;
  3. особенности характера учащегося – плохие и застенчивые школьники могут помешать проведению семинара;
  4. данные занятия не должны проводиться в канун экзаменов, промежуточных аттестаций, итоговых контрольных работ, когда учащиеся загружены в значительной степени, т.к. в уроке-семинаре на первом месте должен стоять интерес школьников, в обратном случае это станет рутиной и вызовет отторжение;
  5. тему семинара должны, на наш взгляд, выбирать именно учащиеся;
  6. уроки-семинары не стоит проводить часто, не чаще 1-2 в месяц, т.к. большее количество может вызвать отторжение и потерю интереса учащихся.

Существуют различные формы проведения уроков-семинаров:

  • проблемные доклады;
  • противостояние сторон, когда учащиеся делятся на группы и используя заранее подготовленную информацию отстаивают свою точку зрения;
  • творческие работы любого формата;
  • развернутые беседы с графическим сопровождением (презентации, составление графиков и т. д.);
  • экспертное мнение, когда учащиеся обсуждают проблему, позиционируя себя профессионалами - историками, литераторами, деятелями науки и т.д.

В данной методической разработке будет использован последний из перечисленных выше уроков-семинаров – экспертное мнение.

Своего рода инновацией является сочетание элементов урока-семинара с профориентацией, которая на сегодняшний день рассматривается как крайне важный элемент образования. Профориентация оказывает существенную помощь учащимся в осознанном выборе профессии, что в эпоху информационного общества является весьма значимым.

Возможное сочетание элементов урока-семинара с профориентацией, а так же использованием современных ИКТ, предлагается на примере урока истории в 9 классе. Учитывая особенности учебного заведения, в котором проводится данный урок, а это СВУ МВД РФ в городе Санкт-Петербурге, тема учащимися выбрана следующая: “Деятельность и реформирование российской полиции после Февральской революции 1917 г.”

Следует отметить, что учащиеся, выбрав тему, начинают заранее подбирать необходимые материалы по избранной теме. Данная тема крайне важна в истории нашего государства, т.к. итогом Февральской революции стало свержение монархии и в дальнейшем становление советской власти.

На начальном этапе подготовки к уроку-семинару учащимся рекомендовано самостоятельно изучить материал по выбранной теме. Помимо подбора информации, учащиеся получают дополнительное задание - подготовить презентацию, наглядно иллюстрирующую ключевые вопросы заявленной темы.

Следующий этап - непосредственно сам урок, в начале которого учитель предлагает план изучения данной темы:

  1. Итоги и последствия Февральской революции 1917 г.
  2. Чем вызвана необходимость реформирования полиции?
  3. Назвать основные мероприятия, проводимые Временным правительством по реформированию полиции.
  4. Почему вышеназванные мероприятия оказались неэффективными?

  1. Могла ли неэффективность мероприятий Временного Правительства по преобразованию полиции стать одной из причин неизбежности Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде в 1917 г. и прихода к власти Советов?

Учащиеся должны назвать основные проблемы, с которыми столкнулось Временное Правительство в контексте реформирования полиции, и выступить в качестве экспертов-историков, предлагающих иные способы преобразования системы правоохранительных органов.

В контексте последнего вопроса, заданного учителем, учащиеся анализируют изученный материал и делают выводы, что подтверждает тесную связь профориентации с усвоением образовательной программы. Усвоение программы основано, в первую очередь, на интересе, что является крайне важным в формате современного подхода к обучению учащихся.

Работа в группах позволяет школьникам выработать свои версии возможного реформирования полиции после февральских событий 1917 г. Народная милиция не оправдала ожиданий, как правительства, так и общества. Почему? Этот вопрос и стал ключевой проблемой, которую должны были разрешить учащиеся.

На примере конкретного урока, состоявшегося в Суворовском военном училище МВД России г. Санкт-Петербурга, были достигнуты следующие результаты: после обсуждения заявленной проблемы в группах учащиеся пришли к определенным выводам.

Для того чтобы деятельность полиции стала более эффективной:

  1. У общества должен сформироваться в отношении данного карательного органа позитивный образ. Учащиеся отметили, что горды за сегодняшнюю полицию, когда СМИ транслируют репортажи о том, как ее сотрудники, выполняя свою работу, совершают подвиги и помогают людям;
  2. Необходимо полностью ликвидировать коррупцию и это обязательно скажется позитивно на образе полиции. Народная милиция, созданная после Февральских событий 1917 г., состояла из людей, в большинстве своем не имеющих юридического образования и использующих свою должность в корыстных целях. Требования к подбору кадров в Народную милицию были более, чем лояльные: не находиться под следствием, не быть осужденным, не содержать дома терпимости;
  3. Работа полиции должна быть хорошо отлажена и организована на всех уровнях, действовать централизованно, что так же не наблюдалось после Февральской революции 1917 г.
  4. Народной милицией не было сделано ничего в области обеспечения общественной безопасности, как следствие-рост преступности в стране.
  5. Конфликт во власти, в самом Временном правительстве, известный в истории, как “корниловщина”, стал последней точкой в ответе на вопрос, почему Народная милиция не оправдала надежду общества.

Революция – один из худших способов общественного развития. Она всегда сопровождается беспорядками и  кровью, поэтому власти и правоохранительные органы должны действовать в данной ситуации более жестко. Именно к такому выводу пришли учащиеся.

Таким образом, урок-семинар с профориентацией действительно является крайне важным и эффективным элементом современного образования, т.к. мотивирует и вызывает интерес учащихся к изучаемым предметам.

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Роль поделок в управлении познавательной деятельностью ученика на занятиях по социально-бытовой ориентации в условиях надомного обучения»

Школа готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса. У учащихся формируются необходимые нравственные понятия, навыки ку...

Методическая разработка на тему «Роль психологических барьеров в установлении межличностных отношений субъектов педагогического взаимодействия и способы их устранения»

           В настоящее время задача подготовки педагогов к разрешению конфликтных ситуаций в группах учащихся приобрела особую важность. Однако анализ практической...

Методическая разработка по теме : "Межпредметные связи как средство формирования культуроведческой компетенции учащихся на уроках литературы , русског языка и во внеурочной деятельности.""

Интеграция предметов- это не просто соединение их частей и элементов, это взаимопроникновение, объединение на  основе общего подхода. Стремление к эффективности  учебного процесса  заст...

Методическая разработка на тему: «Роль героико-патриотической музыки в воспитании личности суворовца»

В данной  методической разработке   раскрывается  вопрос  влияния  героико- патриотической  музыки  русских композиторов на  развитие  моральных качес...

Методическая разработка на тему: Роль краеведческой исследовательской работы в патриотическом воспитании студентов

Историческое краеведение сегодня — это сложное самостоятельное направление науки во всём мире. Изучение местной истории представляет не только сугубо региональный интерес. Процессы, разворачивающиеся ...